скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблема самоубийства

На основании вышеизложенного можно сделать такое заключение: так как жизнь человека определяется не внешними признаками, а внутренним даром богоподобности по Образу и Подобию Божьему и наличием сознательных или несознательных взаимоотношений каждого человека с Богом, любая человеческая жизнь священна и уничтожение ее кем-то или самим собой является злым, безнравственным действием.

Если принять то, что жизнь человека является даром Божиим, то нетрудно понять, что вопросы смысла земной и существования загробной жизни также находят исчерпывающий ответ в контексте Божественной перспективы. Нашедший в Боге смысл своей жизни здесь, обретает перспективу непрекращающейся жизни там (после смерти). Так принятие факта "священности жизни" способно повлечь за собой разрешение остальных двух, важных для предотвращения суицида, вопросов.

9. Направления возможной помощи потенциальным самоубийцам

В этом разделе мы рассмотрим возможные пути помощи потенциальным самоубийцам, которые доступны христианским лидерам и находятся в компетенции христианской Церкви. При этом мы не будем затрагивать те аспекты помощи, которые находятся в компетенции медицины.

В разделе "Причины самоубийства" были рассмотрены основные симптомы, которые провоцируют людей к самоуничтожению. Из них можно выделить три категории:

1.   причины убеждений: бессмысленность жизни, следование сектантскому учению, из убеждений долга; из-за неизлечимой болезни и т.п..

2.   причины невменяемости: сумасшествие, одержимость; алкогольная и наркотическая зависимость;

3.   причины критических обстоятельств: различные социально-экономические проблемы и трудности межличностных отношений, проблемы здоровья (имеются ввиду не представляющие непосредственной угрозы жизни).

По причинам убеждений

Люди с суицидальным образом мышления, вызванного причинами первой группы являются наиболее проблематичными с точки зрения психотерапии (душепасторской). Так же они входят в группу наибольшего суицидального риска. Таким людям, как впрочем всем потенциальным самоубийцам, необходимо помочь переосмыслить три важных этико-богословских вопроса: о священности жизни, который мы подробно рассматривали, о смысле жизни и послесмертного бытия. Необходимый материал по двум последним вопросам христианские лидеры могут почерпнуть во множестве христианских книг, раскрывающих суть и цели христианства. Человеку нужно помочь понять, что жизнь его имеет ценность в глазах Бога и на основании ее священности он не имеет морального права самовольно прерывать ее. Следует помочь понять, что после смерти жизнь не кончается, она является лишь переходом в состояние непрекращающейся жизни. И то, будет ли она полноценной, счастливой, прекрасной или бессмысленной, мучительной, ужасной зависит от того примет ли данный человек, Библейский взгляд на свою жизнь или нет. От этого так же зависит вопрос осмысленности бытия и цели жизни.

Для людей, которые бегут от жизни через самоубийство, думая в смерти найти долгожданный покой, такое свидетельство действительно может стать спасительным, так как удержит от роковой ошибки достичь божественного счастья, перешагнув порог смерти без Бога и веры. Конечно при разговоре с таким человеком необходимо передать ему не только убедительные доводы и новые концепции но, что самое главное, свое участие и сопереживание, т.к. любой суицид протекает на фоне одиночества. И для этого необходима как мудрость и знания так и любовь.

По причинам невменяемости

Нередко в категорию безнадежных сторонников самоубийства попадают люди, которые долгое время были подвержены влиянию наркотиков или алкоголя. Здесь проблемы физического и душевного здоровья наиболее тесно связаны, поэтому наряду с душепасторской помощью, такие люди нуждаются в квалифицированном лечении у нарколога и психиатра. Проведенные НИИ социальной и судебной психиатрии г. Киева исследования показали, что латеральная физиотерапия (курс из пяти сеансов трансцеребиральной низкочастотной электростимуляции) наряду с использованием традиционных методов, таких как психотерапия и использование транквилизаторов и антидепрессантов, является эффективным методом лечения нервно-психических расстройств у людей, совершавших ранее суицидальную попытку, при этом отмечается высокий процент людей, отказавшихся от мыслей о самоубийстве (66,2%). Людей этой группы разумнее будет направить к медику-специалисту, нежели стараться разрешить проблему сугубо душепасторским методом.

Так же в группу "безнадежных" самоубийц попадают люди, имевшие ранее (как потом выясняется) более или менее сильную связь с оккультными силами, что Церковь определяет как "связанность демонами" или "одержимость". Таких людей "какая-то" сила постоянно толкает на суицидальные попытки. Такое состояние расценивается Церковью как духовное заболевание и лечить его следует "профессиональным врачам" (священнослужителям, имевшим опыт борьбы с оккультными силами), используя духовные средства. Избавление людей от заболеваний такого рода является непосредственной обязанностью Церкви, действующей через своих служителей. Поэтому такого человека следует познакомить со служителем Церкви, который компетентен в вопросах оккультной связанности или одержимости.

По причинам критических обстоятельств

Люди с суицидальным образом мышления по причине критических обстоятельств нуждаются прежде всего в соучастии, так как их попытки самоубийства в основном вызваны эмоциональным порывом, возникшем вследствие депрессивной реакции в критических обстоятельствах из-за бессилия перед вставшей проблемой. Такой человек остро ощущает себя одиноким, будучи один на один с проблемой. И задачей христианского лидера является помочь человеку преодолеть, а при возможности и разрешить создавшийся кризис. Ниже будет приведена стратегия психотерапевтической помощи, согласно доктору Альберту Эллису, которая известна среди духовных помощников как Рациональная Эмотивная Терапия (сокращенно РЭТ).[33] Ее уместно использовать при работе с потенциальными самоубийцами всех вышеприведенных категорий, с учетом вышеизложенных оговорок, так как она наиболее соответствует библейской концепции возрождения, как изменение души через перемену образа мыслей.

На самом деле, кроме этой модели существует около двухсот различных теорий о том, как помочь людям в состоянии кризиса. Всех их можно свести к влиянию на три основные области: поведение, чувства мысли. Преимущество этой душепасторской стратегии состоит в том, что она направлена на изменение мыслей человека, как первоначального источника эмоций и поступков. Такой подход к внутренним изменениям более соответствует библейскому (Рим.12:1-2).Доктор Эллис представляет свою модель на пяти ступенях:

1.   Предваряющее событие (то, что вызвало проблему);

2.   Система представлений (как человек представляет себе это событие);

3.   Последовательная эмоциональная реакция (какие эмоции появляются тогда, когда человек представляет себе это событие);

4.   Нацеленные вопросы (исправляющие искаженные представления);

5.   Ответы на предыдущие вопросы (повторение сути дела).[34]

Что же необходимо для того, чтобы помочь человеку, находящемуся в состоянии депрессии, начать двигаться в позитивном направлении? Прежде всего нужно постараться установить контакт. Человек, попавший в кризисную ситуацию зачастую ощущает себя беспомощным и ненужным. Чтобы компенсировать эти чувства он пытается уйти от реальности. Так же в кризисный период человек склонен к беседе. Он хочет поделиться своими взглядами и проблемами, обратить на свое состояние внимание других. Это дает хорошую возможность, чтобы установить с человеком сначала устный, а потом и эмоциональный контакт.

Ранее отмечалось, что главным основанием суицида является одиночество, острое чувство оставленности. Поэтому наше участие в проблеме человека уже само по себе будет помощью, так как компенсирует человеческую нужду в поддержке и понимании со стороны окружающих. Если представить причины суицида в виде айсберга, то подводной и основной его частью будет одиночество. Верхушкой же этого айсберга будет видимая причина, обстоятельства, послужившие последним толчком в принятии рокового решения.

Именно о том, как успешно "растопить" эту верхушку кризиса и тем самым предупредить от рокового шага, говорит данная стратегия душепасторской помощи.

Предваряющее событие

Прежде всего следует уяснить, выслушав собеседника, что послужило началу суицидальных мыслей, какое событие или ряд событий. Это может быть: потеря работы год назад и невозможность найти постоянную работу; затянувшаяся болезнь; предательство любимым человеком и т.п..

Для того, чтобы точно выяснить предваряющее событие важно:

- внимательно слушать, не думая о том, что ответить человеку, а думая о том, что он говорит;

- задавать направляющие вопросы;

- определить насколько данное событие повлияло на появление желания уйти из жизни;

- "подключиться" к переживаниям человека, откликаясь на его боль;

- повторить, сказанное человеком, своими словами, чтобы уяснить правильно ли понята суть.

Система представлений

Далее, уяснив предваряющее событие, необходимо определить главную проблему, которая прежде всего нуждается в разрешении. При этом важно понять СИСТЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ человека (об этом уже говорилось в первой части раздела, где речь шла об убежденных самоубийцах). Это область где духовный помощник исследует систему взглядов и ценностей человека, что помогает понять как человек смотрит на мир и объясняет его для себя.

Эллис считает, что отправной точкой эмоциональных проблем являются ни сколько сами события, сколько система ценностей человека и то, как он определяет для себя это событие.[35] Американский психолог Дон Дулани нашел доказательства тому, что то, как человек объясняет для себя мир и как оценивает его, оказывает сильное влияние на чувства и поведение человека, контролируя их. Столкнувшись с проблемой человек начинает разговаривать сам с собой, вынося оценку событию, согласно тем представлениям о жизни, которые сложились у него на первом этапе (т.е. в промежуток между рождением и пятью годами). Эти основные представления составят позже систему представлений, которую играют важную роль в определении наших чувств и поведения. Поэтому наставник-психоаналитик должен иметь в виду, что человек, столкнувшись с проблемой будет обязательно обсуждать ее сам с собой. И задачей наставника является то, чтобы осторожно исследовать эту область и понять основные представления человека, а поняв подкорректировать или исправить.

Последовательная эмоциональная реакция

Порой основной проблемой является не критическое событие, которое выбило нас из нормального хода жизни, а наше отношение к нему. Если изменить ситуацию выше допустимых возможностей, то следует изменить отношение к данной ситуации. И задачей духовного наставника, особенно в работе с человеком из суицидальной группы риска, является - помочь ему сделать это, предоставив новую перспективу, обоснованную надежду.

Эллис называет вышеописанную причину Теорией Эмоции АБВ, где А (то, что происходит с человеком) не контролирует В (то, что чувствует человек), но Б (то, что человек говорит себе об "А") непосредственно связано с В (тем, что переживает личность)[36].

То есть, на эмоции и последующие им действия влияют ни сколько обстоятельства, сколько то, как человек их интерпретирует для себя.

То же утверждает известный психолог Эрик Берн. Он пишет: "Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной является эти образы, а не представляемые ими объекты".[37]

Следует отметить три негативные эмоции, которые возникают в человеке, неправильно истолковывающем для себя происходящие события, это: отчуждение (одиночество),вина и раздражение. Христианским наставникам приходится с ними постоянно встречаться, работая с людьми.

Христианский психолог, доктор Д. Дж. Шварц приводит так же следующую гамму эмоций человека, который находится в кризисной ситуации:

1.   Чувство глубокого удивления: "Я никогда не испытывал ничего подобного";

2.   Чувство опасности: "Должно произойти, что-то ужасное";

3.   Чувство растерянности: "Я потерял ясность мыслей - мой разум не работает";

4.   Чувство безысходности: "Я в тупике - все, что я делаю, н помогает";

5.   Чувство отчаяния: "Я не знаю, что делать";

6.   Чувство апатии: "Мне ничто уже не поможет, не стоит предпринимать попытки что-то изменить";

7.   Чувство беспомощности, одиночества: "Я не в состоянии преодолеть эти проблемы, кто мне поможет";

8.   Чувство срочной необходимости в помощи: "Мне нужна помощь";

9. Чувство несчастья: "Я несчастен".[38]

Исследуя Теорию Эмоций Эллис утверждает, что нет смысла пытаться изменить эмоции, лучше сосредоточиться на изменении мыслей, которые производят эти эмоции.

Нацеленные вопросы

Целенаправленные вопросы предназначены для того, чтобы помочь человеку увидеть собственные неправильные представления о жизни. Это могут быть вопросы следующего типа:

"Может быть в вашем прошлом есть тревожные воспоминания, которые побуждают вас реагировать подобным образом?";

"Откуда берется ваше понимание собственного достоинства и самоценности - из того, что о вас говорят люди или из этико-богословских представлений?";

"На чем покоится ваша уверенность - на мнении других или на чем- то другом?".[39]

На этой стадии беседы, наставник, согласно Эллису, не должен пытаться указывать путь решение конфликта, но он должен просто обратить внимание своего подопечного на то, что его эмоциональная реакция связана не с предваряющим событием, а с тем как он его себе представляет. Поэтому вопросы должны затрагивать сферу иррационального мировоззрения человека, которую консультант- психоаналитик определил на первых стадиях беседы.

Эллис обучает наставников исследовать эти иррациональные представления, задавая следующие целенаправленные вопросы:

1.   "Вы говорите, что жизнь ужасна и невыносима. Если не думать сейчас о том, что с Вами произошло, чем Вы можете доказать такую точку зрения?

2.   Хотя я согласен, что то, что произошло с Вами - ужасно, но значит ли это, что Вы ничтожны сами по себе?

3.   Скажите мне, почему этого не должно было с Вами случится?

4.   Существует ли закон, который утверждает, что Вы и только Вы должны избежать всех тех проблем и сложностей, которые выпадают на долю других?

5.   Если с Вами произошла подобная неприятность, значит ли это, что жизнь для Вас кончена?

6.   Позволите ли Вы прошлому по-прежнему мучить Вас или собираетесь освободиться и жить как следует?"[40]

Эти и подобные вопросы должны задаваться с любовью, мягко и сострадательно, чтобы не возыметь обратного действия.

Ответы на предыдущие вопросы

Именно на этом этапе, убедив человека в нерациональности его отношения и оценки данных событий, духовный наставник приступает к исправлению данных взглядов, путем замены их на более правильные.

Эллис утверждает "исправляя ошибочные модели мыслей, мы меняем эмоциональные ответы. Если Вы мыслите правильно, Вы будете и чувствовать правильно".[41] Он также утверждал, что объясняя человеку ошибочность его представлений и образа мыслей, необходимо помнить четыре вещи:

- Человек должен осознавать то, что он думает;

- Человеку нужно показать, что часть его мыслей отличается неточностью и ошибочностью;

- Человека нужно научить, как заменить неточные мысли - точными;

- Человек должен услышать отклик о том, правильно ли он изменил образ мыслей[42].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.