скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Охрана окружающей среды: атмосфера, гидросфера, литосфера Севастополя

В разделе «Климатическая характеристика» не достает ряда важных данных, допущены ошибки, которые могут повлечь вполне предсказуемые негативные последствия.

По большинству параметров не указан период (с какого по какой год) наблюдений, что очень важно в связи с наблюдающимся интенсивным в последние годы глобальным потеплением и связанными с ним изменениями теплового, ветрового режимов, а также подъемом уровня моря. Вероятно поэтому, например, неверно указаны данные по станции Севастополь: средняя температура воздуха +14,6 °С (в действительности +12,1 °С), средняя температура января -2 °С (в действительности +2,9 °С), годовые сумма осадков и максимум 350 и 584 мм (в действительности – 395 и 678 мм). Неточны и небрежно представлены данные по скорости ветра и повторяемости направлений ветра, в особенности повторяемости штормовых градаций ветра и волнения.

Следует особо подчеркнуть роль ветра в распространении пылевого загрязнения. Поэтому роза ветра должна быть детализирована, т.е. представлена не только в виде интегральных повторяемостей для каждого направления, но и по градациям скорости ветра, а также по сезонам года. То есть, рассчитанные в ОВОС коэффициенты переноса пыли в атмосфере не могут учесть реального многообразия ситуаций и сценариев пылевого загрязнения от работы УПК.

Принятая роза ветров не согласована с органами Госкомгидромета по месту расположения предприятия, что является нарушением п.8.6.3. ОНД-86

Приведенные данные по уровню моря просто неверны: совершенно очевидно, что данные последних десятилетий не использованы. Отсутствует информация о повторяемости и обеспеченности уровня, поэтому нет данных об обеспеченности и величине уровня нуля порта, который обычно используется в практике для определения рабочих глубин у причалов и отметок портовых сооружений, для определения оптимальной загрузки судов во избежание недогруза или посадки на мель. В разделе вообще не упоминаются такие важные для Севастопольской бухты явления как «тягун» и «сейши». Размах колебаний уровня воды при сейшах с периодом 1 час достигают 30-50 см, которые накладываются на сгонно-нагонные и долгопериодные колебания уровня в бухте.

Известны редкие случаи, когда подъем уровня превышал 1 м (заливалась набережная в г. Инкерман). Игнорирование подобных явлений может привести к катастрофическим ситуациям с большим материальным ущербом и негативными экологическими последствиями.

В разделе «Течения» приведена устаревшая концепция, не учитывающая полную зарегулированность реки Черная Чернореченским водохранилищем. Именно поэтому «постоянно действующего стокового течения» в Севастопольской бухте не существует. Сток распреснённых вод наблюдается только при крайне редких аварийных сбросах водохранилища. В материалах ОВОС верно отмечено, что в бухте преобладают дрейфовые ветровые течения. Однако не показано, что под воздействием ветра в бухте формируются динамические образования (круговороты, вихри), нередко препятствующие свободному водообмену бухты с морем.

В центре таких образований могут локализоваться и удерживаться продолжительное время значительные объемы загрязненных вод. Постоянные сейшевые колебания обусловливают реверсивные течения на выходе из бухты и периодические противотечения в зоне устья р. Черной.

Вышеперечисленные факторы не учтены и при подготовке раздела «Температура и соленость воды», данные которого представляются недостаточно обоснованными, устаревшими и вызывают сомнения. Ведь в последние 5-7 лет Морским гидрофизическим институтом совместно с МО УкНИГМИ производились регулярные гидролого-гидрохимические съемки всей акватории Севастопольской бухты (до 32 станций комплексных измерений в течение съемки), результаты которых опубликованы и могли бы быть свободно использованы в столь ответственном документе как ОВОС.

Что касается качества морской воды по гидрохимическим показателям, то использованные две мелкомасштабные съемки ЮгНИРО не позволяют судить о режиме и состоянии загрязнения вод Севастопольской бухты, ведь влияние УПК распространится далеко за пределы локальной прибрежной зоны терминала, а сложная динамика вод бухты должна быть учтена при анализе загрязнения поверхности и толщи вод всей акватории. Здесь полезно было бы использовать материалы государственного мониторинга вод Севастопольских бухт, выполняемого МО УкрНИГМИ с начала 1980-х годов.

Разработчики ОВОС не учли современные данные метеорологических, гидрологических (речных) и океанографических наблюдений, а также информацию об особенностях водообмена внутри бухты и бухты с морем, о сезонных и короткопериодных изменениях гидрометеорологических и гидрохимических условий. Репрезентативная оценка влияния гидрометеорологических условий на состояние экосистемы бухты при строительстве и эксплуатации УПК может быть получена лишь путем обобщения современных результатов комплексных исследований.

Учитывая перечисленные замечания и недостатки, материалы ОВОС в части характеристики окружающей природной среды на участке размещения объекта УПК должны быть признаны не отвечающими объективным данным и оцениваются неудовлетворительно.

2.3. Общая характеристика объекта и хозяйственной деятельности в зоне его влияния:

2.3.1. Процесс пылеобразования и краткая характеристика угля;

Характеристика мощности источника выброса при разгрузке угля (грамм в секунду) выбрана по аналогии с портом Восточный. Такой подход является нарушением требований министерства охраны окружающей природной среды в части необходимости разработки методики определения мощности выброса загрязняющих веществ для каждого отдельного типа источников неорганизованных выбросов и п.2.14.ДБН А.2.2-1-2003 «Состав и содержание материалов оценки воздействий оценки на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» в части отсутствия ссылки на использованные методики.

В ОВОС не рассмотрены классы углей, которые будут предметом деятельности УПК, отсутствуют данные об их физико-химических свойствах. Вопрос об угле рассмотрен в целом, а не по конкретным маркам углей, которые будут переваливаться.

Утверждение о том, что концентрации пыли в выбросах от аспирационных систем на перегрузочном оборудовании не будут превышать 20 мг/ куб. м. носит декларативный характер, т. к. обосновывается данными контракта с фирмой - поставщиком оборудования без указания фирмы-поставщика (стр. 107 – 108 ОВОС).

В ОВОС совершенно отсутствуют сведения об экологической и санитарно-гигиенической опасности угольной пыли. Результаты научных исследования нескольких десятилетий, распределения содержаний и форм нахождения токсичных элементов в углях Средней Азии, Приморского края и Донецкого бассейна свидетельствуют о серьезной опасности этих элементов в углях и угольной пыли (Ртутоносность углей Донецкого бассейна/ авт.: А.Г. Дворников, С.И .Кирикилица – Москва, изд-во Недра, 1987).

Указанными учеными установлено, например, что в углях Донецкого бассейна токсичные тяжелые металлы естественного (природного) происхождения: медь, свинец, кобальт, никель, цинк, молибден, хром, титан, олово, магний, марганец, барий, висмут, мышьяк, сурьма, ртуть а также алюминий, железо, кальций и кремний концентрируются в самой мелкой пылеобразной обломочной фракции угля размером менее 0,1 мм.

Средние содержания перечисленных элементов в углях Донецкого региона составили (грамм на тонну или мг/кг угля): медь – 30; свинец – 23,3; кобальт - 31,7; никель 46,1; цинк – 94; молибден – 2,02; хром – 19,3; титан – 2030; олово – 0,6; магний – 13900; марганец – 623; барий – 420; висмут – 1,6; мышьяк – 906; сурьма 292; ртуть – 317; алюминий 54000; железо – 20600; кальций – 78900; кремний 57000.

Существуют также научные данные о повышенных природных концентрациях в каменных углях и других крайне опасных загрязняющих химических элементов, например - серы, урана, тория, бенз(а)пирена и других.

Угольная пыль, образующаяся в местах добычи, транспортировки либо перегрузки угля по составу соответствует тому углю из которого образовалась. По воздуху или иным путем она поступает на поверхность почвы становясь компонентом этой почвы, либо на акваторию, дно водоемов, изменяя химических состав вод и донных илов, с вытекающими последствиями. Поскольку угольная пыль становится составляющим компонентом почв, то по этой причине мы вправе воспользоваться установленными государством предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными для токсичных металлов в почвах.

Получаем превышение ПДК: для цинка в 1,7 раза, для хрома в 3,2 раза, для меди в 10 раз, для сурьмы в 65 раз, для ртути в 317 раз, а для мышьяка в 450 раз! В соответствие с нормативными документами ПДК не могут превышать 1 ПДК, а, как правило, должны быть меньше единицы и по нормативам, обеспечивающим экологическую безопасность не должны превышать 0,05 ПДК. Фактически концентрации опасных токсичных металлов в угольной пыли могут превышать безопасные концентрации в 1000 – 10000 раз!

2.3.2. Альтернативные способы перевозки и перегрузки угля, описание существующих портовых перегрузочных комплексов (приводятся опубликованные данные для различных регионов мира, но не для предлагаемого УПК).

Краткая характеристика планируемой деятельности не включает рассмотрение вариантов размещения планируемой деятельности (в том числе альтернативы отказа от деятельности). (п.2.5.).

2.3.3. Общая характеристика объекта проектирования – не включены в ОВОС:

- соответствие планируемой деятельности градостроительной документации;

- наличие положительных экологических, санитарно-эпидемиологических, социальных и экономических аспектов реализации планируемой деятельности.

2.3.4.Основные периоды воздействия на окружающую природную среду:

Источники воздействий на окружающую среду не указаны на генплане и ситуационных схемах.

2.3.4.1. Период строительства – воздействие значительное.

«До начала выполнения строительно-монтажных работ надлежит выполнить комплекс работ подготовительного периода согласно ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства», а так же произвести снос существующих строений, вырубку деревьев и кустов, попадающих в пятно застройки»

В соответствии с приведенными в таблице данными необходимо снести 100 деревьев. В нарушение п. 2.29 ДБН дендроплан озеленения территории, который включает сведения об озеленении и балансе снесенных и компенсационных насаждений согласно действующим градостроительным нормам, в ОВОС отсутствует.

«Разборка каменных строений и бетонных фундаментов производится с помощью стреловых кранов грузоподъемностью 10-25 т.

Разборка покрытий производится рыхлением бульдозером, оборудованным рыхлителем и с помощью пневоинструментов вручную. Строительный мусор грузится на автотранспорт и вывозится на свалку на расстояние до 30 км.

Разборка железнодорожных путей выполняется с помощью пневмоколесного крана грузоподъемностью 10-16 т.

Пригодные к дальнейшему использованию материалы от разборок, вывозятся автотранспортом на склад Заказчика на расстояние до 2 км, остальные на свалку.

Не рассмотрены такие источники газо-пылеобразования, как буровзрывные работы на стадии строительства УПК. Даже при применении шпурового метода взрывания негативное влияние будет существенным.

2.3.4.2. Период эксплуатации – влияние на окружающую природную среду масштабное и недопустимо высокое, превышающее допустимые нормы.

Другой важный источник вредных факторов – железнодорожные составы при транспортировке угля. По нашим расчетам 10 составов с углем в сутки и столько же с обратным грузом, т.е. 20 составов окажут серьезную нагрузку на окружающую природную среду. В ОВОС не учтено, что транспортировка и перегрузка угля будет сопровождаться образованием мелкодисперсной пыли размером до 10 – 20 мкм особо опасной тем, что она находится длительное время во взвешенном состоянии. При этом загрязнению будет подвержена не только территория ЗАО СК «Авлита», но и земли, прилегающие к ней и железной дороге. Опыт Сибирской железной дороги показывает, что при перевозках угля из Кузбасса угольной пылью загрязняются прилегающие территории на расстоянии 250 – 500 м от железной дороги.

С целью получения объективной картины о возможностях железнодорожного транспорта на перегонах Севастополя и АРК при реализации столь масштабного проекта необходимо получить заключение Минтранспорта и связи Украины либо Приднепровской железной дороги.

2.3.4.3. Аварии.

Критический анализ материалов приведенных в разделах ОВОС показал, что они полностью не отвечают требованиям законодательных и нормативно-правовых актов Украины по вопросам промышленной, экологической и пожарной безопасности, а также охраны труда. Отсутствует научно-обоснованный подход при рассмотрении отдельных разделов ОВОС, а некоторые части данного документа могут рассматриваться только как отрывки из студенческого конспекта по основам экологии и охране труда.

Не рассмотрен вопрос о сортировке угля по складам. Нет информации о проектах складов, перегрузочных станций. Эти объекты также являются источниками опасных и вредных факторов. Хранение угля в больших объемах может привести к загрязнению окружающей среды вредными газами, основные из которых CO, CO2, SOx, NOx и другие. В условиях больших объемов угля, влаги, высоких давлений и повышенных температур возможны возникновения пожаров и взрывов при хранении угля.

Учитывая, что УПК ЗАО СК «Авлита» является взрыво-пожароопасным объектом, особое значение при разработке ОВОС должно быть уделено экологическим последствиям для города Севастополя в случае чрезвычайных ситуаций (ЧС) на данном перегрузочном комплексе. Однако авторы ОВОС не приводят каких либо оценок риска возникновения чрезвычайных ситуаций на УПК и не рассматривают экологические последствия при воздействии возможных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-политического характера на рассматриваемый объект. Например, не рассмотрена чрезвычайная ситуация и ее экологические последствия, в результате аварии (по причине шторма или самовозгорания угля, взрыве на кислородной станции, военном складе и др.) на крупнотоннажном судне в центре Севастопольской бухты.

Никаких оценок рисков чрезвычайных ситуаций и их приемлемых уровней не дается и в других разделах, в том числе при идентификации и декларировании безопасности потенциально опасного объекта УПК ЗАО СК «Авлита», хотя это предусмотрено в постановлении Кабинета Министров Украины № 956 от 11.06.2002г. и приказе Министерства труда и социальной политики Украины № 637 от 04.12.2002г. Это говорит о серьезной недоработке не только ОВОС, но и всей предоставленной ЗАО СК «Авлита» документации.

2.4. Характеристика окружающей природной среды и оценка воздействий на нее:

2.4.1. Геологическая среда.

Не выполнена оценка воздействия объекта при строительстве и эксплуатации на геологическую среду региона с учетом влияния всех существующих источников воздействия. Неизбежна активизация экзогенных, в частности оползневых, процессов в зоне железной дороги в связи с резким увеличением интенсивности большегрузного движения. В ОВОС отсутствует профессиональная оценка негативного воздействия проектируемого объекта на коренные карбонатные породы в связи с развитием карстовых процессов, воздействия на поверхностные и подземные воды.

Не учтены затраты на укрепительные и восстановительные мероприятия. Так в Севастопольском регионе значительно возрастут расходы на укрепительные противооползневые работы вдоль железной дороги, проходящей по участкам южного горного Крыма. Оползни могут вызвать нарушение режима работы не только самой железной дороги, но и УПК, причем, как показывает опыт прошлых восстановительных работ, на довольно длительный период. Увеличение интенсивности железнодорожных перевозок на участке Симферополь-Севастополь на 20 составов в сутки потребует строительства дополнительной железнодорожной колеи Симферополь-Севастополь, т.к. существующая одна единственная колея уже с трудом справляется с существующим в данное время движением на этом участке. Все это также не нашло отражения в ОВОС.

Заказчику ТЭО и ОВОС необходимо получить заключение регионального органа осуществляющего мониторинг геологической среды в АРК и г. Севастополе – Казенного предприятия «Южэкогеоцентр» Минприроды Украины (г. Симферополь) о воздействии на геологическую среду (горные породы, поверхностные и подземные воды, экзогенные геологические процессы – оползни и карст и др.) планируемой деятельности на этапе строительства и эксплуатации УПК на площадке УПК и в полосе действия железной дороги на территории Севастополя и Автономной Республики Крым.

2.4.2. Воздушная среда:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.