скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Управление капиталом на предприятии

Способы финансирования предприятия за счет собственных средств. Как несложно заметить из приведенной характеристики элементов собственно­го капитала, их роль в финансировании предприятия довольно разнообразна.

Источником финансирования инвестиционной деятельности, а также обеспечения и расширения текущей деятельности, безусловно, выступает прибыль предприятия. Для осуществления стратегически важных проектов в качестве источника финансирования может выступать единовременное увеличение ус­тавного капитала путем дополнительной эмиссии акций.

В мировой практике известны различные способы эмиссии акций:

- продажа непосредственно инвесторам по подписке;

- продажа через инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск и затем распространяют акции по фиксированной цене среди физических и юридических лиц;

- тендерная продажа (несколько инвестиционных институтов по купают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене и затем устраивают аукцион­, по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции);

- размещение акций брокером у небольшого числа своих клиентов.

Эмиссия акций - дорогостоящий и протяженный во времени процесс, кроме того, он регулируется законодательством (в частности, Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Как показывает опыт экономически развитых стран, дополнительная эмиссия из-за так называемого сигнального эффекта нередко со­провождается снижением рыночной цены акций, поэтому к этому способу моби­лизации финансовых ресурсов прибегают достаточно редко - в тех случаях, когда имеются четко обозначенные перспективы использования привлеченных средств.

1.6.2 Управление заемным капиталом

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодна экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал (имеется в виду, что проценты по кредитам и займам меньше рентабельности собственного капитала, характеризующей, по сути, уровень стоимости собственного капитала. Иными словами, в нормальных условиях заемный капитал является более дешевым источником по сравнению с собственным капиталом). Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты.

Облигационный заем. Облигации являются долговыми ценными бумагами, Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 816) облигацией признается ценная бу­мага, удостоверяющая права ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Эта ценная бумага предоставляет ее держателю права на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимо­сти облигации либо иные имущественные права. Облигации могут выпускаться в обращение:

- государствам и его субъектами;

- корпорациями (акционерными обществами).

В первом случае облигации называются государственными или муниципальными, во втором - долговыми частными ценными бумагами.

Облигации хозяйствующих субъектов классифицируются па ряду признаков, в частности па сроку действия (краткосрочные - да 3 лет, среднесрочные - да 7 лет, долгосрочные - да 30 лет, бессрочные), по способам выплаты купонного дохода, по способу обеспечения займа, по характеру обращения (обычные и конвертируемые). Купонная ставка по облигациям чаще всего зависит от средней процентной ставки на рынке капиталов.

Облигация обязательна должна иметь номинальную стоимость, причем суммарная номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер его уставного капитала либо, величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций.

Выпуск облигаций обществам допускается лишь после полной оплаты его ус­тавного капитала. Акционерное общество вправе выпускать облигации:

- обеспеченные залогом своего определенного имущества;

- под обеспечение, специально предоставленное третьими лицами;

- без обеспечения (в этом случае эмиссия займа допускается не ранее третьего года существования общества).

Облигации могут погашаться единовременно, сериями либо досрочно, причем стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявле­ны к досрочному погашению, указывается в проспекте эмиссии.  С позиции эмитентов и инвесторов облигационный заем имеет свои плюсы

и минусы. Эмитенту выгоден обоснованный выпуск облигаций, поскольку:

- объем денежных средств, которыми будет распоряжаться предприятие,

резко увеличится, появятся возможности для внедрения новых инвестиционных проектов;

- выплаты держателям облигаций чаще всего осуществляются по стабильным, не подверженным резким колебаниям ставкам, что привадит к пред­сказуемости расходов по обслуживанию этого источника;

- стоимость источника меньше;

- источник дешевле в плане мобилизации средств;

- процедура привлечения средств менее трудоемка.

Основной недостаток - выпуск займа приводит к повышению финансовой зависимости компании, т.е. к увеличению финансового риска ее деятельности. Если выплата дивидендов не является обязательной для компании, то расчеты по обязательствам перед держателями облигаций должны выполняться в обяза­тельном порядке, несмотря на финансовые результаты текущей деятельности.

Для держателей облигаций преимущество этой формы инвестирования состоит в стабильности обязательных процентных платежей, которая, в принципе, не зависит ни от прибыльности работы эмитента, ни от краткосрочных колеба­ний текущих процентных ставок на рынке капитала. Определенная опасность носит двоякий характер. Во-первых, неустойчивость финансовой деятельности эмитента может сопровождаться падением рыночной цены облигаций и, следо­вательно, потерями капитализированного дохода при вынужденной продаже об­лигаций на вторичном рынке. Во-вторых, в случае банкротства эмитента суще­ствует вероятность того, что требования держателей облигаций будут удовле­творены не в полном объеме и (или) несвоевременно.

Долгосрочный банковский кредит. Банковский кредит предоставляют коммерческие банки и другие кредитные организации, получившие в Центральном Банке РФ лицензию на осуществление банковских операций. По сравнению с описанными выше способами привлечения финансовых ресурсов получение кредита в банке - гораздо менее трудоемкая (по срокам и условиям мобилиза­ции средств) процедура.

В основном банки выдают краткосрочные кредиты (краткосрочность обычно трактуется как погашаемость в течение двенадцати месяцев с момента получения кредита); эти кредиты используются для финансирования текущих операций и поддержания ликвидности и платежеспособности предприятия. Долгосрочные кредиты в основном используются для финансирования затрат по капитальному строительству, реконструкции и другим капитальным вложениям, а потому они должны окупиться за счет будущей прибыли, ожидаемой к получению в резуль­тате проводимых мероприятий «капитального» характера. Именно поэтому получение долгосрочного кредита обычно сопровождается предоставлением банку экономических расчетов, подтверждающих способность заемщика расплатиться в дальнейшем за полученный кредит и погасить его в срок. Кроме того, кредит­ный договор может предусматривать целевое использование кредита.

Независимо от суммы кредита кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае он считается ничтожным; в этом - одно из отличий его от договора займа, который заключается в письменной форме лишь в том случае, если его сумма не менее чем в десять раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Во многих экономически развитых странах этот источник средств не играет сколько-нибудь значимой роли в финансировании деятельности предприятий.

1.7 Финансовые методы увеличения капитала

Управлять финансами - значит управлять капиталом. Ранее мы дали общее определение капитала как авансируемой, инвестируе­мой в производство стоимости в целях извлечения прибыли, т.е. стоимости, воспроизводящей новую стоимость. По существу в ка­питале отражается система денежных отношений, воплощающая циклическое движение финансовых ресурсов - от мобилизации их в централизованные и нецентрализованные фонды денежных средств, затем распределение и перераспределение и, наконец, по­лучение вновь созданной стоимости (или валового дохода) данной коммерческой структуры, в том числе прибыли­.

Таким образом, движение капитала и управление им отражают движение финансовых ресурсов и управление этим процессом. Од­нако в отличие от управления финансами, функционированием которых пронизано все социально-экономическое развитие, управле­ние капиталом сосредоточено преимущественно в сфере материального производства.

В то же время капитал - специфическая категория, несущая, различную «нагрузку» в зависимости от:

- роли в производстве - уставный капитал;

- источников формирования - собственный акционерный;

- заемный капитал;

- характера оборота и ликвидности - основной и оборотный капитал;

- метода исчисления - текущая, целевая, предельная стоимость капитала.

Основной метод увеличения капитала - возрастание реинвести­руемой прибыли, которое, как известно, зависит от комплекса интенсивных и экстенсивных факторов, связанных, с одной стороны, с формированием массы валовой прибыли и ее базового компонента­ предпринимательского дохода, а с другой стороны - с решениями финансового менеджера:

а) о распределении валовой прибыли и расширении ее инвестируемой части;

б) о выборе инвестиционного проекта и привлечении источников его финансирования.

Эти решения принимаются по трем основным критериям: эффективности (растущей рентабельности, доходности), безрисково­сти (достаточно низкой степени риска утраты дохода), ликвидности (достаточно быстрой оборачиваемости, или высвобождении денеж­ных средств из оборота).

В итоге вторая группа факторов как бы сливается с первой, обра­зуя систему финансовых динамических показателей, предопределяющих масштаб, сумму, время и иные условия увеличения капитала.

Среди уже рассмотренных (т.е. связанных определенной коли­чественной зависимостью с объемом капитала или прибыли) детер­минированных факторов увеличения капитала - фактор роста объема производства и реализации продукции, работ и услуг, которые сам по себе (при прочих равных условиях) обеспечивает еще более значительный рост прибыли за счет относительной экономии условно - постоянных элементов себестоимости. Этот фактор заслуживает особого внимания финансового менеджера, ибо современные финансовые проблемы и в производственной, и в монетарной сфере (инфляционный рост цен, платежный кризис, бюджетный дефицит и т.д.), влекущие за собой социальную напряженность и взрывы имеют первопричиной падение объема производства и «бегство» капитала от физических инвестиций (объем производства сократился за 1996г. на 6%, инвестиций - на 18%). ,

Однако наука и практика финансового менеджмента разработа­ли специфические финансово-кредитные методы расширения капи­тала или привлечения финансовых pecypcoв в собственный оборот. К ним можно отнести: эмиссию и куплю-продажу акций, облига­ций, векселей, фьючерсов и других ценных бумаг, в том числе опе­рации с инвалютой, а также лизинг, ипотеку и прочие кредитные формы привлечения денежных ресурсов, наконец, чисто финансо­вые методы, мобилизующие денежные средства не на кредитном или фондовом рынках, такие, как привлечение средств долевого участия с последующим участием в распределении прибыли, оффшорные операции, которые охватывают и законные способы опти­мизации налоговых платежей, франчайзинг.

Франчайзингом называют продажу лицензии (франшизы) или прав пользования товарным знаком, технологиями, консультация­ми, другими методами работы на рынке известной фирмы (фран­чайзера) малоизвестной фирме (франчайзи), что обеспечивает обоюдную выгоду сторон и вовлечение капитала франчайзи в биз­нес франчайзера, укрепляя конкурентоспособность последнего и качество продукции работ и услуг, ибо франчайзи, как правило, обязуется соблюдать предписанные франчайзером стандарты каче­ства и технологий.

Франчайзинг, ставший весьма распространенным в мировом бизнесе методом мобилизации инвестиционного капитала, спосо­бен привлекать заемный и собственный капитал многих инвесто­ров, включая предпринимателей малого бизнеса и даже физических лиц, стремящихся организовать собственное дело.

Методы такой мобилизации инвестиционного капитала очень разнообразны. Это - получение франчайзером дохода практически из всех названных в этой главе источников, а также от аренды и субаренды земли, которую арендует и благоустраивает франчайзи для организации франчайзером своих производств и последующей их субаренды, от совместной производственной, торговой, реклам­ной, финансовой деятельности. Однако и при производственном, и торговом, и деловом фран­чаизинге финансовая схема - традиционна: акт продажи франши­зы сопровождается первым, разовым платежом, вносимым иногда частями, а затем проводятся систематические платежи за услуги, оказываемые франчайзером франчайзи согласно контракту, реали­зацию товаров или отдельных ассортиментных групп продукции франчайзера, рекламу, предоставление гарантии или залога для, привлечения ссуд и средств инвесторов, скидки на все виды деятельности, в том числе на организацию новых производств, обучение, консалтинговую помощь в бизнесе и т.п.



2 УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДНРИЯТИИ ОАО «ХЛЕБОКОМБИНАТ «ГЕОРГИЕВСКИЙ»

2.1 Общая характеристика предприятия

Акционерное общество «Хлебокомбинат «Георгиевский» является самостоятельным хозяйственным субъектом с правами юридического лица, который, используя принадлежащее ему на правах собственности имущество и финансовые средства, производит и реализует продукцию. Акционерное общество имеет самостоятельный баланс, может от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражных и судебных органах.

«Хлебокомбинат «Георгиевский» учрежден Комитетом по имуществу Ставропольского края в соответствии с указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений в АО» в 1992г. Путем преобразования Георгиевского хлебокомбината и является его правопреемником. Общество создано в целях получения прибыли. Предприятие специализируется на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий.

Уставный капитал общества – 96355 рублей, состоит из 27530 размещенных обыкновенных акций, номинальной стоимостью 3,5 руб. Все акции общества являются именными. Чистая прибыль, оставшаяся после уплаты налогов направляется в фонды общества, необходимые для его производственного и социального развития. Остальная часть прибыли направляется на выплату дивидендов.

Основной вид деятельности предприятия производство хлебобулочных изделий. Отдельными видами деятельности оно занимается только на основании специального разрешения (лицензии). Хлебопекарная отрасль промышленности, к которой относится хлебокомбинат, является подотраслью пищевой промышленности, производящей продукцию группы «Б», и относится к отраслям, вырабатывающим продукцию скоропортящуюся и не подлежащую дальним перевозкам.

В соответствии с гражданским кодексов РФ, все юридические отношения между ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» и физическими и юридическими лицами складываются на основании заключения договоров. Сырье для производства хлебокомбинату доставляют поставщики:

- Краснодар, Ростов – сахар;

- Новозавединская птицефабрика яйца;

- ОАО «Масло Ставрополья» - масло растительное;

- ОАО «Биомол» - молочные продукты;

- ОАО «Мукомол» - мука пшеничная различных сортов;

- Дагестан – дрожжи;

Аналогично различаются договоры, где ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» выступает как поставщик. В качестве покупателей выступают частные лица и частные предприниматели.

Предприятие создано в целях обеспечения населения хлебобулочными и кондитерскими изделиями. В дальнейшем планируется выход на более качественный уровень производства выпускаемой продукции за счет использования муки собственного производства, расширение ассортимента существующих видов товаров и обеспечение населения мукой.

Данный сегмент рынка привлекателен с точки зрения инвестиций, многообразием продукции и стабильностью капиталооборота. Сбыт продукции динамичен, так как постоянно появляются новые технологии, совершенствуется оборудование, что в свою очередь, определяет постоянный спрос на качественный товар. Предприятие имеет положительный опыт работы на рынке с 1972г. Высококвалифицированные мастера, годами нарабатывая опыт хлебопечения, вывели предприятие на достаточно высокий рубеж и стабильные экономические показатели. Сотрудники постоянно повышают свое профессиональное мастерство, регулярно участвуют в практических семинарах, проводимыми высококлассными специалистами. У предприятия сложились надежные отношения с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции. Кроме того, предприятие, с коммерческой точки зрения, установило тесные связи с другими предприятиями края, производящими продукты питания, ликероводочную продукцию, прохладительные напитки. Имея свою розничную сеть, хлебокомбинат занимается реализацией не только своей продукции, но и другими продовольственными товарами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.