скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: История Таганрогского парка культуры и отдыха (XIX–XX в)

И зимние катки в парке, и увлечение скетинг-ринком были прерваны событиями первой мировой войны, революциями. Но в памяти жителей Таганрога эти спортивные увлечения и занятия спортом на территории таганрогского сада оставили неизгладимый след в памяти на долгое время …

Кроме спортивных площадок, в таганрогском парке происходило строительство других менее важных и абсолютно не нужных сооружений. Александр Павлович Чехов (старший брат писателя), посетивший родной город в 1912г., писал: «Отцы города вырубили в самом лучшем месте самые лучшие деревья и соорудили на образовавшейся территории неуклюжее и безобразное летнее здание для клуба.

В 1896г. арендатор сада Ханамиров выстроил деревянное большое здание, имевшее не только хорошо оборудованный ресторан, но и бильярдный зал с дорогим бильярдом. Однако через два года это здание полностью сгорело. Место пустовало. В начале 1900-х годов городская Управа приняла решение произвести здесь постройку за счет города. По проекту архитектора Б.И. Гершковича в 1909г. было выстроено белокаменное здание с концертным залом. Несмотря на то, что в этот период в архитектуре уже царил «модерн», здание имело многие элементы угасшего классицизма: колонны, поддерживающие свод, замковые камни и т.д. Форма здания в плане не соответствовала точному определению того, что называлось «ротондой» (от итальян. слова «круглая», однако таганрожцы называли ее именно так: «новая ротонда»).

«Находилось здание в пределах ограды городского сада и поэтому являлось как бы составляющей частью. Внутри здание имело неширокое фойе и зрительный зал в два яруса: внизу партер, наверху по бокам ряды лож, в задней части балкон. Сцена была довольно узкой. Помимо этого зала имелись ресторан со вспомогательными службами и бильярдный зал. Строя это здание с хорошим концертным залом, городская Управа имела цель привлечь в наш город известных музыкантов певцов, которым было бы, где выступить»..2 . В период с 1909 по 1917 год здесь состоялись концерты: русского скрипача и композитора Я. Кубелика, польского пианиста И. Гофмана, первого тенора С.-Петербургской оперы А. Лабинского и даже величайшего пианиста и композитора С.В. Рахманинова (дважды), и других.

Чтобы в промежутках между концертами зал не пустовал, городская Управа сдавала его в аренду также, как и другие помещения и весь сад в целом. В 1910 году, в результате жарких торгов, сад «со всеми ротондами» перешел к некоему Оганесянцу, который в свою очередь сдал зрительный зал владельцу кинематографа «Мираж» В.И. Кулику, где тот открыл театр «Новый Мираж».

Когда арендатором стал другой владелец кинематографа Г.Д. Букатин, то он произвел переоборудование сцены, установил экран и кинобудку и открыл в 1913 году здесь кинотеатр «Аполло» По воспоминаниям старожила города А.А. Александровского одновременно в здании работал театр миниатюр.

А по воспоминаниям П.П. Филевского «К часу ночи сад пустел, фонари тушились, а только в китайской беседке и ротонде игроки азартных игр проигрывали свои выигрыши и допивали остатки от проигрышей»

В конце XIX начале XX веков к комплексу парковых аттракционов относился и бильярд. В Таганроге конца XIX начале XX века, как и повсеместно, в России, да и за рубежом, очень широко была распространена игра на деньги в карты, бильярд, лото. Летом крупные игры велись в ротонде и в китайской беседке в городском саду. Это вызывало справедливый гнев жителей города. Но поскольку игры велись на определенной территории и определенными представителями таганрогского общества, то городские власти смотрели на подобные явления довольно спокойно. Жителям, видевшим свой городской сад местом отдыха, это естественно не нравилось…

Таганрогский сад всегда, был частью социо - культурной среды нашего города и все, что происходило в городе, все те или иные изменения касались существования парка. Конец XIX начало XX века для Таганрога это период утверждения капитализма. Здесь, как и в других городах страны, происходит формирование буржуазии и пролетариата.

Историк города П.П. Филевский ещё в 1898 году писал: «Соль общества заключается в денежной аристократии, которая, однако же, следствии скудности образования в общественной жизни тона не задает»… 2. Имеющая много средств и тратящая их в большом количестве на свои развлечения таганрогская аристократия часто устраивала и в парке большие великолепные праздники подобно тому, который был описан в таганрогской прессе летом 1813 года: «…28 июля 1913 года вольное пожарное общество организовало в саду грандиозное гуляние, что собрало громадное количество публики. Гвоздем программы объявили конкурс «дамской ножки» и к десяти часам вечера публика тесным кольцом окружила эстраду, на которой должны выступать соискательницы. В двенадцать часов ведущий, наконец, возвестил о начале конкурса. Все возвышенные места и скамейки заполнила густая толпа зрителей. Жюри объявило правила и условия, по которым возраст участниц не должен превышать восемнадцати лет и обладать ножкой при размере обуви не более номеров 32 и 33. Наступила тишина. Сначала это сообщение не нашло откликов среди присутствующих и жюри повысило размер до 35 номера. После некоторого времени нашлось вес же три соискательницы с размером ножки 32 и 33 номеров, которых публика наградила шумными аплодисментами. Все они получили призы - стеклянные вазы, туфельки и ручные зеркальца».

Давая характеристику посещавших городской сад в конце XIX начале XX века, П.П. Филевский отмечает: «В саду сходилась публика всех слоев общества и всех возрастов. Лучшими молодыми людьми были гимназисты старших классов и немногочисленные студенты, приехавшие на каникулы домой . Другая молодежь, это клерки хлебных контор, большие греки и вообще иностранцы. Были еще чиновники, но их было всегда мало в Таганроге, и служащие частных банков. Переведена была в Таганрог артиллерийская бригада, и появились новые мундиры. Это был новый элемент, в общем, вполне добропорядочный: артиллерийские офицеры стояли много выше армейских и кавалерских во всех отношениях.

Здесь в городском саду встречались молодые люди. Это было те удобнее, что в сад ходили по вечерам целыми семьями и в то время, когда отцы беседовали за стаканом чаю или скромною выпивкой в буфете, а матери сидели в «кругу» и рассматривали скромные летние туалеты, молодые люди перебегали от одного цветка к другому, производя оживление среди публики».

Но в то же время в парке все чаще встречались новые представители таганрогского общества – рабочие с окраины города, крестьяне, окрестных деревень, уходившие на заработки в Таганрог. Количество рабочих в городе неуклонно росло в конце XIX начале XX века. «В канун Первой Мировой войны на промышленных предприятиях города, железной дороге и в порту имелось около 8,5 тысяч рабочих».2 Местный писатель Гущин (Гутмахер) описывает посещение городского сада уже в начале XX века: «Я вхожу в городской сад. Большая аллея наполнена чистокровными фараонами*, «круг» –так называемою «интеллигенцией Легкая пыль, мелькающие лица, отрывки фраз. Остроты, каламбуры – часто свобода слова и обращения.

- То ись, тим более! – слышится тонкий голосок какой-то «барышни».

- Ах, вуспокойтесь, Анна Ликсеевна, уговаривает ее, прижимая руку к сердцу, «кавалер» с багровым, как морковь, лицом и мутными глазами,

- Какая ви, право, сунтиментальная!

Возле каменной ротонды на столиках идет попойка. Проходящие «чистокровные» с завистью посматривают на сидящих за столиками, а те восседают с достоинством, и свысока глядя на прохожих.

- Здравствуйте, Зелихвон! – кричит кто-то из гуляющих, кому-то сидящему за бутылками, в компании надеясь на приглашение

-Здравствуйте, Зелибон!- отвечает тот отрывисто и отворачивает голову. Зелибон безнадежно проходит дальше.

В стороне небольшая группа фараонов* о чем-то горячо рассуждает. Слышны воинственные крики. Особенно кипятится один маленький, разукрашенный синяками субъект.

- Да куда ты лезешь? – говорит ему кто-то, - ты на морду свою погляди!

- Уходь, - не унимается тот, - наша морда известная.

- Сидю я под квасом, - вдруг восклицает подле меня новый визгливый голос. –

-Ладно. Сидю это я и глядю. Идет Ульяша. Я, значит, к ней. Ну и пошли мы. А вон это подходит ко мне.

- Ви, - говорит, - это шо здесь хвигурировайте?

 - А я ему: «А, ви, шо, говорю, как шляпу надели, так и заломались. Барин, шо ли».

- Звините, - говорит, - я хоть и в шляпе, а не барин.

Из боковой аллеи входит в толпу солдат с дамою сердца. Дама в красном полуплатке и в белом переднике.

- А мороженное уважаете? – спрашивает любезно солдат.

- Оченно сладкое, да и холодно от него, - ломается дама, пощелкивая семечки.

Какой- то, по-видимому, приезжий франт в макферлане, спокойно гуляет по «кругу» со своей дамой. Двое молодых любителей женского пола затрагивают мимоходом «известную» им даму и придумывают средство овладеть ею.

Один из них поспешно отправляется на Большую аллею и отыскивает там одного, авторитетного между фараонами субъекта, обещает ему угощение, приводит в «круг» и , указывая на франта, говорит:

- Помоги, друг, припугни как-нибудь этого.

- Можно, - соглашается авторитет, - для вас все можно.

Авторитет возвращается на большую аллею и через пять минут оттуда уже направляется на макферлан с разных сторон двое чистокровнейших, один из которых пишет ногами мыслете и, употребляя при этом руки как крылья, точно изображает собою подстреленную птицу.

Оба сходятся как раз возле франта. Один преспокойно берет в руку полу макферлана и начинает ее презрительно мотать из стороны в сторону.

- Шо это на нем, чи ротонда, чи матонда? – со спокойной многозначительностью спрашивает он товарища.

- Бей его с хвонда, - раздается грубый голос за спиной макферлана. Дама внезапно вскрикивает и исчезает.

В этот момент появляются со свистком и бряцанием шашек трое городовых во главе с околоточным надзирателем. Порок наказывается, а добродетель, хотя и бледная и с помятой шляпой, но все же торжествует». В праздничные дни городской сад буквально заполнялся гуляющими. В местах, где прохаживалась простая публика, треск от щелкивания подсолнухов был настолько силен, что собственно разговора не слышно было».

В 1908 году штат охраны городского сада довели до восьми человек при одном заведующем. Патрулирование осуществлялось с восьми часов вечера до утра. В 1912 году городская управа распорядилась направить для борьбы с хулиганством членов полиции, которые находились у ворот сада, у входа в отгороженную часть со стороны Большой алле, вблизи ротонды, у входа в театр «Марс» и в театре «Мираж».

«Развитие российского общества, перераставшего рамки сословной организации и неограниченной монархии, требовало перемен в социальной политике. Углублялся разрыв между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным сектором. Возрастает раскол между либерально настроенной интеллигенцией, ждущих конструктивных реформ, пролетариатом, которому нечего было терять и не склонным к преобразованию правительством».

Все эти раздираемые страну, а значит, и наш город, противоречия ощущал и городской сад. Он в это время становится местом проведения собраний, митингов. Помнит наш городской сад и революционные события первых лет ХХ века.

«В революционные дни 1906 года в десять часов вечера 10 июля в городском саду толпа рабочих, количеством около тысячи человек, ворвались в «круг» отгороженной части и потребовала от оркестра исполнения «Марсельезы». Музыканты разбежались, а гуляющие стали поспешно покидать сад. Революционно настроенные рабочие, несмотря на запрет со стороны полиции, с музыкальной эстрады стали призывать присутствующих к роспуску Государственной Думы и к вооруженному восстанию. Затем с красными флагами покинули сад и с пением «марсельезы» направились по Греческой улице».

Те немногие материалы, сохранившиеся в таганрогских архивах, позволяют говорить о том, что состояние городского сада (парка) постепенно ухудшалось. Но, по-прежнему, сад остается важным элементом жизни города, его населения. По-прежнему, сад лишен внешней и внутренней агитации. Но он продолжает оказывать свое влияние на таганрожцев своим природным обаянием, умиротворением и красотой.

Новый XX век готовил много перемен и жителям города, и сада. Близилось время коренных переломов и бурных событий.       

В 20е годы XX века сад находится в плачевном состоянии. «Появилась опасность гибели зеленых насаждений в больших количествах; 30% деревьев были поражены вредителями, 10% деревьев и кустарников потеряли свою форму и вид. Нужен был целый комплекс мероприятий, чтобы оживить сад. Решено устроить розариум до двух тысяч кустов, разводить цветы для украшения продажи, построить новую оранжерею»1.Практическая возможность приступить к решению данной проблемы и воплощению выработанного решения в жизнь стало возможно только лишь в 1926г.

 Но даже в этом плачевном состоянии парк не был оставлен или забыт В годы революции и гражданской войны большевиками предприняли попытку изменить направленность парка. Они превращают парк в место мемориального захоронения. Большевики впервые за всю историю парка устраивают здесь захоронение

По данным краеведа М.С. Киричек «…после вооруженного восстания таганрогских рабочих под руководством РСДРП (б) в сентябре 1918г., погибших в результате трехдневных боев, в количестве 70 человек, по решению установившейся в городе Советской власти, похоронили в братской могиле в саду, в огороженной его части, неподалеку от «новой ротонды».

Когда 1 мая того же 1918г. Таганрог захватили германские войска, и вновь была восстановлена прежняя власть, останки погибших были перезахоронены на городском кладбище.

В январе 1920г. снова в городе власть перешла к Советам. А в 1922г. на месте бывшей братской могилы был сооружен памятник, называемый «Борцам революции». В качестве постамента был использован пьедестал от разрушенного большевиками монумента императору Александру I.

Описание самого памятника обнаружить не удалось. О нем можно судить по сохранившимся фотографиям.

На лицевой стороне постамента изображена фигура упавшего раненого красногвардейца. С двух сторон стоят скульптуры рабочих – участников восстания. Наверху находится большой камень, опоясанный металлическим венком. Памятник венчает фигура женщины с развивающимся знаменем. По-видимому, это аллегория, обозначающая свободу во всем мире, на всем земном шаре. На пьедестале выбита надпись: «Ваша кровь будет напоминать рабочим о необходимости довести великое дело». 3 Именно в этот период большевики превращают многие публичные места в городе в территории, где размещаются памятники павшим, захоронения погибших в ходе революционных боев.

Исключением, как мы видим, не стал и наш городской сад. Эта традиция сохранялась довольно долго в нашем городе. Перед глазами пример нашей главной площади страны. Часть Красной площади превращается в кладбище в тот же период, что и наш парк. По сей день в нашем парке, как и на Красной площади, существуют места скорби. Новая традиция новой власти дожила и до наших дней.

Кроме того, городской парк становится более чем на 20 лет местом проведения митингов и сборов. Так «22 августа 1920г. в городском саду на многочисленном митинге горожан выступал с приветственной речью нарком просвещения А.В. Луначарский».

Сам же сад находится в это время в плачевном состоянии: в тяжелые годы жители ломали ветки, разоряли деревянные постройки на топливо, многие насаждения были поражены вредителями, потеряли свою форму и вид. Требовался большой объем работы для приведения сада в порядок, но средств не было.В это время сад находился в ведении отдела коммунального хозяйства. В 1922г. он передал отгороженную часть сада (бывший «круг») в аренду отделу народного образования с условиями произвести там ремонт аллеи, эстрады, обеспечить охрану арендуемого участка. Позднее сад перешел в ведение Тагокрсовпрофа, с 1926г. – Окрисполкома. При этом хозяйственная часть возлагалась на Местхоз, а культурно-просветительная на Политпросвет. Практиковалась сдача в аренду коммерческих объектов сада в основном государственным и кооперативным учреждениям, в исключительных случаях частным предпринимателям. Чтобы ощутить атмосферу, царившую в парке, в первые десятилетия после установления Советской власти в городе, обратимся к книге жалоб закусочной №1, которая располагалась у каменной ротонды. Закусочная принадлежала ЦРК – центральному рабочему кооперативу.

«Чтобы минэ давала афичиантка на мой стол». Подпись неразборчива.

«Сукин сын. Никогда не додаешь по две, три копейки». Потерпевший.

«Предлагаю части закусочной выходящей в сторону Большую аллеи, установить штат официантов в два человека, а то один не успевает подавать. Ведь есть такие жери, которые выпивают по 20 бутылок за один присест.. Например, заведующий, не удобно, узнает, неприятностей наживешь». Петров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.