скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Исследование системы стратегического планирования

В соответствии с комплексом маркетинга обычно разрабатываются следующие стратегии: стратегия товара, стратегия цен, стратегия товародвижения, стратегия товаропродвижения. Стратегия маркетинга разрабатывается по каждому сегменту рынка (товару), но при этом делается попытка получения системного эффекта с точки зрения экономии затрат.

Финансовая стратегия предполагает формирование и определение направлений использования финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии развития предприятия.

Стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) выражает инновационную политику предприятия, позволяющую повышать и поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции. Обычно принято выделять защитную и наступательную стратегии НИОКР. Защитная стратегия направлена на сохранение своих позиций на рынке и чаще всего связана с поддержанием жизненного цикла выпускаемой продукции.

Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста.

Основные составляющие элементы стратегии НИОКР представлены на рисунке 11.

Технологическое прогнозирование и планирование

 

Структура НИОКР (собственные исследования или покупка патентов, «ноу-хау»)

 

Управление

НИОКР

 


Рис. 11 - Элементы стратегии НИОКР на предприятии

Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности предприятия в области выпуска продукции. При этом производственный процесс является наиболее стабильной деятельностью на практике, но и вместе с тем, в случае нестабильности на производстве потрясения для предприятия оказываются наиболее сильными.

Можно выделить три основные стратегические альтернативы стратегии производства на предприятии:

- полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько продукции, сколько ее требуется на рынке;

-  производство продукции по среднему уровню спроса накапливая запасы продукции при падении спроса и удовлетворяя возрастающую потребность за счет накопления;

- производство продукции по нижнему уровню спроса когда недостающее на рынке  количество товаров производят конкуренты или предприятия-партнеры в рамках фирмы.

Важнейшие составляющие стратегии производства на предприятии отражены на рисунке 12.

Планирование производства и контроль

 

Повышение

производительности

труда

 

Человеческий фактор на

производстве

 


Рис. 12 - Основные элементы стратегии производства на предприятии.

Таким образом, стратегию можно рассматривать как обобщенную модель долгосрочных действий по управлению предприятием, необходимых для достижения поставленных целей. Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки долгосрочных целей и задач научно-технического, производственного, экономического,  социального и организационного характера, не только как фактор регулирующий деятельность предприятия до тех пор пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но и одновременно как средство связи объекта с внешней окружающей средой. 

1.2 Планирование как вид управленческой деятельности

Ключевым положением современной теории управления является системный подход, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы.

Системный подход в управлении предполагает выделение:

-           управляющей подсистемы, или субъекта управления;

-           управляемой подсистемы, или объекта управления

Субъект управления – это управленческие работники (персонал) различных уровней иерархии управления, а объект управления предприятие, на которое направлено управленческое воздействие. Объект и субъект управления находятся в процессе постоянного взаимодействия  (рисунок 13).

ОБЪЕКТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 
УВ


                                                 КИф       

Обозначения:

УВ   – управленческое воздействие (управленческая информация);

Киф – информация о состоянии и функционировании объекта управления для корректировки управленческих воздействий.

Рис. 13 -   Процесс взаимодействия объекта и субъекта управления

Следовательно, процесс управления осуществляется посредством передачи информации в обоих направлениях: от субъекта к объекту управления и наоборот.

Предметом управления является информация, которая фиксирует условия перехода от существующего к желаемому состоянию объекта управления.

Результатом процесса управления является управленческое решение, которое направлено на повышение эффективности функционирования и развития предприятия.

По своему содержанию процесс управления – определенная последовательность взаимосвязанных действий (процедур), каждое из которых предполагает осуществление соответствующих функций.

Функция управления – относительно обособленные процессы деятельности управленческого работника, которые позволяют обосновывать, принимать и осуществлять управленческое воздействие. Их выделение происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления.

Каждая из функций рассматривается в качестве определенной стадии управленческого процесса.

Содержание и стадии процесса управления отражены на рисунке 14.

   Последовательность                    Стадии процесса         

   управленческих действий                   управления


Обоснование

управленческого

решения

 


                                                                                                     - анализ

2. Разработка стратегии реализации целей

 
                                                                                                     прогнозирование

                                                                                                     - планирование

3. Подготовка управленческого решения

 
                                                                                              программирование                                                                                                  - маркетинг         


Руководство

 

4. Принятие управленческого решения

 
                                                                                                     - принятие

решения                                                                                       регулирование      - организация

5. Реализация управленческого решения

 
                                                                                                     - мотивация  коммуникация


Рис. 14- Содержание и стадии процесса управления.

Важнейшим системообразующим элементом управления является планирование.

Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития предприятия рассчитанной на определенный период времени. Его результатом является план мероприятий (заданий) – многоцелевая программа развития предприятия, которая направлена на достижение эффективного использования всех видов ресурсов в определенный период времени. Другими словами, план дает описание будущего (желаемого) состояния и тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего этот план, то есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации (мероприятия, задания, ресурсы).

В мировой практике планирование представляет собой достаточно сложный вид умственной деятельности, который имеет следующие особенности:

1. Планирование – это всегда предварительное принятие решений, то есть оно нацелено на достижение определенных результатов в перспективе. 

2. Достижение планируемого результата определяется действием большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов, что приводит к постоянным изменениям, как в самом предприятии, так и во внешней по отношению к нему среде. По этой причине надо помнить, что будущее состояние предприятия всегда является неопределенным, решение одних проблем не исключает появление других, даже более сложных. Вследствие этого система планирования должна быть гибкой, способной адаптироваться к постоянным изменениям, как самого предприятия, так и внешней среды. Другими словами, план нуждается в постоянной корректировке.

3. Процесс планирования всегда связан как с предотвращением ошибочных действий, так и с сокращением числа неиспользованных возможностей.

Роль планирования заключается не в предсказании будущего состояния предприятия и не в пассивном приспособлении к происходящим изменениям, а в активном преобразовании предприятия и внешней по отношению к нему среды.

Логика системного подхода к планированию основывается на сочетании генетического и нормативного (целевого) подходов, что отражено на рисунке 15.



        

Генетический подход

 

Нормативный подход

 

 


Разработка политики, направленной на достижение желаемого результата

 
 

Рис. 15 -   Логика системного подхода к планированию

Процесс планирования всегда включает ряд элементов, которые отражены на рисунке 16.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Результаты

Средства

Ресурсы

Внедрение (алгоритм принятия решений) Контроль

Рис. 16 -   Основные элементы процесса планирования

Планирование основывается на ряде методологических принципов, важнейшие из которых приведены в таблице 1.1.


Таблица 1.1 Принципы планирования

Принципы

Содержание

Системность

В процессе обоснования и принятия плановых решений необходимо учитывать сложный характер функционирования и развития предприятия как определенной социально-эколого-экономической системы.

Компетентность

В процессе обоснования и принятия плановых решений должны приниматься в расчет все возможные последствия его реализации как на предприятии, так и  во внешней среде.

Оптимальность

План должен ориентироваться на обеспечение наибольшей эффективности функционирования и развития предприятия.

Адаптивность

Предусматривается возможность адаптации плана к постоянно происходящим изменениям как на самом предприятии, так и во внешней среде.

Ограниченность ресурсных возможностей

План должен ориентироваться на обеспечение рационального и эффективного использования всех видов ресурсов.

Стратегическое планирование выступает составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа (рисунок 17). Этапы стратегического управления, как правило, частично могут совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.