скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Развитие малого бизнеса в экономике

Действующее законодательство предусматривает широкий комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства. Однако возможность их практической реализации во многом, если не целиком, зависит от позиции соответствующих органов государственного управления.

Правительство разработало основные направления развития малого предпринимательства в России и его государственной поддержки до 20010 года. К рубежу 20010 года предполагался уже назревший переход малого предпринимательства России от его стартового этапа к фазе более зрелого развития. Основное знамение приобретает не количество предприятий малого бизнеса, а структура, устойчивость и эффективность малых предприятий как важнейшего фактора процесса экономической и социальной стабилизации.

Число закрепившихся малых предприятий к 2010 году может достичь 2,6-3 млн. единиц. Число занятых в сфере малого бизнеса с учетом вторичной занятости к 20010 году ожидается в 27-30 млн. человек, и том числе около 12-15 млн. постоянно занятых. Доля малого предпринимательства в создании валового национальною продукта приблизится к 20-25%.


2. Анализ деятельности малого бизнеса в г. Москва

Рассмотрим основные показатели деятельности малого предпринимательства (МП) в г. Москва за ряд последних лет. [76]

Данные о количестве МП по материалам МГС, по Прогнозу 2005 – 2007, а также об относительном приросте числа МП показаны на рис. 1.

Согласно представленным данным, количество МП в 1 полугодии 2005 года (201,7 тыс. ед.) превысило уровень, прогнозировавшийся на 2005 год (195 тыс. ед.). За 1 полугодие 2005 года темп прироста по этому показателю составил 2,5% против 3% за весь 2004 год.

Данные о численности работников списочного состава и внешних совместителей МП по материалам МГС и по Прогнозу 2005 – 2007 показаны на рис. 2.

Как видно из диаграммы, суммарная численность работников списочного состава МП и внешних совместителей по данным МГС за 1 полугодие 2005 года оказалась на 35,1 тыс. чел., ниже спрогнозированного уровня, однако общее количество работников МП превысило его на 12,5 тыс. чел. При этом прирост численности работников списочного состава МП и внешних совместителей составил 42,6 тыс. чел., а общего количества работников 43,6 тыс. чел. В то же время Программой Правительства Москвы на 2005 год предусмотрено создание в городе 39,2 тысяч новых рабочих мест, в том числе по малому предпринимательству – 10 тысяч.

Таким образом, прирост числа работников МП превысил заданное количество новых рабочих мест в целом по Москве на 10%, а по малому предпринимательству – в 4,4 раза. Доля работников, занятых на малых предприятиях, составила 34,1% от общего числа работающих в Москве (рис. 3).

Данные о выпуске товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности по материалам МГС, по Прогнозу 2005 2007, а также об относительном приросте выпуска продукции показаны на рис. 4.

Судя по представленным данным, выпуск продукции МП в 2004 г. превысил уровень, спрогнозированный на 2004 год, в 1,6 раза, а уровень 2005 года – на 33%.

Необходимо отметить, что данный показатель для большинства отраслей, например, торговли, строительства, науки и научного обслуживания и целого ряда других, является искусственным. Он введен только в формах статистической отчетности, которые представляет незначительная доля МП (1-2%), не фигурирует в бухгалтерской документации, и, следовательно, мало используется в управлении МП (за исключением предприятий промышленности). В связи с этим определение значений данного показателя работниками МП приводит к существенным погрешностям.

Проведенный Городским информационно-аналитическим центром (ГИАЦ) Московского центра развития предпринимательства (МЦРП) анализ сведений, полученных из материалов Счетной палаты РФ, налоговых органов и ГУВД Москвы, позволил сделать вывод о том, что возможное количество МП в Москве на начало 2003 года составляло 339 – 358 тысяч единиц, что в 1,8 – 1,9 раза превышает оценку Мосгорстата.

Результаты оценки количества МП в предположении о том, что превышение фактического количества МП над оценкой МГС в течение 2003-2004 гг. существенно не изменилось, приведены на рис. 5. Здесь же показано также количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Исходя из этих данных, можно заключить, что в 2005 году количество субъектов малого предпринимательства в Москве составляет от 605 до 625 тысяч единиц.

В последнее время в городе создается ежегодно около 100 тысяч хозяйствующих субъектов, однако прирост как общего числа действующих предприятий и организаций, так и количества МП по оценке МГС составляет лишь несколько процентов от этой величины. По-видимому, предполагается, что практически такое же количество хозяйствующих субъектов прекращают активное функционирование, не производя формальную процедуру ликвидации. Однако достоверность оценки этого количества вызывает большие сомнения, поскольку органы госстатистики, как и другие государственные структуры, сведений о подобных случаях не получают. Поэтому оценки прироста количества МП Мосгорстатом можно рассматривать лишь как минимальные. Таким образом, фактическое количество МП может заметно превышать приведенные выше значения.

На рис. 5 представлены сравнительные данные о среднемесячной зарплате работников МП по сведениям Мосгорстата, бухгалтерской отчетности МП, а также о средней зарплате по Москве в целом.

Как видно из диаграммы, зарплата работников МП по данным бухгалтерской отчетности в 2003 году превышает полученную по материалам МГС на 41%, однако на 47% ниже, чем средняя зарплата по городу. В 2004 году эти показатели (по данным бухгалтерской отчетности и по материалам МГС) почти сравнялись, но по-прежнему значительно ниже средней заработной платы по городу. Представляется маловероятным, что значительная часть работающих в Москве имела столь низкую оплату труда. Более вероятным является вывод о том, что в малом бизнесе доля теневой оплаты работников существенно выше, чем на крупных и средних предприятиях. Это подтверждается и снижением показываемых в бухгалтерской отчетности данных об оплате труда, поскольку в условиях заметного роста зарплаты в среднем по городу достоверность снижения этого показателя на МП представляется весьма сомнительной.

О выручке имеются данные, как официальной статистики, так и бухгалтерской отчетности, однако последние только по 2004 год. В этой связи необходимо получить оценку возможного объема выручки за 2005 год исходя из данных бухгалтерской отчетности за предшествующие годы. На рис. 6 представлены значения относительного прироста суммарной выручки МП за 2002-2004 гг. по указанным данным, а также оценки ожидаемого прироста в 2005 году при сохранении средних темпов прироста (оптимистический сценарий) и при стабилизации темпов роста на уровне, достигнутом в 2004 году (пессимистический сценарий).

Результаты оценки суммарной выручки МП с учетом ожидаемого прироста в 2005 году, а также альтернативных данных о количестве МП приведены на рис. 7.

Из представленных данных видно, что суммарная выручка МП устойчиво возрастает, причем до 2004 г. темпы ее роста существенно превосходят инфляцию. Оценки данного показателя Мосгорстатом значительно ниже получаемых по данным бухгалтерской отчетности МП (за 2003 год 1,6 раза, в 2004 г. – в 1,2 раза), что говорит о невысокой достоверности данных официальной статистики. Более вероятным диапазоном значений суммарной выручки за 2005 год, показываемой в бухгалтерской отчетности МП, является интервал 4,1 – 4,6 трлн. руб., а с учетом оценки количества МП по альтернативным данным – 7,4 – 7,8 трлн. руб.

Согласно последним данным Мосгорстата, выручка МП за январь-июнь 2005 г. составила 1357,8 млрд. руб., учитывая выявленные ранее расхождения с данными бухгалтерской отчетности, можно предположить, что реально полученная сумма выручки за 1 полугодие 2005 г. составила 2444 – 2580 млрд. руб.

Отраслевая структура выручки МП представлена на рис. 8. Основная масса малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания (в 2004 г. – 64,3%). По абсолютной величине выручка предприятий торговли и общественного питания за период с 2001 по 2004 гг. увеличилась в 1,9 раза (в сопоставимых ценах – на 34,3%). Далее по объему вклада в суммарную выручку отраслей в 2004 г. следуют строительство (8,3%), промышленность (7,1%), общая коммерческая деятельность (4,9%), наука и научное обслуживание (3%) и т.д. Прослеживается тенденция к увеличению доли выручки, полученной МП в промышленности (с 6% в 2001 г. до 7,1% в 2004 г.), и к снижению доли выручки МП строительства (с 11,2% в 2001 г. до 8,3% в 2004 г.).

Представляет интерес распределение МП по уровню показываемой выручки. Как видно из таблицы 4, треть МП в своей бухгалтерской отчетности показывает нулевое значение этого показателя. Основную долю суммарной выручки (87,8%) дает незначительной число МП (9,5%), а на долю 90,5% предприятий приходится только 12,2% суммарной выручки.

Таким образом, основной экономический вклад в развитие города вносит небольшое количество наиболее эффективно функционирующих МП. Однако, как показал анализ результатов сплошного обследования малых предприятий, проводившегося в 2000 году, на 84% малых предприятий, дающих 12% суммарной выручки, работало более двух третей занятых на МП. Следовательно, даже не слишком успешно работающие (по показываемым данным) предприятия играют важную роль в решении важной социальной проблемы занятости в городе.

Прибыль МП характеризуется следующими параметрами:

- валовая прибыль – разность между выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг и их себестоимостью;

- прибыль от реализации - валовая прибыль за вычетом коммерческих и управленческих расходов;

- налогооблагаемая прибыль - прибыль от реализации плюс сальдированный результат операционных и внереализационных доходов и расходов;

- чистая прибыль - налогооблагаемая прибыль за вычетом налога на прибыль и иных обязательных платежей, а также чрезвычайных доходов и расходов.

За 2 года с учетом инфляции объем валовой прибыли увеличился на 15,1%, налогооблагаемой прибыли на 88,2%, чистой прибыли в 3 раза. Как видно из диаграммы, почти по всем перечисленным показателям наблюдается рост, за исключением прибыли от реализации. Наиболее высокими темпами растет чистая прибыль МП (прирост в 2003 г. составил 70,9%, в 2004 г. – 76,2%) и налогооблагаемая прибыль (в 2003 г. – 48,6%, в 2004 г. – 26,6%). Прирост этих показателей существенно превысил прирост валовой прибыли. В то же время темп прироста прибыли от реализации заметно снизился в 2003 г. (по сравнению с предыдущим годом), а в 2004 г. темп убыли составил 22,8%. Это связано со значительным увеличением коммерческих и управленческих расходов (доля коммерческих расходов в валовой прибыли в 2004 г. - 49%, доля управленческих расходов – 27,4%). За 2 года прирост коммерческих расходов составил 29,2%, управленческих - 38%.

Значительную часть чистой прибыли в 2003 и 2004 гг. МП получили от операционных и внереализационных доходов, сальдо по которым в отличие от предыдущих лет оказалось положительным и составило около 54% чистой прибыли.

Таким образом, проведенная краткая оценка основных показателей состояния совокупности малых предприятий Москвы позволяет сделать следующие выводы.

1. Малое предпринимательство Москвы динамично развивается и стало одним из важных элементов экономики города. Количество субъектов малого предпринимательства в 2005 г. составляет как минимум от 605 до 625 тысяч единиц, в том числе 365 – 385 тысяч малых предприятий и 244 тысячи индивидуальных предпринимателей (предприятий без образования юридического лица). На малых предприятиях занято 3,5 – 3,7 млн. человек, т. е. 61 – 65% работающих в Москве. Суммарная выручка малых предприятий достигает 6,8 – 7,2 триллиона рублей.

2. Значительные доли финансово-экономических характеристик малых предприятий находятся в "теневом" секторе. "Теневая" составляющая суммарного оборота может составлять 34 – 45% от его фактического уровня, а по чистой прибыли эта доля может достигать 95%.

3. Использование данных официальной статистики для оценки состояния и прогноза развития малого предпринимательства Москвы ведет к существенным искажениям картины социально-экономического развития города и в дальнейшем представляется недопустимым.

4. Малый бизнес стал серьезным донором бюджетов как городского, так и федерального уровня. Его вклад в налоговые доходы городского бюджета в 2004 г. составил пятую часть (по оценке ГИАЦ). Достаточно заметной является и доля малого бизнеса Москвы в налоговых доходах федерального бюджета (около 7%).

5. Задача, поставленная в Программах Правительства Москвы на 2003 и 2004 годы по увеличению налоговых поступлений от деятельности малого бизнеса на 2-3% в год в сопоставимых ценах, значительно перевыполнена. За 2 года данный показатель увеличился приблизительно на 16%.

6. Основная часть налоговых платежей от СМП (67,1% в 2004 г.) поступает в федеральный бюджет. Доля, поступающая в бюджет Москвы, составила всего 20,3%.

7. В целях повышения вклада малого предпринимательства в городской бюджет целесообразно принять меры к передаче всех или значительной части налоговых доходов от малого бизнеса на региональный уровень.

9. Производительность труда на МП Москвы в течение 2001 – 2004 гг. превышала производительность труда по России в целом. В 2004 г. это превышение составило 15,7%.

10. В то же время производительность труда на МП Москвы заметно ниже, чем соответствующий показатель в целом по Москве (в 2004 г. – на 73,9%), что соответствует мировой практике.

11. Производительность труда по Москве в целом стабильно растет и существенно превышает общероссийский уровень этого показателя (2004 г. - в 2 раза).

12. Малые предприятия вносят существенный вклад в валовой региональный продукт Москвы. В 2004 году он превысил 35% (по оценке ГИАЦ). Валовая добавленная стоимость, произведенная малыми предприятиями, в 2004 г. достигла 1,02 – 1,08 трлн. руб.

13. За 2003 гг. ВДС, произведенная МП, увеличилась на 35,1% в сопоставимых ценах, в то время как ВРП г. Москвы вырос на 9%. То есть сектор малого бизнеса, представленный малыми предприятиями, развивался темпами, существенно опережающими темпы роста крупных и средних предприятий. Однако в 2004 году темпы роста заметно снизились. В целом за 2 года темп прироста ВДС МП составил 17,1%, ВРП Москвы – 15,9%.

14. Малые предприятия Москвы вносят значительный вклад в формирование ВВП России. В 2004 году он составил около 6%, а доля МП столицы в суммарном ВРП субъектов федерации – около 8%.

15. По суммарному объему произведенной валовой добавленной стоимости малые предприятия г. Москвы в 2003 году превзошли 87 из 89 субъектов Российской Федерации.

Как вытекает из вышеизложенного, малый бизнес Москвы развивается достаточно высокими темпами. Основные характеристики состояния малого предпринимательства достигли следующих значений:

- количество субъектов малого предпринимательства составляет от 605 до 625 тысяч единиц, в том числе 365 385 тысяч малых предприятий и 244 тысяч индивидуальных предпринимателей (предприятий без образования юридического лица);

- на малых предприятиях занято 3,5 – 3,7 миллиона человек, т. е. 61 – 65% работающих в Москве;

- суммарная выручка малых предприятий достигает 6,8 – 7,2 триллиона рублей;
- вклад малого бизнеса в налоговые доходы бюджета города за 2004 г. составил пятую часть;

- доля малого бизнеса Москвы в налоговых поступлениях в федеральный бюджет в 2004 г. составила около 7%;

- вклад малых предприятий в валовой региональный продукт Москвы превысил 35% (2004 г.);

- валовая добавленная стоимость, произведенная малыми предприятиями, в 2004 г. достигла 1,02 – 1,08 трлн. руб.;

- вклад МП Москвы в ВВП России в 2004 году составил около 6%, доля МП столицы в суммарном ВРП субъектов федерации – около 8%. По суммарному объему произведенной валовой добавленной стоимости малые предприятия г. Москвы в 2003 году превзошли 87 из 89 субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.