скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Учёт приобретения материальных ценностей и расчётов с поставщиками

Любое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, должно иметь основной и оборотный капитал. Оборотный капитал (краткосрочные активы) обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Краткосрочные активы являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия и включают в себя: товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары), дебиторскую задолженность, авансы выданные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.

Осуществление непрерывного технологического процесса производства предприятия поддерживается создаваемыми запасами материалов, полуфабрикатов, топлива и др.

В общем понимании запасы - это активы в виде:

-  запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг;

-  незавершенного производства;

-  готовой продукции;

-  товаров, предназначенных для продажи.

Запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

Бухгалтерский учет товарно-материальных запасов занимает важное место в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия. Он формирует информацию обратной связи о показателях, характеризующих фактическое состояние и качественные показатели использования товарно-материальных запасов. Все это способствует улучшению ресурсосбережения на предприятии.

Перед учетом товарно-материальных запасов стоят следующие задачи:

-     правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

-     выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

-     контроль над сохранностью товарно-материальных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения;

-     постоянный контроль за соблюдением установочных норм товарно-материальных запасов;

-     систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

-     контроль за технологическими отходами и потерями и их использование;

-     своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;

-     своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных запасов, контроль над товарно-материальными запасами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии организуется в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета от 23.05.2007 в разделе 1 "Краткосрочные активы" в подразделе 1300 "Запасы".

Данный подраздел включает следующие группы счетов:

-   1310 "Сырье и материалы", где учитываются сырье и материалы, в том числе сельскохозяйственные, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе;

-   1320 "Готовая продукция", где учитывается готовая продукция, в том числе сельскохозяйственная продукция;

-   1330 "Товары", где отражаются операции, связанные с движением товаров, в том числе сельскохозяйственных, закупленных и хранящихся для перепродажи;

-   1340 "Незавершенное производство", где учитываются затраты по незавершенному производству;

-   1350 "Прочие запасы", где учитываются прочие запасы, не указанные в предыдущих группах;

-   1360 "Резерв по списанию запасов", где отражаются операции, связанные с созданием и движением резервов на снижение стоимости запасов до чистой стоимости реализации в связи с повреждением или моральным устареванием.

Основная задача учета товарно-материальных запасов — определение стоимости, по которой запасы поступают и списываются с баланса предприятия. Решению этой задачи способствует такой метод бухгалтерского учета, как оценка.

По МСФО (IAS) №2 "Запасы" первоначальное признание, оценка и учет запасов ведется по наименьшей из двух величин: фактической (исторической) стоимости и возможной чистой цены продаж. То есть компании должны отражать запасы в финансовой отчетности по правилу низшей оценки. Суть его состоит в том, что в силу действия принципа осмотрительности запасы оцениваются по наименьшей из возможных стоимостей.

При этом, фактическая стоимость включает в себя все затраты по приобретению, производству (conversion costs), и все прочие затраты, произведенные при доведении запасов до текущего состояния и местонахождения. Невозмещаемые налоги и пошлины входят в фактическую стоимость, предоставленные торговые скидки и возмещения - уменьшают ее.

Схема определения фактической себестоимости изображена на рисунке 1.

Затраты, произведенные при доведении запасов до текущего состояния и местонахождения - это: затраты на приобретение запасов, транспортно – заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту хранения и приведением в надлежащее состояние. Затраты на приобретение товарно-материальных запасов включают в себя цену покупки; пошлины на ввоз; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим организациям: транспортно – заготовительные и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Торговые скидки, возвраты переплат и прочие подобные поправки вычитаются при определении затрат на приобретение.

Затраты на переработку товарно-материальных запасов (выполнение работ, услуг) включают стоимость используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, амортизацию основных средств, а также другие затраты, прямо связанные с единицами производства продукции, обусловленные технологией и организацией производства и признаются как производственная себестоимость продукции.

Рисунок 1 - Схема для определения фактической себестоимости товарно-материальных запасов, приобретенных за плату

Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов представляет собой предполагаемую продажную цену за минусом расходов на комплектацию и организацию их продажи. Чистая стоимость реализации используется обычно тогда, когда себестоимость не может быть восстановлена по следующим причинам:

-  данные товарно-материальные запасы были повреждены;

-  они частично или полностью устарели;

-  их продажная цена снизилась.

В соответствии с МСФО (IAS) №2 "Запасы", возможная чистая цена продаж (net realisable value, NRV) - оценка цены продаж при нормальном ведении деятельности, за вычетом необходимых затрат на сбыт продукции, которые могут оцениваться как сумма прямых затрат или как нормативный процент к стоимости. Не допускается вычет планируемой прибыли от продаж.

Как правило, в промышленных производствах запасы материалов и прочих вспомогательных средств не списывают ниже себестоимости (до чистой стоимости реализации), если ожидается, что готовая продукция, в которую они будут переработаны, будет реализована по цене равной или превышающей себестоимость. Если же ожидается, что снижение цены на материалы приведет к тому, что доход, полученный от реализации готовой продукции, будет ниже ее себестоимости, стоимость материалов частично списывают до чистой стоимости реализации.

Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой в случае их повреждения, физического или морального устаревания, снижения их продажной стоимости, т.е. цена продажи ниже себестоимости. В этом случае определяется возможная чистая цена продажи или переоценка по возможной чистой цене продаж. Переоценка производится по каждому виду оборотных материальных активов или по группам однородных активов. При этом необходимо соблюдение следующего порядка:

-  если активы предназначены для реализации, расчеты производятся на основе текущих рыночных цен реализации;

-  если активы предназначены для продажи по заключенным контрактам, расчеты производятся по контрактным ценам в объеме, предусмотренном контрактом, а оставшиеся запасы переоцениваются по текущим рыночным ценам;

-  сырье и материалы не переоцениваются, если готовая продукция будет реализована по ценам равным или превышающим себестоимость, в противном случае они переоцениваются по восстановительной стоимости.

Разница по переоценке списывается в расход в отчетном периоде, в котором такая разница была установлена. Если запасы сохраняются в будущих отчетных периодах, то в каждом последующем периоде происходит переоценка по новой возможной чистой цене продаж. Новая стоимость определяется по меньшей величине себестоимости или пересмотренной возможной чистой цене продаж.


2. УЧЁТ ПРИОБРЕТЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РАСЧЁТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ

 

Рассмотрим организацию бухгалтерского учета приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками на примере конкретного предприятия – ТОО "Восток".

Основным видом деятельности ТОО "Восток" является торговля непродовольственными товарами, оказание сопутствующих услуг. ТОО "Восток" находится по адресу г.Караганда, ул.Складская, 15.

ТОО "Восток" обслуживается в АО "Казкоммерцбанк" - ИИК 246766, БИК 1918011832 и в КФ Народного Банка - ИИК 23467155 БИК 191801625.

Учетная политика предприятия строится в соответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского учета в Республике Казахстан. Предприятие ведет бухгалтерский учет способом двойной записи в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета от 23.05.2007 за №185.

Для учета финансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета, при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо в журналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордера закрывают и их итоги переносят в Главную книгу.

Для автоматизации бухгалтерского учета на ТОО "Восток" используется программа 1 С:Бухгалтерия версии 8.0.

 

2.1 Документальное оформление приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками

Приобретение товарно-материальных ценностей сопровождается оформлением пакета документов на каждую сделку купли-продажи. К таким документам относятся:

¾        доверенность;

¾        товарно-транспортная накладная;

¾        счет-фактура;

¾        приходный-ордер.

Документооборот, сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа их получения на склад предприятия.

Доверенность (Приложение 1) применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Для регистрации выданных доверенностей и расписки о их получении применяется Журнал учета выданных доверенностей.

При доставке материальных запасов на склад покупателя автотранспортом поставщика материально ответственное лицо покупателя принимают у экспедитора поставщика материальных запасов по количеству мест и массе брутто и сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной, заполненной в двух экземплярах.

В случае если недостачи или другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т.п.) фактического наличия материальных запасов с данными накладной не обнаружено, кладовщик, принявший товарно-материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной (Приложение 2). Один экземпляр накладной остается у кладовщика, а второй возвращается лицу, доставившему материальные запасы на склад покупателя. На отгруженные товары поставщик помимо накладной предоставляет покупателю счет-фактуру (Приложение 3). На поступившие на склад товары оформляется приходный ордер (Приложение 4).

В процессе осуществления деятельности предприятие ТОО "Восток" ведет расчеты с поставщиками по поступившим материальным ценностям.

Расчеты с поставщиками оформляются следующими первичными документами:

¾        договор поставки;

¾        счет на оплату;

¾        платежное поручение;

¾        выписка по банку.

Поступление материальных ценностей от поставщиков на данном предприятии производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком.

Предприятия-поставщики на поставляемую продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета на оплату (Приложение 5), передают их или пересылают почтой покупателю.

Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет финансовый отдел, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату.

После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. Главный бухгалтер на основании подписанного договора поставки и выставленного поставщиком счета на оплату готовит в банк платежное поручение на оплату товаров (Приложение 5).

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно-материальные запасы на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая - предъявленная поставщиком.

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия ТОО "Восток" получает платежные документы поставщиков, акцептованные финансовым отделом, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.

Таким образом, основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения операции и события. Первичные документы по поступлению и расходу материальных запасов являются основой организации их учета.

 

2.2 Учет и оценка приобретения материальных ценностей

Учет приобретения товарно-материальных ценностей на ТОО "Восток" происходит на складе и в бухгалтерии в программе 1 С:Бухгалтерия версии 8.0.

С точки зрения разделения бухгалтерского и складского (оперативного) учета, учет материальных ценностей может вестись двумя методами:

1. Сальдовый метод (на складах организуется только количественный учет по видам ценностей - номенклатурным номерам; бухгалтерия ведет только суммовой учет - в денежном выражении).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.