скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Сегментирование рынка по конкурентам

Ti = 1/m * (Dit Dit0) / Dit0 * 100%, (15)

где: Т. - темп прироста рыночной доли i-го предприятия,%;

Dit (Dit0) - рыночная доля 1-го предприятия в период времени t0 (tо),%;

где: Т. - темп прироста рыночной доли i-го предприятия,%;

Таблица 9. Критерии отнесения предприятий к группам.

Граница рынков,% Пояснение Предприятия
Dср + 3 σ2/; Dmax 6,3. .27,65 лидер рынка 27,28,26,6
Dср; Dср + 3 σ23,57. .6,3 предприятие с сильной конкурентной позицией 8,23

Dср - 3 σ1/ √n; Dср

2,51. .3,57

предприятие со слабой конкурентной позицией 19,21,22

Dmin; Dср - 3 × σ1/√n

0,02. .2,51

аутсайдер 1,23,4,5,7,9,10,11,12, 13,14,15,16,17,18, 20,24,25

7. где: Т. - темп прироста рыночной доли i-го предприятия,%;

Dit (Dit0) - рыночная доля 1-го предприятия в период времени t0 (tо),%;

t - количество лет в рассматриваемом периоде (2 года).

8. Рассчитывается среднеквадратичное отклонение (Ti от Tср):

σ=√1/n ×∑(Ti – Tср) ², (16) где: Тер - средний прирост рыночной доли,%.

Средний темп прироста рыночной доли рассчитывается по формуле:

Тср = (∑Кti - 1) × 100%, (17)

∑Кtoi

где: Кti (Кtoi] - количество изделий анализируемой товарной группы, реализованных 1-м предприятием в период времени t (to), ед.: Цti (Цtoi) – цена изделий, реализованных 1-м предприятием в период времени t (to), тыс. руб.; n (n) - количество предприятий, работающих на рассматриваемом товарном рынке в период времени t(tо), ед.

9. Производится расчет границ рынка по динамике рынка. Для оценки степени изменения конкурентной позиции выделяются 4 типовых состояния предприятия по величине роста его рыночной доли.

Стандартный расчет границ производится по следующей системе:

Тср +3 х σ; Тmax (19) Тcр; Тcр + 3 х σ (20) Тcр - 3 х σ; Тcр (21) Тmin; Тср - 3 х σ (22)

Если совокупность сектора неоднородная, то для определения границ рынка используем закон вариации средних величин: Тср + 3 х σ /√n; Тmax (23)

Тср; Тср + 3 х σ, (24)

√n

Тср - 3 х σ; Тср, (25)

√n

Тmin; Тср - 3 х σ, (26)

Проведем классификацию предприятий по степени изменения конкурентной позиции. Рассчитанное среднеквадратичное отклонение: σ =48,94% показывает, что вариация единиц в изучаемой совокупности достаточно высокая, следовательно, группа неоднородна по данному признаку. В этом случае, с точки зрения статистики, правильнее использовать закон средних величин.

10. Строится матрица формирования конкурентной карты рынка (табл.10). Матрица позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальных возможностей противостоять давлению конкурентов.

Наиболее значимым статусом обладают предприятия первой группы, наиболее слабые - предприятия 16 группы. Положение предприятия внутри каждой группы определяется величиной его рыночной доли.

Таблица 10. Матрица формирования конкурентной карты рынка.

Рыночная доля Темп прироста Лидеры рынка Предприятия с сильной конкурентной позицией Предприятия со слабой конкурентной позицией Аутсай - деры рынка
Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией 1 5 9 13
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией 2 б 10 14
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией 3 7 11 15
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией 4 8 12 16

Строим матрицу конкурентной карты рынка (табл.11).

Таблица 11. Матрица формирования конкурентной карты

рынка (по предлагаемой методике)

Рыночная доля

Темп прироста

Лидеры рынка

6.3...27,65

Предприятия с сильной конкурентной позицией

3,57...6.3

Предприят ия со слабой конкурентной позицией

2,51…3 57

Аутсайдеры рынка

0.02...2.51

Предприятия с быстро растущей конкурентной позицией 38.54...121.09 4,9,12, 20
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией 10.79. .36,54 27 8 19 7.25
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией - 16,96...10.79 26,28,6 23 21 22 2,3.13
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией - 95,35... - 16,96 1,5,10.11,14,15.16, 17,18,24

Таким образом, в отчетном году лидер рынка предприятие № 27 улучшает свои конкурентные позиции. Рост рыночной доли у предприятия № 27 в отчетном году составил 12,11% к уровню базисного года. Предприятие № 26, предприятие № 6 и предприятие № 28 также являются лидерами рынка, однако их позиции на рынке снижаются, что вызвано уменьшением объемов продаж продукции. Предприятие № 8 с сильной конкурентной позицией в отчетном году улучшило свою деятельность на рынке аудио-,

видео - и бытовой техники. Так, его доля выросла на 19,6% и составила 5,28%. Среди аутсайдеров рынка следует отметить предприятие № 20 (в отчетном году рост рыночной доли в 2,21 раза к уровню базисного), предприятие № 9 (в 2,1 раза), предприятие № 4 (в 1,9 раза) и предприятие № 12 (в 1,47раза). Значительно снизили свои позиции предприятие 1, предприятие № 5, предприятие № 17.

Методика позволяет выявить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди других участников рынка. Полученную информацию можно использовать для формирования досье конкурентов.

Таким образом, при группировке предприятий по величине роста рыночной доли предприятия-аутсайдеры рынка включаются в состав предприятий со слабой конкурентной позицией. Аналогичная картина

наблюдается и по распределению предприятий по степени изменения конкурентной позиции на рынке: происходит объединение границ предприятий со слабой конкурентной позицией с предприятиями-аутсайдерами, а также предприятий с ухудшающейся конкурентной позицией с предприятиями с быстро ухудшающейся конкурентной позицией. Иными словами - налицо смещение границ рынка.

Методика расчета дает достоверные результаты. В условиях развивающихся рыночных отношений для производителей важное значение имеют коммуникации с покупателем, со всеми заинтересованными в той или иной сделке субъектами, возрастает роль информационных технологий в разработке и ускорении принятия решений. Важное значение приобретает конкурентоспособность продукции, необходимость постоянно обновлять технологи и, ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рынки, расширять производство, изменять организационные структуры управления, обеспечивая их адаптивность к основным изменениям характеристики рынка и поведения потребителя.


Заключение

Конкурентоспособность предприятия – понятие относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условии продаж и платежа).

Вместе с тем конкурентоспособность – понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить лидирующее положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нововведений в системе сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.

Необходимую комплексную оценку мы получили, используя специальные разработочные таблицы, содержащие данные о фирме и основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц показывает истинное положение исследуемого торгового предприятия ООО «Сатурн», несомненными плюсами которого является:

Во-первых, качество товаров. Магазин «Сатурн» предоставляет потребителям продукцию, превосходящую базовые аналоги, надежную, экономичную, безопасную. На каждую единицу продукции имеется эксплуатационно-сопроводительная документация, а также знаки соответствия.

Во-вторых, данное предприятие обладает относительно широким ассортиментом аудио-, видео - и бытовой техники (Кш=0.3). Этот показатель не является идеальным, но является преимущественным по сравнению с предприятиями-конкурентами. Достаточно высок коэффициент структуры ассортимента (Кстр=0.65), что говорит о грамотно организованном ассортименте продукции.

Относительно качества торгового обслуживания, магазин «Сатурн» выгодно отличается набором услуг, обеспечивающих удобство пребывания в магазине. Это главным образом скидки (фамильная, персональная, скидка оптовым покупателям), наличие гарантии до 1 года, прием заказов по телефону.

В целом комплексный показатель качества услуг торгового предприятия «Сатурн» достаточно высок (41.4. против 42.6). Расчет показателей конкурентоспособности исследуемых предприятий показал, что магазин «Сатурн» имеет второй показатель коэффициента конкурентоспособности. Его опережает «Диал-Электроникс» с коэффициентом равным 42.6.

ООО «Сатурн» имеет преимущества в управления предприятием: это значительное использование маркетинга (в первую очередь различные рекламные акции). Однако маркетинговые исследования на предприятии проводятся довольно редко. Несомненной положительной чертой является высокий уровень запоминания и узнавания конкурентов, что позволяет магазину «Сатурн» сохранять слабую возможность возникновения новых конкурентов.

Наряду с положительными в деятельности ООО «Сатурн» можно отметить и ряд отрицательных моментов, на устранение которых необходимо обратить свое внимание руководству фирмы.

В первую очередь это необходимость повышения потребительской новизны предлагаемого ассортимента. Этот показатель у магазина «Сатурн» наравне с наименее конкурентоспособными предприятиями (1.5-3.1%), что свидетельствует о низкой доле новых видов продукции в общем количестве товаров.

Недостаточно хорошо формируется устойчивый ассортимент исследуемого магазина (Куст 0.92 против 0.96). Необходимо активнее проводить работу с поставщиками, стабилизировать источники пополнения товарных запасов.

Также первоочередная задача данной фирмы – улучшение условий обслуживания покупателей, а именно: более рациональное, удобное для покупателей оформление торгового зала, повышение профессионализма обслуживающего персонала (наблюдается недостаток внимательности, эрудированности с их стороны).

Требует пересмотра и ценовая политика магазина «Сатурн». Организация имеет наиболее высокий средний индекс цен по сравнению с предприятиями-конкурентами. Следует рассмотреть оправданность столь высоких цен.

В третьей главе было произведено сегментирование рынка по конкурентам, в результате чего получили группировку предприятий в зависимости от их рыночной доли. Торговое предприятие «Сатурн» занимает рыночную долю 12.72% и является лидирующим предприятием, но с постепенно ухудшающейся конкурентной позицией и низким темпом прироста (0.61%). Также установили, что на рынке аудио-, видео - и бытовой техники происходит смещение группы предприятий с быстро ухудшающейся конкурентной позицией в группу предприятий с медленно ухудшающейся конкурентной позицией.

Таким образом, изучение конкурентной среды требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потенциальных конкурентов. Анализ полученной информации позволит специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции, охарактеризовать общее положение фирмы на рынке по отношению к основным конкурентам, и своевременно предпринять меры по улучшению конкурентной позиции предприятия.


Литература

1. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 352с. (с.33-36).

2.Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юристъ, 2000. - 568с. (с.50-81).

3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - 256 с.

4. Котлер Ф. и др Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Издат.д.ом «Вильяме», 2003. - 944 с.

5. Макаров М.А. Маркетинговая ориентация предприятия. – www. ptpu. ru

6. Хэдрих Г., Йеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынках потребительских товаров // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.

7. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл. - корр. РАН И.И. Елисеевой. - 4-е изд. . перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 480 с.

8. «Маркетинг», 1/2005.В. Шкардун. «Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия» (с.38-50).

9. «Маркетинг», 2/2005.Н. Боровских. «Конкурентные стратегии: методология формирования и развития» (с.45).


Приложения

Приложение 1.

Показатели качества услуг торговли и критерии их оценки

Комплексный показа-гель 1-го уровня Комп-пексный показа-гель 2-го уровня Качественная характеоистика Критерии оценки
Единичный показатель Оценка
1. 2. 3. 4. 5.

6.1. Каче

ство пред

ложения

товаров

1.1. Каче

ство

товаров

1.1.1. Уро

вень

качества

Хор.

 - Превосходство оцениваемой

продукции над базовыми (эталонными

аналогами, представляющими

передовые научно-технические

достижения и выделяемые из группы

аналогов оцениваемой продукции хотя

бы по одному из следующих показате

лей, не уступая им по остальным

показателям:

а) технический уровень;

б) эстетико-эргономическое

совершенство;

в) надежность;

г) экономичность;

д) безопасность.

Выбор номенклатуры производится в

соответствии со стандартами системы 4

«Система показателей качества

продукции» (СПКС).

Предприятие №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Удов.

 - Соответствие оцениваемой продукции

базовым (эталонным) аналогам по 5

показателям.
Неуд.

 - Несоответствие оцениваемой

продукции базовым (эталонным)

аналогам.

Предприятие №4-3.9%, №6-4.4%, №1, 2, 3, 4, 5, 7, 8-1.5-3.1%.

1.1.2. По

треби

тельская

новизна

Хор. - Наличие в ассортименте сравниваем
ой группы предприятий необходимого
числа улучшенных вариантов или
модификаций существующих товаров,
оригинальных изделии, принимаемых
за базу для сравнения и

приравниваемых к 1,00 (Кн = 1).

Предприятие №1, 3, 4, 8

Удов. - Кн < 0,9.
Неуд

 - Кн < 0,8.

Предприятие №2, 5, 6, 7.

1.1.3. На

личие

серт

ификата

сооот-

ветствия

и эксплуатац. - со-

провод.

доку

ментации

Хор.

 - Наличие сертификатов, знаков

соответствия (по ГОСТ Р), знаков

соответствия европейским и другим

нормам на каждую единицу продукции;

наличие эксплуатац. - сопроводит.

документации, паспорта, инструкции на

русском языке в ясной, четкой и

лаконичной форме.

Удов.

 - Наличие знака соответствия,

сертификатов соответствия на каждую

единицу продукции; наличие

эксплутац. - сопроводит, документации на русском языке, но в неясной форме.

Неуд.

 - Отсутствие сертификата соответствия

хотя бы на одну единицу продукции;

эксплуатац. - сопроводит.д.окументация

на иностранном языке.

1.2.

Показате

ли ассортимента товаров

1.2.1. Показатель

широты

Данные табл.3

1.2.2. Показатель

устойчивости

ассортимента

Предприятие №8=0.96, №3-0.94
Предприятие №1, 2, 4, 5, 6, 7=0.89-0.92.

1.2.3. Показатель

структуры

ассортимента

Данные табл.2
2. Качество обслуживания 2.1. Культура торгового обслуживания

2.1.1. Доброжела

тельность и радушие

2.1.2. Обходительность,

любезность

2.1.3. Заботливость,

тактичность

2.1.4. Мастерство

2.1.5. Вниматель

ность, точность,

четкость

2.1.6. Умение

пользоваться

улыбкой

2.1.7. Эрудирован

ность

2.1.8. Сдержанность

2.1.9. Приветли

вость, вежливость

Хор.

 - Наличие всех десяти

показателей культуры

торгового обслуживания

Предприятие №1, 2,3,4, 8.

Удов.

 - Отсутствие в культуре

торгового обслуживания

таких показателей, как:

- забота о чести своего

предприятия;

- приветливость.

Неуд.

 - Отсутствие в культуре

торгового обслуживания

главных показателей:

- эрудированность;

- мастерство;

- сдержанность;

-заботливость, тактич

ность;

- обходительность, лю

безность.

Предприятие №5, 6, 7

2.1.10. Забота о

чести своего

предприятия

2.2.

Условия

обслужи

вания

2.2.1. Эстетический
уровень магазина
2.2.2. Набор услуг,
обеспечивающих
удобство
пребывания в
магазине

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.