Курсовая работа: Анализ факторов конкурентоспособности предприятия
КМТК= КРД-+КПН+КИОП + КУЦ+КСб+Крек. Д / Е
Далее проведем расчет показателя, характеризующего
конкурентоспособность маркетинговой деятельности фирмы с точки зрения всех продуктов (услуг) фирмы - по формуле (3):
% ----, (3)
где п - количество продуктов (услуг) фирмы.
К 0"81 + 0,91 + 0,66 +0,79 _q7q 4
Проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса фирмы за отчетный период.
1) Коэффициент текучей ликвидности (КТЛ). Он рассчитывается следующим образом (см. Формулу 3):
КТЛ = ОА/КП, (3)
где О А - оборотные активы; КП - краткосрочные пассивы.
КТЛ = 57864: 7970 = 7,26.
Показывает степень общего покрытия всеми оборотными активами. Значение коэффициента должно быть не менее 2.
2) Коэффициент обеспеченности собственными средствами (КООСС) (см. Формулу 4):
i/twt' - Итог 3 - ' ° раздела баланса - Итог I - го раздела баланса.
Итог 2 - го раздела баланса
KOQC.70878-32091
57864
Нормативное значение коэффициента - не менее 0,1.
Проведем окончательный расчет показателя конкурентоспособности предприятия, используя формулу (см. Формулу 5):
КФ = KvxRTJIxKOCC. (5)
КФ = 0,79x7,26x0,67 = 8,7
Показатель конкурентоспособности ООО "Деликатес-Бира" имеет положительную величину, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности предприятия по результатам 2007 года.
При расчетном значении КП = 8,7 ООО "Бридер" по итогам 2007 года занимает сектор матрицы, соответствующей претендентам в лидеры по ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона. Для улучшения деятельности ООО "Деликатес-Бира" необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения г. Биробиджана и Еврейской Автономной области, как основных потребителей продукции предприятия. Предлагаемые нами мероприятия в этом направлении основываются на создании маркетинговой службы, отсутствующей в данный момент на предприятии и повышении эффективности рекламной деятельности. Из вышесказанного можно сделать вывод: для повышения конкурентоспособности продукции ООО "Деликатес-Бира" необходимо создать отдел маркетинга для эффективности работы сбытовой и маркетинговой службы на предприятия.
2. Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия ООО "Деликатес-Бира"
2.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО "Деликатес-Бира"
Прежде чем выдвинуть предложения по улучшению.
конкурентоспособности на рынке ООО "Деликатес-Бира", необходимо отметить тот факт, что предприятием сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке г. Биробиджана и ЕАО, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом. Однако применение только одной рекламы не может служить достаточным способом для эффективной конкурентной борьбы. Поэтому необходимо применение системы "Паблик рилейшнз", (от англ. Public Relations - публичная деятельность) формирование имиджа организации и т.п.
Для улучшения деятельности ООО "Бридер" необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения г. Биробиджана и Еврейской Автономной области, как основных потребителей продукции предприятия. Предлагаемые нами мероприятия в этом направлении основываются на создании маркетинговой службы, отсутствующей в данный момент на предприятии.
Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО "Деликатес-Бира", необходимо создать отдел маркетинга, который бы осуществлял следующие функции:
разработка методов и средств изучения рынка;
сбор данных;
обработка данных, их классификация;
разработка ценовой политики предприятия;
проведение сегментации рынка, выделение целевой группы потребителей;
разработка рекламных кампаний и акций;
проведение рекламных кампаний и акций;
составление смет затрат на проведение рекламных кампаний и акций, прочих маркетинговых мероприятий;
организация маркетинговой деятельности;
контроль за осуществлением маркетинговой деятельности;
оценка эффективности маркетинговой деятельности. Цель создания отдела маркетинга ООО "Деликатес-Бира" состоит в том, чтобы добиться эффективности маркетинговой деятельности, которая напрямую зависит от уровня ее организации. На сегодняшний день в ООО "Деликатес-Бира" хотя уже и много сделано для повышения эффективности маркетинговой деятельности, однако она организована недостаточно эффективно.
В состав отдела маркетинга ООО "Деликатес-Бира", на наш взгляд целесообразно включить следующих специалистов, приведенных в таблице 2.1 В таблице 21 приведены основные требования к работникам, оклады (с учетом всех обязательных выплат: районный и дальневосточный коэффициенты). Затраты на создание отдела маркетинга ООО "Деликатес-Бира", будут включать: фонд оплаты труда работников отдела за год, затраты на техническое оснащение, приобретение компьютеров, затраты на канцелярские товары.
Таблица 2.1 - Состав и характеристики специалистов отдела маркетинга ООО "Деликатес-Бира"
Специалисты | Характеристики | Оплата |
Начальник отдела |
1. Высшее экономическое образование 2. Опыт работы в маркетинге, или торговле 3. Коммуникабельность и общительность 4. Инициативность 5. Организаторские способности |
6000 + (6000 х 0,3) + + (6000 х 0.3) = 9600 рублей 5000 - (5000 х 0,3) + + (5000 х 0.3) = 8000 рублей |
Социолог |
1. Высшее психологическое образование 2. Опыт работы социологом, или в торговле 3. Коммуникабельность и общительность 4. Умение влиять на людей |
|
Психолог |
1. Высшее психологическое образование 2. Опыт работы психологом, или в торговле 3. Аналитическое мышление 4. Умение формировать общественное мнение |
5000 +■ (5000 х 0.3) + + (5000 х 0,3) = 8000 рублей |
Экономист |
1. Высшее экономическое образование 2. Опыт работы в маркетинге, или торговле 3. Специалист в ценообразовании 4. Специалист в статистических методах обработки данных |
5000 + (5000 х 0,3) + + (5000 х 0,3) = 8000 рублей |
Фонд оплаты труда работников отдела за год:
(9600 + 8000 + 8000 + 8000) х 12 - 403200 рублей в год.
Затраты на компьютеры:
2 шт. х 22000 = 44000 рублей.
Затраты на канцелярские товары составят примерно 20000 рублей в год.
Общие затраты на создание отдела маркетинга ООО "Деликатес-Бира" составят:
403200 + 44000 + 20000 = 467200 рублей.
Одним из главных факторов успешной конкурентной борьбы является изучение потребностей рынка, в этой связи мы считаем целесообразным проводить исследования товарных рынков. Методы исследования товарных рынков включают проведения сегментации рынка. Сегментация рынка представляет собой разделение общего (потенциального) числа потребителей на определенные группы, с целью выявления основной для данной продукции, которая покупает ее наибольший объем. Именно эта группа заслуживает усилия по продвижению товара и является целевой для предприятия.
Сегментация рынка - понятие емкое и сложное, она может проводиться различными методами, в зависимости от факторов но которым оно проводится, к примеру, по возрастно-половому признаку, по уровню доходов и т.д. Специфика деятельности ООО "Деликатес-Бира", не позволяет проводить сегментацию рынка по перечисленным параметрам, т.к продукцию компании "Деликатес-Бира" потребляют и мужчины и женщины, в любом возрасте, с широким диапазоном дохода. В общем, сегментация рынка заслуживает отдельного исследования, что невозможно из-за ограниченности объема данной работы, поэтому проведем сегментацию рынка для продукции ООО "Деликатес-Бира" по двум основным параметрам: территориальному, по виду деятельности, с выделением целевой группы потребителей.
Суть сегментации рынка по виду деятельности проведена в таблице 2.2, где выделены объемы продаж по видам продукции компании "Деликатес-Бира", и представлена на рисунке 2.1
Сегментация рынка по территориальному признаку проведем на основе таблицы 2.1, где приведен объем продаж продукции компании "Деликатес-Бира" по различным территориям.
На основе данных таблицы 2.2 и таблицы 1.9, можно сделать следующий вывод: основной целевой группой потребителей продукции компании "Деликатес-Бира" является население г. Биробиджана, потребляющие 64,2% от всего объема реализации, причем в основном потребление продукции компании "Деликатес-Бира" происходит по копченым и полукопченым колбасам, а так же по прочим копченостям, копченым и полукопченым мясным продуктам. Объем продаж данной продукции в 2006 г. составлял 51,7% от общего объема продаж ООО "Деликатес-Бира", а в 2007 г. возрос до 52,3% от общего объема продаж.
ООО "Деликатес-Бира" является лидером в производстве и реализации мясных продуктов по г. Биробиджану и ЕАО, занимающее на рынках этих регионов доминирующее, стабильное и устойчивое положение. Конкуренты ООО "Деликатес-Бира" не могут оказать значительное влияние на ее положение на рынке.
Однако это обстоятельство не дает полной гарантии, что в ближайшем будущем у ООО "Деликатес-Бира" не появится достойных конкурентов, и что бы удержать лидирующее положение на рынке предприятие постоянно обновляет ассортимент предлагаемых покупателю товаров, а товар как старый, так и новый нуждается в рекламе, для этого предприятию необходимо расширение рекламных мероприятий.
Мы предлагаем наиболее целесообразным включить в состав данных мероприятий следующее:
создание и развитие рекламного бренда продукции предприятия;
создание внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия;
применение рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении;
применение системы скидок, подарков и лотерей при реализации продукции предприятия;
применение рекламных сообщений на упаковке продукции предприятия.
Конкретные рекламные цели, которые преследуются в течение первого года внедрения новой серии товаров, могут быть сформулированы следующим образом:
1. В течение первого года распространить информацию о существовании и возможности приобретения продуктов питания в магазинах компании "Деликатес-Бира" среди 20% от населения г. Биробиджана и ЕАО, т.е. покупателей в возрасте от 15 до 70 лет, приобретающих продукцию компании "Деликатес-Бира", по соответствующей цене.
2. Информировать 50% этой "осведомленной" группы о том, что продукты компании "Деликатес-Бира" имеют высокое качество, продается по выгодным ценам, имеют мягкий, изысканный вкус, изготавливается в широком ассортименте и предлагается избранными розничными магазинами.
3. Убедить 50% от этой "информированной" группы в том, что продукты компании "Деликатес-Бира" имеют очень высокое качество, что они вкусны и полезны и стоят уплаченных за нее денег.
4. Стимулировать 50% от этой "убежденной" группы желание попробовать продукты компании "Деликатес-Бира".
5. Мотивировать 50% этой группы "желающих. " к фактическому совершению покупки продуктов компании "Деликатес-Бира" в местном магазине розничной торговли.
Применение рекламных сообщений на упаковке продукции предприятия позволит укрепить благоприятное отношение к продукции предприятия у тех покупателей, которые используют, потребляют продукцию предприятия, сделать их приверженцами этой продукции, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.
Создание внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия предусматривает установку стационарных рекламных щитов в магазинах, где реализуются товары предприятия, а так же в г. Биробиджане и на территории тех региональных рынках, где уже реализуются, или где предполагается реализовывать товары предприятия, что так же сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.
Применение рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей, а стало быть, и его имидж, повысит эффективность маркетинговой деятельности.
Вышеприведенный список предложений является наиболее полным в этом направлении, однако в применении всех вышеперечисленных предложений могут возникнуть определенные непреодолимые препятствия, такие к примеру, как значительные финансовые затраты для создания внешних стационарных рекламных средств продукции предприятия (большая стоимость рекламных мест для щитов), для применения рекламы продукции предприятия в прессе и на телевидении (большая стоимость рекламны).
С целью дальнейшего наращивания объемов продаж по ООО "Деликатес-Бира" и усиления конкурентных позиций на рынке мясной продукции, мы считаем необходимым осуществлять стимулирование продаж посредством системы скидок, подарков и лотерей при реализации продукции предприятия, позволит привлечь дополнительных покупателей, что позволит более широко представить продукцию предприятия потребителям, сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей. Стимулирование продаж должно включать в себя:
предоставление скидок на продукцию, с нарастающим процентом от величины покупки;
предоставление бесплатной упаковки, с товарной маркой ООО "Деликатес-Бира";
предоставление покупателям возможности попробовать продукцию;
предоставление покупателю подарков при покупки продукции. Как нам кажется, все перечисленные методы стимулируют покупателей совершить покупки, именно данного предприятия, поэтому, в таблице 2.2 рассмотрим влияние методов стимулирования на поведение покупателей.
Таблица 2.2 - Влияние на поведение покупателей методов стимулирования в магазинах компании "Деликатес-Бира"
Метол стимулирования |
Величина и условие | „ Размер влияния стимулирования |
|
Предоставление скидок на продукцию |
До 15% от цены продукции в период праздников и открытия новых магазинов компании |
до 7500-8000 чел. в период предоставления скидок |
1 Гредоставление бесплатной упаковки | Постоянно | 300-350 чел. в неделю |
Предоставление покупателю подарков |
Каждому 10000-му покупателю сувенир, стоимостью до 100 рублей или же до 50% от стоимости покупки |
до 7500-8000 чел. |
Предоставление покупателям возможности попробовать продукцию |
Постоянно, особенно в период открытия новых магазинов компании |
400-500 чел. в неделю 1 i |