скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Развитие малого бизнеса в экономике

Помимо этого, как утверждается в Федеральном законе в редакции от 21.03.2002 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", регионы вправе законодательно устанавливать льготы по налогообложению фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также других организаций, создаваемых в целях оказания услуг субъектам малого предпринимательства.

Поэтому весьма актуальным является анализ степени реализации предоставленных регионам возможностей поддержки малого бизнеса, что определяется как особенностями федерального законодательства, так и региональной направленностью деятельности малых предприятий.

Прежде всего, как один из недостатков регионального законодательства необходимо отметить нечеткую фиксацию региональных отраслевых приоритетов, то есть сфер деятельности субъектов малого предпринимательства, которым в первую очередь должна быть адресована государственная поддержка. Нормативные акты региона с разными датами принятия зачастую фиксируют различные приоритеты, и более того, в некоторых регионах остается неясным, где и какими нормативными актами эти приоритеты утверждаются.

Вообще, как показывает практика, вопрос приоритетов не играет значимой роли, поскольку они очень часто носят лишь декларативный характер. Существует много примеров, когда региональные власти утверждают приоритеты, а реальных, действенных мер по развитию данных отраслей не принимается, и малое предпринимательство в этих сферах продолжает находиться в зачаточном или угнетенном состоянии. Однако вопрос установления приоритетных сфер деятельности становится принципиальным в случае, если законодательство этого региона закрепляет определенные льготы для субъектов малого предпринимательства, действующих в этих направлениях, например, налоговые, или же им выделяются квоты в региональных госзаказах.

Также достаточно спорная ситуация складывается с участием субъектов малого предпринимательства в региональных госзаказах. В законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", а также в ряде постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение этого закона, закреплено, что субъектам малого предпринимательства, действующим в приоритетных направлениях, следует выделять квоты в госзаказах, которые должны распределяться между ними на конкурсной основе. Однако эта норма для регионов носит, по-видимому, рекомендательный характер, поэтому она может и не действовать в случае, если регионами по данному вопросу не приняты соответствующие нормативные акты.

Основными региональными нормативными актами, регламентирующими деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, являются: законы "О поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.

При этом в случае отсутствия вышеназванных региональных законов деятельность малых предприятий в регионе регламентируется федеральным законодательством. Но поскольку закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" во многом носит декларативный и рекомендательный характер, а закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" требует от регионов "ответных" нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога, напрашивается вывод, что региональные власти в таких субъектах РФ вообще не занимаются поддержкой малого предпринимательства.

Важным рычагом поддержки малого предпринимательства являются налоговые льготы. Только в 11 регионах РФ в законе "О поддержке малого предпринимательства" или в других законах прописаны налоговые льготы (не считая пониженные ставки по единому налогу). В основном они касаются налога на прибыль. Наиболее распространенная схема предоставления льгот такова: первые два года с момента регистрации малого предприятия, осуществляющие деятельность по приоритетным направлениям, освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, идущей в региональный и местный бюджеты; на третий и четвертый годы данные предприятия выплачивают соответственно 25 и 50% налога на прибыль в части, идущей в региональный и местный бюджеты.

Фактически подобный механизм предоставления малым предприятиям льгот по налогу на прибыль копирует льготы, установленные Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в современной редакции, и имеет смысл только в том случае, если регионы устанавливают свои дополнительные отраслевые приоритеты и предоставляют малым предприятиям, действующим в этих направлениях, льготы по уплате налога на прибыль в его региональной и местной частях. Правда, здесь открытым остается вопрос о соответствии таких нормативных актов федеральному законодательству, регулирующему налогообложение прибыли.

Из 11 регионов, предоставляющих налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, только в 7 в качестве приоритетных выделены отрасли, не входящие в перечень установленных федеральным законом.

Льготы, предоставляемые в регионах субъектам малого предпринимательства, не ограничиваются снижением ставки налога на прибыль. В настоящее время порядок налогообложения малых предприятий определяется гл. 25 Налогового Кодекса РФ.

В соответствии с законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» регионы вправе устанавливать собственную ставку единого налога в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты.

Из тех регионов, где для поддержки малого предпринимательства применяется программный метод, не во всех программах определены отраслевые приоритеты, во многих регионах приоритетные направления практически полностью повторяют принятые на федеральном уровне. Лишь в нескольких регионах принятые приоритеты реально отражают отраслевую структуру хозяйства, связанные с этим проблемы и намечают первоочередные пути их решения.

Таким образом, нормативно-правовая база поддержки малого предпринимательства в регионах далека от совершенства. Создается впечатление, что большинство региональных законов было написано и принято как "дань моде" на поддержку малого бизнеса. Об этом говорят и основные формулировки законов, и даты их принятия (большинство было принято вскоре после федеральных). Лишь немногие региональные органы власти предоставляют реальные льготы субъектам малого предпринимательства и пытаются разработать мероприятия по поддержке данной сферы экономики в соответствии как со своими нуждами и возможностями, так и полномочиями.

Рост большинства показателей, характеризующих уровень развития малого предпринимательства в России в целом и в регионах, позволяет сделать вывод о достижении им определенной устойчивости. Вопрос в том, как долго продлится рост и будет ли он поступательным, если по-прежнему не устранены факторы, сдерживавшие развитие малого сектора экономики и до кризиса. Очевидно одно: бездействие законодателей в столь благоприятный момент может существенно затормозить начавшийся рост.

Весомым фактором развития сферы малого бизнеса становится система мер его государственной поддержки. Оказывая помощь предприятиям малого бизнеса, государство тем самым формирует инфраструктуру рынка, поддерживает предпринимательскую деятельность. Помощь малым предприятиям со стороны государства включает в себя два основных направления - организационное и экономическое. Государственная поддержка включает в себя Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды, агентства и центры поддержки предпринимательства.

Использование системы налоговых льгот, создание цивилизованного пространства, информационная поддержка малых предприятий, представление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке, обучение кадров, налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации, определяющими появление позитивных сдвигов в сфере малых предприятий.

Основные приоритеты развития малого предпринимательства определило Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

-          производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

-          производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

-          оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

-          строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

-          инновационная деятельность.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ в редакции от 21.03.2002 г. государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ - определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета. Следует отметить, что в 1996-1997 гг. из федерального бюджета на целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства выделялось всего по 386,6 млрд руб. ежегодно.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ № 88-ФЗ в редакции от 21.03.2002 г. Основными направлениями деятельности Фонда являются:

1. Участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых мест.

2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.

3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства и созданию конкурентной среды.

4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

Финансовые ресурсы Фонда образуются из бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров поддержки предпринимательства. Они находятся под контролем местных органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.

Помимо Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. Задачи фонда, его права и структура аналогичны Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, но его деятельность концентрируется исключительно в научно-технической сфере; создание малых наукоемких фирм, инновационных и инжиниринговых цен трое, финансовая поддержка высокоэффективных национальных проектов, разрабатываемых малыми предприятиями и т.п. Другим отличием от федерального фонда является то, что финансовая помощь данным фондом может оказываться только на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Центрального банка РФ.

Развитию малого бизнеса оказывают также поддержку кредитные организации. Европейским банком реконструкции и развития была разработана программа кредитования малого предпринимательства через ряд банков-участников, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кемерове, Нижнем Новгороде, Самаре, Тольятти, Томске и Туле. В течение четырех лет существования программы более 8000 кредитов были выданы на общую сумму немногим менее 100 млн долл. При соблюдении установленных норм малое предприятие могло получить кредит от 20 тыс. до 125 тыс. долл. США на срок до 36 месяцев под установленную банком ставку. В качестве залога может быть использована недвижимость, машины и оборудование и т.д. Цели применения кредитов, как правило, следующие: покупка машин и оборудования, покупка и ремонт недвижимости, которая будет использована малыми предприятиями, оборотный капитал, направленный на производство (например, покупку сырья) или оплату услуг. Не допускается финансирование оборотных средств, направленных на ведение торговой деятельности (например, покупку товаров, которые перепродаются без улучшения их качества). Финансирование торговой деятельности, однако, возможно по программе микрокредитования малого бизнеса ЕБРР, цель которой состоит в предоставлении надежного источника финансирования с разумной процентной ставкой и быстрым оформлением. Размер микрокредита 10-30 тыс. долл., сроки - до шести месяцев для компаний-производителей и до года для компаний, оказывающих услуги.

Не менее, а может быть даже более важным, чем оказание финансовой помощи, элементом государственной поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для их функционирования. Законодательством предусмотрены возможности льготного кредитования, страхования и информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства. При этом фондам поддержки малого предпринимательства предоставлено право полной или частичной компенсации кредитным и страховым организациям доходов, недополученных ими в результате предоставления соответствующих льгот. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между соответствующим фондом и кредитными и страховыми организациями. Фонды поддержки малого предпринимательства также вправе полностью или частично компенсировать субъектам малого предпринимательства их расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью и информационным обслуживанием.

Еще одним важным элементом государственной поддержки малого предпринимательства является обеспечение доступа малых предприятий к распределению заказов на производство и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено, что государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и услуг для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции. Размещение госзаказов производится между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Номенклатура изделий под выделяемый для малого предпринимательства объем госзаказа определяется при участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. [76]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.