скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Управление образовательными системами

Центральным элементом системы образ-ия яв-ся ОУ.

ОУ-такое учреждение,к-ое осущ-ет образ-ый процесс по какой-то опр-ной прог-ме,образ-ный минимум содержания каждойпрог-мы устанавливается соответ-щим ГОСТом.

По своим организац-правовым формам ОУ м.б.: госуд,негос-ные ,муницип.

ТИПЫ ОУ:

- дошк-ные (создаются д/восп-ния детей от 1,5до 6-7 лет.Д/охраны и укрепления их физич.и психич.зд-я,развития инд-ных спос-тей и необходимой коррек-ции недостатков развития. Функц-ние ДОУ регул-ся типовым положение о ДОУ)

- общеобразоват-ые (нач.школа предназначена д/гармоничн вхождения реб-ка в уч.д-ть;основная школа направлена на форм-ние общеобраз-ной подготовки уч-щихся и их вкл-ния в общ-ную жизнь.Она яв-ся обязат-ой;средн.школа-завершение общеобраз-ой подготовки учащихся)

-профессиональные (начальные проф-ные(техникум);средн.проф(колледж);высшее;послевезовское)

- ОУ доп.обр-ния

-спец (коррек)ОУ (д/слеп/глух)

- ОУ д/детей сирот и оставшихся без попечения родителей (детдом)

- другио ОУ,осущ-щие образ.пр-с.

Одной из отличительных черт совр.системы обр-ния яв-ся переход от гос-ого к гос-общест-ому упр-нию обр-нием,сущность к-ого закл-ся в объединении усилий гос-ва и общ-ва в решении проблем обр-ния. Гос-ный хар-р обр-ния состоит в том что в стране проводится единая гос.политика в области обр-ния,к-ая определена Законом об обр-нии.

9

Управление инновационными процессами в школе.

Инновации в образовании. Инновации характерны для любой проф.д-ти чела и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В связи с этим возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель школы все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специальной псих-пед-кой подготовки, так как в проф. д-ти учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания.

Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств.

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания в школе определенной инновационной среды.

Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

- выступает средством обновления образовательной политики.

-требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения

-инновационная деятельность приобретает все более избирательный исследовательский характер

-создание реальной ситуации развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности.Критерии педагогических инноваций. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Знание критериев и умение их использовать при оценке педагогических инноваций создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве.

10

Понятие педагогической диагностики: сущность, содержание, объекты.

Педагогическая диагностика-контроль, проверка результатов обучения.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная  процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Педагогическая диагностика (в отеч.науке)- обозначает измерение и анализ уровня воспитанности.

Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.

-Текущий контроль — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

-Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.

-Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. В когнитивной области Б.Блюм предложил такие ступени целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Это означает, что проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, делать лабораторную работу и пр.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учеников. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение.

Педагогическая диагностика как средство для устранения дидактических причин неуспеваемости: Педагогическая диагностика систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

11

Система внутришк-ого упр-ния

1.ЦЕЛЬ:форм-ние базисного уровня образ-ия.Устойчивой потреб-ти к самообраз-ию.

ПОДСИСТЕМА:обучение,воспитание,развитие

СОДЕР.Д-ТИ:формир-ние данных о состоянии уч-восп.пр-са и методике работы.Исп-ние протоколов пед.совета,вып-ие гос.прог-м.

ОТВЕТ-НЫ:завуч

2. ЦЕЛЬ:форм-ние у учителя потреб-ти непрерывного проф-го роста как условие достижения эфек-ого рез-та обр-ния в школе

ПОДСИСТЕМА:научно-метод.обеспечение

СОДЕР.Д-ТИ:форм-ние данных о передовом пед.опыте(ППО),новых иссл-ниях в обл-ти пед-ки,псих-ии;по форм-нию данных об отдельных уч-лях.Совместно с метод.объединением опр-ние зоны ближ.развития уч-восп.пр-са;организация испол-ния уч.планов,прог-м,плана работы,повыш.квалиф.

ОТВЕТ-НЫ:завуч,зам.дир.по науке

3. ЦЕЛЬ:создание эконом-го мех-зма обеспе-щего автономное функ-ние школы в условиях рын.отн-ний

ПОДСИСТЕМА:экон,матер-техн.обеспечение

СОДЕР.Д-ТИ:обесп-ние оперативного устранения аварий,ремонта оборудования,вып-ние ТБ и санитарно-гиг-кого режима.Планир-ие и орг-ция бух.учета.

ОТВЕТ-НЫ:завхохы,медики,бухгалтер

4. ЦЕЛЬ:созд-ие условий соц-психол.комфорта и защищенности всех участников пед.пр-са

ПОДСИСТЕМА:соц-психол.обесп-ие

СОДЕР.Д-ТИ:контроль и коррекция соц-психол.и правовой защиты всего коллектива

ОТВЕТ-НЫ:психолого,соц.пед-г,директор

5 ЦЕЛЬ:обесп-ие соблюдения дей-ющих правовых норм и конвенций о правах реб-ка

ПОДСИСТЕМА:правовая защита

СОДЕР.Д-ТИ:-=- +планир-ние и орг-ция условий д/развития л-ти

ОТВЕТ-НЫ: психолого,соц.пед-г,директор

6. ЦЕЛЬ: соз-ние мех-зма вз/дей-вия школы и социума

ПОДСИСТЕМА:вз/дей школы с др соц.институтами

СОДЕР.Д-ТИ:планир-ие развития шк-ы и орг-ция согласованной д-ти с др.соц.инстит-ми

ОТВЕТ-НЫ:совет школы

7. ЦЕЛЬ:созд-ие мех-зма внутришк-го упр-ния

ПОДСИСТЕМА:самоупр-ние

СОДЕР.Д-ТИ:участие в анализе д-ти,планирование и орг-ция д-ти колл-ва совместно с др.органами

ОТВЕТ-НЫ:представители общест-х советов

Управление совр.школой требует от руководителя научного подхода в построении целост.системы. Д/этого необходимо четко опр-ить:

1.реал-ый вид и цель школы

2.инф-ное обесп-ие

3.оценить кадровые,матер-тех,психол.условия

4.опр-ть вариант уч.плана

5.выбрать систему об-ия(лекционная,урочная)

6.опр-ить режим орг-ции уч-восп.работы

7.опр-ть приоритетные условия(кадровые,матер-тех,финан)

12

В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.

Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.

Базисный учебный план общеобр-ьной школы — это гос-ный нормативный док-т, утверждаемый Правительством РФ и яв-йся составной частью ГОСТа обр-ия. Его основное назначение — сохранение единого обр-ного пространства в России.

В стр-ре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента — к компетенции ее субъектов.

Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:

·   обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

·   обязательные занятия по выбору учащихся;

·   факультативные занятия.

Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планированиярасписания занятий.

В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.

Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.

Перспективный план развития школы (на 3—5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.

Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:

1.Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2.Потребность в учителях разной квалификации.

3.Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4.Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.

5.Финансовую, коммерческую деятельность.

Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.

Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа. О каждом изменении ставится в известность педсовет.

13

Пед. Менеджмент - такое руководство людьми и такое использование средств,которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманными,экономичными и рациональными путями.

Пед.менедж-научно организационное управ-ние со своеобразной иерархией (руководитель,пед.колле-в,коллек-тив обучаемых).

ПРИНЦИПЫ(Симонов):

1.целеполагание как основа планир-ния,организ-ии и контроля всей д-ти менеджера любого уровня упр-ния.

2.целенапрвленность упр-ния,умение ставить цель с учетом реал-сти.

3.кооперация и разделение управленческого труда.опора на коллект-ное творчество.

4.функцион-ый подход.Постоянное обновление, уточнение и конкретизация ф-ций исполнителя.

5.комплексность.Организация выполнения принятых решений,контроль.

6.систематическое самосавершен-ние.

ФУНКЦИИ:

1.принятие решений.

2.организ-ция выполнения принятых решений.

3.предварительный,текущий и итоговый контроль.

МЕТОДЫ:

Экономического стимулирования

Организационно-распорядительные или административные

Методы психолого-педаг-кого воздействия

Методы общест-ого воздействия

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ:

1.должно иметь целевую напрв-сть

2.быть обоснованным,иметь конкрет.адрес

3.решение д.б.согласовано с общей системой упр-ских решений

4.решение д.соответ-ть оптимальной затрате сил,стредств и времени.

5.решение д.б.актуальным,современным и кратким.

УСЛОВИЯ:

1.профессионализм и ценностная ориентация руководителя учреждения.

2.морально-психологический климат в коллективе.

3.материально-техническое обеспечение

4.гигиенические и эстетические условия.

14

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Т.е. реализует одну или несколько образовательных программ. Управление школой основывается на гос политике в области образования, в основе которой лежат принципы:

 а) демократический, гос-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Школа является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными). Школа функционирует на основании законодательства РФ и устава школы. Управление государственным, муниципальным и частными школами осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом. Общее руководство осуществляет выборный представительный орган - совет школы. Непосредственное управление осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и его руководителем определяется уставом образовательного учреждения. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет. Права попечительского совета, схема внутреннего управления, процедура назначения или выборов руководителя определяются учредителем (попечительским советом) по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе образовательного учреждения. К компетенции гос органов управления образованием относятся: разработка программ в области образования; разработка государственных образовательных стандартов и документов об образовании; ос аккредитация; установление порядка аттестации педагогических кадров; контроль за качеством обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.