скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений

По определению Р.С. Немова [44], личность – человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта [32]. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Итак, личность социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Различают статистическую и динамическую структуры личности [46]. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

-           всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

-           индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

При всем своеобразии комплексов профессионально важных качеств в различных видах профессиональной деятельности можно, однако, назвать ряд личностных качеств, выступающих как профессионально важные практически для любого вида профессиональной деятельности. Это прежде всего ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка, являющаяся важным компонентом профессионального самосознания, и несколько более специфические эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.

Сотрудники Станции Скорой Медицинской Помощи относятся к категории медицинских работников, соответственно, для них характерны специфические личностные качества. Анализ научной литературы позволил выделить следующие профессионально значимые для врачей, фельдшеров и медицинских сестёр качества личности: профессиональная компетентность, гуманизм, эмпатичность, доброжелательность и внимание к людям, контактность, бесконфликтность, сила воли, такт, оптимизм, умение психологического воздействия, ответственность, наблюдательность.

Работники служб экстренного вызова, к которым относятся сотрудники ССМП, кроме выделенных качеств, должны обладать рационализмом мышления и готовностью к риску (Т.В. Корнилова, 1994). Это связано, прежде всего, с тем, что они, в отличие от медицинских работников поликлиник и стационаров, вынуждены зачастую принимать решения, от которых зависит жизнь человека. Время на принятие решения ограничено, необходимо выбрать из имеющихся вариантов решения наиболее оптимальные.

Готовность к риску в данном случае нами понимается как готовность к актуализации своего интеллектуального и личностного потенциала при принятии решений в экстремальных условиях и отражает связь личностной обусловленности принятия решений с другими шкалами личностной регуляции, в том числе, с рациональностью.

Рациональность нами понимается как готовность обдумывать свои решения и действовать при возможно полной ориентировке в ситуации и может характеризовать разные, в том числе и рискованные решения субъекта. При этом важно учитывать, что готовность к риску означает не отказ от развёртывания мыслительной ориентировки в ситуации, а готовность к самоконтролю действий при заведомой неполноте или недоступности необходимых ориентиров, а также готовность полагаться на свой потенциал.

Итак, личность социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. В нашей работе мы исследовали: типы поведения в конфликтных ситуациях, типы акцентуаций личности, конституционные факторы – все это индивидуально типологические особенности личности, которые являются неотъемлемой частью структуры личности, выражают индивидуально-неповторимые свойства психики, в полной мере характеризуют индивидуальность каждого испытуемого и обуславливают особенности его поведения в профессиональной деятельности и взаимоотношение с окружающими. Работники ССМП, на наш взгляд, обладают, в отличие от других медицинских сотрудников, ярко выраженными личностными свойствами – готовность к риску и рациональность как психологическими качествами, влияющими на принятие решений в широком контексте профессиональных ситуаций.

Подвергая исследованию индивидуально типологические особенности личности, представляется важным при анализе результатов учитывать динамическую модель структуры личности, ибо личность – функциональное образование и напрямую зависит от конкретных условий. Каждый человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида и носит ситуативный характер.

2.2. Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова

 
Программа исследования и его организация.

Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. Красного креста.

Основанием для выбора экспериментальной базы были следующие положения. Поскольку на ССМП Помощи работают фельдшеры и медицинские сёстры, непосредственно осуществляющие функции оказания медицинской помощи, т.е. самостоятельно принимающие решения, необходимо было в больницах и поликлиниках отобрать средний медицинский персонал, осуществляющий такие же функции. По этой причине в расчёт не брался персонал поликлиник (за исключением дневного стационара).

Для самостоятельного принятия решений необходим определённый профессиональный опыт, поэтому экспериментальную выборку составили медицинские работники со средним специальным образованием и стажем работы не менее 5 лет. Различия по полу в рамках данного исследования в расчёт не принимались.

Поскольку гипотеза исследования предполагает удовлетворённость Работой и успешное выполнение профессиональных обязанностей, для отбора экспериментальной выборки проводилось исследование 74 человек с помощью анкеты «Мотивация выбора медицинской профессии» (модификация теста мотивов Хеннинга, сделанная А.П. Васильковой) и нестандартизированного интервью (Приложение 1).

Процедура исследования предполагает ответ на вопрос : «Что побудило Вас выбрать медицинскую специальность?». Опрашиваемый должен провести сравнение 9 утверждений, написанных попарно на отдельных карточках (всего 36 пар), и отдать предпочтение одному утверждению в каждой паре.

Обработка результатов: проводящий тестирование оценивает степень предпочтительности одного из двух утверждений величиной от1 до 3 баллов. Затем проводится суммирование баллов по одинаковым утверждениям, содержащимся во всех карточках.

Выводы: чем больше выборов того или иного утверждения и набранных по нему баллов, тем большую значимость для опрашиваемого имеет та или иная причина при выборе медицинской специальности.

Утверждения № 1 и № 2 считаются предпочтительными, т.к. они свидетельствуют о желании лечить людей, т.е. о стойкой внутренней мотивации, влияющей, в свою очередь, на удовлетворённость профессией.

В процессе обследования задавались уточняющие вопросы испытуемому: «Довольны ли Вы своей профессией?», «Приносит ли она удовлетворение?», «Считаете ли Вы, что оказываете влияние на жизнь людей?», «Если бы Вы сейчас выбирали профессию, Вы выбрали бы эту же? Почему?». Варианты вопросов зависели от того, как отвечал испытуемый, встречались ли при выполнении задания затруднения и т.п.

В результате анализа ответов были отобраны экспериментальная группа (ЭГ) – фельдшеры и медсёстры ССМП общим количеством 31 человек, и контрольная группа (КГ) – средний медицинский персонал разных должностей больницы «Сосновая роща» (22 человека) и дневного стационара поликлиники № 1 им. Красного креста (8 человек), общим количеством 30 человек. Таким образом, в экспериментальную выборку входили 61 человек среднего медицинского персонала разных должностей со стажем не менее 5 лет, различные по половому и возрастному составам. Средний возраст составил примерно 25 – 40 лет.

Исследование состояло из нескольких этапов:

1.         Опрос среднего медицинского персонала ЭГ и КГ с применением бланкового стимульного материала (Приложение 2).

2.         Анализ индивидуально типологических особенностей личности медицинских работников и личностных факторов принятия решений.

3.         Нахождение взаимосвязи индивидуально типологических особенностей работников служб экстренного вызова со степенью выраженности у них негативных эмоциональных состояний в конфликтных ситуациях, определяющих в экстремальных условиях деятельности процесс принятия решений и личностных факторов принятия решений, если таковая взаимосвязь будет иметь место.

 

Методики исследования

Для изучения психологических качеств личности работников служб экстренного вызова был применен комплекс стандартизированных психодиагностических методик, соответствующий поставленным задачам исследования, который включал в себя следующие конкретные методики:

1. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации K. Томаса – Р. Килменна (модификация Гришиной Н. В.). Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас и Килменн применили двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уступчивость; уклонение; противоборство; сотрудничество; компромисс [18].

Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса-Килменна, позволяющую проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения (Таб. 2.1.).

Таблица. 2.1.

Формы поведения в конфликте

 противоборство

сотрудничество

компромисс

 уклонение

уступчивость

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

1.         Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

2.         Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.

3.         Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

4.         Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

5.         При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет [18].

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях авторы применили двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов [12]. Соответственно этим двум способам измерения К. Томас и Р. Килменн выделяют следующие способы регулирования конфликтов: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.