скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Трансформация рынка политического консалтинга в Пермском крае

Конкуренцию "Кучеру" составляют "Центр избирательных технологий", консалтинговый центр "Площадь круга" и "Социнком". На счету "Центра избирательных технологий" - участие в выборах в Законодательное Собрание Пермской области 2001 г (кандидаты - К. Окунев, Н. Девяткин., И. Пастухов) [75], консультирование кандидата в депутаты Государственной Думы РФ по Кунгурскому избирательному округу Шестакова В., выборы в органы МСУ[76]. Хорошие результаты показал и консалтинговый центр "Площадь круга" (под его руководством в Законодательное собрание области прошли 3 кандидата от Верхнекамья из 4 консультируемых (А. Темкин, С. Дьяков, Л. Тингаева и др.) [77]. В период с 2000 г по 2003 г центр участвовал в следующих выборах: 2000 год - выборы губернатора Пермской области (организация и ведение избирательной кампании в гг. Добрянка, Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Александровск); выборы главы г. Перми (психологический консалтинг); выборы депутатов Городской Думы г. Березники Пермской области (2 округа); 2001 год - выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области (гг. Березники, Соликамск, Красновишерск, Чердынь, Пермь - 4 округа), выборы Главы местного самоуправления г. Соликамска Пермской области. выборы Главы местного самоуправления г. Березники).

А вот центр "Социнком" теряет свои позиции на пермском рынке политконсалтинга. Практически все кандидаты, которых вела фирма "Социнком", проиграли. Самое громкое и во многом неожиданное поражение - проигрыш Любови Наумовой на выборах в Законодательное Собрание области 2001 г[78]. Помимо этого центр отметился и поражением Геннадия Тушнолобова на выборах мэра города Перми в 2000 г[79].

В ряде избирательных кампаний отметились и другие агентства: "ОРВИНИТ" (сентябрь - Декабрь 2000 года - предвыборный штаб кандидата в депутаты городской Думы г. Перми Саулина В. А), "Майский жук" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Кунгурскому избирательному округу (кандидат - Медведев Ю)) [80], "Паритет" (2003 г - выборы в Государственную Думу (кандидат - Медведев Ю) [81], "Стиль-МГ" (2003 г - выборы в Государственную Думу по Свердловскому избирательному округу (кандидат - Похмелкин В)) [82]

Создаются и новые агентства, занимающиеся политконсалтингом, в частности, в 2000 г был основан фонд "Политком" (возглавил его Вохринцев Д).

В сфере избирательных технологий на данном этапе развития пермского рынка политтехнологий наблюдается расцвет "чёрного пиара". Выборы, прошедшие в Прикамье за этот период, были отмечены широким использованием "грязных" технологий, большинство политических консультантов делали ставку не на "подъем" качеств кандидата, а на "опускание" качеств соперников[83]. В результате на данном этапе развития политконсалтинга понятия "чёрный PR" и политический консультант постепенно становились тождественными, при этом обвинения в применении черного пиара, как отмечает Константин Киселёв, приносили консультантам даже определённые, в том числе финансовые, дивиденды[84]. В данное время было модно и выгодно считаться "чёрным технологом", и считалось, что технология не может оцениваться с позиций морали, а лишь с точки зрения её эффективности[85]. Прошедшие предвыборные кампании, в целом, отличались не только большим количеством "черного пиара", но и повышенным вниманием к социологическим опросам, которые использовались как одно из средств манипулирования мнением избирателей. Распространенной технологией на прошедших за этот период выборах был также электоральный сетевой маркетинг.

Начиная с 2003 г пермский политический консалтинг медленно вступает в период кризиса, который, по мнению Константина Киселева, является следствием завершения этапа "первоначального накопления демократии", и выражается в сужении пространства рынка, обострении конкуренции в сообществе, введении законодательных ограничений на применение целого спектра избирательных технологий, попытках правового регулирования деятельности консультантов[86].

По мнению Владимирова В., на состояние рынка политконсалтинга в Прикамье на данном этапе оказали влияние такие факторы, как рост влияния административного ресурса в регионе, жёсткая централизация власти, сужение поля политической конкуренции и т.д. Характерной особенностью выборов в регионе, прошедших за данный период (а именно выборы в Законодательное Собрание 2006 г, выборы главы города Перми и депутатов Пермской городской Думы 2006 г, выборы в Государственную Думу 2003 и 2007 г, выборы в органы МСУ) является их безальтернативность, в отличие более ранних избирательных кампаний, которые всегда отличались накалом острой политической борьбы[87]. Как замечает Киселёв К., "схлопывание" публичности сузило спектр профессиональных возможностей и упрочило унию технологии и административного ресурса. Всё это негативно сказывается на деятельности политтехнологов, политический консалтинг начинает терять некоторые свои позиции[88]. Одним из последствий роста влияния административного ресурса на выборах в Пермском крае является то, что для кандидата важным становится и юридическое сопровождение кампании.

Кроме того, большое влияние на пермский рынок политконсалтинга оказали политические реформы 2003 - 2004 гг (избирательная и партийная) Путина В.В., в результате которых были отменены выборы губернаторов, выборы по одномандатным округам в Государственную Думу, была введена смешанная избирательная система на выборах в региональные легислатуры. Последствия президентской инициативы не остались незамеченными и для пермских политтехнологов. По словам Владимирова В., выборы губернаторов и кандидатов-одномандатников были одними из самых финансовоемких мероприятий[89]. Введение полностью пропорциональной системы на выборах в Государственную Думу и смешанной на выборах в Законодательное Собрание привело к тому, что кандидатов-одномандатников становится меньше (а на выборах в Госдуму их не будет и вовсе), в результате чего пермский политконсалтинг лишился одного из самых прибыльных сегментов рынка: вместо широкого круга кандидатов в депутаты, баллотировавшихся по одномандатным округам, количество потенциальных клиентов политтехнологов, по словам Боталова А., сократится до 5-6 партий[90]. Таким образом, изменение избирательного законодательства может лишить работы большое количество пермских пиарщиков. По подсчётам креативного директора "Площади круга" Валерии Пегушиной, пермский рынок политконсалтинга сократится на 30%. Директор РПА "Кучер" Григорий Куранов считает, что рынок политтехнологий в регионе сократился в 5 раз[91]. Однако при этом пермские политконсультанты не склонны драматизировать ситуацию. В целом они сходятся во мнении, что значительное сокращение рынка PR-услуг неминуемо, однако потери крупных игроков этого рынка будут минимальны, поскольку изменения в избирательном законодательстве приведут к концентрации заказов в руках наиболее опытных и положительно зарекомендовавших себя агентств.

Многие пермские политтехнологи (в основном, сотрудники крупных агентств) считают, что происходит "не столько сокращение пермского политического рынка, сколько его качественное изменение"[92]. Дело в том, что профессия политтехнолога включает в себя как минимум три направления: электоральный (избирательный) менеджмент, партийный менеджмент и лоббизм[93]. Кроме того, существуют различные уровни, на которых может работать политтехнолог - федеральный, региональный и местный (органы МСУ). Избирательные реформы 2003-2004 гг привели к тому, что увеличился рынок услуг политтехнологов, которые связаны с обслуживанием политических партий. Политические реформы привели к тому, что партии становятся важным актором на региональном уровне, они играют все большую роль, поэтому политтехнологи стремятся работать не только с отдельными кандидатами, но и с партиями (как на выборах, так и в качестве постоянных "пиарщиков" партий). Переструктурирование пермского рынка политических технологий связано с тем, что помимо электорального менеджмента в Прикамье стал развиваться и менеджмент партийный. Кроме того, как отмечает Боталов А., наблюдается "уход политических консультантов в территории края"[94]. Поскольку выборы на местном уровне в Прикамье проходят часто, то не задействованные на региональном уровне выборов политтехнологи уходят на более низкий уровень политических баталий[95]. Таким образом, в результате реформ увеличивается объём политического рынка, связанного с выборами в муниципальные органы власти. Директор Пермского филиала по исследованию политических институтов и процессов Института философии и права УрО РАН Олег Подвинцев отмечает: "вместе с изменениями на федеральном уровне политконсалтинг сильно прибавил на уровне местного самоуправления. Если, к примеру, взять выборы глав городов Пермского края, Чайковского, Добрянки, Чусового, то можно заметить, что вложения на этом уровне выборов значительно выросли за последние 10 лет"[96].

Таким образом, можно отметить, что переструктурирование пермского рынка политтехнологий выразилось в развитии партийного менеджмента и увеличении доли муниципального политического рынка.

Среди экспертов встречаются различные оценки потерь от происходящих на рынке политических технологий событий для разных видов "игроков" (крупных агентств, политтехнологов-одиночек). Так, некоторые эксперты (в частности, Боталов А) отмечают, что потери крупных политконсалтинговых агентств края будут минимальны. Перед ними открываются широкие возможности работать с партиями, и на выборах в Законодательное Собрание[97]. Кроме того, как уже неоднократно отмечалось, политический консалтинг не является основным занятием для большинства пиар-агентств, и переключение на другие сферы консалтинга должно пройти для них достаточно безболезненно[98]. Так, директор центра "Социнком" Валентина Севрук считает, что "в результате сокращения количества выборов выживут агентства, для которых выборы не являются единственным способом заработать деньги. Это агентства полного цикла, которые предоставляют клиентам весь спектр услуг в сфере социальных коммуникаций: международный PR, отношения со СМИ, кризисное управление, организационное развитие и управленческое консультирование, лоббирование во властных структурах и так далее""[99]. Более крупные фирмы для того, чтобы компенсировать сокращение местных заказов, работают в другие регионах. Так, например пермское консалтинговое агентство "Кучер" принимало участие в избирательных кампаниях в Санкт-Петербурге, Астрахани, Пензе, Рязани и Екатеринбурге.

Таким образом, по мнению экспертов, такие крупные пермские политконсалтинговые агентства Пермского края, как "Кучер", "Социнком", "Площадь круга", "Паритет", "Центр избирательных технологий", в результате реформ не потеряют своих позиций. Все они активно принимали участие на прошедших за этот период выборах, в том числе работали с политическими партиями на выборах в Законодательное Собрание Пермского края и в Государственную Думу.

По мнению Боталова А., в большей степени кризис коснулся "свободных" политических консультантов, круг которых стал постепенно сужаться. Некоторые из них начали активно конкурировать друг с другом за заказы. Некоторые политконсультанты "обратили свои взоры" на другие регионы (так, например, политтехнолог Александр Пахолков с 2003 г участвует в проведении избирательных кампаний в других регионах - в Ивановской, Московской, Воронежской, Псковской, Саратовской областях). Другие политтехнологи сменили профиль деятельности, ссылаясь на то, что в результате пресловутого административного ресурса уже "не требуется никаких технологий" (например, Николай Пономарев) [100], и "как бизнес выборы и PR в Пермском крае, по их мнению, потеряны"[101]. Некоторые из этих политтехнологов стали применять свои технологии в бизнесе, работая на крупные корпорации[102], другие оказались на ставках в крупных корпорациях и администрациях всех уровней[103]. Таким образом, сужение рынка политических технологий в Пермском крае происходит за счёт "свободных" политконсультантов. Впрочем, по мнению председателя совета Уральской гильдии политических консультантов Константина Киселева, изменение формы выборов не приведет к "удушению" консультантов-одиночек: "Выборы для кандидатов все чаще становятся длительной процедурой. Соответственно если все выборы будут проводиться всего два раза в год, то для "одинокого" политконсультанта средней руки достаточно будет всего восьми-десяти постоянных клиентов. Работой он будет загружен по горло"[104].

Владимиров В. в своей статье "Успех "варягов" отмечает также такую важную тенденцию, проявившуюся на данном этапе в Пермском крае, как увеличение "варягов" на пермском рынке политического консалтинга и некоторое снижение роли местных крупных игроков[105], однако пока эта тенденция не стала массовой. В последнее время в Пермском крае всё больше стали работать агентства из других регионов: Красноярска, Москвы, Екатеринбурга, Ижевска и т.д. Наиболее успешными из них эксперты называют команды из Екатеринбурга, в частности Bakster-group. Как отмечают эксперты, иногородние специалисты приходят в регион с одобрения краевой администрации. Руководитель рекламно-политического агентства "Кучер" Григорий Куранов считает, что главная причина прихода на пермский рынок политического консалтинга "варягов" заключается в большой загруженности местных игроков[106]. Вместе с тем на фоне увеличения активности "варягов" значительно снижаются позиции крупнейших местных игроков, в частности "Кучера", в прошлые годы занимавшего едва ли не монопольные позиции на пермском рынке политического консалтинга. Однако, по оценке Владимирова В., в настоящее время 4/5 рынка находится все же под контролем местных консалтинговых агентств ("Кучер", "Социнком", "Площадь круга", "Паритет", "Центр избирательных технологий" и др.) [107].

Третий период развития политконсалтинга в Пермском крае - это время развития мобилизационных технологий, которые позволяют решить вопрос с явкой на выборы. На прошедших выборах политтехнологи боролись с нежеланием избирателей принимать участие в выборах, что связано сростом протестных настроений в регионе. Главная задача политтехнологов на данном этапе, по мнению Киселева К., - поддерживать иллюзию хоть какой-нибудь предвыборной борьбы[108]. В целом же, практически все эксперты говорят о творческом кризисе пермских политтехнологов на современном этапе. Отмечается, что на прошедших в крае избирательных кампаниях практически все политконсультанты пошли по "накатанному пути", применяя испытанные временем технологии, и говорить о применении каких-либо новых технологий предвыборной борьбы не приходится. Как отметил директор ООО "Центр прикладной экономики" Константин Захаров, "одной из основных проблем пермского рынка политконсалтинга является отсутствие новых идей. Если на предшествующих этапах развития рынка появлялись новые идеи, новые подходы, то в последнее время отрасль перешла в режим спокойствия"[109]. Кампании иногородних специалистов отличались большим количеством креатива, однако, как отмечают эксперты и их технологии также были достаточно однотипны.

Прошедшие избирательные кампании отметились и широким применением "грязных" технологий. А выборы депутатов Пермской городской Думы и главы Перми 2006 г эксперты (например, Владимиров В) вообще называют самыми "грязными" в новейшей истории Перми[110]. Наиболее распространёнными "грязными" технологиями, использованных на выборах в крае, было распространение "поддельных" агитматериалов, срыв и порча агитационных материалов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.