Дипломная работа: Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка
Таким образом, личностно ориентированный и дифференцированный подходы, а также соблюдение психофизиологических условий позволят эффективно использовать потенциальные возможности ребенка и выстроить систему занятий, находящихся в зоне его ближайшего развития.
Форма коррекционного воздействия Наиболее соответствующей возрасту детей формой коррекционного воздействия является игра, которая помогает ребенку усваивать умения в интересной, эмоциональной атмосфере. Каждая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями ребенка, сочетая занимательность, эмоциональную привлекательность с развивающим и коррекционным эффектом. При выборе и проведении игр необходимо чутко следить за поведением ребенка, подстраиваться к его возможностям, реакциям и настроению.
Формой организации занятий на всех этапах коррекционной работы является индивидуальное комплексное занятие. Планирование занятия, определение его содержания требуют тщательной заблаговременной подготовки нужных пособий и материалов, выбора адекватных приемов обучения, необходимости детально продумывать структуру и ход занятия.
Организация индивидуальной работы
Разработанная нами программа коррекционной работы была расчитана на 4 месяца.
Индивидуальные занятия с детьми проводились 3 раза в неделю (по 2 занятия в день с каждым ребенком). Длительность занятия составляла от 15 до 25 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его развития, соматического состояния. Дифференцированный подход к организации занятий и их длительности требуется детям с синдромом нервно-рефлекторной возбудимости, синдромом вегетативно-висцеральных нарушений, детям после перенесенных соматических заболеваний. Вопросы организации занятий с этими детьми решались совместно с врачом группы.
Содержание индивидуального занятия
Содержание индивидуального комплексного занятия опирается на результаты обследования ребенка и его индивидуальную программу развития.
В содержании коррекционно-педагогической работы нами были выделены следующие направления:
1. Речевое развитие;
2. Развитие общей и мелкой моторики;
3. Сенсорное развитие;
4. Развитие предметно-игровой деятельности;
5. Формирование навыков самообслуживания (реализация задач по данному направлению осуществлялась воспитателями).
Программа коррекционной работы включала несколько этапов. Первый этап занятий рассчитан на работу с детьми от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, второй этап - от 1 года 4 месяцев до 1 года 6 месяцев, третий от 1 года 7 до 1 года 9 месяцев, четвертый – от 1 года 10 месяцев до 2-х лет. При этом, следует учитывать не фактический возраст ребенка, а актуальный уровень его психомоторного развития. В случае дисгармоничного развития ребенка индивидуальная программа развития составляется с опорой на содержание каждого из представленных этапов работы.
Первый этап.
1. Речевое развитие.
2.Развитие общей моторики.
- стимулировать двигательную активность;
- учить ходить у опоры, вдоль опоры, без опоры.
Сенсорное развитие.
Учить ребенка нанизывать большие и маленькие кольца с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки.
Учить нанизывать кольца пирамидки на коническую основу.
Учить ребенка проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия.
Развитие предметно-игровой деятельности.
- учить самостоятельно выполнять разученные действия с игрушкой (катать машинку, нанизывать кольца на стержень пирамидки, катание с лотка цветных шариков);
- учить способам употребления окружающих предметов.
Формирование навыков самообслуживания.
- учить самостоятельно пить из чашки, придерживая ее руками (с помощью взрослого).
Второй этап.
1. Речевое развитие.
А. Артикуляционная моторика.
- развивать артикуляционную моторику (артикуляционный массаж и гимнастика)
Б. Слуховое внимание.
- учить ребенка угадывать направление звука, показывать его.
- учить соотносить звучание с издающим его предметом.
В. Понимание речи.
- учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях игрушки, предметы одежды.
- учить выполнять простые инструкции (давать предмет в ответ на просьбу взрослого, указывать на предмет, о котором спрашивает взрослый).
- учить узнавать изображения знакомых предметов на картинке.
- учить понимать слова, обозначающие части тела человека, части лица, бытовые и игровые действия.
- учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
Г. Активная речь.
- поддерживать и поощрять речевые проявления детей.
- совершенствовать умение ребенка подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам.
- пополнять активный словарь ребенка облегченными (лепетными) словами: ляля, ав-ав, би-би и пр.
- пополнять активный словарь названиями действий (спи, иди, упал и пр.)
- учить называть предметы, изображенные на картинке.
2.Развитие общей моторики.
- стимулировать двигательную активность;
- автоматизировать навык ходьбы;
- учить приседать, поворачиваться наклоняться;
- учить залезать на предмет (высота 15 – 20 см) и слезать с него.
Сенсорное развитие.
- учить ориентироваться в двух контрастных величинах;
- учить складывать матрешку с одним и двумя вкладышами.
Развитие предметно-игровой деятельности.
- формировать соотносящие действия;
- формировать орудийные действия;
- учить воспроизводить ранее разученное действие с сюжетными игрушками (кормить куклу, варить кашку).
Формирование навыков самообслуживания.
- учить самостоятельно есть густую пищу ложкой.
Третий этап.
1. Развитие речи.
А. Артикуляционная моторика.
- развивать артикуляционную моторику (артикуляционный массаж и гимнастика)
Б. Слуховое внимание.
- учить ребенка определять и показывать направление звучащей игрушки и обозначать его словом «там».
- учить различать неречевые звуки.
В. Понимание речи.
- учить ребенка из нескольких предметов или картинок выбирать то, что просит взрослый.
- продолжать учить выполнять простые инструкции, выраженные двумя или тремя словами.
- учить понимать простые сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из 2-3 действий.
- учить понимать предложно-падежные конструкции с предлогами «в», «на».
- формировать обобщенные представления о предметах и действиях (учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета).
Г. Активная речь.
- побуждать называть изображенные на картинке знакомые предметы облегченными или полными словами.
- пополнять активный словарь названиями игрушек.
- приучать ребенка отвечать на вопросы: «Что это?».
2. Развитие общей моторики.
- стимулировать двигательную активность;
- учить ходить по ограниченной поверхности (ширина 25 см);
- учить перешагивать через препятствия (брусочки) приставным шагом;
- учить ходить по лестнице приставным шагом с опорой;
- учить бросать мяч обеими руками.
3. Сенсорное развитие.
- учить ориентироваться в 4х контрастных формах;
Развитие предметно-игровой деятельности.
- продолжать формировать соотносящие действия;
- продолжать формировать орудийные действия;
- продолжать учить воспроизводить ранее разученное действие с сюжетными игрушками (кормить куклу, укладывать спать).
Формирование навыков самообслуживания.
- учить самостоятельно есть жидкую пищу ложкой;
- учить навыкам опрятности (проситься на горшок).
Четвертый этап.
1. Развитие речи.
А. Артикуляционная моторика.
- развивать артикуляционную моторику (артикуляционный массаж и гимнастика)
Б. Слуховое внимание и восприятие.
- продолжать учить ребенка определять и показывать направление звучащей игрушки и обозначать его словом «там».
- учить различать звучание музыкальных игрушек.
- учить различать тихое и громкое звучание.
- учить различать сходные по звучанию звукоподражания.
В. Понимание речи.
- учить понимать слова, обозначающие признаки предметов: цвет, форму, контрастные размеры.
- учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных, голосовые реакции.
- учить рассматривать картинки с простым сюжетом, понимать сюжет, понимать несложный рассказ по картинке.
- учить понимать предложно - падежные конструкции с предлогом «под».
- учить понимать слова с суффиксом уменьшительности.
- учить понимать единственное и множественное число существительных.
Г. Активная речь.
- поощрять замену облегченных слов полными словами.
- побуждать ребенка произносить по подражанию фразы из двух слов.
- побуждать ребенка отвечать короткой фразой на вопросы взрослого.
2. Развитие общей моторики.
- стимулировать двигательную активность;
- учить ходить по скамье (ширина 15-20 см, высота 15-20 см) с помощью взрослого;
- учить подлезать под предмет;
- развивать разный темп ходьбы;
- учить ходьбе по наклонной доске (ширина 30 см) с помощью взрослого;
- учить бегу без координации «рука-нога»;
- продолжать учить бросать мяч двумя руками.
3. Сенсорное развитие.
- учить ориентироваться в 3х контрастных величинах.
Развитие предметно-игровой деятельности.
- продолжать формировать соотносящие действия;
- продолжать формировать орудийные действия;
- продолжать формировать игровые действия с сюжетными игрушками.
Формирование навыков самообслуживания.
- продолжать учить навыкам опрятности (проситься на горшок и снимать штанишки);
- учить частично раздеваться с помощью взрослого (снимать шапку, стягивать носки, ботинки);
- учить мыть и вытирать руки.
Пятый этап.
1. Развитие речи.
А. Артикуляционная моторика.
- развивать артикуляционную моторику (артикуляционный массаж и гимнастика)
Б. Слуховое внимание и восприятие.
- продолжать учить ребенка определять и показывать направление звучащей игрушки.
- учить различать звуки по громкости и высоте голоса.
В. Понимание речи.
- учить понимать слова, обозначающие признаки предметов: цвет, форму, контрастные размеры, состояния, место нахождения предмета.
- учить понимать предложно-падежные конструкции с предлогами «у», «с».
- учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра, небольших рассказов о событиях, знакомых ребенку по личному опыту.
- Учить понимать единственное и множественное число глаголов.
Г. Активная речь.
- учить рассказывать об изображенном на картинке.
- учить пользоваться трехсловными предложениями.
2. Развитие общей моторики.
- стимулировать двигательную активность;
- учить перешагивать через препятствия чередующимся шагом;
- учить ходьбе по гимнастической скамье без помощи взрослого;
- учить ходьбе с переменным ритмом;
- продолжать учить бегу без координации «рука-нога».
4. Сенсорное развитие.
- учить соотносить предметы по цвету (3-4 контрастных цвета).
Развитие предметно-игровой деятельности.
- учить использовать предметы-заместители;
- усложнять игровые действия с сюжетными игрушками;
- учить воспроизводить несколько игровых действий с одной игрушкой, без соблюдения логической последовательности.
Формирование навыков самообслуживания.
- продолжать учить навыкам опрятности (проситься на горшок и снимать штанишки);
- продолжать учить мыть и вытирать руки;
- учить частично надевать одежду (шапку, ботинки).
Глава 3. Анализ результатов экспериментальной части исследования
3.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента
В процессе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. Из таблицы видно, что у обследованных детей наблюдается задержка по нескольким линиям развития, а у части детей отмечается задержка по всем линиям развития. Наиболее выраженное отставание отмечается в речевом развитии. Только у 10% детей развитие активной речи достигло уровня 1года 3 месяцев. Дети пользуются отдельными лепетными, облегченными и простыми словами («мама», «дай», «бах», «баба», «ляля», «биби», «аф-аф»). У 10% детей развитие активной речи достигло уровня 1 года, у 80% развитие активной речи ниже уровня 1 года. Речь этих детей характеризуется однообразным, обедненным лепетом, звуковая активность снижена.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11