скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Формирование сбытовой политики на ООО "Краснояружское молоко"

Высокими темпами роста в 2004 году отмечен как инвестиционный спрос (валовое накопление основного капитала увеличилось к 2003 году, по оценке, на 10,8%), так и потребительский спрос со стороны домашних хозяйств (на 11,3%), причем потребительский спрос характеризовался устойчивой положительной динамикой в течение всего года.

В 2006 году стоимость российского экспорта товаров достигла нового рекордного уровня 182 млрд. долл. США, что на 33,9% больше, чем в 2005 году, в том числе в страны дальнего зарубежья - 152.2 млрд. долл. (+32,8%), в страны СНГ - 29.8 млрд. долл. (+39,3%).

Средняя контрактная цена на российский природный газ при поставке в страны дальнего зарубежья в 2004 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,7%. Сохранялся высокий спрос и, соответственно, высокий уровень мировых цен на черные и цветные металлы. Повысились также цены на химическую, лесную и целлюлозно-бумажную продукцию.

Структура российского экспорта сохраняла сырьевой характер. Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2006 году составил 56,8%, металлов и изделий из них -16,9%, продукции химической промышленности - 6,6%, машин и оборудования - 7,5%.

В 2006 году стоимостной объем импорта товаров составил 94,8 млрд. долл. США (увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24,6%), в том числе из стран дальнего зарубежья - 75,1 млрд. долл. (рост на 23,1%), из стран СНГ - 19,7 млрд. (на 30,5%).

Активизировало рост импорта значительное расширение внутреннего спроса при низкой ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. На ухудшение конкурентоспособности в 2006 году повлияло не столько укрепление рубля, сколько повышение цен производителей и рост издержек. Укрепление курса рубля к доллару в реальном выражении составило за 2006 год 14%, к евро - 5,5%.

Основным фактором роста импорта в 2004 году являлся рост его физических объемов при значительно более умеренном росте цен.

В товарной структуре импорта доля машин и оборудования составила 40,9%, продовольственных товаров и сырья для их производства - 18,1%, продукции химической промышленности - 15,9%, текстильных изделий и обуви - 4,5%.

В страновой структуре внешнеэкономических связей России произошло движение в сторону их опережающего расширения со странами СНГ. Доля этих стран в обороте внешней торговли России составила в 2006 году 17,9% (в 2005 году - 17,2%). Доля стран дальнего зарубежья, соответственно, снизилась с 82,8% до 82,1%.

В 2006 году удалось заметно сократить уровень бедности граждан. Если в 2005 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 29,3 млн. человек (20,3% от общей численности населения), то в 2006 году, по предварительной оценке, она сократилась до 25,5 млн. человек (17,8%).

В 2006 году в сельском хозяйстве удалось сохранить тенденцию роста производства продукции, улучшить финансовые потоки сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства к предыдущему году составил 101,6% против 101,3% в 2005 году.

Финансовое положение страны значительно укрепилось. В 2006 году доходы федерального бюджета, по предварительным данным Минфина, составили 20,4% ВВП, что на 0,8% ВВП выше показателя 2005 года, причем поступления в федеральный бюджет существенно превысили запланированный уровень. Увеличение доходов (прежде всего, налоговых) обусловлено ростом цен на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов.

В 2006 году инфляция на потребительском рынке превысила целевой ориентир на 1,7 п.п. За 2006 год потребительские цены выросли на 11,7% против 12% в 2005 году.

Наиболее значимое влияние на инфляцию в 2006 году оказало:

- повышение внутренних цен на горюче-смазочные материалы

- увеличение темпов роста цен на основные продовольственные товары.

Цены производителей в среднем по промышленности за 2006 год выросли на 28,3%, что почти в два с половиной раза превысило темп потребительской инфляции.

Наиболее высокие темпы роста цен отмечены в отраслях, испытывающих влияние мировой конъюнктуры и в которых сильны монопольные тенденции: в черной металлургии - на 65,8%, в угольной промышленности - на 51,4%, в нефтеперерабатывающей промышленности - на 48,9%, в химической промышленности - на 29,4%.

В страновом сопоставлении, в 2006 году Россия опережала ведущие экономически развитые страны мира по темпам экономического роста. В 2006 году рост ВВП России к предыдущему году составил 7,1%, в то время как рост экономики Еврозоны оценивается в 1,9%, США - 4,4%, Японии - 4,2%.

Однако среди стран СНГ по темпам экономического роста в 2006 году Россия находилась на одном из последних мест (в среднем по этой группе стран темп роста ВВП оценивается примерно на уровне 8% к 2005 году, в том числе в Украине -12%, Беларуси - 11%). Основные макроэкономические причины этого отставания российской экономики от ее партнеров по СНГ связаны с более низкой нормой накопления, более медленными темпами роста экспорта товаров и значительным оттоком капитала.

По данным Правительства России рост ВВП на текущий год ожидается в 6,5% . В 2008 году планируется 6,1%, в 2009 году - 6%, в 2010 году - 6,2%.

Что касается прогноза роста промышленного производства, то в 2007 году он ожидается на 5,2% больше, чем в предыдущем. А в 2009-2010 годах рост промпроизводства должен составить более 5%.

Доходы населения в 2008 году должны вырасти на 9,8%, в 2009 году рост составит 9,1%, в 2010 - 8%. Зарплата, соответственно, тоже подрастет: в 2007 году - на 12,8%, в 2008 - на 10,8%, в 2009 - на 8,8%, в 2010 году - на 8,2%.

При этом правительство понизило прогноз инфляции на ближайшие годы. В 2007 году по новому прогнозу инфляция должна составить 8%, в 2008 - 7,6%, в 2009 - 6,8%, в 2010 - 6,3%.

Пока же статистика такова: в прошедшем марте инфляция составила 0,6% (ниже на 0,2% показателей марта 2006 года). За первый квартал 2007 года рост потребительских цен составил 3,4% ( в прошлом году было 5%). Правда, в Москве индекс потребительских цен с начала года составил 4,1%, а в Санкт-Петербурге 4,2%, но это исключение из правил. Снижение инфляции произошло в основном за счет уменьшения роста цен на продовольственные товары.

3.2 Конъюнктура товарного рынка

После длительного падения с начала 90-х годов 2001 стал годом увеличения производства сырого молока. После кризиса 1998 года в отрасли наметились стабилизация и рост производства в ряде секторов.

Основная причина, сдерживающая современное развитие молочной промышленности, - сужение сырьевой базы из-за сокращения продуктивного поголовья коров.

Молоко занимает значительное место в структуре питания российского потребителя. Благодаря своим полезным качествам и целебным свойствам этот созданный природой напиток снабжает организм человека кальцием и аминокислотами. Молоко разных животных состоит из 80-87% воды и соответственно 13-20% сухих веществ – белка, молочного сахара, минералов.  Первый вице-премьер России Сергей Иванов убежден, что в России необходимо производить больше настоящего молока, или в крайнем случае указывать на этикетке, молоко ли это или молочный напиток[1].

Самым распространенным в нашей стране является коровье молоко. Потребитель традиционно ориентируется на жирность данного продукта, однако не менее важно содержание в нем белка. Эти два показателя являются основными при определении качества и сорта продукта и составляют базисную норму, по которой осуществляется расчет с производителем.

Содержание белка и жира в молоке определяется множеством факторов. Прежде всего, это генетически обусловлено и зависит от породы скота, но не менее важны правильный уход, качество кормов, состояние здоровья и возраст животного. От этого напрямую зависит качество конечного продукта, получаемого потребителем.

При этом перед производителем стоит задача не только произвести молоко, но и собрать, сохранить и доставить его на молокоперерабатывающее предприятие таким образом, чтобы оно не утратило своих потребительских свойств. В современных условиях при значительных объемах производства и переработки молока это не всегда возможно, поэтому обычный потребитель очень часто получает молочные продукты плохого качества.

В январе текущего года департаментом маркетинговых исследований компании I&A было проведено исследование рынка производства и переработки молока в России. В исследовании были использованы метод анализа вторичных источников информации и экспертные интервью с представителями предприятий молочной отрасли.

О потенциале этого рынка можно судить по состоянию молочной отрасли на 1990 год, когда были достигнуты наиболее высокие показатели. По данным Госкомстата, поголовье молочных коров на этот период составило 20,1 млн голов, производство молока – 55,7 млн тонн, при этом на душу населения пришлось 376 кг молока в год.

С тех пор поголовье коров в хозяйствах всех категорий существенно уменьшилось и на 1 января 2003-го составило 12,1 млн голов, что значительно меньше показателей 1990 года. Всего в 2002 году, по предварительным данным Госкомстата, было произведено 33,5 млн тонн молока. В настоящее время потребление молока на душу населения составляет порядка 216 кг в год при биологической норме в 392 кг, практически достигнутой к 1990 году.

Эксперты объясняют столь резкое падение потребления молока причинами экономического характера, главным образом, снижением покупательской способности населения. За период с 1990 по 2002 год Россия по уровню питания переместилась с 7-го на 58-е место в мире. Сокращение доходов населения вызвало естественное изменение в составе и структуре продуктовой потребительской корзины. При этом эксперты полагают, что повышение объемов производства молока в целом может привести к снижению цен на молочные продукты и, следовательно, к увеличению их потребления. Также одной из причин снижения потребления молока может служить такой маркетинговый фактор, как замещение продукта, то есть изменение привычек питания. Учитывая значительное расширение ассортимента продуктов питания благодаря импорту и появлению новых отечественных разработок, можно предположить, что часть населения России снизила норму потребления молока и молочных продуктов за счет других продуктов. Большинство экспертов придерживаются мнения, что потребительские предпочтения россиян не претерпели существенных изменений за последние 10-12 лет и потребление молока будет возрастать вместе с ростом покупательской способности. С этой точки зрения, российский рынок в силу заявленной экспертами недостаточной насыщенности привлекателен как для иностранных, так и для отечественных участников.

Производство молочных продуктов в России имеет ряд особенностей. Основы отрасли были заложены в период плановой социалистической экономики и во многом сохранили свои специфические черты. Во-первых, значительное колебание цены – летний спад и зимний взлет, во-вторых, неравномерное обеспечение сырьем молокоперерабатывающих предприятий. Имеет место нерыночное (административное) регулирование функционирования сельскохозяйственных предприятий, что препятствует установлению здоровой конкуренции. Отдельной проблемой является низкое содержание белка в молоке – в той или иной мере с ней сталкивается практически каждый завод по выпуску молочной продукции, что затрудняет выпуск некоторых видов молочных продуктов, в частности творога, сыра, йогурта и т.п. Получение молока с необходимым уровнем белка достигается, во-первых, через работу с поставщиками, способными обеспечить должный уровень содержания белка, что зависит от породы скота, способа его содержания, рациона и ухода; во-вторых, путем добавления сухого молока с необходимой концентрацией белка.

Характерной чертой производства молочной продукции является привязанность молокоперерабатывающих предприятий к местному производству сырья вследствие ограничений дальности его доставки (в настоящее время допустимая зона составляет 600 км). Эксперты отмечают довольно высокую конкуренцию между переработчиками за сырье, что вынуждает перерабатывающие предприятия развивать и поддерживать собственную сырьевую базу. В целом, если говорить об объемах производства молока по России, на первом месте по выработке сырьевого молока стоит Башкирия, на втором Татария, Московский регион занимает пятое место (табл.1 ).

Регионы-лидеры по производству сырьевого молока

Таблица 1

Регион Производство молока, тыс.т.
Башкирия 1748
Татария 1406
Краснодарский край 1347
Алтайский край 1268
Московская область 1020
Новосибирская область 1000
Ростовская область 871
Омская область 843
Нижегородская область 841

В настоящее время молоко производится в России в хозяйствах трех типов: сельскохозяйственные организации – как правило, бывшие колхозы и совхозы, а сейчас предприятия различных форм собственности, личные подсобные хозяйства населения и фермерские хозяйства. В 2002 году на долю сельскохозяйственных организаций пришлось 47,2% всего произведенного молока. Еще 50,9% было произведено в хозяйствах населения (для личных нужд), 1,9% – в фермерских хозяйствах, т.е. специально для продажи.

Большая часть сырьевого молока производится в хозяйствах населения, но его товарность, т.е. способность продукта выступать в качестве товара, крайне низка. Таким образом, основным поставщиком сырья на молокоперерабатывающие производства остаются сельскохозяйственные организации. Исследование показало, что в настоящее время практически каждый молочный завод старается оказывать ту или иную помощь хозяйствам, поставляющим ему молоко, начиная от формирования оптимальной закупочной цены и выделения средств на кормовые добавки до прямых инвестиций. Следует отметить, что это в равной степени относится как к отечественным, так и иностранным участникам рынка.

Еще одной особенностью отрасли является то обстоятельство, что в рыночные отношения она шагнула искусственно разделенной на две части – производство молока и его промышленную переработку. И если раньше отношение между производителем, переработчиком и продавцом молока регулировало государство, то в настоящее время его роль, по мнению экспертов, становится все менее заметной. В результате производитель молока остался наедине со своими проблемами, часть которых не решена по сей день. Поэтому можно сказать, что «выжили сильнейшие». В результате сложившейся ситуации самый высокий уровень рентабельности молока имеют торговые организации, самый низкий – хозяйства-производители молока. Поэтому без внешней материальной поддержки производителей сырьевого молока можно говорить скорее об их выживании, нежели о развитии производства.

Развитая рыночная экономика, создание которой стало целью проведенных в стране реформ, предполагает наличие всеобъемлющего товарного рынка, в том числе рынка продовольствия, важной составной частью которого является рынок молока и молочных продуктов. В настоящее время можно говорить лишь о начале формирование полноценного рынка молочных продуктов в России. Данный этап характеризуется прежде всего стихийностью происходящих процессов. В первую очередь, это связанно с тем, что при переходе к новым экономическим условиям хозяйствования государство отказалось от регулирования товарных потоков продовольствия (хотя и весьма далеких от совершенства), система обеспечения населения странны продовольствием была разрушена, а новая система, механизм её функционирования, который позволил бы сгладить неизбежное трудности переходного периода, не были созданы.

Ситуация усугубилась тем, что переход к рыночной экономике стал периодом резкого спада производства продукции, в результате формирования рынка молочных продуктов началось в условиях снижения товарного предложения со стороны отечественных производителей. За 1991 – 2003 гг. производство цельномолочной продукции сократилось 3,7 раза, масло животного, сыров жирных и консервов молочных – в 2, сухих молочных продуктов – в 1,5 раза. Падение объемов производства молочной продукции сопровождалось сокращением её ассортимента.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.