скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Государственное регулирование экономики

·          Модель «государства благосостояния» – типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы: государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может.

·          Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства (модель Людвига Эрхарда): принципы свободной конкуренции и свободного выбора, свобода личности; высокая степень защищенности граждан, обеспечиваемая посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику и, вообще говоря, правовое регулирование; задачи, посильные самим гражданам, государство на себя не берет.

·          Рыночная социальная модель: приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства; разгосударствление социальной сферы, сведение к минимуму государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментов в функционировании.

Резкий переход в 90-е годы от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам давал весьма резкий контраст. Очень болезненно такой переход сказался на слабозащищенных слоях населения. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной — коллективизм, а другой — индивидуализм.

Принципиальные отличия в подходе к решению проблемы о выборе наиболее подходящей современным реалиям концепции основаны на трех основных вопросах: усиления роли государства, соотношения различных форм собственности, степени решения социальных задач в рамках понятия "социальная справедливость".

Стратегией дальнейших действий РФ должно стать движение к современным формам социально-ориентированного рыночного хозяйства. Ввиду этого наиболее подходящей на сегодняшний день для России моделью представляется социально-ориентированная модель рыночной экономики. Она основана на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. Такая модель характерна в основном для европейских, и в особенности для скандинавских стран, также Израиля и Канады. Такой путь развития выбирают Китай, Южная Корея, быстроразвивающиеся страны Латинской Америки и Арабского Востока.


2.2 Финансовая политика и денежное обращение

Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком, Правительством РФ, законодательными органами страны по улучшению денежного и кредитного обращения в стране. Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных инструментов обеспечения стабильности цен, повышения деловой активности и роста производства. Достижение этих стратегических целей макроэкономического развития обеспечивается посредством выпуска денег в обращение, проведения операций на открытом денежном рынке, изменения банковской учетной ставки процента, нормы обязательных резервов и других инструментов.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляет Центральный банк. Он контролирует и направляет деятельность других банков и финансово-кредитных учреждений страны, выполняет функции выпуска (эмиссии) денег, кредитования других банков, хранения их депозитов и резервов.

Центральный банк осуществляет свою деятельность на основе законов и других нормативных актов, принимаемых парламентом и президентом. Ряд важных правомочий по регулированию кредитно-денежного обращения осуществляют казначейство и министерство финансов. Активную роль в проведении монетарной политики играют также региональные органы управления, муниципалитеты, коммерческие (универсальные) и специализированные банки, финансовые корпорации, внебюджетные фонды, кредитные организации, другие предприятия и учреждения, наделенные правом эмиссии ценных бумаг и проведения операций с ликвидными активами.

В мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Значительная доля хозяйственного оборота в экономике, а также социальных процессов обслуживается непосредственно денежно-кредитным механизмом. Возникновение и развитие денежного рынка обусловлено тем, что в хозяйственной деятельности ее субъектов постоянно возникает дополнительный спрос на деньги, удовлетворение которого позволяет расширить масштабы деятельности, повысить ее эффективность, с меньшим объемом собственных денег удовлетворить потребности хозяйственного оборота. Возникает дополнительный денежный спрос и у населения, удовлетворение которого позволяет повысить уровень, качество жизни людей.

Одновременно в экономике и социальной сфере возникает относительный излишек денежных средств, так как доходы хозяйствующих субъектов и населения превышают их текущие расходы. Временно свободные деньги возникают у юридических лиц по различным причинам и в различных формах: в форме накапливаемой части прибыли, предназначенной для финансирования реконструкции, технического перевооружения, расширения производства, нового строительства и других целей, в виде амортизационного фонда, а также в результате возникновения временного разрыва между перечислением денег на счета поставщиков и фактическими отгрузкой, получением покупателями товара, между начислением и выплатой заработной платы и т.д. Временное высвобождение денег у населения происходит в результате необходимости их накопления для приобретения дорогостоящих товаров и услуг. Временно свободные денежные средства могут образоваться и у государства, муниципальных органов управления в виде положительного сальдо федерального и муниципального бюджетов.

Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. Он начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам, населению. Предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их "привлекательность" для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают скупать правительственные ценные бумаги, в конечном счете, это приводит к сокращению банковских резервов, уменьшению предложения денег.

Если на денежном рынке обнаруживается недостаток денежных средств, Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги "непривлекательными" для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги. В конечном счете, это приводит к увеличению банковских резервов и увеличению денежного предложения. Процентная ставка снижается.

Сильное влияние на объем денежного предложения оказывает инфляция, в результате которой обесцениваются доходы юридических и физических лиц и реальный объем свободных денег уменьшается. Динамика курса рубля также оказывает влияние на предложение денег: с понижением курса нежелание населения хранить свободные средства в банках усиливается за счет возможностей превращения национальной валюты в более надежную — иностранную.

Учетная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, имеющим прочное финансовое положение. Изменение учетной ставки может проводиться в целях профилактики предотвращения инфляционных процессов. Например, уменьшение учетной ставки делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит, при этом увеличиваются их избыточные резервы, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

При продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения Центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг). Это ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке, Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

Основная цель государственного регулирования денежного обращения состоит в обеспечении хозяйственного оборота социальных процессов денежными ресурсами, в недопущении развития инфляционных процессов, расширения бартерных связей. Механизм регулирования базируется на законе денежного обращения, в соответствии с которым количество денег в обращении зависит от объема произведенных товаров, услуг, скорости обращения денежной единицы, масштабов кредитных связей, безналичной формы расчета. Деньги поступают в сферу обращения через бюджетную систему, кредитную деятельность банковских учреждений, оплату труда, предпринимательской деятельности работников внебюджетного сектора. Возможности и методы государственного реагирования денежной массы неодинаковы относительно различных форм поступления денег в сферу обращения. Непосредственно государство может влиять на движение, например, бюджетных средств.

Основной инструмент государства по распределению доходов от хозяйственной деятельности и доходов населения — налоговые ставки, уровень которых определяется в законодательных документах, т.е. непосредственно государством. На размеры налогооблагаемой базы государство влияет с помощью косвенных регуляторов, стимулируя развитие хозяйственной деятельности в частном секторе, а также административными действиями, изменяя уровень оплаты труда работников бюджетного сектора, масштабы хозяйственной деятельности государственных предприятий.

Еще один инструмент, используемый Центральным банком для регулирования движения денежной массы — нормы обязательных резервов денежных средств, которые коммерческие банки должны хранить в Центральном банке на специальном счете и которые они не имеют права использовать для кредитования. Повышая норму обязательных резервов, Центральный банк снижает кредитные возможности коммерческих банков и таким образом ограничивает поступление денег в сферу обращения; снижение норматива увеличивает потоки денег.

В технологии государственного регулирования используются административные и экономические методы. Административные инструменты направлены, прежде всего, на установление правил поведения всех участников рынка: эмитентов, инвесторов, профессиональных участников (брокеров, дилеров), их прав и обязанностей. Так, в Законе «О рынке ценных бумаг» определено содержание деятельности профессиональных участников фондового рынка — брокеров и дилеров.

Взаимосвязь между национальной экономикой и международной наиболее полно отражена на валютном рынке. Рыночные принципы в сферу валютных отношений в России стали внедряться после отмены государственной валютной монополии, когда государство являлось единственным законным владельцем валютных ценностей, имело исключительное право на совершение операций с иностранной валютой. Валютный рынок в России стал интенсивно формироваться уже в 1992 г. (создание ММВБ). С самого начала функционирования валютного рынка процесс купли-продажи иностранной валюты стал обслуживаться учреждениями двух типов — валютными биржами и уполномоченными коммерческими банками. Соотношение объемов валютных операций, совершаемых на биржевом и межбанковском рынках, постоянно меняется.

Результативность государственного валютного регулирования зависит от того, в какой степени регулирующий механизм ориентирован на те факторы, которые оказывают влияние на основные параметры валютного рынка, являющиеся непосредственным объектом регулирования. Наиболее применяемым в регулирующей практике в России стали валютные интервенции, т.е. продажа или покупка Центральным банком иностранной валюты в значительных объемах.

Механизм текущего государственного регулирования должен быть направлен, прежде всего, на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных и национальной валют, обеспечение стабильной динамики курса рубля, его соответствия реальному соотношению финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик.

2.3 Развитие регионов

Федеративное устройство России, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.

Переход к рыночной экономике и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион — субъект Федерации — становится экономической подсистемой, характеризующейся сильной взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние внешних конкурирующих и дополняющих рынков товаров, труда и капитала.

Региональная экономическая политика является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.

Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей, дополняющих территориальный комплекс, и инфраструктуры. Задачей регулирования при этом является обеспечение пропорционального развития всех трех групп отраслей, укрепление связей между ними, чтобы каждый регион представлял собой территориально-производственный комплекс и стремился в своем развитии решить свои внутрирегиональные задачи по возможно более полному обеспечению товарами и услугами населения данного региона. Выравнивание уровней социального и экономического развития регионов представляет собой постоянную и перспективную задачу государственного регулирования территориального развития. Вследствие природно-географических, исторических, экономических, социально-демографических и других различий регионы имеют разные условия самообеспечения. Поэтому главными ориентирами в совершенствовании государственного территориального развития должен быть учет специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики в условиях переходного периода к рыночным отношениям, необходимость разработки и воплощения в жизнь специальных программ развития, особенно для регионов с особо сложными, экстремальными условиями.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические связи с федеральными регулирующими системами (федеральным центром), с другими регионами и внешним миром.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития осуществляется по двум каналам — прямым и косвенным. К прямым относятся трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.