скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Секреты успешного внедрения автоматизации раскрывают практики

Немаловажным сдерживающим фактором для внедрения у нас ERP-систем являются также различия в ведении бухгалтерского и налогового учета. Представьте себе западного поставщика, от которого наш бухгалтер требует срочно внести изменение в систему (через два дня сдавать отчет, а еще предстоит пересчитать все "по новому"), потому что очередной важный документ введен в действие "задним числом" (не все задачи такого рода решаются простыми настройками). Иностранные специалисты просто не поймут, о чем идет речь.

Мнение специалиста. Дмитрий Курицын, начальник управления промышленной автоматизации компании "Системные технологии":

"Несмотря на желания западных поставщиков поддерживать работу со своими клиентами на высоком уровне, и они и мы - отечественные компании - понимаем, что рынок СНГ для зарубежных разработок - дело, скорее, будущего, чем настоящего.

Конечно, никто не станет спорить, что система, к примеру SAP R/3, предоставляет мощные решения и является супергибкой. Но помимо дороговизны этого продукта, высока и стоимость его обслуживания. Сегодня хорошего специалиста по данному решению найти трудно. А если такой встречается, то стоимость его услуг начинается от 1000 долл. США в месяц, поэтому и затраты компании, содержащей такого специалиста, очень велики.

Если же говорить объективно, то западные поставщики информационных систем пока не спешат на рынки СНГ. Доля вклада наших клиентов в общие доходы западных компаний составляет десятые доли процента. Для них нет смысла тратить немалые суммы на полноценную локализацию и учет особенностей и потребностей "бедных", "капризных" заказчиков из СНГ, если в экономически развитых странах есть богатые, близкие по духу клиенты".

Таким образом, мы подошли к очередному вопросу: если не ERP, то какие системы способны оказать помощь отечественным руководителям в управлении предприятием?

ИСУП. "Вызов" западным поставщикам ERP-систем сегодня бросают отечественные (российские) разработчики интегрированных систем управления предприятием (ИСУП). Среди них наиболее полнофункциональные системы предлагают компании "1С", "Галактика", "Парус" и другие.

Мнение специалиста. Олег КАШУБА, директор компании "Навигатор-плюс":

"Многие белорусские предприятия прошли нелегкий путь автоматизации учетно-бухгалтерских операций. Однако сегодня, оказавшись в условиях жесткой рыночной конкуренции, стало понятно, что этого крайне недостаточно. Предприятиям необходимо оперативное управление ресурсами, контроль эффективности производства, оперативный анализ рынков сбыта. При использовании неавтоматизированной системы управления информация к руководителю поступает часто не вовремя, искажается, теряется, в отчетах не всегда правильно отражается причинно-следственная связь событий. В итоге это приводит к снижению эффективности работы всей компании.

На данном этапе управлять надо так, чтобы не срывать сроки поставок, производить то, в чем нуждается рынок, не терять выгодные заказы, не выходить за рамки плановой себестоимости. Без ИСУП, позволяющей оперативно собирать и обрабатывать большие объемы информации в сжатые сроки, высок риск просчитаться и принять неверное управленческое решение, за которое придется долго расплачиваться".

На сегодняшний день нельзя говорить о том, что наши системы способны полностью заменить западные аналоги с точки зрения многофункциональности и охвата всех направлений деятельности предприятия. Многие отечественные системы по-прежнему сохраняют архитектуру построения от "бухгалтерии", а не от "нужд производства". Они пока не обеспечивают полноценных возможностей работать через Интернет, не содержат модулей SCM, CRM. Однако преимущества наших ИСУП по сравнению с западными ERP-системами состоят в адаптированности к местным условиям и законодательству, наличии большого количества специалистов. Разработчики отечественных программных продуктов, на базе которых можно внедрить ИСУП, выигрывают и в том, что готовы за относительно небольшую плату выполнять сопровождение своих программ, постоянно отслеживать и незамедлительно вносить в них все изменения законодательства и требований вышестоящих органов, поддерживая актуальность систем. Не возникает проблем и с совместимостью на уровне менталитета, ведь и разработчики, и их заказчики - выходцы из одной среды, и при глубоком освоении предметной области, взаимопонимании и взаимопомощи всегда находят общий язык. Кроме того, цены на отечественные программные решения, как правило, ниже стоимости ERP-систем.

Ко всему вышеперечисленному стоит добавить, что наши разработчики очень быстро "прочувствовали" потребности предприятий и смогли в короткое время (в течение последних трех лет) сделать огромный рывок в модификации отечественных систем, значительно расширили их функциональность, обеспечили возможность масштабирования. Увеличивающийся спрос на эти системы и удовлетворенные амбиции заказчиков ИСУП показывают, что уровень доверия к ним растет с каждым годом, тем самым доказывая их "жизнеспособность". Наши ИСУП "знают" почти все о реальных предприятиях, пусть пока только в освоенных разработчиками областях деятельности. В свою очередь, нашим предприятиям необходимо помнить о поддержке отечественного "производителя" (разработчика), при которой деньги не уходят из страны.

Мнение специалиста. Олег Кашуба:

"Системы производства СНГ пока уступают западным в качестве, однако в их развитии заметен большой прогресс. Наши разработчики ближе к конечному пользователю, знают его проблемы, быстро на них реагируют, выигрывают в цене.

Казалось бы, все предельно просто - выбирай программный продукт и на его базе внедряй у себя ИСУП. Однако существуют проблемы создания и внедрения отечественных интегрированных систем. К ним относятся: недостаточное финансирование проектов; малый опыт таких разработок у белорусских компаний; низкая квалификация конечных пользователей; "размытая" постановка задачи на внедрение ИСУП самими заказчиками; развитие системы ложится чаще всего на плечи бухгалтеров, а руководители по-прежнему находятся в стороне от процессов автоматизации; недостаточно четкое администрирование процесса построения ИСУП.

Но преодолеть все эти проблемы можно, обобщив опыт предприятий, где уже есть достаточное количество решений, взяв на вооружение их пробы и ошибки".

Платформа 1С. Большой популярностью у предприятий стран СНГ (в том числе и Беларуси) пользуются программные решения компании "1С".

Мнение специалиста. Андрей ЖУРАВСКИЙ, начальник отдела разработки промышленных систем автоматизации компании "Системные технологии":

"При выборе ПО необходимо четкое понимание того, каков объем и структура данных, являющихся информационной основой управления предприятием, возможно ли в процессе эксплуатации ПО создавать новые приложения, использующие возможности пакетов, разработанных на базе выбранной платформы. Практика показывает, что многие предприятия этого не понимают.

Те же, кто выбирает программные решения на базе "1С: Предприятие", поступают вполне логично. Это - открытая платформа, позволяющая работать с любыми офисными приложениями, подключать их, интегрировать как в свой интерфейс, так и взаимодействовать с другими программами.

К примеру, мы в своих программах, разрабатываемых на базе 1С, стремимся представлять пользователю интерфейс в виде лаконичного документа, как будто он видит его на листе бумаги".

Еще два года назад, когда корпорация SAP, занимавшая тогда лидирующие позиции на российском рынке ERP-систем, объявила о своих планах выйти на отечественный рынок среднего и малого бизнеса (СМБ) и анонсировала продукты All-in-One и Business One (см. PC Week/RE, № 40/2002, с 1), компания "1С" вплотную работала над созданием масштабируемой многофункциональной платформы "1С: Предприятие 8.0", на базе которой возможно внедрение комплексных проектов, предусматривающих создание ИСУП с архитектурой "от нужд производства". Это означало, что наш "поезд" тоже не стоит на месте - от систем управления финансово-хозяйственной деятельностью фирма готовилась сделать серьезный шаг к формату ERP - и выйти на рынок средних и крупных предприятий. Данный факт был обнародован летом этого года в Турции на партнерской конференции компании "1С". В это же время была завершена программа бета-тестирования продукта "1С: Управление производственным предприятием" (УПП), базирующегося на платформе "1С: Предприятие 8.0" и обладающего функциями планирования производства, управления затратами, расчета себестоимости, бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, управления данными об изделии, формирования консолидированной отчетности, управления продажами, закупками, складскими запасами и др. Около 110 предприятий - от небольших фирм до производственных холдингов со штатом 12 тысяч человек - приобрели бета-версию УПП для пилотных внедрений. В их числе предприятия машиностроения и металлообработки, производства строительных материалов, пищевой, химической и фармацевтической промышленности.

Среди белорусских производственных предприятий одним из первых пользователей комплексной автоматизированной информационной системы, разработанной компанией "Системные технологии" на базе "1С: Предприятие 8.0", стало ОАО "Криница".

Личный опыт. Дмитрий Курицын:

"Наш заказчик - предприятие "Криница" - выбрав автоматизированную систему на платформе "1С: Предприятие 8.0", имеет сегодня уникальную возможность создания задачи "под себя". Другими словами, клиент получает именно ту информационную систему, которая помогает ему оптимизировать деятельность, своевременно принимать решения и создает удобство в пользовании с точностью до конкретного специалиста.

Следует отметить, что платформа "1С: Предприятие 7.7" даже не рассматривалась нашим клиентом в качестве возможной для создания на ее базе мощной комплексной информационной системы. Масштабы предприятия велики, сложна его производственная структура, с объемом предлагаемых задач "семерка" просто не в состоянии справиться. Ведь эта версия в основном предназначена для небольших фирм численностью до 100 человек, где функции относительно просты.

Решения же на базе версии 8.0 могут вполне конкурировать сегодня, к примеру, с системой Axapta как по функциональным возможностям, так и по мощности".

Личный опыт. Геннадий Тягунов, начальник отдела ИТ-технологий ОАО "Криница":

"Информационная система, разработанная на платформе "1С: Предприятие 8.0", на сегодняшний день работает устойчиво. Широки ее возможности по созданию различных запросов, обработки данных и получению необходимой информации в нужном виде. Особого внимания заслуживает механизм сводных таблиц, которые позволяют представлять многомерные данные, например объем продаж в разрезе контрагентов и наименований номенклатуры продукции.

Система хорошо масштабируема, что для нашего предприятия очень важно. К тому же она удобна для программистов. В ней учтены недостатки всех предыдущих версий. Она легко расширяется, в ней появляются новые модули, не имеющие аналогов в других отечественных системах, например управление бизнес-процессами, кластерный анализ и ряд других.

С финансовой точки зрения соотношение "качество / цена" для такого уровня системы - одно из самых выгодных на рынке.

Возможности новой версии. * Считаем важным проанализировать отличия версии 8.0.7 платформы "1С: Предприятие 8.0" от своей предшественницы - версии 8.0.6, которые предоставили разработчикам, внедренцам и пользователям ряд новых возможностей. Остановимся на, с нашей точки зрения, самых существенных из них, наиболее важных для конечного пользователя - предприятия.

Средства статистического анализа данных и прогнозирования. У любой компании в корпоративных базах данных накапливается информация, от эффективного использования которой напрямую зависит результативность бизнеса в целом. Поэтому особым преимуществом всегда пользуются системы, позволяющие оперативно собирать, обрабатывать и анализировать данные, необходимые руководителю для принятия качественных решений. Однако одной аналитики, проведенной на основе полученной информации, как правило, недостаточно для принятия стратегически важных решений. Немаловажное значение имеет возможность прогнозирования деятельности компании - создания картины ее развития в ближайшей и отдаленной перспективе.

Нужно отдать должное разработчикам "1С", которые с пониманием отнеслись к нуждам предприятий и включили в версию 8.0.7 механизм анализа данных и прогнозирования. Он предоставляет пользователям комплекс инструментов (общая статистика, поиск ассоциативных правил, поиск последовательностей, построение деревьев решений, кластерный анализ), позволяющий выявлять закономерности, которые обычно скрываются за большим объемом информации.

Например, проанализировав состав покупок, можно обнаружить неочевидные на первый взгляд особенности покупательского поведения, определить, какие именно товары чаще всего приобретаются вместе, и разместить их рядом на полке для лучшего стимулирования спроса. Выявив последовательную взаимосвязь клиентских заказов, можно предугадать потребности покупателей, точнее прогнозировать складские запасы и даже предлагать товары и услуги с опережением.

Кластерный анализ данных по продажам позволяет выделить несколько устойчивых групп покупателей и сформировать для каждой из них специальную маркетинговую политику.

Бизнес-процессы. В выпуск 8.0.7 "1С: Предприятие 8.0" включен (в статусе бета-версии) механизм бизнес-процессов, который позволяет наглядно описать логику бизнеса в карте маршрута и обеспечить участие сотрудников в жизненном цикле бизнес-процесса при помощи ролевой маршрутизации. Если раньше сотрудники должны были самостоятельно определять порядок своей работы, то теперь, после описания типичных задач предприятия в виде бизнес-процессов, система сама может формировать для каждого пользователя список задач, которые он должен выполнить.

Одной из особенностей этого механизма является то, что разработчик прикладного решения проектирует маршрутную карту (создает описание бизнес-процесса), опираясь только на роли пользователей и не привязываясь к конкретным сотрудникам и подразделениям. Соответствие же сотрудников выполняемым ролям в различных подразделениях устанавливается с помощью многомерной ролевой адресации и может меняться в процессе эксплуатации системы. И тогда при изменении организационной структуры предприятия или временном замещении сотрудников администратору системы уже не придется тратить время на "перепрограммирование" бизнес-процессов - ему будет достаточно только правильно переназначить роли.

Механизм бизнес-процессов поддерживает условную и параллельную маршрутизацию - в ходе выполнения они могут разветвляться на несколько независимых путей, что бывает необходимо для дальнейшего продвижения процесса. Например, при исполнении клиентского заказа на складе должна быть укомплектована поставка и подготовлены накладные, а в отделе доставки - сформированы заявки на транспорт.

Возможно также назначение групповых и коллективных задач одновременно нескольким сотрудникам (например, представление руководителю подразделения отчета о выполненной работе). Важно отметить, что использование этого механизма не требует существенного изменения готовых решений.

Заслуживают внимания и новые возможности управления распределенными информационными базами данных, и набор специализированных элементов управления, предоставляемых Web-расширением "1С: Предприятия 8.0". И хотя рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть все нововведения компании "1С", становится очевидным, что на российском рынке ИСУП появился серьезный игрок, который, вероятно, в скором времени составит конкуренцию компании SAP.

Post Scriptum

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что внедрение системы и его результаты - вопрос очень серьезный и щекотливый. Рассматривая ценовой параметр, предприятиям необходимо помнить, что за счет реинжиниринга бизнес-процессов, обучения персонала, консалтинговых услуг, перевода информации из старых баз данных в новую систему стоимость внедрения специально разработанной для предприятия ИСУП превышает, как правило, стоимость лицензии на "готовую" систему в два-три раза. Прямую же окупаемость вообще практически невозможно рассчитать, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании и снижаются сложноизмеримые трансакционные издержки. Более того, возможно и формальное ухудшение положения дел компании, поскольку новая система способна вскрыть реальные данные о ее состоянии.

Учитывая поэтапное внедрение системы, предприятие должно выделить наиболее важные для него модули и не торопиться с вводом в действие остальных (к примеру, для "Криницы" первостепенными явились модули сбыта и снабжения).

И если западные специалисты не ждут от внедрения автоматизированных ИСУП глобальных изменений, то для наших предприятий только возможность получения информации, отражающей реальное состояние дел, становится своеобразной "революцией", способной вывести их на совершенно иной уровень работы. Хотя нам, конечно, придется еще немало времени посвятить изучению возможностей ИСУП.

И уж если основным параметром 21 века является скорость - от получения информации до производства и реализации качественного продукта - откладывать на завтра то, что необходимо cделать сегодня, чревато для предприятий неэффективным управлением и, как следствие, потерей будущей выгоды.


Список использованных источников

1. Менеджмент / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. Изд.5-е, доп. - М.: "Журнал Эксперт", "Издательство ЭКСМО", 2002. - 656 с.

2. Лукашенко А.Г. Курс на построение сильной и процветающей Беларуси остается незыблемым. Выступление Президента А.Г. Лукашенко при представлении ежегодного послания Парламенту // Советская Белоруссия № 122 от 24.04. 2002.


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.