Дипломная работа: Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений
- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);
- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);
- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);
- по охвату деятельности (масштабные, узкоспециализированные);
- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно и многоступенчатые);
- по числу принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны руководителей, со стороны исполнителей);
- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);
- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);
- по сложности (простые и сложные).
Наиболее типичные решения, принимаемые работниками служб экстренного вызова, можно классифицировать как ситуационные, рисковые, краткосрочные, оперативные, единоличные и групповые, многоступенчатые, гибкие и дополняющие друг друга.
У. Джеймс [64,189], размышлявший о том, как принимаются решения, описал пять типов решений, из которых только два, первый и второй, включают в себя «волевое» усилие:
1. Разумное решение. Рассматриваются аргументы за и против данного образа действия, и выбирается одна альтернатива. Шансы и доводы рационально взвешиваются.
2. Волевое решение. Волевое, требующее напряжения решение, включающее в себя ощущение «внутреннего усилия».
3. Дрейфующее решение. В этом случае нет решающего довода в пользу какого-либо образа действия. «… Любой кажется хорошим, и принимающий его испытывает усталость или разочарование по поводу этого решения. Мы принимаем решение, позволяя себе дрейфовать в направлении, как будто бы случайно определенном извне…».
4. Импульсивное решение. «…Мы чувствуем себя неспособными решить, и выбор кажется таким же случайным, как и в третьем варианте. Но ответ приходит изнутри, а не извне. Мы воспринимаем себя действующими автоматически и часто импульсивно…».
5. Решение, основанное на изменении точки зрения. Это решение часто возникает внезапно и является следствием какого-либо важного внешнего опыта или внутреннего состояния (например, вследствие печали или страха), приводящего к существенному изменению точки зрения - к изменению в том, "к чему сердце лежит".
Р. Акофф [37] выделил в системе для принятия решения следующие факторы - и в этом виден системный подход:
- человек, принимающий решение, т.е. тот, кому предстоит решать проблемы. Может быть как отдельный индивидуум, так и небольшая группа людей и даже большой коллектив;
- управляемые переменные, т.е. параметры и ситуации, которыми может управлять лицо, принимающее решение;
- неуправляемые переменные, которыми не может управлять лицо, принимающее решение: в совокупности эти переменные образуют «окружающую среду» или «фон проблемы»;
- внутренние либо внешние ограничения на возможные значения управляемых и неуправляемых переменных;
- возможные исходы (решения, результаты) - должно быть не менее двух неравноценных, т.к. в противном случае не имеет значения; какое решение принять.
П.К. Ощепков [47], формулируя свои принципы, указывал на то, что они приемлемы не только при постановке и решении крупных естественнонаучных и технических проблем, но и при решении любого практического вопроса. Приводим эти принципы.
1. Анализ поставленной перед собой задачи с точки зрения ее современности и общественной потребности в ней. Раскрытие внутренних противоречий в процессах обусловивших или обуславливающих постановку задачи.
2. Проверка правомерности постановки задачи с точки зрения общих законов природы.
3. Проверка осуществимости решения задачи на современном уровне науки техники и производства.
4. Разработка общей системы решения задачи и выбор основного, т.е. определяющего эксперимента.
5. Анализ полученных результатов головного эксперимента и нахождение диалектической взаимосвязи их с поставленной задачей.
С.Л. Рубинштейн выделил три основные формы процесса принятия решений [52]:
1.) Решение не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. Весь волевой процесс - от первоначального побуждения и возникновения цели до ее осуществления - так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт; принятие решения заключено в свернутом виде в признании цели. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент.
2.) Иногда решение как бы само наступает, являясь полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Происходит некая внутренняя работа, что-то сдвигается - и все представляется уже в новом свете: «я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно».
3.) До самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели все остальное.
Рассмотрим структуру и механизм принятия решения. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры и отлаженностью механизма. Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения [37]. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован (Табл.1.1.).
Таблица 1.1.
Содержание основных фаз принятия и реализации решения
Фаза |
Содержание фазы |
1. Сбор информации о возможных проблемах |
1.1. Наблюдение за внутренней средой 1.2. Наблюдение за внешней средой |
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы |
2.1. Описание проблемной ситуации 2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема 2.3. Формулировка проблемы 2.4. Оценка ее важности 2.5. Выявление причин возникновения проблемы |
3. Формулирование целей решения проблемы |
3.1. Определение целей 3.2. Формулировка целей решения проблемы |
4. Обоснование стратегии решения проблемы |
4.1. Детальное описание объекта 4.2. Определение области изменения переменных факторов 4.3. Определение требований к решению 4.4. Определение критериев эффективности решения 4.5. Определение ограничений |
5. Разработка вариантов решения |
5.1. Расчленение задачи на подзадачи 5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 5.3. Построение моделей и проведение расчетов 5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 5.7. Разработка вариантов решения всей задачи |
6. Выбор лучшего варианта |
6.1. Анализ эффективности вариантов решения 6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения |
7.1. Проработка решения с исполнителями 7.2. Согласование решения с функционально-взаимодействующими службами 7.3. Утверждение решения |
8. Реализация решения |
8.1. Подготовка рабочего плана реализации 8.2. Его реализация 8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
На практике, все может проходить не так гладко: подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; принимающие решения различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства принимающих решения [43,241]:
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- задание целей и их относительной важности;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
- возложение ответственности за решения.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно заключить, что процесс принятия решений включает в себя много различных элементов, в нем присутствуют: проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры и отлаженностью механизма. Ход процесса принятия решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов: сбор информации о возможных проблемах, выявление и определение причин возникновения проблемы, формулирование целей решения проблемы, обоснование стратегии решения проблемы, разработка вариантов решения, выбор лучшего варианта, корректировка и согласование решения, реализация решения.
Принятие решений является важной частью любой профессиональной деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается деятельность специалистов разного вида и уровней. Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решений в профессиональной деятельности. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На наш взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих научно-литературных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (Табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Процесс принятия решения в профессиональной деятельности
Стадия |
Содержание стадии |
Стадия 1 Признание необходимости решения |
1. Восприятие и признание проблемы 2. Интерпретация и формулирование проблемы 3. Определение критериев успешного решения |
Стадия II Выработка решения |
1. Разработка альтернатив 2. Оценка альтернатив 3. Выбор альтернативы |
Стадия III Выполнение решения |
1. Организация выполнения решения 2. Анализ и контроль выполнения решения 3. Обратная связь и корректировка |
Первая стадия данного процесса состоит в признании необходимости решения и включает следующие этапы [47]: признание проблемы, формулирование проблемы, определение критериев успешного решения.
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается специалистом не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями группы, коллектива и способами их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: 1.) способности системы управления делать это в режиме саморегулирования; 2.) опытности и индивидуальных характеристик специалиста.
Если исходить из того, что решение - это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или не признание существующей в коллективе проблемы. Процесс здесь будет проистекать по-разному для структурированных и неструктурированных проблем (Табл.1.3.).
Таблица 1.3.
Природа проблем и решений в коллективе
Типы проблем |
Уровни коллектива |
Типы решений |
|
Верхнее | звено | ||
Нижнее | звено |
В первом случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно. Если задание выполнено на 70%, то для ее руководителя совершенно очевидно, что проблема существует и проблему надо решить. Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в коллективе и в его внешнем окружении. Примером такого решения могут быть действия работника «скорой помощи» на основе информации, полученной от больного или его родственников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11