скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыСочинение: Архитектура и общественная безопасность: постановка проблемы

История свидетельствует, что как "концептуальность", так и "нормативность" имеют свои российские гносеологические корни. Философские истоки первого исходят из господствующей в XIX и в начале ХХ века русской идеологии конструирования действительности. Среди различных концепций о праве человека вершить историю по своему усмотрению отметим программы Столыпина, проект оживления предков ФёдоровА («философия общего дела"), возрождающую человечество миссию русского народа ДостоевскОГО, богостроительство Богданова и Горького и, наконец, российскую схему пролетарского интернационального движения (Троцкий и др. [4, 5]).

Сущность социалистической нормативности предопределялась марксистскими разработками по вопросам организации бюрократической пирамиды распределения материальных благ. В условиях, когда «общество регулировало всё производство», ей вполне «один к одному» была адекватна пирамида госуправления. «И тут опять-таки повторяется та же схема: А (тип работника–производителя - В.Л.) работают, Б (учётчики) указывают, что им делать, сами же, в свою очередь, получают указания от В, те - от Г и т.д. - вплоть до того же Я, над которым нет уже никого и которое совмещает в себе функции главного управляющего всем народным хозяйством страны. Собственно говоря, это даже не две отдельные пирамиды, а две стороны одной общей пирамиды управления производством и распределением в масштабе всего общества, третью сторону которой составляет точно такая же пирамида политической власти. В вершине её, по логике вещей, находится то же самое Я, и в данном отношении также наделённое особыми правами. В совокупности же всё это образует нечто вполне целостное и законченное. Монолит. С и с т е м у» [6, с. 29].

Конечным итогом этого мышления явился дюринговский вариант построения коммунизма (российский большевизм [6 - 8]), относительно которого русский философ Н.А. Бердяев заметил: "Коммунизм, как он себя обнаружил в русской революции, отрицал личность, отрицал дух». Люди не решали, сколько и где должны строиться жилые дома на накопленные их трудом средства, покупатели не решали какие товары производить, за какую цену продавать и т.д. [9, с. 59]. «Что представляет собой Административная Система в чистом виде?» - вопрошает докт. экон. наук. Г. Попов и здесь же отвечает: - «Пирамиду исполнителей. Они послушны и дисциплинированны, в идеале - добросовестны, в самом лучшем случае - фанатично преданны. Но по условию не могут генерировать новое, творить. В завершенном виде Административная Система может только реализовывать замыслы Верха. И то не все. Только те, где не требуется творческой инициативы, поиска и самостоятельности. Система в чистом виде может только подражать, повторять, тиражировать. При этом каждый последующий цикл - хуже» [там же, с. 99].

Для «дикого рынка» (его сторонников - Н. ШмелёвА, А. АганбегянА, Т. ЗаславскУЮ, А. СтрелянОГО и др. называют "купцами" [10]), характерен «конъюнктурно-эмпирический» подход к формированию «АРХИТЕКТУРНОГО ТОВАРА». Так как его цена предопределена диалектикой соотношений «СПРОСА - ПРЕДЛОЖЕНИЯ», то в итоге это может привести не только к разнообразию архитектурных решений, но и к противоречиям в городской застройке, к возникновению «районов-гетто» для беднейших слоёв населения.

И, наконец, для III пути развития России: демократические реформы невозможны без ясных целей и без одобренных массами программ по их реализации. Для строя цивилизованных "жизнеустроителей", основанном на "товарнОЙ экономикЕ, подчиненнОЙ государственному регулированию", наиболее эффективным будет "программно-целевой" подход к архитектуре [1; 11, с. 14]. Его эффективность будет зависеть как от учёта полноты затрат по вариантам принимаемых решений, так и от всестороннего предвидения долговременных последствий от их реализаций [12, с. 15; 14]. В партийных документах, начиная с апрельского (1988 г.) Пленума ЦК КПСС, контуры новой модели экономики определены как «ПЛАНОВО ОРГАНИЗОВАННОЕ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО С ЕГО ЕСТЕСТВЕННЫМ МЕХАНИЗМОМ – РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ-ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ». При этом ни развитие производственных сил, ни их обобществление, ни классовая борьба не должны являться целью прогресса. «Социальный капитализм» исходит из того, что «самоценностью истории, как истории деяния людей, является только сам человек с его человеческими интересами и стремлениями». Для организации владения своей собственности народ нанимает госаппарат, а Советы народных депутатов должны выражать его волю и выступать контролирующим органом [15; 16, с. 72].

С учетом таких идеологических установок нами были сформулированы цели зодчества в области гражданского строительства [17 – 22]. В соответствии с ними были разработаны теория и программы проведения комплекса НИР по исследованию регионального социально-архитектурного заказа. Они были согласованы с ЦСУ РСФСР, Госкомархитектурой, МНП СССР, МВ и ССО РСФСР, ССА АН СССР, СА РСФСР и др. организациями. Имеющийся по этой проблеме материал рекомендуется для практического внедрения и может быть передан в территориальные органы власти, научные и проектные институты, другие заинтересованные организации и ведомства.


I. ИСХОДНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Общеизвестно и бесспорно, что в любых общественно–экономических формациях связь социальных процессов и архитектуры трактуется как диалектика “содержания” и “формы”. Ещ социалисты – утописты иллюстрировали организацию будущего общества посредством разработки различных градостроительных концепций («Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Томазо Кампанеллы 1602 г., работы Роберта Оуэна и др. [23]).

Известно, что судьба перестройки решается "на стыке" человека, культуры и экономики? и в этой связи определенный интерес представляет исследование проблем архитектуры жилой среды с позиций философиИ, социологиИ и политологиИ. Согласно политэкономии социализма, у нас "не надо было думать о равновесии между спросом и предложением, не надо думать о сбыте, поскольку в этом случае господствует полная убежденность, что произведённое по плану будет вовремя реализовано по той цене, которая рассчитана бухгалтером ещё до начала производства, без изучения поведения возможного потребителя" [8, с. 178]. В этом случае, исходя из «остаточного» принципа распределения материальных благ, основной акцент делается на технико–экономическую эффективность проектных решений. Применяемая с конца 20-х годов, такая практика планирования отражала политическую доктрину "экономии на человеке", ибо априори считалось, что "строительство новых фабрик и заводов, внедрение дополнительной техники автоматически повысит продуктивность экономики, поднимет уровень жизни" [24, с. 19].

Однако до сих пор, согласно устаревшей «Инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений в непроизводственное строительство», за критерий оптимальности проектных решений принимается минимум приведенных затрат. Обусловленный тем самым рост этажности жилой застройки, с одной стороны, способствует некоторому повышению эффективности отраслевых экономик, а с другой, - ущербно сказывается на архитектуре и посредством нее (формы) бесструктурно разрушает социум [25 - 30]. В планах социально-экономического развития (предприятий и территорий), преследующих цель повысить "КАЧЕСТВО ЖИЗНИ", не уделяется должного внимания качеству среды обитания. Применяемые здесь показатели, как правило, ограничены лишь количественными параметрами жилищных благ, а социальные аспекты жилой среды в архитектурном проектировании обычно рассматриваются без увязки с целями общественного развития [31 - ЗЗ].

Обзор теории и практики показал, что на пути поступательных реформ архитектурно-строительного комплекса стоит технократ. Если бюрократ прикрывается силой безответственного приказа, бумажной инструкцией, то технократ, используя технические возможности ЭВМ и АСУ, решает задачи лишь технико-экономического и организационного порядков. Вопросы же нравствственно-духовного и социального содержания результатов своего труда какой-либо значимости для него не имеют. Однако такой путь «профессионального совершенства» чужд нашим традициям, он не признан и за рубежом [24, с. 31].

Так, если исходить из основного экономического закона социализма, а также программных установок КПСС по дальнейшему повышению качества продуктов труда, то при "гостовском" определении категории "качества" за одну из конечных целевых функций проектных решений следует принимать ПОТРЕБИТЕЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ. Её показатель может быть рассчитан количественно, путем установления степени соответствия сложившейся структуры потребительского спроса населения - фактическому уровню потребления различных "архитектурных благ". Мониторинг качества управления АСК предполагает проведение повторных социологических исследований по специально разработанной программе, позволяющих оценить не только состояние и динамику конечного результата архитектурно-строительной практики, но комплексно социально-экономически обосновать структуру жилищного строительства по принятым типам жилых домов. Тематический список НИР, выполненных за 1977 - 1988 годы по этой проблематике? приведён в п. 2.


2. РЕАЛИЗУЕМЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОБЛЕМАМ ИЗУЧЕНИЯ социально-АРХИТЕКТУРНОГО ЗАКАЗА

Тематика НИР, рекомендуемых для внедрения (стоимость передачи отчётов 600-800 руб., а прочих материалов - 300-500 руб.):

2.1. Целевая функция архитектурных решений жилой среды (для районов пригодных и непригодных для постоянного проживания населения). Отчет по г/б НИР. - Тюмень, 1970. - 40 с.

2.2. Исследование жилищных потребностей семей нефтепромысловых городов Среднего Приобья. Отчет по х/д теме № 22-71. - Тюмень, 1973. - 487 с.

2.3. Исследование влияния социально-демографического состава семей на формирование функций жилищ (на примере новых нефтепромысловых городов Среднего Приобья).. -Тюмень, 1974. - 517 с.

2.4. Методика исследования влияния социально-демографического состава семей на формирование объемно - планировочных функций жилищ (на примере новых нефтепромысловых городов Среднего Приобья). Отчет по х/д теме № 25-74. - Тюмень, 1975.- 341 с.

2.5. Некоторые исторические, идеологические, социальные и технико-экономические предпосылки комплексного расчета структуры жилой застройки малых промышленных городов в экстремальных условиях районов нового освоения (аналитический обзор). Отчет по г/б НИР- Тюмень, 1979. - 280 с.

2.6. Разработка методики комплексного расчета структуры жилищного фонда домов квартирного типа малых промышленных городов в условиях районов нового освоения. Отчет по х/д теме № 3-78. - Тюмень, 1979. - 238 с.

2.7. Исследование особенностей формирования массовой жилой застройки нефтепромысловых городов центральной части Западной Сибири. Отчет по х/д теме 13-82. - Тюмень, 1982. - 372 с.

2.8. Исследование особенностей формирования социальной инфраструктуры в условиях нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. Отчет по х/д теме № 13-83. - Тюмень, 1984. - 800 с.

2.9. Социально-демографические особенности формирования массовой жилой застройки новых городов в зоне стабильного расселения с экстремальными природно-климатическими условиями проживания (на примере районов Среднего Приобья). Отчет по г/б НИР. - Тюмень, 1987. - 292 с.

2.10. Основные результаты опроса экспертов МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА и ТЮМЕНИ по архитектурным проблемам формирования жилой среды городов Западной Сибири. Отчет по х/д теме. - Тюмень, 1988. - 60 с.

2.11. Программа проведения НИР по теме "МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ЖИЛОЙ СРЕДЫ В РАЙОНАХ СТАБИЛЬНОГО РАССЕЛЕНИЯ С ЭКСТРЕМАЛЬНЫМИ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ. - Тюмень, 1988. - 20 с. (Выполнена по заказу "ПОЛЯРЭКС", гор. Свердловск ).

2.12. Программа проведения НИР по теме: "ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ АРХИТЕКТУРЫ". - Тюмень, 1988. - 8 с.

2.13. Программа проведения НИР по теме: “ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ГОРОДОВ”. - Тюмень, 1988. - 6 с.

2.14. Программа проведения НИР по теме: "ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОМИРОВАНИЯ ДВОРОВЫХ ПРОСТРАНСТВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ РАЙОНОВ НОВОГО ПРОМЬШЕННОГО ОСВОЕНИЯ СЕВЕРА". -.Тюмень, 1988. - 6 с.

2.15. Программа проведения НИР по теме: "ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ НОВЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ". - Тюмень, 1988. - 5 с.

2.16. Программа проведения НИР по теме: «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЛАНИРОВКУ И ЗАСТРОЙКУ НОВЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ». - Тюмень, 1988. - 7 с.

2.17. Программа проведения НИР по теме: "ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ТНГК". - Тюмень, 1988. - 40 с. (Выполнена по заказу «ГИПРОТЮМЕННЕФТЕГАЗА» и выслана в Тюменский обком КПСС и организацию «ПОЛЯРЭКС»).


3. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕМАТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ХОЗДОГОВОРНЫХ НИР

Кафедра архитектуры на договорных началах принимает заказы на проведение НИР с теоретическим обоснованием по следующей социально-архитектурной тематике:

3.1 Выявление перспективных типов квартир

Предполагается анализ статистических данных, материалов ВПН и проведения анкетно-выборочного обследования семей с соответствующей статической обработкой исходной первичной информации и с разработкой рекомендаций по составу жилых и подсобных помещений различных типов квартир.

3.2 Расчет ОПТИМАЛЬНОЙ структуры квартирного фонда

3.3 Обоснование номенклатуры специализированных жилищ

Предполагается аналитический обзор наметившихся тенденций по строительству общежитий, домов гостиничного типа, пансионатов для престарелых и пр., а также проведение интервью с их жильцами и опрос экспертов.

3.4 Обоснование номенклатуры домов квартирного типА

Предполагается теоретический анализ проблемы и существующей архитектурно-градостроительной практики. На основе проведения анкетно-выборочного обследования населения разрабатываются рекомендации по проектированию.

3.5 Исследование влияния социально-демографического состава семей на формирование объемно-планировочных ПАРАМЕТРОВ жилищ

На основе проведения анкетно-выборочного обследования населения выявляется зависимость между различными квартирными типами жилищ (усадебные, блокированные, секционные) и социально-демографическим составам жильцов.

3.6 Расчёт ОПТИМАЛЬНОЙ НОРМЫ жилищноЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ для рабочих поселков и малых городов

3.7 Исследование потребительной стоимости жилой застройки

Даётся теоретическое обоснование необходимости проведения социологического опроса населения, в результате которого рассчитывается количественная оценка социального качества жилой застройки.

3.8 комплексный расчет структуры жилой застройки

В результате компромиссной оценки вариантов структуры жилищного строительства по технико-экономическим параметрам и потребительной стоимости, а также данных по экспертной оценке весомости локальных критериев для конкретных условий строительства выявляется оптимальное решение.

3.9 Оценка социальной эффективности жилой застройки

Работа выполняется с учетом п. 3.7 и данных по фактической жилищной обеспеченности населения.

3.10 Обоснование оптимальной системы соцкультбыта и приоритетов в строительстве различных типов учреждений обслуживания

Рекомендации разрабатываются на основе проведения анкетно-выборочного обследования населения и опроса экспертов.

3.11 Исследование динамики “архитектурных” потребностей семей нефтепромысловых городов

Рекомендации разрабатываются на основе повторных анкетно-выборочных обследований населения.

Ориентировочная стоимость одной работы 15 - 35 тыс. рублей, продолжительность исследований - 1,0 - 2,0 года.


4. рекомендации по формированию жилых комплексов

В результате соответствующей статистической обработки полученных данных исследований 1970 и 1980-х годов было установлено, что социальная эффективность новых жилых районов нефтепромысловых городов зснгк оценивается в 10- 25% от идеала.

При этом было выявлено 6 социально-эффективных типов застроек.

Первый (с 3-4-комнатными квартирам) - застройка 3-4-этажными, многолучевыми блок-структурами, с блокировкой их "лепестков" под прямым и тупым углами. Дворовые пространства должны быть предназначены, в основном, для зеленых насаждений, тихого отдыха на природе и игр детей. В жилых группах необходимо предусматривать размещение соответствующих учреждений культурно-бытового обслуживания населения и полуподземные хранилища коллективного пользования для продуктов питания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.