скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Управление образовательными системами

Информационная потребность рук-ля удовлетворяется 2 способами:

-сбор, обработка, хранение и использование внутришк-ной инф-ции.С этой целью используются наблюдение, тест-ние, анкет-ие,работа с инструктивными материалами.

- информационное обслуживание, осуществляемой органами системы научной пед-кой инф-ции.

Инф-ция для обслуживания рук-лей системы обр-ния д.отличатся минимальным объемом, вкл-ать сопоставление и оценку отеч.и заруб.уровня и развития, содержать выводы, обощения, предложения по рассмотренному вопросу (аналитич.справки,рефераты,экспресс-бюллютени)

НОВЫЕ ИНФ-НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПР-НИИ ОБР-НИЕМ.

Новые ИТ- это системыцелостных вз/св приемов,методов и средств анализа и обработки инф-ции.

1.комплексная автомат-ция основных и вспомог-ых инф-ных процессов.

2.принципы легкого и удобного доступа пользователя к инф-ным ресурсам.

Ф-ЦИИ НОВЫХ ИТ:

1.общая обработка док-тов и их общее оформление.

2.локальное хранение док-тов

3.обеспечение доступности к док-ам

4.электр.почта

5.ведение персон-ой БД

6.обмен инф-цией мужду БД

МЕСТО ПРИМЕНЕНИЯ:

- составление наиб оптимального расписания занятий.

- накопление и систематизация необх-ых сведений и данных о текущих рез-тах уч-вопс.д-ти

-контроль за качеством уч-вопс.процесса

- дозировка загрузки учащихся и преподавателей.

29

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.

Контроль, осуществляемый учительским коллективом — коллективный контроль. Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.

Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу - взаимоконтроль. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.

Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.

Можно выделить две основные группы форм контроля.

1. текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы

2. специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы.

Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ.

Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года.

Выделяется два вида контроля уч-восп пр-са: тематический и фронтальный, каждый из которых осуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщающую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.

Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам.

Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту.

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями.

Персональный контроль — это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах.

Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим.

30

Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.

Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.

Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению могут быть обжалованы учредителем в суде.

Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.

Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

31

Основные функции педагогического управления

1.Педагогический анализ— это функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспита-тельного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

Целью данного вида анализа — подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.

2.Целеполагание ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.

Ее назначение постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.

Цели — конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности.

3.Планирование Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы

Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа. О каждом изменении ставится в известность педсовет.

4.Организация представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей.

Организация как функция управления в современной школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними.

Под специализацией понимается форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

Определение необходимого характера и степени специализации труда — это первая задача организационной деятельности.

Разделение труда происходит по двум направлениям: горизонтальному — постадийное распределение работ; и вертикальному — разделение работ по уровням иерархии.

Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ.

Следующая задача организации — делегирование полномочий, которое непосредственно связано с определением диапазона контроля.

5. Регулирование есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагоги-ческой системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.

Функция регулирования создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах. Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

6. Контроль - наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий и итоговый контроль, а ко второй — специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Предварительный контроль

Текущий контроль

Заключительный контроль

Тематически-обобщающий контроль Классно-обобщающий контроль

Предметно-обобщающий контроль

Персональный контроль

Фронтальный контроль

32

Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев)

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

• описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

• требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

• максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Функция социального регулирования

Функция гуманизации

Функция управления

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Коллегиальный характер управления.

Принцип управления, при котором руководство осуществляется не единолично, а группой лиц, обладающих равными правами при решении вопросов (коллегией).

Группа лиц (одной профессии), образующих какой-либо административный, совещательный или распорядительный орган.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений.

33

Информация-это сведения о состоянии системы и окр.среды,воспринимаемой челом/специальным устройством.

Информация,которая необходима д/управленческой системы и ее функционирования называется управленческой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.