скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

В Таганрогском саду не стали строить «воксал» в парке. Для выступления оркестра было выделено специальное место – «открытая площадка» с построенной эстрадной ротондой практически в центре парка.

В середине XIX века одним из самых главных факторов, привлекавших публику в городской сад, долгие годы являлась возможность услышать хорошую музыку. Репутация Таганрога, как города музыкального, прочно установилась еще в середине XIX века. Этому содействовало разнообразие национальностей жителей с их музыкальной культурой, обилием мелодий и напевов.

Музыку в этот период любили все слои населения. Особой популярностью пользовалась итальянская музыка, с которой таганрожцы сроднились после появления в городе нового здания театра (1866г.), где функционировала итальянская оперная труппа, и имелся прекрасный симфонический оркестр.

По окончании зимнего сезона большинство артистов и музыкантов возвращались в Италию, но некоторые оставались в Таганроге и на лето, подрабатывая концертами и уроками музыки.

3 мая 1869 года в газете «Полицейский листок» было напечатано объявление: «Имею честь объявить, что, арендовав буфет в здешнем городском саду и желая доставить публике, удовольствие слушать хорошую музыку… я договорил здешний оркестр, который будет играть по вечерам. Хантемиров».1

С начала 1870-х годов выступления итальянского оркестра в саду стали регулярными. Городская Управа при заключении договора с арендаторами зачастую специально оговаривала обязанность их содержать за свой счет оркестр. Причем, играли оркестранты теперь уже не только для посетителей ресторана или буфета, а на открытой эстраде, расположенной в отгороженной части сада («круге»). П.П. Филевский писал, что, придя в сад, «бабушки, тёти и мамы располагались в так называемых полукружьях против оркестра, молодёжь вертелась в кругу вокруг оркестра... Симфонического однообразия тогда не было, была музыка, доступная для всех… Оплату за вход по 5 копеек стали взимать только с 80-х годов… Оркестр начинал играть с 7 часов вечера, а в 12 под звуки марша публика расходилась».2

Упоминает П.П. Филевский и несколько запомнившихся ему имен: дирижеры оркестра Выгарницкий, отец и сын Мола, скрипачи – Офичиозо, Сартини, Березовский, тромбон – Берарди, виолончель – Палкин и другие. Как видим, среди музыкантов встречаются не только итальянские фамилии, но и русские.

Наиболее значительная роль в организации постоянного садового оркестра и его деятельность принадлежит Гаэтано Варфоломеевичу Молла. Уроженец Генуи, Г.В. Молла работал в Милане хормейстером оперного театра Ла Скала. В этом же качестве приехал с одной из оперных трупп в таганрогский театр в конце 1860-х г.

В то время из Италии приезжали только солисты, а хор комплектовался их местных певцов и певиц. Молодой Гаэтано влюбился в одну из русских хористок, женился и навсегда остался жить в нашем городе. В зимний сезон он работал в театре, а в летнее время руководил оркестром в городском саду. На его симфонических вечерах таганрожцы знакомились с лучшими произведениями европейской и русской музыки.

В 1886г. итальянская опера прекратила свое существование, но несколько ее музыкантов остались в России. Из их числа скрипач Николо Офичиозо, потомки которого до сих пор живут в нашем городе. Остался в Таганроге и руководитель таганрогского театрального оркестра Гаэтано Мола. Г.В. Молла был не только хорошим музыкантом, но и композитором, и педагогом. Среди его учеников был живший в детские и юношеские годы в Таганроге будущий известный композитор С.М. Майкапар.

Скончался Г.В. Молла в 49 лет от тяжелой болезни, похоронен на старом городском кладбище, могила его утрачена.

Еще при жизни Г.В. Молла был период, когда оркестром городского сада руководил другой дирижер. Так в 1886 – 1889 годы это был выходец из Чехии – Вячеслав Иванович Сук (1861 – 1993) – скрипач, композитор, дирижер. О его величайшем профессионализме свидетельствует тот факт, что он с 1906 по 1993 год являлся дирижером Большого театра, в 1925 получил звание народного артиста РСФСР.

После отъезда В. И. Сук из Таганрога оркестр в саду до самой кончины вновь возглавлял Гаэтано Молла, а когда его не стало, оркестр 3 года влачил жалкое существование, пока дело отца не взял в свои руки один из сыновей Молла Валериан Гаэтанович (1872 -1938).

Он родился в Таганроге. Музыкальные его способности проявились уже в раннем детстве и развились под руководством отца.

Валериан окончил Петербургскую консерваторию и вернулся в родной город. В 1897г. В.Г. Молла занял место за дирижерским пультом в городском саду.В это время городской сад с его симфоническим оркестром был популярен, и любим, как среди жителей, так и среди гостей, приезжающих в город. Известный столичный журналист В.Я. Светлов написал, после посещения одного из летних концертов в таганрогском саду: « Летом здесь играет прекрасный, хотя и небольшой оркестр музыки под управлением даровитого капельмейстера Молла, молодого обрусевшего итальянца, уроженца города; за крайне дешевую плату – 7 копеек, даже бедный житель города может провести вечер в саду, отдышаться от дневного зноя и послушать образцовую музыку в прекрасном исполнении энергичного и талантливого дирижера».1. Эти слова вполне можно дополнить отрывком из книги детского писателя И.Д. Василенко, проведшего в Таганроге детские годы, «Жизнь и приключения Заморыша». «На дирижерский мостик музыкальной раковины поднимался художник Минолла (в книге фамилия изменена), итальянец с большим бледным лбом, черной бородкой и волнистой шевелюрой.… По мере того, как он принимался водить в воздухе палочкой, передо мной возникали удивительные картины, и душа моя то сжималась, то испытывала блаженство покоя, то гневалась, обливаясь слезами.… Все скамьи перед раковиной уже были заняты. Четыре деревянные ложи, на места в которые билеты рассыпались местной знати, тоже были полны…

Публика, плотно окружившая скамьи, смотрела на вдохновенные движения рук дирижера…».2.

Все, кто приходил в таганрогский сад слушать музыку, хорошо знали правую половину парка. Именно она предназначалась для гулянья. Именно здесь находился отгороженный участок овальной формы, названный «кругом».

Круг посещали, как указывал П.П. Филевский – интеллигенция.

В душистой тени деревьев под музыку можно было неспешно побеседовать со знакомыми о городских новостях. Писатель И. Д. Василенко так описал это место: «… в другой, называемой кругом половине спасалась от жары публика. Здесь на высоких столбах ярко горели фонари, играл симфонический оркестр…»1.

В 1887г. А.П. Чехов в своем письме из Таганрога в Москву также упоминает «круг»: «Был в саду. Играла музыка. Сад великолепный… Круг битком забит».2. Известны еще слова Чехова о «круге», которые приводят по свидетельству местного журналиста А.Б. Тараховского. Во время очередного приезда писателя в родной город в 1894г. они вместе посетили городской сад.

Тараховский вспоминал, что Антон Павлович уселся в сторонке и долго смотрел на гуляющих. «Ни одного знакомого, все новые лица, – сказал он, – а между тем все по-прежнему. И тот же круг, и так же ходят вокруг музыкальной эстрады, и скучают. Все до мелочей осталось, как было в мое время, когда я бегал сюда гимназистом».3.

Наш земляк Гущин (Гутмахер) писал: «Погулять по Большой аллее бывает иногда интересно… Толпа непроходимая и разношерстная. Смесь запахов духов, семечек, ваксы, дегтя, сивухи и прочая. Картузы, фуражки, косынки, но чаще шляпы и шляпки…»4.

Примерно в середине Большой( Главной) аллеи влево от нее отходила довольно длинная, ровная аллея, получившая звание «Гимназическая». Это объяснило тем, что ее облюбовала молодежь, в основном учащиеся гимназии и училищ. Здесь скамьи стояли на некотором расстоянии друг от друга, что способствовало большему уединению. Это был один из самых романтических уголков сада.

Это нашло отражение в повести Чехова «Огни». Ее герой инженер Ананьев, вспоминая свою юношескую влюбленность в Кисочку, говорит: «Бывало, по вечерам она сидела в городском саде на скамье, а мы, гимназисты, толпились около нее и благоговейно созерцали».5

Александр Чехов старший брат писателя, впоследствии вспоминал, что «здесь возникали, расцветали и увядали каждое лето тысячи романов. Здесь мы, гимназисты и гимназистки, впервые испытали уколы стрел шаловливого амура и жестоко влюблялись, предавая забвению и науку, учебники.… И всему виной были: городской сад, прекрасная музыка…и возраст…»6

На гимназической аллее происходили ожесточенные драки между давними соперниками и врагами – гимназистами и учащимися уездного училища.

Эта аллея отличалась еще тем, что была обсажена почти сплошь тутовыми деревьями.

«Когда поспевали сладкие белые и черные ягоды, то гимназисты целыми толпами совершали нашествия в эту часть сада .В дневное время, когда сад был почти пуст, здесь в тишине и покое, под тенью раскидистых деревьев хорошо было посидеть в одиночестве с книгой в руках на удобных скамьях с высокой спинкой.» .1

Даже после ликвидации аптекарских плантаций и начала работ по перепланированию левой части она отличалась от более цивилизованной правой части. Порядок в парке и около него поддерживался постоянно. Для случайностей у ворот одних и других ставились городовые, которые не должны были впускать пьяных и оборванцев. По мнению П.П. Филерского «Разные столичные Аркадии, Ливадии, Сокольники, Яры не годятся в моральном сравнении с тем, что представлял собой городской сад в Таганроге».2.

Если говорить о развлечениях в саду, то их было немного. Аттракционов в современном понимании тогда не существовало. Очень редкими были выступления здесь, каких-либо акробатов. Настоящий фурор произвели на публику показные полеты на воздушном шаре(1874г.). В садовых беседках играли в карты и бильярд, позже появился тир. На Большой аллее располагались павильоны для продажи мороженого, кефира, и кумыса. В 1887г. для заведования садом городской Думой был избран П.А. Вальяно, который добросовестно отнесся к своим обязанностям. Опытные садовники Игнатьев, затем Овчаренко произвели посадки деревьев, появились цветники и оранжереи.

В 40 – 90е. годы XX века Таганрогский парк процветает. В этот период в летние месяцы парк становится «пульсом жизни» Таганрога. Сюда перебирались в летние постройки городские клубы. Здесь не только гуляли, отдыхали, дышали воздухом, наполненным ароматом цветущих растений, слушали музыку, но и общались с нужными людьми, заводили новые знакомства. Пока солидные мужчины вели деловые разговоры или предавались играм в карты, женщины обсуждали моду и сплетничали. Молодежь, пользуясь, случаем увидеться с предметом своих воздыханий, флиртовала, а дети имели возможность вдоволь побегать и поесть сладости. Каждый из жителей или гостей города мог найти себе занятие по душе в парке. Довольно быстро казенное название – «публичный сад» заменяется в городе на душевное – «наш сад» или «городской сад».Городской сад становится частью жизни всех слоев общества Таганрога. Теперь это место отдыха, прогулок, развлечений для всех таганрожцев и гостей города.

Демократичность парка – одна из привлекательных его черт в этот период. Он пока вне политической борьбы и практически лишен идеологических влияний.

В 1895г. городская Дума утвердила проект новой планировки сада на манер европейских садов. К тому времени определяющими становились такие признаки общественных садов как: дополнительное озеленение территории, укрупнение масштаба, доступность, наличие устройств для развлечений и спорта.

Еще в середине 70х начале 80х годов таганрожцы видели свой сад таким, как описал его П.П. Филевский в своей повести «на берегах Тамаринды». «Было часов шесть. Начинался роскошный вечер. Все лужайки сада были зелены, как изумрудный ковер, украшенный полевыми цветочками. Майские жуки перелетали с цветка на цветок, оживляя этот ковер».

Но уже к концу XIX века старые деревья начали болеть и погибать, поэтому пришлось эти деревья вырубать и заменять новыми – молодыми. Многочисленная часть жителей, не понимая, что это вынужденная мера, горячо протестовала против уничтожения исторических реликвий. Наш земляк, ученный и писатель В.Г. Тан ( Богораз), посетивший родной город в 1909г., писал: «Старый городской сад, давняя таганрогская гордость, весь вырублен под корень и снова засажен молодыми деревьями. Говорят, весной в нем, как прежде, зелено и тенисто. Но я тщетно ищу старые ветвистые деревья, под которыми когда-то любил отдыхать Александр I».2.

Озабоченность по поводу недостаточного, по его мнению, ухода за зелеными насаждениями выражал наш земляк А.П. Чехов, советуя в письме П.Ф. Иорданову (городскому Голове) «посылать на летнее время учителей в подмосковную школу для изучения основ садоводства и огородничества»… Антон Павлович надеялся, что «…они смогут передать эти знания своим ученикам и привить им желание ухаживать «за садом и другими городскими насаждениями».

Сам Чехов бережно хранил в памяти и сердце таганрогский сад, вкрапливая в свои произведения, теплые, лирические строки о нем. Например, в рассказе «Учитель словесности» он писал: «был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха. В городском саду уже играл оркестр».

В конце XIX начале XX века началась посадка различных экзотических растений из разных зон земного мира. Возле новой каменной ротонды высадили клены, японскую сапфору.

В парке появились такие редкие представители флоры, как гинго, дуб, черешчатый.

Новые освободившиеся от зеленых насаждений территории в парке стали занимать под различные постройки. При всех стремлениях сохранить сад, как территорию максимально приближенную к естественной природе, конец XIX начало XX века принес в садово-парковое искусство потребность в устройстве объектов развлечения и спорта. Следствием этого стало строительство на территории сада большой каменной ротонды с концертным залом и бильярдной, помещения для катания на роликовых коньках.

Вообще-то, до революции ни парки, ни сады не ставили своей целью развитие физической культуры своих посетителей. Строительство спортивных площадок на территории парка в начале XX века - это, по-видимому, дань времени. Такой спортивной площадкой в таганрогском парке стал с скетинг – ринк (1909 год). «Между центральным входом и каменной ротондой в сентябре 1909г. городская дума и предприниматель Суходольский заключил соглашение о передаче ему в арендное пользование участка земли под устройство крытого скетинг-ринка площадки для катания на роликовых коньках».1.

Скетинг-ринк пользовался в дальнейшем большой популярностью, а когда в апреле 1910 года стали вырубать под каток вековые деревья на площади 640 квадратных метров, горожане были взволнованны и возмущены раздавались голоса, что трек можно было устроить и в другом месте. «При открытии скетинг-ринка на катке устроили маскарад на коньках. За лучший оригинальный костюм для мужчин назначали приз серебряный бокал. В соревновании женщин первое место присудили госпоже Ивановой с вручением золотого медальона, второе место и приз – золотой жетон получила госпожа Александрова, серебряным жетоном за третье место отметили госпожу Цибулькину… Восьмого сентября 1914г. в пятилетнюю годовщину существования таганрогского скетинг-ринка в городском саду организовали празднование. В показательных выступлениях приняли участие местные мастера господа Лекас, Мацано, Потапенко, Филь, Самборский. Трек был покрыт бесшумной и непыльной мастикой. Играл духовой оркестр. Цены билетам установили от 30 копеек за вход до 3 рублей (ложи), за прокат коньков брали 60 копеек».2.

Скетинг-ринк был новым явлением в жизни города, особенно молодежи. Практически все желающие покататься на роликовых коньках могли посещать это заведение. Скетинг-ринк в таганрогском парке был одним из первых в России. Однако тот факт, что для высвобождения площадки под строительство скетинг-ринка пришлось выкорчевывать не мало росших здесь вековых деревьев, вызывало возмущение таганрожцев, которые всегда любили и ревниво защищали свой сад, его зеленый убор.

Вслед за строительством скетинг-ринка в парке начали устраивать каждый год в зимний период каток. Коньками жители города увлекались давно. Этому способствовало наличие замерзшего моря, где зимой устраивались катки. Начиная с конца XIX века и вплоть до октябрьской революции, каток в парке работал в зимнее время для всех желающих и бесплатно.

Даже те, кто не умел кататься на коньках – пожилые люди, могли покататься на катке. В их распоряжении были специальные кресла на полозьях. Молодые, неопытные конькобежцы и просто любители покататься на коньках, как правило, управляли санями, доставляя радость и тем, кого катали и себе от катания на коньках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.