скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Древнегреческая и Древнеегипетская культуры

Контрольная работа: Древнегреческая и Древнеегипетская культуры

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Уральское представительство

Контрольная работа

По дисциплине «Культурология»

На тему:
«ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ И ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ КУЛЬТУРЫ; ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ»

Челябинск, 2009 г.


Содержание

Введение_____________________________________________________ 3

1. Древнеегипетская культура____________________________________ 5

2. Древнегреческая культура____________________________________ 17

3. Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности 25

Заключение__________________________________________________ 30

Список литературы____________________________________________ 32


Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что она затрагивает сущность и предназначение культуры: основные школы, концепции и направления в Древнегреческой и Древнеегипетской культурологии, историю мировой культуры, и т.д.

Целью данной работы является изучение, выявление и прослеживание тенденций развития Древнегреческой и Древнеегипетской культур, их роли в человеческой жизнедеятельности, а также способов приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры.

Задачей данной работы является изучение форм и типов культур, основных культурно-исторических центров, закономерности их функционирования и развития.

В работе использованы источники ведущих современных авторов, занимающихся данной проблематикой, которые освещают проблему культуры древних цивилизаций.

Изучая Древнеегипетскую и Древнегреческую культуры мы можем заметить, как культуры влияют на развитие друг друга. Также мы можем обнаружить влияние данных культур на зарождающуюся культуру древних славян. Мифы и легенды древней Греции оказали существенное влияние на русских писателей, таких как: Пушкин и Лермонтов.

В книге Бонар А. Греческая цивилизация от Антигоны до Сократа. Мы можем увидеть, что в Греции человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуется в нем. Сократ и Аристотель исходили из необходимости соответствия красоты с человеком.

Изучив данную проблематику с использованием указанной литературы, я поставил себе еще одну задачу: найти общее в Древнегреческой и Древнеегипетской культурах, потому что они развивались и преобразовывались примерно в одно время и взаимное проникновение этих культур неизбежно, как неизбежно общение двух народов, живущих по соседству. А также найти отличия в этих культурах, так как абсолютно одинаковых культур не может быть.

 

1. Древнеегипетская культура

Притягательная оригинальность культуры, отразившей своеобразие истории Древнего Египта, несла на себе печать ранних классовых отношений, зародившихся и вызревших в регионе. Изолированность географического положения долины Нила, особый климат с безжалостным солнцем летом и благодатным теплом зимой, соседство губительной пустыни, мощь объединенных усилий людей создали неповторимый образ этой культуры.

Давно отмечены традиционализм и особый консерватизм всех сторон жизни древнеегипетского общества. Египтяне ценили неизменность привычному, бережно хранили раз содеянное. Но это не означает абсолютного игнорирования нового, творческих поисков. Соединение традиционного и новаторского получило своеобразное выражение в том, что само творчество воспринималось как совершенствование образцов. Подобное восприятие творчества было благодатной почвой для высочайшего мастерства и создания всевозможных канонов.

Наиболее почитаемыми были: бог солнца Ра, центр которого находился в Гелиополе; бог-творец Птах, центром культа был Мемфис; в Фивах почитался Амон. По мере политического возвышения Фив бог Амон становился общеегипетским и принимал функции бога Ра, с которым позднее и слился, получив двойное имя Амон-Ра и почитался как создатель мира и покровитель царской власти.

Огромное количество богов и богинь, перепутанность их функциональных обязанностей приводили к необходимости упорядочить пантеон и определить отношения между богами. Наибольшей популярностью пользовались две версии, созданные жрецами Гелиополя и Мемфиса.

Гелиопольская версия утверждала, что сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос, из него появился бог Атум (позднее ставший Ра). Бог Атум-Ра из себя создал пару богов – Шу (воздух) и его жену Тефиут (влажность), от них родился Геб (бог земли) и Нут (богиня неба), которые были родителями Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды.

По версии жрецов Мемфиса, прародителем и изначальным божеством был Птах, создавший при помощи слова мир богов и людей. Боги в дальнейшем группировались в семьи, состоящие из бога-отца, бога-матери, бога-сына: Осирис – Исида – Гор; Птах – Сохмет Нефертум; Амон – Мут – Хонсу и т.д.

Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс (лев с человеческой головой), имеющий портретное сходство с фараоном. Власть фараона была абсолютной и всеобъемлющей, все его распоряжения принимали характер безусловного повеления. Фараон-бог имел свой культ: храмы, штат жрецов, особые жертвоприношения. Царь выполнял важнейшие религиозные обряды, имел право входить в святилище бога, а жрецы действовали как бы от его имени. Распространенный священный церемониал: падение на живот перед царем. целование земли у его ног, запрет произносить имя – все это оформляло культ фараона.

Концепция обоготворения царя стала широко распространяться с Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.), с установлением III династии, основателем которой был Джоссер. Это был период укрепления общеегипетского культа. Уже при фараонах I–II династий царские погребения отличались большей пышностью, чем захоронения номархов. Но и те, и другие представляли один и тот же вид мастабы. Теперь же, чтобы подчеркнуть прямую причастность фараона богу, его погребение получает принципиально иное решение – воздвигается пирамида. Первым был фараон Джоссер. Архитектор Имхотеп, который был обожествлен как сын бога Птаха, стал увеличивать надземную массу не по горизонтали, а по вертикали: усыпальница стала расти вверх. При пирамиде были построены заупокойный храм и маленькие храмы, где жрецы совершали церемонии в честь бога-человека – фараона. Номархи возводили свои усыпальницы рядом с пирамидой, но меньших размеров, архитектурно выражая свою преданность и подчиненность владыке. Наиболее величественные пирамиды были воздвигнуты фараонами IV династии: Хуфу (Хеопс по-гречески), Хафра, Менкаур.

Фараоны V династии ухе не воздвигали столь мощных, монументальных пирамид. Функция гробницы переносится на храм, теперь он символизирует мощь царской власти. Росписи храмов этой поры часто содержат сюжет: богиня кормит грудью фараона. Именно в это время возникают так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых был обелиск – символ солнца, перед ним воздвигался огромный жертвенник. Концепция божественности фараона отныне обосновывается не гигантскими сооружениями погребального культа, а новыми, идеологическими средствами: идеей прямого происхождения фараона от верховного бога Ра, который объявлялся отцом царствующего фараона. Папирус Весткор содержит сказание о фараоне ГУ династии Хуфу. Здесь говорится, что жена одного из жрецов зачала от бога Ра и родила трех сыновей, основателей новой династии. Яркое свидетельство религиозной санкции смены династий. Эта традиция сохранялась и развивалась долго, и еще в эпоху Среднего царства (XI–XVIII вв. до н.э.) фараоны XII династии именовались «сын Ра от плоти его». Свое божественное происхождение фараоны стремились подчеркнуть и внешним видом: на голову царственного ребенка надевался специальный обруч, который деформировал голову, заставляя череп принимать удлиненную форм.

Важное место в духовной жизни Древнего Египта занимали погребальные культы, что являлось следствием своеобразного отношения древних египтян к жизни и смерти, и было связано с представлением о человеке. Человек представлял собой единство трех элементов: тела, души Ба, которая вылетала из тела в виде птицы и уносилась на небо в момент смерти тела, и Ка – своеобразного двойника человека, вида души, таинственным образом связанной с телом. Ка, по представлениям египтян, могла погибнуть от голода и жажды, если покойник не будет снабжен всем необходимым: Ка могут съесть чудовища, если его не охранят магические формулы. Смерть – это смерть только тела, остается жить имя. Ба и Ка. Жизнь после смерти аналогична жизни на земле, она – продолжение земной жизни – жизнь Ка, которая попадает на поля Налу, расположенные где-то на западе.

При повсеместном и абсолютном распространении таких представлений, они особенно в переломные эпохи истории Древнего Египта, размывались моментами сомнения и скептицизмаа. С наибольшей четкостью сомнения в возможности загробного существования выражены в «Песне арфиста» (перевод А.А. Ахматовой):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство…

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков и воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достоянья.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

«Песнь арфиста» – это не просто голос древнеегипетского вольнодумца, но и своеобразный гимн реальной жизни, воспевание радостей земного бытия.

При всей важности погребальных культов в Древнем Египте нельзя полагать, что древние египтяне не чувствовали, не осознавали и не воспевали реальную земную жизнь, которая для них была наполнена многими ценностями и удовольствиями. Об этом красноречиво свидетельствует древнеегипетская лирика, для которой характерно воспевание земной человеческой любви (перевод К.Д. Бальмонта):

Едва она руки разнимет,

Едва она друга обнимет,

Как будто в Арабиия,

Плывет благовоний струя.

Ее поцелую,

Мне губы протянет она, –

И весь я ликую,

И пьян без вина.

Час наступил приготовить постель,

Тонким ее устелю полотном.

Сладкий любовный вкусим мы хмель,

Сладко вдвоем.

Оптимизму автора «Песни арфиста», жизнелюбию древнеегипетской лирики оппонирует анонимный автор «Беседы разочарованного со своею душой». Герой последнего произведения испытывает чувство подавленности и одиночества, он высказывает свое понимание человеческого существования, для которого характерно господство несправедливости. Он понимает, что его духовный дискомфорт, душевные смуты – следствие нравственных страданий, вызванных неправедной жизнью. В произведении отчетливо звучит идея о высшей справедливости, которая, однако, может быть достигнута лишь за границами видимого мира:

Кому мне открыться сегодня?

Зло наводнило землю.

Нет ему ни конца, ни края.

Мне смерть представляется ныне

Исцеленьем больного,

Исходом из плена страданья.

Мне смерть представляется ныне

Торной дорогой,

Возвращеньем домой из похода…

Мне смерть представляется ныне

Домом родным

После долгих лет заточенья.

Вера в загробную жизнь, несмотря на отдельные всплески скепсиса, была характерна для всей истории культуры Древнего Египта. Загробная жизнь воспринималась как продолжение земной; она безостановочно продолжала эту жизнь с ее заботами, мирными и часто радостными делами. Будущая жизнь, с точки зрения древних египтян, зависела от двух условий: тело должно быть сохранено и душа Ка должна получить все необходимое для жизни.

Стремление уготовить умершему вечную жизнь нашло выражение в способе погребения тела. В древние времена тело завертывали в шкуры, рогожу, ткани, позднее стали укладывать его в деревянные гробы, которые помещали в каменные саркофаги; над могилой ставили кирпичные, позднее каменные надгробия. Стремление сохранить тело вело к искусству мумификации, о котором поведал еще Геродот. Умершего бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь клали священный амулет – фигурку жука-скарабея. На скарабее было написало заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против него на суде Осириса. В Древнем Египте зародилась вера в загробное воздаяние. Еще в эпоху VI династии (XXV в. до н.э.) появляются тексты о суде над душой, В подземном царстве душу встречал шакал Анубис, который взвешивал сердце на весах, а душа исповедовалась перед Осирисом: «Я не творил неправедно против людей, я не убивал своих ближних, не заставлял рабов моих голодать, не был виновником бедности нищих, не развратничал». Вера в загробное воздаяние наполняла религиозную жизнь мыслью, что загробное существование определяется нравственным поведением человека на земле.

Духовная и религиозная жизнь Древнего Египта знает удивительный период, связанный с деятельностью фараона Аменхотепа Г/. В конце Среднего царства Египет был захвачен гиксосами. Силы, боровшиеся против захватчиков, группировались вокруг Фив. В 1578 г. до н.э. Яхмос успешно изгнал гиксосов, положив начало новому объединению Египта. Его преемник Тутмос Ш (1525–1473 гг. до н.э.) успешными завоеваниями способствовал созданию Египетской мировой державы. Борьба шла под знаменами Амона – главного бога Фив. В связи с этим возросло могущество фивских жрецов. Храм Амона в Фивах был одним из богатейших: десятки рабов, тысячи голов скота, тысячи гектаров земли, огромные сокровища и драгоценности. В честь Амона в Карнаке и Луксоре были построены храмы, поражающие размером и роскошью.

Однако нарастало противоречие между фиванским жречеством и служилой знатью, между жречеством и центральной властью. Для разрешения возникшего напряжения фараон Аменхотеп IV осуществил крутую религиозно-политическую реформу, преследующую цель уничтожения политической оппозиции. Личность Аменхотепа IV уникальна, его называют первой индивидуальностью в человеческой истории, его духовный мир был противоречив, а судьба трагична. Он смелый разрушитель традиции, и в то же время ее сторонник, решительный реформатор, строгий монотеист, доходящий порой до фанатизма, пророк и поэт, и в то же время властный диктатор. Он предпринял невиданное до этого дело – восстал против многотысячелетней традиции.

С самого начала своего царствования он стал выдвигать на первое место второстепенное божество, бога солнечного диска Атона. Уже на шестом году правления Аменхотеп IV провозгласил Атона верховным божеством всего Египта, а сам фараон был объявлен сыном Атона. Свое имя Аменхотеп (Амон доволен) фараон сменил на Эхнатон (Угодный Атону). Фараон покинул столицу Фивы и поселился в новой столице, которая была построена по его приказу и называлась Ахетатон (Горизонт Атона).

Атон, в отличие от традиционных богов Египта, имел новые черты. Он потерял антропоморфный характер. Эхнатон не позволял делать изображения Атона, поскольку подлинный бог не имеет формы. Символом Атона был солнечный диск с лучами-руками. Атон был провозглашен единственным божеством, лишенным супруги и преемников. Атон выступая в виде бога-творца, создателя мира и человека, другие боги были восприняты как проявления единого божества Атона. Изменился и характер богослужения, отныне оно проходило не в храме перед статуями богов, а под открытым небом. В честь бога Атона Эхнатон создал гимн, в котором было выражено новое представление о божестве:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, животворец!…

Нет числа разноликим созданьям твоим.

Многообразье их скрыто от глаз человека.

Ты единый творец, равного нет божества.

В единстве своем нераздельном ты сотворил

Все, что ступает ногами по тверди земной,

Все, что на крыльях парит в поднебесье.

Тобой предназначено каждому смертному место его.

После смерти Аменхотепа IV все вернулось на круги своя. Столица Ахетатон была покинута, Аменхотеп IV был объявлен еретиком, его попытка установления монотеизма в Древнем Египте последствий не имела. Но она не исчезла бесследно в истории человечества. И, быть может, не без его решительной, смелой попытки идея единого бога утвердилась в древнееврейской культуре.

Религиозное сознание древнеегипетского общества определяло особенности других феноменов культуры. Давно отмечена органическая связь древнеегипетской архитектуры и скульптуры с религиозным культом; в художественных формах выражалась идея неограниченного могущества бога-фараона. Два типа сооружений в связи с этим разрабатывались древнеегипетскими зодчими и скульпторами. Во-первых, это монументальные гробницы, посвященные богу-человеку – фараону, пирамиды, и во-вторых, жилище бога – храм.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.