скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Совершенствование механизма защиты доходов населения от инфляции

К 2015 году по первому сценарию УСЧ составит 81,6%. Второй сценарий предполагает еще более динамичные темпы роста УСЧ. В соответствии с ним часть доходов, остающаяся условно-свободной, в 2015 году будет еще на 4% выше и составит 85,6% от общей суммы среднедушевого денежного дохода населения.

С ростом УСЧ население получит также большие возможности увеличивать свои сбережения.

Доля расходов на питание и дифференциация потребления. Как известно, доля расходов на питание в потребительском бюджете - один из важных индикаторов уровня жизни, дифференциации доходов и потребления. Ее уменьшение при прочих равных условиях свидетельствует о повышении уровня материального благосостояния населения, и наоборот. Данные обследования домашних хозяйств, проведенные Госкомстатом РФ, показали, что в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в целом по России усредненная доля питания на одного члена домохозяйства за месяц, как это уже отмечалось выше, составила в 2000 году 47,6% (51,9%) и в 2002 году 41,7% (46,3%)8.

Прогнозные расчеты по оценке изменений размера доли питания в структуре потребительских расходов населения проводились с учетом данных на перспективу по основным группам товаров и видов услуг: продовольственным и непродовольственным товарам, услугам ЖКХ, услугам транспорта, бытовым услугам, ценам на бензин, лекарства, темпам роста розничного товарооборота и оборота платных услуг населению.

В результате проведенных расчетов по общей структуре потребительских расходов к 2015 году были получены следующие оценки доли расходов на питание: по умеренному варианту - 30%, по оптимистическому - 25% (при долях расходов на непродовольственные товары - приблизительно до 30-40% и услуги - 35-40%).

Значительное изменение пропорций в расходах потребительского бюджета, в частности доли питания, будет вызвано ростом доходов населения, с одной стороны, и постоянным повышением цен на услуги, в первую очередь ЖКХ, и транспорта - с другой. Скажется также и увеличение расходов на платные услуги, во-первых, также в связи с ростом доходов, и, во-вторых, в силу ожидаемого расширения предложения в этой сфере.

Следует, однако, подчеркнуть, что если использование доли питания в качестве показателя дифференциации в уровне жизни между различными слоями населения вполне обоснованно и представительно, то при межвременных сопоставлениях дело обстоит совсем иначе. Действительно, в разные периоды времени на значение этой доли могут весьма существенно повлиять изменения цен на товары и услуги других расходных статей потребительского бюджета. Так, в перспективе рост цен на жилищно-коммунальные услуги может оказать в балансовом режиме давление на величину доли питания, уменьшение ее, однако, не будет служить признаком повышения уровня жизни.

Дифференциация потребления различных слоев населения в ее качественных и количественных характеристиках в основном зависит от разницы в доходах.

Разница в расходах на покупку основных видов продуктов питания между группами населения с различным уровнем материального достатка, уже набравшая большую величину за время реформ, в послекризисный период заметно увеличилась (табл. 5). Как свидетельствуют данные Госкомстата, более других возросли показатели дифференциации по таким видам продуктов, как сахар и кондитерские изделия, мясные продукты, фрукты и ягоды. В то же время, согласно данным распределения суммарных расходов на покупку продуктов по 10%-ным группам населения, сократилась дифференциация абсолютных затрат на питание. Если разница в расходах наиболее и наименее обеспеченных семей в I квартале 1999 года составила 6,6 раза, то в I квартале 2000 года она снизилась до 5,4 раза9.

Таблица 5. Распределение общих объемов расходов на продукты питания по группам населения с различным уровнем благосостояния в 2000 году, % (все домашние хозяйства - 100%)

Продукты Распределение общих объемов расходов населения на покупку продуктов питания, в том числе по 10%-ным доходным группам (I группа — с наименьшими доходами, X группа — с наибольшими доходами)
I II III IV V VI VII VIII IX X
Хлеб и хлебопродукты 5,8 7,2 8,1 8,7 9,5 10,0 10,8 11,5 13,2 15,2
Картофель 6,2 7,6 7,8 8,8 10,2 9,6 9,0 10,7 13,4 16,7
Овощи и бахчевые 3,9 5,2 6,4 7,9 8,7 9,9 9,9 11,7 15,7 20,7
Фрукты и ягоды 2,0 3,9 4,9 6,4 7,5 9,4 10,4 13,8 17,3 24,4
Мясо и мясопродукты 2,7 4,5 5,7 7,0 8,6 10 11,7 12,7 16,2 20,9
Рыба и рыбопродукты 3,2 4,8 6,0 7,5 8,7 10,3 12,2 12,3 14,5 20,5
Молоко и молочные продукты 3,6 5,4 6,5 7,9 9,0 10,2 10,8 12,6 15,8 18,2
Сахар и кондитерские изделия 2,6 4,0 5,2 6,4 8,2 9,8 10,8 13,4 16,6 23,0
Яйца 5,0 7,2 8,5 9,3 10,1 9,8 9,7 11,3 13,8 15,3
Общая доля расходов на продукты питания 65,1 63,5 62,1 60,8 60 56,4 50,3 47,6 45,1 39,8

Составлено по: Статистический бюллетень №5 (68) за июнь 2000 г. М.: Госкомстат РФ, 2000. с. 29-30

Хотя в 2000 году дифференциация в потреблении продуктов питания в целом уменьшилась, но осталась крайне неравномерной по отдельным продуктам. Так, соотношение расходов у 10% наиболее и наименее обеспеченного населения на покупку хлебных продуктов и картофеля составило 2,6 и 2,7 раза соответственно, в то время как разница в затратах на мясные, рыбные, молочные продукты, а также фрукты оказалась несравнимо большей - 7,7; 6,4; 5,1 и 12,2 раза. Очевидно, что большая часть семей с невысоким достатком по-прежнему ориентировалась прежде всего на цену приобретаемого продукта и его калорийность. С увеличением объема располагаемых ресурсов структура расходов домашних хозяйств на питание менялась в пользу затрат на покупку более дорогих, но и более качественных и ценных с точки зрения рационального питания продуктов.

Разница в доходах между высшей и нижней децильными группами составила в последние годы 13-15 раз. Поляризация уровня жизни различных доходных групп достигла предела и выражается, в частности, в том, что наиболее обеспеченные из них достигли самых высоких даже по западным меркам стандартов потребления, в то время как бедные опустились до уровня настоящего прозябания и нищенства, невозможного при дореформенных ценах и состоянии системы социальной защиты населения.

В перспективе причины для различий в доходах и потреблении, по-видимому, должны будут сохраниться. Мало того, в условиях рыночных отношений богатые и состоятельные люди будут иметь лучшие возможности для наращивания доходов и капитала, чем несостоятельные и малообеспеченные. Другое дело, и что гораздо важнее, необходимо стремиться к тому, чтобы с течением времени повысить доходы и потребительские стандарты малообеспеченных и беднейших слоев населения. Прогнозируемый экономический рост и социально-ориентированная политика государства в принципе должны будут при благоприятных условиях обеспечить реализацию этой наиболее важной цели.

В долгосрочной перспективе по мере предполагаемого повышения жизненного уровня населения и сокращения бедности будет происходить постепенное "сползание" структур потребления верхних децилей к нижним (табл. 5), т.е. произойдет улучшение, повышение качества потребления низкодоходных групп населения.

Главной целью социальной политики в предстоящем периоде, как это неоднократно и справедливо подчеркивалось, является борьба с бедностью. Не следует, однако, считать, что сокращение дифференциации доходов и потребления населения служит в этом плане самоцелью, хотя сама по себе такая неизбежная в рыночных условиях дифференциация и представляет большую социальную проблему. Доминирующая цель здесь - ликвидация поляризации потребления населения за счет подтягивания беднейших слоев до нормальных уровней потребления, уменьшение доли питания в их потребительских бюджетах и достижение более рациональной структуры потребления.

На основании приведенных данных можно констатировать, что при повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе динамика таких показателей, как соотношение среднедушевого денежного дохода и стоимости фиксированного продуктового набора, и показателей условно-свободной части среднедушевого денежного дохода дает серьезные основания предполагать (естественно, при условии выполнения принятых программ развития и достоверности макростатистической информации) значительное повышение покупательной способности доходов, потребительского спроса и улучшение характеристик потребления, а также увеличение размеров сбережений населения.

Таким образом, поступательный рост ВВП в сочетании с необходимыми мерами социально-экономической политики, направленными на совершенствование распределительных отношений и системы социальной защиты населения, должен будет сопровождаться в перспективе заметным повышением уровня жизни населения. В то же время на пути достижения более высокого жизненного уровня населения на протяжении прогнозного периода будет оставаться еще ряд проблемных моментов, связанных прежде всего с ситуацией в сфере услуг, и в первую очередь услуг ЖКХ, транспортных услуг, услуг здравоохранения и образования.

5.2 «История инфляции в России

Чтобы досконально рассмотреть причины инфляции в России и последствия инфляции в будущем, сначала нужно вспомнить историю инфляции в России по годам. С момента распада Советского Союза в 1991 году, в России, в период с 1992 по 1998 годы складывалась ситуация, когда цены неуклонно росли, что вызывало необходимость систематической индексации заработной платы, в частности работникам бюджетной сферы. Это и замыкало порочный круг инфляции в России, развивающейся по спирали.

После августовского кризиса 1998 года, ситуация не изменилась, а обесценивание рубля вследствие девальвации и значительного роста курса доллара, вынудило руководство страны составить бюджет на 1999 и 2000 годы таким образом, чтобы в нем уже заранее были учтены денежные средства для увеличения заработной платы бюджетникам. Это заведомо провоцировало рост уровня инфляции.

Борьба с инфляцией в РоссииВ течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен, которая основывалась на принципах «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке. Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если еще два года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на 2009 год, эксперты говорят, что возможно она достигнет 18 %, а может и больше. Нельзя не учитывать и того, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса. А кризис, по оценкам специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия пока неясны.

Росстат сообщает, что инфляция в России в декабре 2008 года составила 0,9%, а средняя за год – 15%, а это самый высокий уровень после 2002 года, когда ее уровень равнялся 15,1%.

Известный экономист, профессор Галина Мерзликина говорит по поводу будущей инфляции на 2009 год следующее: «Если удастся удержать инфляцию на уровне 2008 года - 15% - это уже будет большая победа. Однако мы уже почти 20 лет боремся с ней, и еще ни разу инфляция в России не уложилась в запланированные рамки. Самый общий прогноз на текущий год можно будет сделать лишь после того, как появятся первые данные об изменении объёмов производства по двум первым кварталам 2009 года. А сейчас давать прогнозы просто бессмысленно».

Инфляция в 2009 году составит 5,8 – 7%»[8]


Заключение

«Статья 37 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.»[9]

Не даром в Российской Федерации «целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей».[10]

Высокая инфляция, превышающая 10% прироста цен в год, привносит в экономическое развитие любой страны серьезные негативные моменты, все более остро проявляющиеся по мере возрастания масштабов инфляции (вплоть до возникновения разрушительного стагфляционного кризиса, т.е. кризиса, характеризующегося параллельным спадом производства и устойчивым обесценением денег).

Отрицательное влияние роста цен на товары и тарифов на услуги проявляется прежде всего в падении реальной заработной платы и других денежных доходов населения.

Антиинфляционная политика проводилась в последние годы в России преимущественно монетаристскими методами, хотя мировая практика свидетельствует, что подобные подходы не дают ожидаемых и необратимых результатов.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой после Второй мировой войны показал, что успехов в борьбе с инфляцией можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики и повышения экономической активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие отраслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения платежеспособного спроса.

Негативные тенденции в формировании реальной заработной платы и других доходов определяют острую необходимость более последовательного осуществления мер по индексации денежных выплат гражданам, опираясь на правовые основы, предусмотренные соответствующим Законом РСФСР еще в 1992 г.

Окончившиеся неудачей попытки финансового оздоровления российского хозяйства как первого шага в осуществлении перехода к рыночной экономике только усугубили тяжесть финансового положения страны. Идея, заложенная в основу большинства т.н. "оздоровительных" программ, заключалась в приведении материально-вещественных и стоимостных пропорций в относительно равновесное состояние и осуществлении на этой основе либерализации цен. Непонятно почему предполагалось, что удастся избежать их стремительного роста.

 Представляется, однако, что в основу данной идей была положена ложная посылка, поскольку равновесие при административно-управляемой и рыночной экономике достигается в различных точках экономического пространства и, соответственно, различными способами. Именно в этом видятся официальные причины неудач предпринятых мер по финансовому оздоровлению и того ухудшения общеэкономической и финансовой ситуации, которое имело место в 1991-1994 г.г., выразившегося в мощнейшем потоке инфляции.

 Истоки инфляционных явлений коренятся

·          в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях;

·          в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель и методы ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений;

·          в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.

Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

 В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на разумном сочетании государственного регулирования и рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

 Борьба с коррупцией в органах государственной власти и управления как с фактором, подстегивающим инфляцию, еще долгое время будет оставаться одной из важных частей как комплекса антиинфляционных мер, так и мер по оздоровлению и реформированию экономики страны.

Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.

Как свидетельствует мировой опыт, для управления инфляционным процессом необходимо разумное сочетание комплекса рыночных и государственных методов.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется. Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Появление позитивных результатов возможно в связи с переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на американскую модель антимонопольного регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели.

Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.


Список использованной литературы:

1.  Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). Утв. Распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2005г. № 910

2.  Учебник «Политика доходов и заработной платы» под редакцией доктора экономических наук профессора П. В. Савченко, доктора экономических наук профессора Ю. П. Кокина, Москва 2005

3.  Борисов С. М. «Мировая валютная ситуация в зеркале статистики. Деньги и кредит», Москва 2006

4.  Журнал «Demoscope weekly», № 213 214, 12 - 25 сентября 2008 Н.А. Ермакова, В.М. Жеребин, В.Н. Землянская (Полностью опубликовано в журнале "Народонаселение", № 4, 2008, с. 57-74)

5.  Макконел К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: принципы, проблемы и политика.» Инфра-М 2005

6.  Федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

7.  Указ президента РФ от 28 марта 1993 г. N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации»

8.  ИА "Клерк.Ру"

9.  Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

10.      Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)


[1] [1 р. 4]

[2] [5 c.166]

[3] [8, c.167]

[4] [2 с 152]

[5] [2 с 152]

[6] [ 6 c 1]

[7] [ 7 c 1 ]

[8] [ 8 ]

[9] [ 10 ]

[10] [9 c 1]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.