Курсовая работа: Бухгалтерский учет движения, аренды и восстановления ОС
Списание объекта основных средств оформляет комиссия, утвержденная приказом руководителя, она решает можно ли дальше использовать это имущество и на сколько это целесообразно. Если решено его ликвидировать, то комиссия составляет акт на списание основных средств формы № ОС-4 или, если оформляется списание транспортных средств, акт на списание автотранспортных средств формы № ОС-4а. В актах указываются причины списания объекта основных средств и сведения, характеризующие акт.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а не пригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.
На основании оформленных и утвержденных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта.
№п/п | Содержание хозяйственной операции | Дт | Кт |
1 | Первоначальная стоимость основных средств списываемых с учета | 01 | 01 |
2 | Сумма начисленной амортизации по выбывающим объектам основных средств | 02 | 01 |
3 | Остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств относится на счет прочих расходов | 91 | 01 |
4 | Списываются суммы расходов, связанных с демонтажем, ликвидацией основных средств | 91 | 23,25 и другие |
5 | Заработная плата и отчисления с нее в государственные внебюджетные фонды работников занятых демонтажем и ликвидацией основных средств | 91 | 70,69 |
6 | Отражена выручка от реализации объекта основных средств | 62 | 91 |
7 | НДС с выручки от реализации объекта основных средств | 91 | 68 |
8 | Оприходованы материалы, детали, узлы от разборки и ликвидации объектов основных средств | 10 | 91 |
При реализации или безвозмездной передаче объектов основных средств по договору дарения, передача объекта основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств формы № ОС-1.
Выбытие объектов основных средств на ООО «ХХХ» отражается следующими проводками.
Предоставление арендодателем арендатору объектов основных средств во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма).
Имущество, предоставленное арендатору во временное пользование и владение или временное пользование, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете арендодателя, за исключением имущества, переданного по договору аренды предприятия.
В ООО»ХХХ» объекты основных средств, переданные в аренду, учитываются в общеустановленном порядке на счете 01 «Основные средства» с выделением в аналитическом учете.
Имущество, переданное по договору текущей аренды, по окончании срока действия договора аренды подлежит возврату арендодателю. Арендатор за текущую аренду основных средств уплачивает арендодателю арендную плату и ведет учет основных средств на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Организация ведет бухгалтерский учет на балансовом счете 01 «Основные средства», открыв соответствующие субсчета 01-1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду» и 01-2 «Собственные основные средства».
Как правило, все операции по учету затрат на сданное имущество в текущую аренду арендодатель ведет по дебету 91 счета, а на сумму начисленной арендной платы арендатора – по кредиту 91 счета.
Бухгалтерский учет у арендодателя
При сдаче в аренду основных средств на условиях сохранения права собственности:
Д-т 01-1 «Собственные основные средства, сданные в текущую аренду» | К-т 01-2 «Собственные основные средства» |
На сумму начисленной амортизации по объектам, сданным в аренду:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» |
К-т 02 «Амортизация основных средств»[1] |
На сумму расходов арендодателя по эксплуатации арендованного имущества (когда возмещение затрат не возложено на арендодателя):
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» | К-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др. |
На сумму начисленной арендной платы арендатору:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | К-т 91 «Прочие доходы и расходы» |
Если предусмотрено получение арендной платы авансом, то дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами» и кредитуется счет 98 «Доходы будущих периодов». В дальнейшем эта сумма списывается на доходы соответствующего отчетного периода:
Д-т 98 «Доходы будущих периодов» | К-т 91 «Прочие доходы и расходы» |
На сумму НДС по арендной плате за сданные в аренду основные средства, причитающегося к уплате в бюджет:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» | К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» |
На сумму фактически полученной арендной платы:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» | К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
На сумму погашения задолженности по расчетам с бюджетом по ранее начисленной сумме НДС по арендной плате:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» | К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» |
Бухгалтерский учет у арендатора
На сумму стоимости основных средств, поступивших в аренду, учитывается на забалансовом счете и делается запись:
Д-т 001 «Арендованные основные средства»
На сумму начисленной арендной платы арендодателю дебетуются счета 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и другие и кредитуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если арендная плата начисляется авансом, то она относится на счет 97 «Расходы будущих периодов»:
Д-т 97 «Расходы будущих периодов» | К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
В дальнейшем эти расходы списываются на затраты соответствующего отчетного периода:
Д-т 20 «Основное производство» | К-т 97 «Расходы будущих периодов» |
На сумму НДС по арендной плате на основные средства, принятые в аренду на условиях возврата имущества арендодателю:
Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» | К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
На сумму фактически перечисленных средств по арендной плате:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» |
В принятой к зачету задолженности перед бюджетом суммы НДС по арендной плате за взятые в текущем году в аренду основные средства:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» | К-т 19 «НДС по приобретенным ценностям» |
На сумму стоимости основных средств, возвращенных по окончании срока договора, арендатор делает записи:
К-т 001 «Арендованные средства»
Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по ремонту относят на уменьшение арендной платы:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | К-т 97 «Расходы будущих периодов», 23 «Вспомогательное производство», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. |
Когда договором предусмотрено проведение арендодателем капитальных работ (вложения), то их учет ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», что оформляется следующими проводками:
на сумму осуществленных капиталовложений:
Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» | К-т 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и т.д. |
на сумму капвложений, включенных в состав собственных основных средств:
Д-т 01 «Основные средства» | К-т 08 «Вложения во внеоборотные активы» |
на сумму стоимости капвложений, передаваемых арендодателю по окончании срока договора:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» | К-т 01 «Основные средства» |
на сумму уменьшения арендной платы на объем выполненных капитальных вложений:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | К-т 91 «Прочие доходы и расходы» |
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены операции по движению, ремонту и аренде основных средств на предприятии ООО «ХХХ». Бухгалтерия ведет учет в соответствии со своей учетной политикой. При осуществлении операций по движению, аренде и ремонту основных средств оформляются все необходимые первичные документы. В целом организация правильно и в полном объеме ведет бухгалтерский учет основных средств.
2.4 Проблемные вопросы в бухгалтерском учете основных средств и пути их решения
Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах всех хозяйственных операций. Контролировать правильность учета нужно на всех стадиях, начиная с поступления основных средств и заканчивая их ликвидацией.
Как было отмечено ранее, в структуре основных средств ООО «ХХХ» присутствует крупная доля арендованных объектов основных средств. Бухгалтерия тщательно ведет учет как арендованных, так и сданных в аренду объектов. При этом своевременно и правильно оформляются все необходимые документы. Ошибок на данном участке учета выявлено не было.
В ООО «ХХХ» была выявлена ошибка учета поступления и выбытия основных средств. Речь идет о том, что малоценные основные средства, которые подлежат единовременному списанию, должны учитываться в составе материально-производственных запасов. Это означает, что такое имущество следует отражать на счете 10 «Материалы». При этом делается следующая проводка о включении малоценного имущества в состав материалов:
Дебет 10 Кредит 08.
ООО «ХХХ» при списании такого имущества не включает его в состав материалов и списывает основное средство со счета 01. Для устранения данной ошибки предприятию необходимо при единовременном списании малоценных основных средств учитывать их в составе материально-производственных запасов. Для этого необходимо такое имущество отражать на счете 10 «Материалы» и делать проводку:
Дебет 10 Кредит 08.
Далее следует отметить то, что существенным недостатком, касающимся учета основных средств, является отсутствие в учетной политике указаний по инвентаризации основных средств. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка [1]. Инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь товарно-материальных ценностей, предупреждения хищений имущества и т. п. Поэтому необходимо, чтобы в учетной политике организации присутствовали указания о проведении инвентаризации.
В связи с этим, для данного предприятия можно составить примерный образец указаний по проведению инвентаризации основных средств, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (приложение 24).
Однако, следует отметить, что предприятие принимает во внимание все возможные ошибки и проводит необходимые мероприятия по их устранению.
Таким образом, на предприятии был выявлен ряд ошибок и даны рекомендации по их устранению. Следование данным рекомендациям поможет избежать возникновения спорных ситуации при ведении бухгалтерского учета движения основных средств в организации ООО «ХХХ».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11