скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае

Однако современное состояние пермского политконсалтинга характеризуется ростом участия в пермских выборах агентств из других регионов (Красноярска, Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга) и некоторым снижением роли местных крупных игроков[148]. Приход иногородних политтехнологов в край связывается, с одной стороны, с укрупнением игроков в сфере политического консультирования, которое прогнозируется в связи с идущими в стране политическими реформами. Другая причина заключается в снижении активности "Кучера", который долго занимал едва ли не монопольные позиции на пермском рынке политического консалтинга и препятствовал участию "варягов" в избирательных кампаниях в Прикамье. При этом, как отмечают эксперты, иногородние специалисты приходят в регион с "одобрения" краевой администрации[149].

Наиболее успешными из "варягов" являются команды из Екатеринбурга, в частности агентства Bakster-group, "Май" (Антон Баков; 2006 г - выборы в Законодательное Собрание ("Союз правых сил") [150]), "Фристайл" (2006 г - выборы в Законодательное Собрание (А. Агишев, С. Черезов)). Особо зарекомендовало себя в регионе екатеринбургское агентство Bakster group, активно участвовавшее в выборах в Пермскую городскую думу 2006 г, выборы в Законодательное Собрание края 2006 г ("Партия пенсионеров", В. Чупраков, Р. Разутдинов, Скриванов Д) [151], в выборах в органы МСУ (2009 г - Майков), а в 2008 г возглавляло пермский штаб Д. Медведева[152]. Эксперты отмечают, что на минувших выборах Bakster group работала в тесной связке с администрацией края (свидетельством тому является и информация о расположении офиса агентства в период кампании по выборам в Законодательное Собрание по адресу Куйбышева, 14) и грамотно распорядилась имеющимся административным ресурсом[153].

Рядом кампаний в Пермском крае отметились политтехнологи и из других регионов: фрилансеры из Красноярска (выборы в Законодательное Собрание Пермского края 2006 г, выборы глав районов на севере края (Чердынь, Красновишерск)), Ижевска (выборы в Законодательное Собрание), Санкт-Петербурга (2004 г - Березники, выборы в городскую думу).

Не смогли закрепиться в Прикамье столичные политтехнологи. Последнее значительное участие московских политконсалтинговых агентств ("Никколо-М", "Новоком", "Имидж-контакт") в избирательных кампаниях в Пермском крае относится еще к началу 2000-х гг (выборы губернатора Пермского края - Игумнов Г., Чебыкин В). В дальнейшем столичные фирмы участвовали в выборах периодически в качестве субподрядчиков, отвечая за отдельные направления кампании, крупных же кампаний под ключ на счету московских команд нет. Как отмечает Константин Захаров, "в Перми москвичам не везет, это однозначно, я не помню ни одной значимой избирательной кампании, где столичные команды добились серьезных результатов. Видимо, и менталитет, и подходы у нас разные"[154]. Критикуют столичные команды за незнание специфики пермского политического рынка, "пальцевеерные" технологии, снобизм и небрежность, полное игнорирование работы с людьми и высокомерие, а также поливание грязью оппонентов[155].

Следует отметить, что в условиях политической реформы 2003-2004 гг, а также в условиях централизации власти в регионе, главным фактором, который определяет место политических технологов на пермском рынке, становится их близость к власти. Политтехнологи, приближённые к власти, выполняющие её заказы, сохраняют своё значение в Пермском крае, поскольку благодаря близости к администрации края, данные политтехнологи могут рассчитывать на большое количество заказов. Анализ избирательных кампаний, проведенных разными "игроками" пермского рынка политконсалтинга, показывает, что крупные заказы (обслуживание политических партий, выборы в Законодательное Собрание Пермского края) получают, в основном, крупные политконсалтинговые агентства, имеющие связи с администрацией края - РПА "Кучер", "Бакстер групп". "Свободные" политтехнологи работают в территориях края, участвуя в избирательных кампаниях по выборам органов МСУ. Однако, с другой стороны, на счету некоторых политтехнологов-одиночек (Борисенко О., Ильин С., Соколов, Колущинская И. и др.) также есть выполнение серьезных кампаний. При этом на итоги перераспределения рынка оказало влияние состояние отдельных игроков на этом рынке (личные качества, опыт работы, доступ к СМИ, личные связи с политическими деятелями (многие "свободные" политтехнологи являются помощниками политиков)).

Как уже отмечалось в первой главе, до становления рынка пермские политтехнологи работали с кандидатами практически бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В последующем долгое время цены на услуги политконсультантов в Прикамье, по оценкам экспертов, были намного ниже, чем в других регионах[156]. Эту ситуацию, когда в других регионах [даже менее развитых, чем Прикамье] прайс-листы услуг политтехнологов содержали более значимые цифры, отражали такие понятия как "пермская аномальная зона", "пермские расценки".

Однако, как отмечает Владимиров В, в последние годы на пермском рынке политконсалтинга всё заметнее становится тенденция к значительному росту цен на услуги в сфере политических технологий[157]. Ценовую динамику хорошо иллюстрирует следующий пример: если на выборах в Законодательное собрание Пермской области 2001 года кандидаты вложили в свои кампании от 20 до 350 тыс. долларов, то в 2006 г эта цифра выросла до 1 млн долларов[158]. И теперь, как отмечают эксперты, очень высокие цены стали одной из характерных черт избирательных кампаний в Пермском крае: по уровню цен за услуги политического политконсалтинга Пермский край лидирует среди российских регионов, значительно обходя по этому показателю соседние города. Так, например, если избирательная кампания кандидата в депутаты городской думы в марте 2006-го в среднем стоила 200-250 тыс. долларов, то в Екатеринбурге, аналогичная кампания оценивается в 100-150 тыс. долларов[159]. Причины этой ситуации многие эксперты видят, во-первых, в демократичности Пермского региона, а во-вторых, в том, что в Перми есть много бизнесменов, готовых участвовать в выборах и тратить на это большие деньги[160] [по словам Владимирова В., в Пермском регионе переплетается огромное количество разных интересов, вокруг каждого предприятия есть свой политический клуб, такой ситуации в большинстве российских регионов нет]. Но пермские выборы дороги и по мировым стандартам[161]. По словам доктора политических наук, директора Пермского филиала Института философии и права УрО РАН Олега Подвинцева, для успешной избирательной кампании на кресло главы американского штата с населением 2-3 млн человек достаточно 3 млн долларов, для пермских выборов мэра потребуется сумма в 2-3 раза больше[162]. Впрочем на муниципальных выборах в территориях Прикамья цены, как отмечают эксперты, весьма приемлемые.

При этом, по словам специалистов, дороже всего обходятся кампании, проводимые пермскими командами, иногородние же специалисты предлагают более умеренные и адекватные цены за свои услуги.

В целом, по словам руководителя компании "Социнком" Валентины Севрук, "стоимость предвыборной кампании, а значит, и гонорар политконсультанта, зависит от размера округа и стартовых позиций кандидата. Есть "проходные", "полупроходные" и "мертвые" кандидаты. Большое значение имеет и вес соперника: его узнаваемость, стратегия и тактика"[163].

При изучении стоимости избирательных кампаний (а значит, и гонораров политконсультантов) в Пермском крае, появляются серьёзные трудности, связанные во многом с тем, что существует несоблюдение буквы закона в финансировании пермских избирательных кампаний. Дело в том, что пермский рынок услуг в сфере политического пиара (как и в целом, российский) имеет отчетливо теневой характер, и зачастую, по словам Ильина С., главным расчетным средством на нем служат наличные и нигде не учтенные деньги[164]. Таким образом, услуги команд по организации и проведению предвыборной кампании до сих пор остаются за скобками официальных избирательных счетов[165].

Несмотря на это, автор попробует выяснить, сколько стоят выборы в органы власти разных уровней в Прикамье (выборы в Законодательное Собрание, выборы в органы МСУ).

Эксперты отмечают, что стоимость мандата депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному округу на последних выборах в 2006 г варьировалась от 3 до 30 млн рублей, в зависимости от узнаваемости кандидата и степени конкуренции в его округе[166]. Согласно другим источникам, нижней границей стоимости предвыборной кампании, предлагаемой политконсалтинговым агентством, были 300 тыс. долларов (около 7,5 млн рублей) [167]. Для сравнения, в 2001 г выборы в ЗС обходились одномандатникам в 200-350 тыс долларов.

Единственные выборы в ЗС ПК по партийным спискам пока состоялись только один раз в 2006 г. Согласно официальной информации, наибольший избирательный фонд был у Пермского регионального отделения "Партии Пенсионеров" (20,2 млн рублей). У "Единой России" он составил16,3 млн рублей, у "Аграрной Партии" - 14,8 млн, у "СПС" - 11 млн, у остальных партий - от 1,5 до 3 млн рублей. Максимально допустимый законодательством размер избирательного фонда составлял 60 млн рублей[168].

Однако большинство пермских политологов оценивают реальную стоимость избирательных кампаний политических партий значительно выше, чем их официально заявленные избирательные фонды. Согласно, неофициальной информации, минимальная стоимость избирательной кампании политической партии составила 1 млн долларов. Наиболее дорогой считается кампания "Партии пенсионеров", которая оценивается в 3-5 млн долларов[169]. Таким образом, стоимость избирательной кампании в Законодательное Собрание Пермского края по партийным спискам варьируется от 1 до 5 млн долларов.

На проведение избирательной кампании по выборам главы города Перми требуется в среднем от 7 до 10 млн рублей[170]. Избирательная кампания кандидата в депутаты пермской городской Думы в среднем стоит 200-350 тыс долларов[171]. На муниципальных выборах в других территориях Прикамья (в таких городах, как Добрянка, Чусовой, Краснокамск) мэрская кампания оценивается в 200-300 тыс. долларов, депутатская - от 2 до 10 тыс. долларов[172].

Таким образом, наиболее дорогими являются выборы в Законодаетльное Собрание по партийным спискам (их стоимость - от 1 до 5 млн долларов), далее идут выборы в ЗС по одномандатным округам (минимальная стоимость предвыборной кампании - 300 тыс долларов), следом идут выборы в муниципальные органы власти на территории края, причём выборы в г. Перми стоят дороже (стоимость мэрской кампании - 7-10 млн рублей, думской - 200-350 тыс долларов), нежели выборы в других территориях края (стоимость кампаний по выборам глав администраций - 200-300 тыс долларов, депутатской кампании - от 2 до 10 тыс долларов).

И, наконец, перейдем к анализу политических технологий, применяемых пермскими консультантами. Как уже отмечалось раннее, одной из характерных особенностей современного состояния пермского рынка политконсалтинга является творческий кризис политтехнологов, который проявился в отсутствии новых идей и подходов к организации и проведению избирательных кампаний, в использовании проверенных временем, шаблонных схем[173]. Как отмечает советник генерального директора ООО "Пермрегионгаз" Дарья Худякова, на выборах "от раза к разу используется один и тот же имидж: хозяйственника, доброго и хорошего человека, который строит детские площадки и пьет чай с бабушками"[174]. Однообразие избирательных кампаний в Пермском регионе отмечается и иногородними политтехнологами. По их мнению, "в Перми самой распространенной технологией являются раздача подарков и оказание услуг населению от имени кандидата". Кроме того, как отмечает Владимиров В., "пермских политтехнологов характеризует большая склонность к психологии и работа над имиджем кандидата, тогда как, к примеру, екатеринбургские и красноярские специалисты, прежде всего, сосредоточены на тактике и стратегии избирательной кампании"[175].

Основной упор в ходе избирательной кампании практически все политтехнологи делают на работу с печатной агитационной продукцией (газетами, листовками и иной продукцией "индивидуального пользования"). По словам Данилова С., "традиционно много места в бюджетах избирательных кампаний занимают расходы на наружную агитацию: билл-борды и разнообразную расклейку - плакаты, наклейки и прочее на стенах и в транспорте"[176]. Новшеством избирательных кампаний в Пермском крае является использование электронных СМИ и современных технологий (экранов на улицах города и в транспорте).

Одним из признанных инструментов пермских политтехнологов становится и Интернет. По словам директора РПА "Кучер" Григория Куранова, "все политические силы Прикамья одинаково активно используют Интернет для достижения своих целей",[177] но чаще всего к использованию Интернета прибегают оппозиционные силы (поскольку у оппозиции зачастую существует ограниченный доступ к другим СМИ). Популярность использования интернет-технологий резко возросла в 2006 г во время мэрской кампании в Перми. Так, например, открылись официальные сайты депутата Госдумы Павла Анохина и бизнесмена Александра Репина, проводились интернет-конференции Олега Чиркунова и Игоря Шубина[178]. Знаменательным событием стало открытие блога Никиты Белых в "живом журнале". Специфика блогов, по словам Варламовой Н., состоит в том, что они "позволяют политикам позиционировать себя как человека, близкого к народу, а также персонифицировать и сделать более понятной политическую силу, к которой он принадлежит"[179].

Преимуществом такого инструмента, как Интернет, является и его дешевизна (создание сайта обходится в 100-120 тыс. рублей). Но все же сфера применения Интернет-технологий в Пермском крае до сих пор остается достаточно ограниченной. Как отмечает лидер краевого отделения партии СПС Сергей Щерчков, "сегодня Интернетом активно пользуются лишь в Перми, тогда как в районных городах и тем более селах он еще недостаточно освоен"[180].

В ходе муниципальных выборов эффективным методом предвыборной борьбы остаются и публичные выступления кандидатов перед избирателями. Так, Олег Подвинцев считает, что встречи с избирателями - один из самых эффективных инструментов на выборах, поскольку прямое общение устанавливает своеобразный контакт между избирателями и кандидатом. Не так эффективен метод встреч избирателей в ходе крупных избирательных кампаний (например, выборы в Законодательное Собрание), когда в большей мере политтехнологи прибегают к более массовым технологиям (та же агитация в СМИ, наружная реклама) [181].

Широко распространено на выборах в Пермском крае применение чёрных пиар-технологий, при этом ничего нового в этой сфере также никто из политтехнологов не демонстрирует[182].

Одной из востребованных технологий в Пермском крае продолжает оставаться технология электорального сетевого маркетинга (или "сеть"). Политтехнологи также называют эту технологию "законным подкупом". Электоральный сетевой маркетинг имеет массу вариаций. Как отмечает Владимиров В., он может быть суггестивным (создание расширяющейся сети убежденных сторонников кандидата) и материальным (формирование сети людей, финансово заинтересованных в результате), может иметь различную специфику и решать разные задачи[183]. Схема электорального сетевого маркетинга заключается в том, что формируется сеть людей, работающих на определенного кандидата. С агитаторами заключаются официальные контракты (устная договоренность) о том, что деньги им платятся в зависимости от количества привлеченных лиц. Они распространяют "нужную" информацию среди родственников, друзей, знакомых и при помощи финансового стимулирования активизируют на подобные действия и их. Данная технология была широко распространена на выборах в Законодательное Собрание 2001 г, однако в последнее время сетевой маркетинг стал использоваться гораздо меньше[184].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.