скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Различные пути преодоления заниженной самооценки

Интересно отметить, что не только негативное отношение родителей разрушительно действует на ребёнка. Фактором, оказывающим большое влияние на формирование заниженной самооценки, согласно Адлеру, является также чрезмерная опека родителей. Например, мать может вести себя напряженно и проявлять нервозность, когда малыш вздумает поговорить с гостями или с посторонними людьми на улице. Она вмешивается в разговор, пытаясь объяснить, что хотел сказать малыш или начинает нервно смеяться, когда ей кажется, что его высказывания звучат глуповато. Если ребенку задают вопрос, она не дает ему открыть рот, стараясь ответить вместо него. Когда он должен провести выходные вне дома, мама предварительно читает ему обширную лекцию о том, как надо себя вести, чтобы не выглядеть глупым. И хотя при этом мать или отец действуют из лучших побуждений, все это однозначно говорит ребенку о том, что его родители не доверяют его способностям, и что его поведение без их указаний выглядит глупо. При чрезмерной опеке страдает в первую очередь чувство компетентности.

Важным для ребёнка является также ощущение себя, безусловно, любимым. Существует огромное множество подсознательных мотивов неудовлетворенности своим ребенком. Иногда его не могут полностью принять потому, что ему не достает привлекательности и обаяния, или потому, что он иногда кажется глуповатым и несообразительным. Возможно, он не такой, как его ожидали, а может, он родился в неудачное время, и его появление вызвало финансовые трудности и раздоры. Может быть, вместо мальчика родилась девочка или наоборот. А может быть, ребенок просто стал для родителей символом собственных неудач и своей непригодности к этой жизни. “Совершенно очевидно, что вы не сможете внушить ребенку уважение к самому себе, если будете испытывать к нему скрытую неприязнь по каким-то причинам[57].” Ребенок остро чувствует отсутствие безусловной любви.

На формирование самооценки большую роль оказывают ценности, принятые в обществе. Все люди в той или иной степени подвержены влиянию этих ценностей. В соответствии с ними происходит взаимное оценивание друг друга. Родители, учителя и друзья, сами этого не осознавая, часто оценивают детей, также исходя из них. Одной из таких ценностей или критериев оценивания является красота. Исследования показали, что, например, красивая женщина ценится выше, получает более высокие оценки в институте, больше влияет на мужчин и даже на суде получает более мягкий приговор[58]. Красивые мужчины и женщины оцениваются как более общительные, красивые, сильные, чуткие, добрые и интересные, чем менее красивые[59]. Поэтому, дети также оцениваемы окружающими по внешней красоте, и, следовательно, страдают те дети, которые красивой внешностью не обладают. Как мы уже отметили, самооценка ребенка формируется преимущественно на основании мнения окружающих о нем. Кроме того, впитывая эти ценности, дети сами начинают определять свою ценность по этим критериям. Внешность - это наиболее значительный критерий оценивания в жизни ребенка. Кроме этого, оценивание начинает происходить по такой категории, как ум. Ввиду того, что этот критерий оценивания начинает играть большую роль в школьный период, мы рассмотрим его ниже, в разделе “ Школа ”.

2. Школа.

Ребенок идет в школу. Как дальше будет формироваться его самооценка? Мы не будем подробно останавливаться на этом периоде, т. к. он широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень хорошо этот период исследован отечественными психологами.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает ведущая деятельность, соответствующая этому периоду (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Т.Ю. Андрущенко). В школьный период такой ведущей деятельностью является учеба. Поэтому учебная деятельность оказывает особое влияние на формирование самооценки (Л.В. Берцфан, А.В. Захарова). Конечно, стоит добавить, что в школьный период половые различия также определяют приоритеты оценивания: мальчики оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, тогда как для девочек, кроме того, важны межличностные отношения (К. Гиллиган). Выявлена зависимость самооценки от отношений в классе, а также от стиля преподавания[60] (Т.С. Токарская, Н.А. Березовин, Л.К. Грицюк, А.В. Киричук).

Говоря о самооценке ребенка, нужно отметить, что к школьному периоду:

à     она еще недостаточно сформирована, необъективна и обнаруживает тенденцию к переоценке (Н.Е. Акудинова, А.М. Запрягалова, А.И. Липкина).

à     во многом зависит от оценок учителя (Б.Г.Ананьев, А.И.Липкина, В.М. Синельников, С.М. Юлдашева). Большинство психологов сходятся на том, что именно в подростковый период самооценка наиболее чувствительна и одновременно является неустойчивой, легко и резко меняющейся (Л.И. Божович).

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”, несколько снижается общее самоуважение, и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую, положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, самооценка становится устойчивее, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Замечена взаимозависимая связь между учебой и самооценкой. В 1, 2 классах самооценка непосредственно влияет на учебный процесс, в старших же классах преобладает обратное действие, а именно: учебная деятельность влияет на характер самооценки[61]. Таким образом, заниженная самооценка мешает учиться и понижает успеваемость, а затем, по причине низкой успеваемости, самооценка падает еще ниже первоначального уровня.

Согласно Эриксону, который разложил развитие человека на 8 стадий психосоциального развития, школьный период связан со стадией конфликта между трудолюбием и чувством неполноценности[62] (6-12 лет). Главным кризисом этой стадии является возможность развития неполноценности. Если ребенок разрешает этот кризис, у него формируется трудолюбие, которое связано с чувством компетентности (третье основание самооценки). Нетрудно заметить, как важно ребёнку правильно пройти эту стадию.

Доктор Добсон считает, что это происходит далеко не всегда. Большинство детей, по его мнению, оканчивают школу с убеждением, будто они не обладают достаточными умственными способностями. Добсон перечислил категории детей, которым суждено иметь трудности в учебе[63]:

*          Ребенок с пониженной способностью к обучению. Это дети, у которых способности для выполнения школьных заданий ограниченны. Ребенок может пытаться выполнить заданный урок, но ему ничего не удается сделать правильно. У него обычно возникают трудности при обучении чтению уже в первом классе. Он не понимает то, чему его учат...

*          Полуграмотный ребенок. Такими детьми чаще всего оказываются те, у кого в семье говорят на двух языках, а ребенок ни на одном из них даже не научился говорить как следует...

*          Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе...

*          Ребенок из неблагополучной среды...

*          Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой...

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его  сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т.е. умение рассказать. Есть  дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.

3. Взрослая жизнь.

Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[64]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

·     ощущения себя любимым;

·     чувство собственного достоинства;

·     чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.

В. Признаки заниженной самооценки.

Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам:

*          высота;

*          устойчивость;

*          адекватность[65].

Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уровень самооценки, насколько она высокая или низкая. Испытуемый должен указать те качества, поступки и установки, которые он признаёт за собой, или же от него требуется определить свое место на той или иной шкале. В этом случае исследователя интересуют не детали создаваемого испытуемым портрета, а общий уровень оценки, проявляющийся в его ответах. Этот уровень можно определить двумя способами. В соответствии с первым, предлагаемые испытуемому черты делятся на основании общепринятых критериев, на положительные и отрицательные, а уровень оценки самого себя определяется числом положительных черт, приписываемых себе испытуемыми. Второй способ состоит в том, что испытуемый должен ответить на один и тот же список вопросов в двух различных планах. Он должен сообщить не только то, каким он видит себя (субъективный образ), но и указать те качества, которыми хотел бы обладать (т.е. воссоздать, таким образом, идеальный образ себя). Степень расхождения между этими двумя оценками рассматривается как мера удовлетворенности собой или степень приемлемости самого себя[66].

Мы не будем приводить тест для определения самооценки, т.к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в поведении человека. Если вы обнаруживаете в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки[67]:

*           Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает  себя любимым.

Нельзя не отметить, что чувствительность к упрекам или критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его физического состояния (т.е. голод, неполноценный сон накануне и т.д.) и обстоятельств,  при которых это было сказано.  Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т.д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.

*          Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”[68]. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.

*          О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.