скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Различные пути преодоления заниженной самооценки

Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:

"Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения[81]."

Сама маскировка происходит  в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду,  где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.

В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить сво поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.

Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся"[82]. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.

Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.

2. Самоутверждение.

Еще один защитный механизм, несколько отличный от других и не описанный нами ранее, “включается” в человеческом организме при заниженной самооценке. Этот механизм был описан еще Адлером[83]. Он провел аналогию с физической сферой человека, где недостаток и слабость одного органа организм компенсирует усилением другого. Например, если одна почка плохо функционирует, то ее функции берет на себя другая почка. Так же в жизни, человек имеющий физические дефекты, начинает пытаться устранить эти дефекты, развивая другие органы  с помощью тренировок, и нередко достигает мастерства и силы. Адлер показал, что та же закономерность действует и в психической сфере. Так, чувство неполноценности компенсируется самоутверждением. А.Адлер придавал огромное значение механизму компенсирования, т. к. он считал, что человек всю жизнь пытается компенсировать свое чувство неполноценности, сформированное в детстве, используя самоутверждение. Для него самоутверждение - движущий стимул, руководящий почти всеми его поступками.

Как уже говорилось, самооценка будет неустойчива, если нарушено хотя бы одно основание, на котором она базируется. Недостаток в одной из составных самооценки человек начинает компенсировать гипертрофированием другой составной. Человек начинает компенсировать свои недостатки любой деятельностью, которая приносит ему хоть какой-нибудь успех. Так человек, страдающий от недостатка любви, может пытаться компенсировать это в сфере компетентности. Средствами компенсирования, в таком случае, могут стать: усиленная учёба, спортивные тренировки, развитие навыков, способностей и т.д.

В христианской жизни самоутверждение происходит по тем же принципам, но уже в специфической для христиан сфере. Так, например, средством утверждения может стать кафедра в церкви, где молодой человек "самореализуется" под удивленные вздохи бабушек, восхищенных его красноречием. Самоутверждение может происходить в евангельской деятельности и в любом виде служения, где есть те, кто увидят и оценят. Но это самые невинные способы самоутверждения.

Альфред Адлер показал, что заниженная самооценка может принимать еще более сложные формы, когда происходит не просто компенсация, но гиперкомпенсация (overcompensation) или комплекс превосходства[84]. Это форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее чем, просто избавление от чувства неполноценности. Гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению, когда человек действует так, как будто он чувствует свое превосходство над другими. Например, студент, считающий, что он лучше других знает английский язык, полагает, что всем необходимо узнать об этом и поэтому не упускает ни одной возможности сказать что-то по-английски в присутствии других. Человек, страдающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. У него настолько низкое мнение о себе, что он чувствует свою значимость только тогда, когда ощущает в чем-то свое превосходство над другими. Окружающие люди считают его гордым, не понимая, что истинной причиной его высокомерия является заниженная самооценка.

А как гиперкомпенсация проявляется в христианской жизни? В чем христианин может пытаться превзойти других, чтобы почувствовать свою значимость? Если гордым среди христиан быть не принято, то ведь можно стать смиреннее или “святее” других. Ролло Мей указывает, что часто заниженная самооценка у верующих выражается в сильном стремлении к святости, когда отстаиваются и считаются важными незначительные мелочи христианской жизни. Успех в соблюдении этих мелочей и сравнение себя с другими, не такими ревностными” членами церкви дают желанное чувство значимости. Такое стремление к “святости” почти никогда не обходится без критики тех, кто еще её не достиг. Критицизм других усиливает страдающее чувство собственной значимости[85]. Консервативная позиция не всегда имеет правильные мотивы. Христианину было бы полезно проанализировать свои чувства и честно определить, какую природу имеет его стремление к святости: стремление от чистого сердца быть подобным Иисусу или самоутверждение? А может быть и то и другое вместе? Ловушкой для верующего является попытка совместить служение Богу и самоутверждение.

Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других[86]."

Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.

"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого  девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами[87]."

Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения[88]. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:

"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл[89]."

Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он  не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки -  приведет к неудаче.


Б. Методики самосовершенствования.

В предыдущем разделе мы рассмотрели действие защитных механизмов человека, которое происходит за пределами осознания индивидуума и без вмешательства психолога. В данном разделе мы сделаем обзор основных методик, которые предлагаются различными психологами человеку, страдающему заниженной самооценкой, когда проблема уже выявлена.[90]

1. Отечественная школа психологии.

Отечественная наука, как педагогика (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.), так и психология (Выготский А.С., Рубинштейн С.Л., Петровский А.В.), ведущую роль отводит деятельности. Личность формируется и совершенствуется главным образом в процессе активной деятельности, поэтому основной способ преодоления заниженной самооценки заключается в переключении её интересов и направленности с себя на "дело" (Л.И.Божович, Л.С.Славина). Работая с детьми, страдающими заниженной самооценкой, предлагается повышать их статус по отношению к другим, а так же создавать им возможность для самоутверждения.[91]

2. Бихевиоральная школа психологии.

Отличную от этой методику предлагает бихевиоральная школа психологии. Как уже говорилось выше, основным предметом исследования бихевиоральной школы является внешнее поведение. Внутренние аспекты человеческой души почти не рассматриваются из-за отсутствия инструментария для ее объективного исследования. Поэтому и терапия в основном ориентирована на поведение человека. Бихевиористы полагают, что многие люди, имеющие проблемы в общении, просто  не обладают навыками, необходимыми для разрешения проблем повседневной жизни. Возможно, они приобрели неправильные навыки или ошибочные шаблоны поведения, которые сохраняются с помощью какого-либо подкрепления. Бихевиоральные терапевты делают, например, вывод, что некоторые люди попросту не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев или отклонить неразумные просьбы[92].

Соответственно, терапия в данном случае будет заключаться в обучении  навыкам поведения. Метод, применяемый для этого, имеет название “репетиция поведения”. Клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Методика проведения структурных ролевых игр такова[93]:

*           Клиенту  объясняется суть роли, которую он должен будет играть, после чего ему представляется данная модель поведения в тренинговой ситуации.

*           Клиент должен исполнить роль, которая была ему представлена, причем исполнена, может быть либо в действии, либо посредством мысленного повторения. Мысленное представление оказывает действие, близкое по своему значению к реальному исполнению[94].

*           Консультант, наблюдая за исполнением, представляет клиенту информацию, что можно улучшить и побуждает его проводить ролевые игры далее.

*           В течение курса терапии клиент опробует выученные модели поведения в реальной жизни.

В целом, метод репетиции поведения помогает людям преодолевать застенчивость, учит отстаивать свои права, контролировать гнев и приобретать полезные навыки общения с другими людьми[95]. Кроме того, в основном, он ориентирован на формирование чувства компетентности.

3. Когнитивная школа психологии.

Несколько иную методику преодоления заниженной самооценки предлагает когнитивная школа психологии[96], в частности, терапевтические разработки Джорджа Келли. Его метод целиком связан с его концепцией природы и поведения человека.

Когнитивное направление психологии подчеркивает влияние мыслительных процессов на поведение человека. Человек здесь рассматривается как ученый, который постоянно высказывает и проверяет свои гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий[97]. Соответственно, восприятие мира и себя основывается на своих моделях или конструктах[98]. Эти конструкты сугубо индивидуальны и личностны. Поэтому методика когнитивных психологов, прежде всего, касается изменения ошибочных внутренних конструктов и предполагает создание здоровой внутренней конструктной системы. Главная задача при этом: увеличить прогностическую эффективность этих конструктов. Келли для этого создал оригинальную методику – терапию фиксированной роли[99]. Методика, как и при репетиции поведения, заключается в изменении внешнего поведения, хотя преследуется уже другая цель. Если там главной задачей являлось формирование навыков поведения, то здесь на первый план выходит работа над конструктной системой человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.