скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКонтрольная работа: Древнегреческая и Древнеегипетская культуры

До сегодняшних дней сохранились развалины храмов в честь бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Они поражают и восхищают гигантскими размерами и удивительно органической вписанностью в окружающую местность, продуманностью композиции и роскошью отделки. Эти храмы представляют сложный комплекс обширных помещений, огромных дворов и множества аллей и переходов, а также колоссальных по размерам статуй божеств.

Особый тип храмового комплекса – скальные храмы, вырубленные в толще скал, самый известный из них посвящен Рамсесу II в Абу-Симбеле. Большими художественными достоинствами отличалась и светская архитектура – царские дворцы-резиденции. Монументальность, изысканность отделки интерьера, сложная организация внутреннего пространства – особенности резиденции Эхнатона в его новой столице Ахетатон.

Изумительная гармония архитектуры и скульптуры – еще одна черта художественного развития Древнего Египта. Высокими художественными достоинствами отличается разработка древнеегипетскими ваятелями типажа земного владыки. Уже в начале III тыс. до н.э. складывается канон художественной трактовки фараона: он изображался сидящим на троне, бесстрастен, величав и спокоен, являя огромную физическую силу. В эпоху Среднего царства идея холодного величия фараона преодолевается стремлением передать индивидуальные черты.

В наибольшей степени индивидуализм и психологическая проработка персонажа характерны для скульптурных портретов вельмож и простолюдинов. Высочайшего расцвета в умении передавать внутренний мир персонажа искусство скульптуры достигло в период Нового царства, во время правления Эхнатона. Скульптурные изображения фараона, его жены Нефертити, членов семьи отличаются реализмом и глубоким психологизмом.

Древние египтяне создали своеобразную и сложную систему письменности, с помощью которой могли выражать не только нужды производства и торговли, но и сложные образы, чувства, эмоции. Египетская письменность – иероглифика. В IV тыс. до н.э. были сделаны первые литературные записи, представляющие собою обработанные сказки, дидактические поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Наиболее полно в древнеегипетской литературе представлен дидактический жанр поучений и пророчеств. Одним из ранних образцов поучений является «Поучение Птахотепа»; известны поучения, в которых излагались правила управления государством, например, «Поучение фараона Аменемхета I», в «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа» говорилось о преимуществах должности писца. Подробное изложение правил житейской морали находится в «Поучении Ани» и «Поучении Аменемопе». Популярностью пользовались пророчества мудрецов, которые предсказывали наступления бедствий, если не будут соблюдаться нормы, установленные богами.

Древнеегипетская литература отличается поразительным многообразием жанров, богатством тем и мотивов, удивительными художественными образами и глубочайшим символизмом. Все это делает ее одним из самых удивительных достижений Древнего мира.

В системе египетской культуры важное место занимали научные знания. Особых успехов древние египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Древние египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо. Они дали звездным объединениям имена животных, составили точные каталоги звезд, изобрели водяные и солнечные часы. Особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, полное отсутствие элементов астрологии, которые были характерны для ассиро-вавилонской цивилизации.

Египтяне создали близкую к десятичной систему счисления, научились производить сложение и вычитание, умножение и деление и другие арифметические действия. Сохранилось два папируса, которые свидетельствуют о высоком уровне математического знания. Высоким искусством славились египетские врачеватели. Обычай мумификации трупов способствовал изучению анатомии человеческого тела, углублению медицинского знания.

Характерной особенностью древнеегипетской культуры является составление энциклопедий. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменепопе, сын Аменомопе, он составил свой труд в конце Нового царства.

Культура древних египтян вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть и не потеряла своего значения для современной истории.


2. Древнегреческая культура

Территориально античный мир – это древняя Греция, древний Рим и эллинистические государства. По времени античный мир существовал с конца II в. до н.э. вплоть до падения Рима в 476 г. н.э.

Как база античной древнегреческой культуры рассматривается крито-микенская, или эгейская культура (открытая А. Эвансом и Т. Шлиманом), существовавшая с середины III тысячелетия до н.э. и погибшая в результате природной катастрофы, а главное, нашествия варварских племен греков-дорийцев в X1I-X вв. до н.э. После этого исчезли крупные центры крито-микенской культуры (Кносс, Пилос, Микены, Троя и др.), дворцы ее царей, и общество было отброшено назад к ступени разложения патриархального рода. Нашествие дорийцев было связано с резким культурным упадком, но с VIII в. до н.э. начинается быстрое развитие уже древнегреческой культуры. С конца VIII в. до н.э. на территории Древней Греции из примитивных раннеклассовых государств и союзов формируется новая форма государственности – полис. Процесс становления полиса охватывал 300 лет. Это бурный, противоречивый процесс, наполненный войнами, мятежами, изгнаниями, борьбой демоса против аристократии.

Это и время колонизации древними греками районов Причерноморья. Северной Африки, юга нынешней Франции. Малой Азии. Наиболее энергичная часть полиса переселялась в колонии, сохраняя культурные, торговые связи с метрополией, т.е. с городом-матерью. Это способствовало усилению товарно-денежного обращения. Греки широко применяли железные орудия, что позволило создать интенсивное земледелие, садоводство и с помощью труда одной семьи, а не общины, как на Востоке, возделывать участки земли. Виноградарство, оливковые деревья и ремесло – три источника богатства Древней Греции.

Начиная с VI в. до н.э. в Греции распространилось покупное рабовладение, и прекратился процесс закабаления своих сограждан. Долговое рабство отменяется. В Афинах это произошло в результате реформ Солона в VI в. до н.э. Важнейшим следствием этого явилась консолидация граждан полиса, особенно граждан одного дома, то есть территориальной общины.

Все эти процессы привели к становлению общества нового типа – античного общества.

Античное общество состояло из сравнительно небольших по площади государств, вполне самостоятельных, но вступающих в союзы. Большинство жителей полисов оставалось земледельцами и. соответственно, главной отраслью хозяйства было земледелие, основанное на индивидуальном труде крестьянина. Размеры античного рабства были невелики. Многие жители городов занимались ремеслом, морским промыслом, торговлей. Таким обратом, преобладало мелкое хозяйство. Наряду с этим в античной Греции появляются и крупные хозяйства с использованием рабского труда: рудники, крупные мастерские. Следовательно, на первом месте в Древней Греции стояло мелкое товарное производство; на втором – рабовладельческий уклад; на третьем – наемный труд (в строительстве, морском деле): на четвертом – эксплуатация илотов в Спарте.

Античная форма собственности имела двойственный характер: во-первых, она предполагала частную собственность на все средства производства, условия труда, в том числе и на землю. Но если другими средствами производства могли владеть и чужеземцы (метеки), то землей мог владеть только гражданин полиса. Верховным же собственником земли оставался полис.

Понять античную культуру можно только исходя из ее фундамента – города-полиса. Полис это не только совместное проживание людей, а это город-община, и граждане полиса чувствовали себя и воспринимали своих сограждан как людей одного корня.

Античная собственность проявлялась и в том, что полис регулировал доходы своих граждан специальными повинностями (налогов античность не знала, и с граждан налоги не взимались), например, обязанность снарядить за свой счет корабль или принять расходы по празднеству всего города. Эти повинности предписывали выполнять богачам, а бедные граждане получали пособия от государства, например, тогда, когда происходили народные собрания или в пору исполнения трагедий. Посещения театра рассматривалось как гражданская обязанность, как религиозно-обрядовый ритуал.

Суд также был делом всех, и те, кто судил, а их было от 500 до 1001 человека, получали в этот день по 2 обола. Полис был неравнодушен к судьбе своих граждан. Так, если гражданин попадал в рабство, то полис его выкупал.

Таким образом, полис воспринимался не как что-то чужое, покорившее человека, стоящее над ним, а как собственное дело, «республика» – общее дело всех и каждого. Такое состояние общественной нравственности есть единство духа народа и духа каждого отдельного гражданина. И хотя на практике существовали расхождения между интересами отдельных групп, индивидов и полиса, но сам принцип: благо полиса – твое собственное благо – вошел в кровь гражданина античного полиса. Так, Аристотель определял четыре обязанности гражданина: участие в суде. воинская служба, участие в управлении и поклонении богам полиса. Античный полис был оптимальной формой согласования частных и общих интересов, ограничивал индивидуальное своекорыстие и выступал реальным фундаментом культуры Древней Греции.

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

Периодизация греческой культуры следующая: первый период – гомеровский или ранняя архаика XI–IX вв. до н.э., второй – архаика VIII–VI вв. до н.э. третий – классика с V – последняя треть IV в. до н.э., четвертый – эллинизм – последняя треть IV-V в. до н.э.

Для архаики характерен приоритет слова, гомеровский и гесиодовский эпос. «Илиада» Гомера, описывающая события Троянской войны, второе произведение мировой литературы. (Первое – нам известное «Эпос о Гильгамеше»). Гомер обратил внимание на индивидуальные качества личности. Индивидуальность, неповторимость личности уже осознана, и это было выдающимся завоеванием греческой культуры. Ахилл, Приам, Гектор, Агамемнон, Одиссей – не похожи друг на друга, у каждого индивидуальный характер, своя ведущая черта. Античность еще не знала развития характера как полного раскрытая духовного мира человека. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера мы находим модель мира, состоящую из деления мира на мир богов и людей. Есть четыре поколения: старшее поколение наиболее близкое богам. К нему принадлежали и Тантал, и Сизиф. Второе – поколение героев (Геракл и др.), третье – участники Троянской войны, четвертое – дети троянских греков.

Гесиоду принадлежат поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Гесиод жил в эпоху распада общины (конец VIII – начало VII вв. до н.э.). Заметим, что древние греки знали о своих деятелях только время полного расцвета акмэ и относили их на соответствующую олимпиаду.

У Гесиода в поэме «Труды и дни» мы встречаем необычную мораль, которой нет в культуре, например, Египта или Вавилона. Это мораль труда и накопительства, своеобразная трудовая аскеза. Судьба, по Гесиоду, делается руками людей. Поэма Гесиода – своеобразная нравственно-дидактическая энциклопедия. У Гесиода представлена историософия в мифе о пяти веках человечества (золотой, серебряный, медный, век полубогов, железный), где осознается изменение мира во времени. В поэме «Теогония» Гесиод впервые систематизирует греческую мифологию, начиная рассказ с мифа о происхождении мира, преобразовании Хаоса в космос. При этом Хаос, Гея. Океан, Уран не фигурируют как личности, а представлены как стихии космоса. Уран и Гея рождают первое поколение – гигантов и циклопов; второе – титанов: третье поколение – олимпийские боги.

Дается картина мира по вертикали: Небо – Земля, Аид – Тартар. В поэзии есть описание битвы богов и титанов, ряд эпизодов, получивших всемирное значение: миф о Прометее, образы муз, деяния культурных героев и т.п.

В период архаики происходит расцвет лирики. Лирика делится на хоровую, выразившую групповое сознание (гимны, дифирамбы), и сольную, выразившую самоощущение личности, личностный взгляд на мир, индивидуальное самочувствие. Среди поэтов первого рода следует назвать Алкея, Сафо. Архилоха. Анакреона.

К концу VI в. до н.э. интерес к лирике падает. На первый план выходит драматургия – новый шаг в познании человека. Драма наиболее конфликтна и развивается по мере осознания противоречивости бытия человека в обществе.

Театр в Греции вырастает из праздников великих Дионисий, которые происходили два раза в год: весной и осенью. А у самых истоков театра лежат тотемические обряды, ибо в первобытной культуре магический образ строился как имитация охотничьего действия и предполагал способность перевоплощения. Великие Дионисии связаны с культом Диониса. Разыгрывались события из жизни Диониса: сначала миф о том, как он был разорван титанами. При этом Диониса символизировал козел, его разрывали на части и оплакивали. В шествии принимал участие хор и корифей – предводитель хора. Хор исполнял дифирамбы, и между хором и корифеем происходила перекличка. А затем Дионис чудесно воскресал, и шествие в честь этого символизировало мотивы плодородия, воскресения природы.

Расцвет театра в Греции связан с развитием демократии. ибо театр рассматривался как средство воспитания, средство воздействия на духовный мир человека. Организация театрального спектакля считалась почетным делом, а посещение театра было гражданской обязанностью, а неимущие получали на это деньги.

Греческая драматургия знает трех великих создателей трагедий: Эсхил (525–456 до н.э.), Софокл (496–406 до н.э.) и Еврипид (480–406 до н.э.). У Эсхила чаще всего действуют боги и герои мифологии. Единственная дошедшая до нас целостная трилогия Эсхила – это «Ористея». В «Прометее прикованном» он творчески перерабатывает миф о культурном герое, великом титане – богоборце. Время Эсхила это время утверждения афинской демократии, период гармонии человека и мира.

У Софокла чаше всего действует реальный человек своего времени, но человек идеальный, целостный, лишенный внутренних противоречий, борьбы страстей. Софокл уже ставит проблему автономности личности, замечает противоречия между личностью и властью («Антигона»), вводит тему рока и ответственности личности в трагедии «Эдип-царь».

Еврипид открыл внутреннюю противоречивость человека, у него уже не судьба, не вмешательство богов, а борьба страстей и мотивов движут человеком. Внешний конфликт превращается во внутренний. В этом плане характерны трагедии «Медея» и «Ипполит увенчанный». Трагичность бытия человека, драматические противоречия между личностью и социальным устройством, гуманизм, мотив творчества, глубина проникновения в человеческий характер определяют особое место Еврипида в развитии театра и драматургии.

Наряду с трагедией получает развитие старая античная комедия, связанная с именем Аристофана (450–388 до н.э.). Основные темы его творчества: демократия, ее внутренние противоречия («Всадники»); социальное равенство («Женщины в народном собрании''), война и мир («Лисистрата», «Мир»), литературная и философская сатира («Облака», «Лягушки»). Искусство в понимании Аристофана должно активно вмешиваться в жизнь, способствовать утверждению идеалов, выполнять свою социально-организующую функцию. Такой пафос был обусловлен начавшимся кризисом полисного устройства, постепенным переходом к ином}' типу культуры, началом эллинистического периода.

Культура эпохи эллинизма складывалась в результате завоевательных походов Александра Македонского и представляла собой своеобразный синтез, диалог культуры греческой и культуры Востока. Войска Александра принесли в языческую культуру Востока классическую культуру эллинов. С точки зрения духовной ситуации языческая культура Востока оказалась оплодотворенной достижениями греческой культуры: от греков шел рациональный элемент миропонимания, язык межэтнического общения – койне, скульптура, поэзия, а от Востока – процесс передачи религиозных и мифологических культурных форм, с точки зрения политической ситуации, создались огромные эллинистические государства. Если грек в классический период – свободный гражданин самостоятельного города-государства, ориентирующийся на богов и идеалы полиса, активно принимающий участие в коллективно принимаемых решениях, то после Александра Македонского в огромной империи эллинистической эпохи бытие человека уже иное, и на первый план выходит не общественная, а личная, интимная жизнь человека.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.