скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Древнегреческая и Древнеегипетская культуры

В духовной культуре отражением этой новой ситуации явились настроения индивидуализма, космополитизма и фатализма, разрабатываемые в различных философско-этических школах: стоики, киники, эпикурейцы. Теперь уже философы не ищут истину, ибо ее не уловить, а учат праведной жизни, достижению благого расположения духа, безмятежности, атараксии. В искусстве появляются темы и новые герои из реальной жизни. Уже не идеально прекрасные боги, а кулачный боец, пьяная старуха, детские и женские изображения привлекают внимание. Культура эллинизма приобрела элитарный характер, поскольку она сосредотачивалась в городах и не ставила общезначимых проблем, носила аристократический характер, ибо процветала при дворах царей Антионов, Птолемеев и нуждалась в меценатстве.

Особую роль в эллинистической культуре играли четыре центра: Александрия с ее храмом Муз – Мусийон, библиотекой; Пергам, соперничавший с Афинами; остров Родос, ставший центром ораторского искусства; Афины, сохранявшие свое значение центра всей философской жизни. Эллинизм ознаменовался возникновением науки как особого вида культуры. Наука в эллинистический период связана с именами Евклида, Архимеда, Герона Александрийского, Гиппарха, Аристархи Самосского, выдвинувшего в III в. до н.э. идею гелиоцентрической системы, Эратосфена. Феокрита, создавшего жанр идиллии, Аполлония Родосского, написавшего эпос «Аргонавтика» с его напряженным психологизмом. Уже после захвата Римом Греции и Македонии, а позже Египта традиция эллинистической литературы и поэзии продолжала существовать, и как Апулей, Плутарх, так и Овидий и Проперций, с их пониманием поэзии как искусства личного, частного, в равной мере принадлежат и римской культуре, и эллинистической. Эллинизм готовил почву для будущих мировых религий: христианства и ислама: поскольку проходил обмен верованиями, культами (Исиды, Митры, Адониса, Диониса), формировалась идея единства религии, вырабатывались представления о «человеке вообще». Вера в единого бога возможна, лишь если выработано представление о единстве людей, о человеке вообще, об общем доме – человечестве.

 

3. Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Своеобразие Древнегреческой культуры проявилось в особенностях отдельных феноменов культуры Древнего Египта. Общий для всех религий древних цивилизаций политеизм в Египте отличался ярко выраженным зооморфизмом, что было следствием уже отмеченного традиционализма и консерватизма. Египтяне представляли своих богов в образах животных. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет львицы, Тот – павиана, Себек – крокодила, Уаджет – кобры. Со временем, когда память о фетишизме и тотемизме уходила все дальше вглубь веков, изменилась форма изображения богов, они все чаще изображались в виде человека, но с головой животного: боги Ра и Гор с головой Сокола, бог Ханум – барана… В Древнем Египте боги олицетворяли природные явления, абстрактные понятия, общественные организации. Боги различались на местные божества, которые почитались в каждом доме и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые по всей стране.

Одной из ярких особенностей религиозной и духовной жизни Египта было обожествление царя – культ царствующего фараона. Фараон – воплощение божества в образе человека, имеет двойную природу – человеческую и божественную. Его рождение – результат священного брака бога-отца (Ра, Амона-Ра) и земной женщины – матери фараона. На земле фараон правил как воплощенный бог Гор. Произносить священное имя бога запрещалось (табу), это могло нанести вред царю. Царя называли иносказательно «великий дом» (пиро, отсюда – фараон).

Характеризуя же Древнегреческую культуру, можно назвать следующие ее особенности:

Во-первых, эстетизм. Античная культура была преимущественно культурой созерцания, культурой эстетического отношения к действительности, культурой зримого, телесного, прекрасного космоса. Образы Орфея и Нарцисса являются символами красоты и созерцания, их образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности. Орфей является прообразом поэта как освободителя и создателя. Его язык – песня, его труд – игра. Искусство, свобода и культура слились в его личности, ибо он умиротворяет человека и природу эстетикой, а не с помощью силы. Противоположный архетип, выразивший начало «производительности», производительного труда, воплощающий стремящийся ввысь человеческий дух, связан с Прометеем.

Во-вторых, космизм. Чувственный материальный космос – вот основа античной культуры. Космос для древних греков – это воплощение порядка, меры, гармонии, совершенства, красоты. Космос признается исходным пунктом мира. Он предшествует человеку, а человеческая телесность – его часть, истечение, эманация. Космос – это абсолют, ничего кроме космоса нет. Это выражение предельного объективного порядка и, вместе с тем, космос есть нечто одушевленное, живое, разумное. Греческие мудрецы искали главный ориентир жизни в законах космоса. Космос есть абсолютное божество. Античные боги – это обожествленный космос, и они являются только обобщением соответствующих областей природы. Следовательно, пантеум вытекает из самих основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса. Космос воспринимается как нечто первичное, целое, идущее от исходных полисных оснований античной культуры.

В-третьих, античность основана на соединении фатализма и героизма. Космос есть некий объективный порядок, который все «предписывает». Античная культура развивается под знаком фатализма. Необходимость – это судьба, рок и нельзя выйти за ее пределы. Мойры. Ананка. Тюхе являются образами судьбы. За этими образами в духе античности стоит смысл рока, как нечто неведомое, что определяет будущее в его неведомом виде. как слепая необходимость, которая ожидает и людей, и богов. Жизнь человека стоит перед некой фатальной неотвратимостью. Судьба как рок. неотвратимость и необходимость – античный смысл судьбы. Человек, признавая власть судьбы, оставлял за собой право поступать как угодно ему. Ахилл знает, что он погибнет у Трои, но он знает также, что без него Троя не будет взята. И он не обращает внимания на предостережение – он герой. Погибать ему или нет – дело судьбы, а его смысл – быть героем.

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

В-четвертых, культура античности гуманистична. Античное понимание гуманизма раскрывается в принципе: «человек есть мера всех вещей» и в идеале калокагатии – единства прекрасного и доброго, эстетического и этического, физического и нравственного совершенства.

Человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуются и в нем. Греки выработали категорию меры и единственным критерием меры избрали человека. Это мера в скульптуре, ибо греческая скульптура соразмерна человеку и обозрима, в отличие от египетской. Мера человека выражена в архитектуре, в масштабах зданий и храмов. Сократ и Аристотель в определении прекрасного исходили из необходимости соотнесения красоты с человеком, его потребностями и возможностями восприятия. В целом соотнесенность с человеком придает гармонию и гуманистичностъ греческой культуре.

В-пятых, для античной культуры свойственно понимание человека, прежде всего как телесного существа, своеобразного «комплекса ощущений». Античная культура в этом смысле внеличностна. Все личностные свойства есть эманация космоса. Черты человеческой личности материальны и чувственны. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Личность в античном понимании – это, прежде всего, хорошо организованная и живая телесность, связанная с космосом. Поэтому скульптурность античной классики создает обобщенно идеальный образ человека.

В-шестых, греческая культура представляет собой целостность, соединяя в себе, используя термины Ф. Ницше, «аполлоновское» и «дионисийское» начала в их равновесии, создавшие феномен греческой трагедии. Аполлон символизирует господство цивилизации и закона, свет разума. Он бог искусства, здоровья, умеренности. Аполлон – символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то же время неудержимо стремится к ней. Дионис – бог виноделия, природы с отчетливо выраженными эротическими чертами. Культ Диониса предусматривал ритуалы – мистического экстатического единения с богом, учил видеть за ужасом индивидуального существования необузданную жадность и радость бытия. Аполлонизм есть мера, число, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным, это принцип индивидуализации, а в психологическом плане – восприятие внутренних образов красоты, меры, чувств, это состояние интроспекции. Дионисизм же означает высвобождение беспредельного влечения, лишение индивидуальности, поэтому в дионисийском хоре человек появляется в виде сатира: сверху – бог, снизу – козел. В психологическом плане дионисизм есть экстраверсия чувств, «опьянение». Для эллинов борьба Аполлона и Диониса и их конечное примирение было религиозным вопросом, а эстетически из первоначальной религиозной церемонии возникла трагедия, в которой побеждало аполлоновское начало.

В-седьмых, греческая культура демократична как в плане снятия сакральности со слова письменности и развития ораторского искусства, так и в плане того, что политическая свобода становится главной ценностью греческой культуры. «Грек означает свободный».

Общее в культурах:

1.    Изобретение письма (культура устного слова и культура письменного слова);

2.    Идея вечности бытия слова;

3.    Городской характер: число и плотность населения, наличие монументальной архитектуры, существование ремесленников наряду с другими группами и слоями людей, социальный механизм, контролирующий производство и потребление.

Возникновение городов – это и возникновение государств, что существенным образом меняет целостность мировоззренческой картины. Трудно говорить о возникновении в это время идеологии, которая по-видимому, как самостоятельная область формируется с XVII в., но появление государств связано с возникновением того, что может быть названо далеким прообразом идеологии. Если человек первобытного общества жил в кононе мифологии, то городской человек выступает как политической существо, как гражданский субъект. Власть и политика, соседство государств привели к тому, что сформировался новый фактор движения истории – войны. В немалой степени именно организация армии и совершенствование оружия способствовали расцвету древних государств и приводили к сложному процессу их взаимодействия, в результате чего не только гибли одни государства и возникали другие, но и осуществлялся диалог культур.


Заключение

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

В Древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, которая составляла властвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определенного развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели также некоторыми элементарными знаниями в алгебре.

Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Искусство Египта не было одинаковым во все времена египетской истории.

Культура каждой страны, культура Древнего Египта отражало в своих произведениях жизнь народа, который его создал.

Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

А, как база древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая с середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природной катастрофы, а главное, нашествия варварских племен греко-дорийцев в XII–X вв. до н.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос, Троя и др.), дворцы ее царей, и патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса против аристократии.

Это и время колонизации древними греками районов Причерноморья, Северной Африки, юга нынешней Франции, Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась в колонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. с городом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Греки широко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие, садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло – три источника богатства Древней Греции.

Начиная с VI в. до н.э., в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процесс закабаливания своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, т.е. территориальной общины.


Список литературы

1. Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры. Нижний Новгород, 2001.

2. Ариольдов А.И. Введение в культурологию. М., 2001.

3. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры. // Вопр. Философии, 1986. №12.

4. Культурология. Учеб. пос. Екатеринбург: ИИТЦ «Зерцало – Урал», 2005. 102 с.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М., 1992.

6. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

7. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. В 2‑х тт. Т. 1. М., 1985.

8. Культурология: Учеб. пос. /Сост. И ответств. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.