скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

«Мало тебе Петров одного, троих поставили». ЦРК

«Молодец, Петров, подействовало». Металлист.

«В ЦРК. Срочно организовать чайную, т.к. не всякий трудящийся хочет утолить жажду алкоголем». Василий Воздушный

«Не задавайся, пей, что дают, а хош чаю, иди на Гоголевский в Окрдом крестьянина, там, на десять копеек можно выкупаться». Сосед.

«А, барышни, што подают пиво, и прочая, ничего». Васька Гармонист.

«Прошу глупости не писать. Нужно о деле говорить. Администрация спит, поэтому ставлю вам известность, чтобы вы в срочном порядке повесили на наличники новую марлу, а то мухи на хлеб и колбасу. Старая марла в дырах». Член лавкомисси В. Муровцев.

«Я бы желала ознакомиться с заведующим закусочной. Хотя у него физиономия похожа на брынзу, но принимая во внимание… я согласна». Катя Пиявкина.

«Интересно посмотреть, какая у тебя рожа. Он».

Чем ни чеховская «жалобная книга»?..

Несмотря на частую смену хозяев, в плане работы парка 1926г. были намечены не только хозяйственные меры по восстановлению паркового хозяйства; строительство новой оранжереи, создание розария, разведение цветов не только для сада, но и для продажи, а так же некоторые спортивные состязания: бег в мешках, велосипедные гонки. В той части парка, где был «бывший круг» проводились концерты.

В первые десятилетия после установившейся Советской власти, в городе согласно одному из направлений проводившейся в стране «культурной революции», большое внимание уделялось спорту. «Стране нужны были сильные, закаленные для нынешней и будущей борьбы личности».

К сезону 1927г. было вновь отстроено помещение тира, проводились соревнования в стрельбе. Кроме того, были очень распространены различные соревнования развлекательно- спортивные (бег в мешке, велосипедные гонки, лазание на высокую гладкую мачту и т.д.), за победу в которых, в качестве призов, вручали часы, самовар и даже поросенок. Цена входного билета – 20 коп. Сад был радиофицирован - работал громкоговоритель. В рамках проходившей в июле 1927г. «Недели обороны страны» в городском саду состоялось грандиозное гуляние в пользу обороны Советского государства. Была проведена лотерея с дорогими призами, в числе которых имелись: корова, козы, свиньи, 20 пудов пшеницы, золотые вещи и т.п. В саду играло три оркестра, проводился конкурс с раздачей призов среди всех желающих гармонистов и балалаечников. Были организованы танцы, игры, «летучая почта», а под конец состоялся фигурный фейерверк».

В 1928г. постановлением президиума Горсовета саду было присвоено название «Пролетарский». « Открытие летнего сезона состоялось 19 мая. В этот день число посетителей достигло 20 тысяч, что составляло на тот момент ¼ всех жителей города. На следующий день были установлены на входах перегородки, чтобы контролеры могли регулировать людской поток входящий и выходящий. «В этом же году намечено строительство двух эстрад, общественной столовой и чайной, организация оркестра, приобретение киноаппарата».4«Начиная с шести часов вечера, вход в сад по билетам стоимостью 35 копеек. Здесь запрещается копать землю, ездить на велосипедах, а дежурный милиционер может оштрафовать виновного в повреждении зеленых посадок на 1 рубль».5. Периодическая печать не оставляла без внимания парк и то, что происходило в нем.

В газете «Красное знамя» мы находим очерк «В Пролетарском саду», в котором рассказывается о жизни таганрогского сада. Вот он в сокращенном виде: «…Сад оживает с раннего утра. Через него по всем направлениям идут вначале рабочие – на предприятия и домохозяйки – на рынки, затем служащие, дети, безработные и прочая публика. К часу дня собираются любитель пообедать на воздухе, и на веранде столовой ЦРК многолюдно. Более спокойная жизнь сада кончается к 6 часам вечера. В это время публика удаляется, сад чистится, поливается, в общем, готовится к вечеру.

Часов в семь сад, как магнит, притягивает к себе поток людей, стремящихся сюда через трое ворот: с Ленинской, Греческой и с Касперовки. Вход платный, многие имеют абонементы.

К восьми часам все скамьи перед эстрадами и киноэкраном заполнены. По аллеям снуют шумные газетчики, продавцы сливочных ирисок и цветочницы. В столовой ЦРК пьют пиво и закусывают. На окраинах сада освещения почти нет, аллеи запущены, но на деревьях и кустарниках масса светлячков, что очень красиво. На главных аллеях светло, они заполнены гуляющей публикой и там, с трудом, можно найти место на скамейке. У читальни десятка два рабочих с упоением играют в шашки, реже - шахматы.

Вдоль главной аллеи «шпалерами» стоят молодые люди, в основном жители окраин, рабочие и нахально отпускают двусмысленные шуточки в отношении проходящих мимо девиц.

К 11 часам оркестр играет финальный марш. Постепенно сад пустеет, фонари тушат, сторожа обходят аллеи и закрывают калитки. Сад затих до завтрашнего дня».

Автор очерка в присущей тому времени простоте изложения, доносит до нас атмосферу жизни таганрогского парка в 30-е годы XX века. К тому времени удалось залечить, в какой-то мере, раны, нанесенные гражданской войной. Появились новые посадки, красивые клумбы, дежурство милиции.

Если сравнивать описание таганрогского парка 30-х годов XX века с более ранним, конца XIX века, то можно заметить, что парк во многом поменялся: изменился основной контингент его посещавших. В конце XIX века это, в основном, представители ведущих сословий, лишь вечерами в праздники представители рабочих, служащих сословий посещали парк. Теперь, в 30е годы, состав посещавших сад жителей Таганрога стал ещё более демократичным: служащие, рабочие приходят в сад не только отдохнуть и погулять, но и поиграть в шашки и шахматы. ( Правда их немного, всего «десятка два» и собираются они у читальни.) Понятие «летняя читальня», «читальня» впервые встречается в описание таганрогского сада в 30е годы XX века. И это новые явление в жизни таганрогского сада.…Появилась и постоянная оплата за вход в сад, что раньше или вообще не делали, или делали в определенные краткие периоды.

По-прежнему, в саду одним из главных развлечений оставались концерты симфонической музыки. По-прежнему, сад был беззащитен во время прихода на его территорию представителей окраин.

Но, в целом, изменения в жизни таганрогского парка к 30-м годам XX века произошли и многие из этих перемен были продиктованы теми изменениями, которые произошли в жизни нашей страны, в жизни нашего города. Таганрогский городской сад был и оставался частью социально-культурной среды города. Изменяется социально-культурная среда города, изменяется и жизнь городского сада, вначале медленно, но зато быстрей и уверенней. Единственное, что остается неизменным – это любовь к городскому саду у жителей Таганрога.

«1932г. городской сад «на основе развертывания массовой культурно-политической роботы» становится парком культуры и отдыха – так гласит протокол заседания президиума горсовета от 1932г.».

С этого момента название «сад» остается только в памяти старожилов города. И сейчас можно легко проверить, кто из жителей Таганрога имеет «старые» корни, относящиеся к дореволюционному периоду, и кто приехал в город в 30е годы ХХ века и позже. Местные жители «аборигены» из поколения в поколение передают изначальное название парка- «сада». И даже молодые люди из этих семей и по сей день чаще называют парк- садом. Люди, приехавшие в город после революции 1917г. называют парк- парком и никак иначе. Многие из них удивляются старому названию парка. Им это кажется необычным, «режущим слух». Казалось бы, маленькая деталь, а как хорошо показывает изменения социально-культурной среды города. До 1932г. в Таганроге был городской сад, и в этом названии заключалось его своеобразие и его романтизм. После 1932г. таганрогский сад стал одним из тысячи советских парков культуры и отдыха. Название нивелировало особенности парка. Так же, как и все парке страны, наш парк в 1932г., после смерти пролетарского писателя, получил его имя. Новое имя не принесло саду бурных изменений. Сад-парк продолжил жить своей особой повседневной жизнью. И менялся вместе с изменениями, происходившими в жизни страны, но, прежде всего в жизни города.

В 1932г. для особо «уважаемых людей граждан Таганрога; тех, кто устанавливал в городе Советскую власть или участвовал в партизанском движении, был установлен бесплатный вход в парк»2 , как и для членов Горсовета, членов Горсовпрофа, ГК ВКП (б) и ВЛКСМ.

«Делают» революцию и «строят новое общество» люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже в это заключено противоречие: можно ли создавать новое при помощи старого? Однако других людей не было, и быть не могло. Поэтому перед новой властью становилась сложнейшая задача – проведение культурной революции».

Ее первый этап начался практически сразу после прихода к власти большевиков. В 30е годы начинается новый этап «культурной революции». В ходе нее утверждается доктрина: «Революция никогда не была, и не будет целью… Революция – средства к созданию гармоничной культуры, к бесконечному росту сил и красоты человека. Человек вот цель всех важных вещей.… Но не отдельный представитель революционной борьбы, а народ, действие, борьба масс, вот, что нужно показывать и выделять… Необходимо отказаться от индивидуальности, эмоций, старостей человека. Общество должно работать, как сложный механизм, в котором каждый член его знает свое место и не выделяется по сравнению с другими. Народ – подлинный герой большинства произведений данного периода культурной революции».

Исходя из выше сказанной доктрины, начиная с 30х годов ХХ в советской культуре, особое внимание уделяется показу «настоящего человека: физически развитого, сильного, мужественного, готового на любые жертвы во имя процветания отчизны».

Идеалом физической красоты и гармонии служат античные образы. Фигуры, хорошо сложенных, красивых атлетов античного склада, философы Древнего Рима и Древней Греции украшают фронтоны домов, парки и скверы городов Советского Союза. Таганрогский городской парк в 1925г. украшался многочисленными гипсовыми скульптурами.

«К 1 мая 1925г. в городском парке установили свыше 20 гипсовых копий античных скульптур времен I – V вв. до н.э., среди которых: «Дискобол», «Копьеносец» и другие. А также 30 больших греческих и римских ваз. На аллее философов, обсаженной могучими берестами и кленами, выставили бюсты Сократа, Платона, Гомера, Пифагора…».

Как мы видим, таганрогский парк не стал, да и не мог стать исключением из списка советских культурных центров, задачей которого стало воспитание «нового человека».

Согласно новым веяниям изменяется и облик парка. Появляются красочные клумбы с выкладкой модных в то время лозунгов: «Слава Труду»; «Жить стало лучше, жить стало веселей!» и т.д. Для привлечения в парк «новой публики», для удобства в нем, «Открыли павильон «Азчербродтрест» с продажей пива, фруктового морса, кваса, крем- соды, лимонада, газированной воды чистой, с. натуральным сиропом , воды с ликером».

Но, по-прежнему, большая часть любящих музыку жителей Таганрога, старожил города ходят в парк на бесплатные музыкальные концерты. По-прежнему, оркестром руководит Валериан Гаэтанович Молла – старший сын известного итальянского музыканта, создателя симфонического оркестра в нашем городе Г.В. Молла. П.П. Филевский, историк, автор первой книги о Таганроге, замечал: «Валериан Молла по таланту не его отец, хотя и музыку любит и всегда у него лето».

В 30е годы ХХ века В.Г. Молла исполняет со своим оркестром в парке классическую музыку. Однажды он исполнил увертюру П.И. Чайковского «1812г.» и включил в ее исполнение фрагменты из гимна царской России «Боже царя хранит». За это он был арестован… Исполнение классической музыки в тот период времени небезопасно. Исполнять музыку признанных во всем мире классиков Шопена, Чайковского и других выдающихся композиторов с мировым именем якобы не нужно было советскому человеку.

14 июня 1931г. в газете «Таганрогская правда» некто Лазарев объяснял таганрожцам, почему музыка этих и других классиков вредна советскому человеку в исполнении В.Г. Молла. Оказывается: «элементарные сведения об искусстве, определение Маркса и Ленина о месте и роли искусства у руководства городским оркестром отсутствует. Иначе, чем можно объяснить появление в репертуаре враждебных пролетариату по замыслу и идеологии вещей, бескритического отношения к старым музыкальным произведениям русских и иностранных композиторов? Неужели так необходимо для пролетариата знание старинного танца аристократов – «Менуэт Помпадур»? Танца, названного по имени любовницы короля Людовика XIV, состоящего из кривляний, ломаний и бесчисленного множества реверансов, исполняемого аристократами – бездельниками, живущими за счет обнищания французского народа.

Появляется в репертуаре «Тень полководца» - тень Наполеона, завоевателя, мечтающего о народах и их завоеваниях.

Совершенно иной подход должен быть к произведениям Чайковского, представителю дворянской интеллигенции, отражающего в своих произведениях свойственную дворянской интеллигенции того времени, упадническую психологию Фредерика Шопена отражающего в своих произведениях настроение польской буржуазии».3 При проведении следствия по делу В. Молла сыграл, вероятно, определённую роль, и факт участия его сына Бориса в составе второго Дроздовского офицерского полка. Борис Молла, имея чин подпоручика, погиб 26 февраля 1919г. в возрасте 22 лет.

Пробыв несколько лет в заключении В.Г. Молла, не без участия и по ходатайству художественного руководителя Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио Н.С. Голованова, был освобожден досрочно и вернулся в Таганрог.

Первое появление его на сцене после заключения было встречено аплодисментами. Впоследствии Валериан Молла одно из своих произведений, посвятил стахановцу Бусыгину.

«- Неужели он думает, - писал по этому поводу П.П. Филевский, - что кто-нибудь поверит искренности посвящения, неужели он думает, что самим Советским властям не противно такое лицемерие после всего того, что было и что известно…».1Перу В.Г. Молла принадлежит и «Ворошиловский марш».

Когда в декабре 1938г. умер Валериан Гаэтанович Молла, гроб с телом выставлен в музыкальной школе на улице Ленина. Его симфонический оркестр исполнял траурные мелодии – панихиду. Директора школы срочно вызвали в горком и строго предупредили. Он бегом вернулся и запретил играть. Музыканты разошлись, но когда процессия двинулась к кладбищу, молодые студенты составили оркестр. По пути их поддерживали музыканты из клуба Кожевников. Мороз был настолько силен, что губы играющих примерзали к инструментам.

Могила В.Г. Молла сохранилась и находится на старом таганрогском кладбище. Ее содержат в образцовом порядке поклонники таланта Валериана Гаэтановича.

Так таганрогский парк и жители города теряли своих кумиров, свои легенды…. Но оставалась память о том, «золотом времени» в жизни парка, когда:

«Размещены, почти, что рядом они на улице родной:

Театр с классическим фасадом

И парк культуры городской,

И Молла, дирижер известный,

Мазуркой в парке кончив бал,

На радость меломанов местных,

В театр к увертюре поспевал…»

Но, отдавая дань времени, а перед войной было модно открывать эстрадные площадки на свежем воздухе, приглашать на открытие летней эстрады известных в стране артистов кино, эстрады, балета, цирка, в таганрогском парке на открытой эстраде выступали многие известные мастера.

За период 1938 – 1939 годы здесь давали свои концерты: Клавдия Шульженко с мужем Владимиром Коралли – героика и сатира; Владимир Хенкин – рассказчик; джазы американский, женский Якова Скомаровского, Бориса Ренского; балерина Ольга Лепешинская; исполнительница песен и романсов Кето Джапаридзе; Краснодарская оперетта и другие коллективы.

Концерты эти были очень популярны и собирали не меньше зрителей, чем концерты таганрогского симфонического оркестра под руководством В. Молла. Но это была уже новая страница в жизни нашего парка. К сожалению, традиция, которая возникла в 30 – 40е годы, приглашать известных мастеров культуры разных жанров для выступления на открытой эстраде городского парка не получила своего распространения. Эта традиция еще была жива некоторое время в послевоенный период.

Одним из направлений культурно-массовой работы советского правительства и Коммунистической партии в 20е – 30е годы было военно-патриотическое воспитание. Оно тесно переплеталось с военно-спортивным и ему уделялось огромное внимание. «Готовность страны и защите завоеваний социализма всегда находилось в центре внимания Всесоюзной Коммунистической партии большевиков и Советского государства. Берегите обороноспособность нашей страны и нашей Красной армии, как зеницу ока – завещал В.И. Ленин».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.