скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае

Как отмечает Вячеслав Вахрин, "на последних выборах более популярны были другие технологии, например, "рулетка": человек приходит на избирательный участок в день голосования, берет бюллетень, ставит галочку напротив "нужного" кандидата, но не опускает бюллетень в урну, а выносит с избирательного участка. Потом договаривается с кем-нибудь за энную сумму, вручает ему заполненный бюллетень и просит опустить его в урну, а свой, пустой, вынести с участка" [185]. Тем не менее технология сетевого маркетинга считается достаточно эффективной.

Одной из самых популярных технологий, применяемая в ходе избирательных кампаний в Пермском крае, является и технология двойников. Так, например, в ходе выборов депутатов Пермской городской Думы 2006 г, было зарегистрировано 9 пар кандидатов с очень похожими личными данными[186]. Выделяют три вида кандидатов-двойников:

1)"Тихоня": однофамилец "заказанного" кандидата выставляется с единственной целью: присутствие в избирательном бюллетене для того, чтобы запутать избирателя и "растащить" голоса "заказанного" кандидата 2) Провокатор: наряду со статистической функцией присутствия в избирательном бюллетене двойник осуществляет активную роль разрушителя положительного образа "заказанного" кандидата 3)"Свой" двойник: двойника выставляет не конкурент, а сам кандидат для привлечения дополнительного интереса к своей персоне[187]. Среди экспертов существуют разногласия по вопросу эффективности применения данной технологии. Некоторые специалисты считают, что технология двойников постепенно уходит в прошлое, и на сегодняшний день она является малоэффективной. Политолог Олег Подвинцев, наоборот, считает, что "при определенном стечении обстоятельств технология двойников может принести 10-15% на выборах, которые могут стать решающими"[188].

Достаточно распространенной "черной" технологией является и выдвижение подставного кандидата, выполняющего функцию "торпеды", вся деятельность которого в ходе избирательной кампании сводится к жесткой критике "заказанного" кандидата[189]. Многие эксперты отмечают, что эта технология обычно не дает положительного эффекта. Политолог Олег Подвинцев указывает на то, что появление "подставного" кандидата на выборах оправдывает себя лишь в немногих случаях: "с помощью подставных кандидатов решаются разные задачи, например, легализация финансовых средств с помощью избирательных фондов таких участников выборов. Что касается тех, кто выдвигается для того, чтобы "мочить" соперника, то их появление оправдано лишь в тех случаях, когда "подставной" кандидат является известной в округе фигурой, его борьба с соперником ведется уже давно и имеет публичный характер. В противном случае все это выглядит очень искусственно и как правило не приносит организаторам этой акции положительного результата"[190].

В арсенале пермских политтехнологов, по словам Торбеева Д., имеются и такие "черные" технологии, как распространение "грязных" агитационных материалов, "поддельных" агитматериалы (выпуск листовки того же формата и внешнего оформления, что и у конкурента, только с абсолютно иным содержанием), срыв и порча агитационных материалов конкурента, метод распространения ложных слухов и др. [191]. В последнее время распространенной оказалась практика проведения фальшивых опросов.

Однако, несмотря на широкое применение различных "черных" технологий, существенного результата они приносят. Как отмечает Шилова А., методы "черного пиара" изжили себя, и "чернуха" воспринимается скорее как плюс "фигурирующему" в ней кандидату[192]. Однако при этом, как полагает политолог Олег Подвинцев, определенное влияние на итоги выборов "черные" технологии все же оказывают: "конечно, на 99% это полная ерунда, но и 1% в некоторых случаях оказывается очень значимым[193].

Подведем краткие выводы по второй главе. Анализ современного состояния пермского рынка политконсалтинга показал, что его кризис коснулся не только "свободных" политконсультантов (многие из которых покинули пермский рынок: некоторые из них переместили свои взоры на соседние региона, другие - пришли в бизнес-пиар), но и крупных политконсалтинговых агентств. На рынке края остались фактически работать всего несколько агентств - "Кучер", "Площадь круга", "ОРВИНИТ" (участвует в выборах лишь периодически). При этом современное состояние пермского рынка политтехнологий характеризуется ростом участия в пермских выборах агентств из других регионов (Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга). Заметное место в пермском регионе занимает екатеринбургское агентство "Bakster-group", имеющее связи с краевой администрацией. Крупные заказы (обслуживание политических партий, выборы в Законодательное Собрание Пермского края) получают, в основном, крупные политконсалтинговые агентства, имеющие связи с администрацией края - РПА "Кучер", "Бакстер групп". "Свободные" же политтехнологи работают в территориях края, участвуя в избирательных кампаниях по выборам органов МСУ. При этом на итоги перераспределения рынка оказало влияние и состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, опыт работы, отношения с властью, личные связи с политическими деятелями).

Анализ цен на услуги политтехнологов в Прикамье показал, что пермский рынок услуг в сфере политического пиара до сих пор имеет отчетливо теневой характер. При этом в последние годы на становится тенденция к значительному росту цен на услуги в сфере политических технологий (высокие цены являются одной из характерных черт избирательных кампаний в Пермском крае). Наиболее дорогими являются выборы в Законодательное Собрание по партийным спискам, далее идут выборы в ЗС по одномандатным округам, следом - выборы в муниципальные органы власти на территории края, причём выборы в г. Перми стоят дороже, нежели выборы в других территориях края.

В области политических технологий отмечается творческий кризис политтехнологов на современном этапе, который проявился в отсутствии новых идей и подходов к организации и проведению избирательных кампаний, в использовании проверенных временем, шаблонных схем. При этом политические технологии, применяемые на выборах в Пермском крае, мало чем отличаются от тех, которые применяются в других регионах. В целом же на современном этапе распространение получили, в первую очередь, мобилизационные политтехнологи, позволяющие решить вопрос с явкой на выборы (например, электоральный сетевой маркетинг). Широкое применение получают и так называемые "черные" технологии (технология двойников, выдвижение подставного кандидата, распространение "грязных" агитационных материалов, "поддельных" агитматериалов, проведение фальшивых соцопросов).


Заключение

Итак, в ходе исследования автором было выяснено, как и почему трансформировался рынок политического консалтинга в Пермском крае, а также проанализировано его современное состояние.

В истории политического консалтинга в Пермском крае было выделено три этапа:

Становление рынка политических технологий (руб.80-90-х гг - конец 90-х гг.)

Расцвет рынка политконсалтинга (конец 90-х гг. - начало 2000 - х гг.)

Кризис пермского рынка политического консалтинга (с 2003 г. - до совр.).

На протяжении первого этапа происходит становление рынка политических технологий: появляются первые политические технологи, формируются агентства, предоставляющие услуги в сфере политического консалтинга ("Кучер", "Центр избирательных технологий", "Площадь круга", "Социнком", "Стиль-МГ", "Майский жук", "Паритет", ОРВИНИТ и т.д.), происходит наработка инструментария. Одновременно на пермском рынке начинают работать политконсультанты из других регионов (Москва ("НиколлоМ", "Новоком", "Имидж-Контакт", "Лидер"), Екатеринбург.

Второй этап развития профессии (конец 90-х-начало 2000-х гг.) - это время расцвета политического консалтинга. На данном этапе пермский рынок политического пиара продолжает бурно расти и достигает пика своего могущества. Это период чрезвычайно креативных кампаний. Круг политтехнологов на данном этапе значительно расширился (политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, которые, имея другое постоянное место работы, периодически участвуют в избирательных кампаниях). Среди политконсалтинговых агентств на лидирующие позиции на данном этапе выходят РПА "Кучер", "Центр избирательных технологий", "Социнком" и "Площадь круга". При этом безоговорочным лидером пермского рынка избирательных технологий на данном этапе становится близкое к областной администрации рекламно-политическое агентство "Кучер", которое начинает оказывать заметное влияние и на политическую ситуацию в Прикамье. Что касается иногородних политтехнологов, то на данном этапе происходит их вытеснение с рынка пермскими консультантами. В сфере избирательных технологий на данном этапе наблюдается расцвет черного пиара.

Однако начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе и т.д.

На состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса, что негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.

Но главным фактором, повлиявшим на трансформацию рынка политконсалтинга в Пермском крае, являются политические реформы 2003-2004 гг., которые изменили партийное и избирательное законодательство.

С одной стороны, эти реформы привели к сужению рынка политконсалтинга в Пермском крае (по разным подсчетам, от 30 до 80%) за счет отмены выборов губернатора и выборов в ЗС по одномандатным округам. При этом, по мнению экспертов, основной удар взяли на себя политтехнологи-одиночки, которые вынуждены работать в других регионах, менять профиль деятельности (работать на крупные корпорации, администрации. Однако кризис пермского рынка политтехнологий коснулся и политконсалтинговых агентств. На рынке края остались фактически работать всего несколько агентств - "Кучер", "Площадь круга", "ОРВИНИТ" (последний участвует в выборах лишь периодически). Большинство пермских агентств не специализировались исключительно на сфере политического консалтинга, политический консалтинг являлся для них смежным бизнесом наряду с рекламой, имиджевым консультированием и т.д. В результате кризиса агентства сосредоточились на других направлениях своей деятельности. Важное место на пермском рынке политконсалтинга занимают команды политтехнологов из других регионов (Екатеринбурга, Красноярска, Санкт-Петербурга и т.д.). Эксперты оценивают соотношение местных и иногородних игроков на современном этапе как 80 к 20, при этом отмечается тенденция роста участия иногородних политконсультантов на пермских выборах. Наиболее успешными из "варягов" являются команды из Екатеринбурга, в частности агентство Bakster-group (имеющее связи с краевой администрацией).

Следует отметить, что в условиях политической реформы 2003-2004 гг., а также в условиях централизации власти в регионе, главным фактором, который определяет место политических технологов на пермском рынке, становится их близость к власти. Политтехнологи, приближённые к власти, выполняющие её заказы, сохраняют своё значение в Пермском крае, поскольку благодаря близости к администрации края, данные политтехнологи могут рассчитывать на большое количество заказов. Анализ избирательных кампаний, проведенных разными "игроками" пермского рынка политконсалтинга, показывает, что крупные заказы (обслуживание политических партий, выборы в Законодательное Собрание Пермского края) получают, в основном, крупные политконсалтинговые агентства, имеющие связи с администрацией края - РПА "Кучер", "Бакстер групп". "Свободные" политтехнологи работают в территориях края, участвуя в избирательных кампаниях по выборам органов МСУ. Однако, с другой стороны, на счету некоторых политтехнологов-одиночек (Борисенко О., Ильин С., Соколов, Колущинская И. и др.) также есть выполнение серьезных кампаний. При этом на итоги перераспределения рынка оказало влияние состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, опыт работы, доступ к СМИ, личные связи с политическими деятелями).

Партийная и избирательная реформы оказали влияние и на изменение приоритетных направлений деятельности пермских политических технологов. Если до реформы основной областью их деятельности был электоральный менеджмент (выборы губернаторов, депутатов ГД по одномандатным округам, выборы в Законодательное Собрание), то сейчас приоритетным направлением их деятельности становится работа с партиями. Это связано с тем, что партии становятся всё более значительным актором политического процесса, степень их участия в выборах, да и в целом в политической жизни региона, увеличилась. Кроме того, избирательная кампании партии стоит больше, чем избирательная кампания отдельного кандидата. Всё это привлекает политических технологов, поскольку работа с партиями становится для них выгодной.

Кроме того, важной тенденцией становится сильное смещение рынка в сторону МСУ. При этом следует иметь в виду, что если для политтехнологов, которые имеют связи с администрацией края, "открыт" как региональный, так и местный политический рынок, то для политтехнологов, не имеют таких связей, перспективным направлением является именно муниципальный рынок, поскольку политическая конкуренция и количество игроков здесь выше, что создает возможность для политтехнологов получать заказы.

Анализ цен на услуги политтехнологов в Прикамье показал, что пермский рынок услуг в сфере политического пиара до сих пор имеет отчетливо теневой характер. При этом в последние годы на становится тенденция к значительному росту цен на услуги в сфере политических технологий (высокие цены являются одной из характерных черт избирательных кампаний в Пермском крае). Наиболее дорогими являются выборы в Законодательное Собрание по партийным спискам, далее идут выборы в ЗС по одномандатным округам, следом - выборы в муниципальные органы власти на территории края, причём выборы в г. Перми стоят дороже, нежели выборы в других территориях края.

В области политических технологий отмечается творческий кризис политтехнологов на современном этапе, который проявился в отсутствии новых идей и подходов к организации и проведению избирательных кампаний, в использовании проверенных временем, шаблонных схем. При этом политические технологии, применяемые на выборах в Пермском крае, мало чем отличаются от тех, которые применяются в других регионах. В целом же на современном этапе распространение получили, в первую очередь, мобилизационные политтехнологи, позволяющие решить вопрос с явкой на выборы (например, электоральный сетевой маркетинг). Широкое применение получают и так называемые "черные" технологии (технология двойников, выдвижение подставного кандидата, распространение "грязных" агитационных материалов, "поддельных" агитматериалов, проведение фальшивых соцопросов)


[1]Соловьев В., Пронин А. Введение в основы политического консалтинга: учебное пособие. - Пенза, 2004 г. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=13927 (дата обращения 12.04.2009 г).

[2] Гриненко Ю. Кондотьеры публичной политики: политические технологии и технологи в истории современной России URL: http://www.roii.rsu.ru/men%202nd%20plan%20issue%203-06_17.pdf (дата обращения 30.10. 2008 г).

[3] Кто есть кто в политической жизни Пермского края – 2006. - Пермь, 2006 г. - С. 161.

[4] Там же. - С.196.

[5]Там же. - С.101.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.