скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Развитие малого бизнеса в экономике

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами, с целью привлечения иностранною капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Ускоряет темпы создания и развития малых предприятий широкое использование лизинга, то есть сдача в аренду производственных помещений и оборудования. Для целей лизинга можно использовать как новое оборудование, так и бывшее в эксплуатации. Использование лизинга позволит предприятиям малого бизнеса уменьшить потребность в кредитах, снизить величину амортизации, а, следовательно, снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации.

Очень важно правильно оценить использование производственного потенциала малых предприятий, то есть тех ресурсов, которые необходимы для функционирования и эффективного развития предприятия. Для этой цели можно воспользоваться системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

В экономике стран с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального продукта, аккумулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения. Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской экономики тоже ориентирована на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры и не только на государственном уровне, но и на общественных началах. Возник и взял на себя соответствующие функции в такой общественной организации предпринимателей, как Российская торгово-промышленная палата, Комитет ТППРФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, который в рамках возможностей общественной организации определяет пути развития малого и среднего бизнеса, а также является коллективным общественным защитником отечественных малых предприятий.

В условиях формирования рыночной структуры экономики России, массового изменения форм собственности предприятий и организаций, влекущих их независимость от государственных структур, важное значение приобретают методологические вопросы анализа развития малого предпринимательства. Институт социально-экономических исследований Госкомстата России разработал методику анализа развития малого предпринимательства.

Анализ развития малого предпринимательства и его места в экономике страны должен идти по следующим направлениям:

1. Состояние и развитие малого предпринимательства. При этом в ходе анализа должны освещаться следующие вопросы: изменение количества субъектов малых предприятий, то есть процесс возникновения и ликвидации таких субъектов; изменение объема продукции и услуг, создаваемых предприятиями малого бизнеса (эти изменения надо освещать как в целом, так и в расчете на одно предприятие); определение места малого предприятия по объему произведенной продукции в общем производстве продукции; характеристика численности занятых и определение места малого предприятия по численности занятых в общей численности занятых.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности. Это дает возможность делать выводы об отношении местной администрации к развитию предприятий малого бизнеса, каким отраслям и видам деятельности отдается предпочтение, где необходим углубленный анализ причин низкого развития малого предпринимательства, каково положение отдельных регионов в развитии малых предприятий по отраслям, видам деятельности.

2. Малое предпринимательство и проблемы рынка рабочей силы. При этом освещаются следующие вопросы:

-           характеристика численности занятых на предприятиях малого бизнеса;

-           изменение места малых предприятий по численности занятых в общей численности занятых;

-           изменение средней численности занятых на одном хозяйствующем субъекте малого предпринимательства;

-           изменение величины зарплаты занятых на малом предприятии;

-           соотношение зарплаты на малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых предприятий;

-           первичная и вторичная занятость на малых предприятиях;

-           влияние изменения численности занятых на предприятиях малого бизнеса на безработицу в данном регионе.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий, при необходимости - по отраслям и видам деятельности. Это дает возможность делать выводы о занятости по отраслям и видам деятельности в малом предпринимательстве, сколько приходится человек, занятых в малом бизнесе, на одного, занятого на предприятиях и в организациях, не включаемых в число малых предприятий, выделить отрасли и виды деятельности, где преобладают занятые в малом предпринимательстве.

3. Структурные изменения в деятельности малого предпринимательства. Это направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение удельного веса объема продукции, произведенной на малом предприятии, в общем объеме производства продукции; изменение удельного веса численности занятых в малом бизнесе в общей численности занятых; изменение удельного веса объема продукции по основному виду деятельности в общем объеме произведенной продукции на малом предприятии.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы о структурных изменениях в деятельности малого предпринимательства, о формировании многоукладности в экономике, для чего привлекаются данные из первого направления анализа об изменении количества хозяйствующих субъектов малого предпринимательства и из второго направления анализа о численности занятых в малом предпринимательстве, о значимости величин рассматриваемых показателей; их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, отклонениям от средних по России.

4. Оценка эффективности деятельности малого предпринимательства. Это направление должно осветить такие вопросы: изменение производства продукции на одного занятого в малом бизнесе; изменение соотношений производства продукции на одного занятого в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в малое предприятие; изменение удельною веса балансовой прибыли в одном рубле продукции предприятия малого бизнеса; изменение соотношения удельного веса балансовой прибыли в одном рубле продукции в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в число малых; изменение величины балансовой прибыли на одного занятого в малом предприятии; изменение соотношения величины балансовой прибыли на одного занятого в малом бизнесе и на других предприятиях.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы: о различий по территориям, отраслям и видам деятельности рассматриваемых характеристик; об отличии рассматриваемых характеристик от средних по стране показателей.

5. Воспроизводственный аспект деятельности малого предпринимательства. Это направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение объема капитальных вложений, осуществляемых в малый бизнес, изменение соотношений объемов капитальных вложений и балансовой прибыли предприятий малого бизнеса; изменение соотношения величины капитальных вложений на один рубль прибыли в малом бизнесе и на других предприятиях; изменение соотношения величины капитальных вложений на один рубль заработной платы в малом предприятии и на предприятиях, не включаемых в категорию малых.

6. Малое предпринимательство и проблема насыщения рынка шарами и услугами, реализуемыми непосредственно населению, по направление анализа должно осветить следующие вопросы: изменение производства товаров и услуг, реализуемых непосредственно населению: по общему объему в стоимостном выражении и по отдельным видам товаров в натуральном выражении; изменение уловного веса товаров и услуг, произведенных в малом бизнесе и реализуемых непосредственно населению, в общем объеме таких товаров и услуг, произведенных в народном хозяйстве как по общему объему в стоимостном выражении, так и по отдельным видам товаров в натуральном выражении.

Рассмотрение указанных процессов ведется в разрезе территорий по отраслям и видам деятельности, что дает возможность делать выводы: о тенденциях в процессах, которые характеризуются осматриваемыми показателями; о значимости величин рассматриваемых показателей, их различиях по территориям, отраслям, видам деятельности, об их отличии от средних по стране. Анализ малого предпринимательства должен базироваться на информации, представляющей собой динамические ряды по анализируемым показателям, при этом важно обеспечить методологическую сопоставимость показателей, характеризующих деятельность малого бизнеса.

 

1.3 Правовое обеспечение функционирования малого бизнеса

В основе создания и развития правовых норм предпринимательства - Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и (Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг.) от 3 июля 1998 г. № 697. Указанные акты открыли широкий простор для всех, кто склонен к предпринимательской деятельности, создали условия для проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободного распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, отраслевых и муниципальных программ развития. Приняты федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц».

Для эффективного функционирования малых предприятий необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Правительством РФ в настоящее время подготовлены проекты федеральных законов, где предусматривается поддержка малого предпринимательства по различным направлениям. Среди них законопроекты о внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О кредитной кооперации», «О взаимном страховании».

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого предпринимательства. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей являются основными направлениями законотворческой деятельности государства, направленными на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в России. [47, 136 с.]

Российским законодательством определены основные преимущества создания малого предпринимательства. К ним можно отнести:

1) предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности;

2) доступность малого предпринимательства в большинстве его форм многим гражданам в силу небольших первоначальных вложений капитала и отсутствия необходимости в больших оборотных средствах;

3) повышенная мобильность, гибкость его, возможность быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

4) решение проблемы создания новых рабочих мест;

5) небольшой аппарат управления и, следовательно, более низкие накладные расходы;

6) использование местных сырьевых ресурсов;

7) поддержка отечественных товаропроизводителей;

8) новые системы налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности.

В основу механизма образования малого предприятия положены следующие принципы:

1) все предприятия малого бизнеса вне зависимости от форм собственности должны находиться в одинаковых стартовых условиях хозяйствования;

2) простота создания малого предприятия, прежде всего заявочный характер образования;

3) малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, за исключением видов деятельности, которые являются прерогативой государства.

Целями создания малых предприятий являются: активизация структурной перестройки экономики, насыщение потребительского рынка товарами, преодоление отраслевого и регионального монополизма, расширение конкуренции, создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий, укрепление экономической базы местных органов власти и т.д.

Правовая основа для развития малого бизнеса имеется, но вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда факторов:

1) экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития малого бизнеса;

2) в стране отсутствует инфраструктура строительного рынка, и прежде всего система страхования рисков и кредитов;

3) острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночного хозяйствования.

В силу такой неблагоприятной экономической ситуации для предприятий малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами, с целью привлечения иностранною капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка. [69, 12 с.]

Очень важно правильно оценить использование производственного потенциала малых предприятий, то есть тех ресурсов, которые необходимы для функционирования и эффективного развития предприятия. Для этой цели можно воспользоваться системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

Формирование правовой основы функционирования малого предпринимательства является весьма актуальной проблемой развития российской экономики. Однако далеко не все российские регионы должным образом используют полномочия в этой сфере, а в некоторых вообще ничего не делается для стимулирования малого предпринимательства. Более того, решения региональных властей зачастую наносят ущерб развитию малого бизнеса. Так, в период августовского кризиса в ряде регионов использовались административные меры по поддержанию псевдостабильности регионального рынка (в частности, запреты на вывоз продукции, регулирование цен и т.п.), которые наносят прямой удар по индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса.

Основы государственной поддержки малого предпринимательства в России закладываются федеральным законодательством. Регионам же предоставляется возможность в рамках своей компетенции конкретизировать общие установки, адаптировать их к региональным условиям функционирования малого предпринимательства. Наряду с этим федеральным законодательством предоставляется свобода для регулирования региональными властями ряда сторон деятельности малых предприятий. Так, в дополнение к приоритетам, установленным на федеральном уровне, регионы могут определять собственные отраслевые приоритеты в развитии малого предпринимательства. Кроме того, они вправе создавать специальные фонды для поддержки малого предпринимательства, определять и изыскивать для них дополнительные источники финансирования. Региональные власти в качестве меры по поддержке малого предпринимательства могут также привлекать малые предприятия к участию в региональных госзаказах. Наконец, в руках регионов находится один из важнейших инструментов стимулирования предпринимательства в малом секторе - регулирование ставок некоторых налогов. Так, в соответствии с Федеральным законом в редакции от 31.12.2001 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" регионы вправе устанавливать свои собственные ставки единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в редакции от 31.03.1999 № 63-ФЗ) регионы самостоятельно регулируют и размеры единого налога на вмененный доход.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.