Дипломная работа: Ранняя коррекционная помощь в Домах ребенка
В развитии навыков самообслуживания результаты экспериментальной и контрольной групп схожи. Так, у 80% детей в двух исследуемых группах развитие в данной сфере находилось в пределах возрастной нормы, а у 20% детей отмечалось отставание.
Обобщая результаты контрольного эксперимента, мы распределили детей по группам развития, разработанным К.Л. Печорой. 30% детей экспериментальной группы вошли во 2 группу развития, 50% - в 3 группу и 20% - в 4 группу развития. В контрольной группе распределение по группам было следующее: в 3 группе – 20% детей, в 4 группе – 50% детей, в 5 группе – 30% детей.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что реализация индивидуальной психокоррекционной программы с ребенком, воспитывающимся в условиях закрытого детского учреждения, позволяет сгладить и частично преодолеть негативное влияние различных депривациогенных факторов. Это является подтверждением нашей гипотезы.
Таблица Результаты контрольного эксперимента
Экспериментальная группа
Имя ребенка, возраст |
Пассивная речь |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Действия с предметами | Движения |
Навыки самообслужи вания |
Люба У. 2 года |
2 | 1.9 | 2 | 2 | 1.9 | 2 |
Андрей Б. 2 года |
1.6 | 1.3 | 1.9 | 2 | 1.9 | 2 |
Саша З. 1г.11мес. |
1.6 | 1.3 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 1.9 |
Ваня С. 1г.7мес. |
1.6 | 1.3 | 1.9 | 1.6 | 1.6 | 1.6 |
Фатима К. 1г.9мес. |
1.6 | 1.3 | 1.6 | 1.3 | 1.3 | 1.6 |
Лена М. 1г.10мес. |
1.3 | 1 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.3 |
Влад А. 1г.7мес. |
1.6 | 1.3 | 1.9 | 1.6 | 1.6 | 1.6 |
Кирилл Ю 1г.7мес. |
1.3 | 1 | 1.6 | 1.6 | 1.3 | 1.6 |
Дима Р. 1г.8мес. |
1.3 | 1 | 1.6 | 1.6 | 1.6 | 1.6 |
Сережа С. 1г.8мес. |
1.3 | 1 | 1.6 | 1.6 | 1.3 | 1.6 |
Контрольная группа
Имя ребенка, возраст |
Пассивная речь |
Активная речь |
Сенсорное развитие |
Действия с предметами | Движения |
Навыки самообслужи вания |
Ира М. 1г.7мес. |
1.3 | 1 | 1 | 1.3 | 1.3 | 1.6 |
Рифат М. 1г.9мес. |
1 | Ниже уровня 1 года | 1 | 1 | 1.3 | 1.3 |
Маша Л. 1г.8 мес. |
1.3 | 1 | 1 | 1.3 | 1.3 | 1.6 |
Гузель Н 1г.8мес.. |
1 | Ниже уровня 1 года | 1.3 | 1 | 1.3 | 1.6 |
Алеша И. 1г.11мес. |
1.3 | 1 | 1.3 | 1.3 | 1.6 | 1.9 |
Вова О. 1г.8мес. |
Ниже уровня 1 года | Ниже уровня 1 года | 1 | Ниже уровня 1 года | 1 | 1.6 |
Ибрагим К. 1г10мес. |
Ниже уровня 1 года | Ниже уровня 1 года | 1 | 1 | 1.3 | 1.3 |
Лариса А. 2 года |
1.6 | 1.3 | 1.3 | 1.6 | 1.6 | 2 |
Злата Р. 1г.10мес. |
1.3 | 1 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.9 |
Коля Ш. 1г.7мес. |
1 | Ниже уровня 1 года | 1.3 | 1 | 1.3 | 1.6 |
Литература
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. – М.: Педагогика. 1991. 160 с.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.
3. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет // Дефектология. 2002. - №5.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 1989. – 79 с.
5. Бениаминова М.В. Воспитание детей: Учебник. – М.: Медицина, 1991. – 288 с.
6. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2002. – 64 с.
7. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2002. – 64с.
8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
9. Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. – Ленинград: Медгиз, 1931. – 234с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 195с.
11. Выготский Л.С.
12. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 1974.
13. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986.
14. Воспитание детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. М.: Просвещение, 1996. – 158 с.
15. Галанов А.С. Дневник развития ребенка от года до двух лет. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 64 с.
16. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.
17. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. М.: АРКТИ, 2000. – 64с.
18. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
19. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.,1961.
20. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
21. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 176 с.
22. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.
23. Декёдр А. Развитие ребенка от двух до семи лет. – Ленинград, 1925. – 223с.
24. Дети сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.
25. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями /Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336 с.
26. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 64 с.
27. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни (обзор литературы) // Дефектология. – 2002. - № 3.
28. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 316 с.
29. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М.: Медицина, 1981. –272с.
30. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: Речь, 2003. – 96с.
31. Ильина Н.А. Играем в памперсах. – М.: Айрис-пресс, 2003.–160с.
32. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 74 с.
33. Камышанова К.И. Ребенок от рождения до двух лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.– 240 с.
34. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- М., 1973.
35. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. 192 с.
36. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Экзамен, 2004. – 128с.
37. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 112 с.
38. Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до 3-х лет. – Ленинград: Медицина, 1965. 190 с.
39. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, Авиценум, 1984. – 320 с.
40. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И., Якунин Ю.А. Невропатология раннего детского возраста: (Руководство для врачей). – Л.: Медицина, 1981. – 352 с.
41. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. А.С. Трошина. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
42. Лещенко М.В. Прогностический подход к анализу состояния здоровья детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка. // Сб. Проблемы младенчества. – М.: Полиграф сервис, 1999. – с.111-112.
43. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. - № 1.
44. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1972. – 256 с.
45. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: «Речь», 2005. 176 с.
46. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. – М.,1964.
47. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1996. - № 5.
48. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
49. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
50. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
51. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001.-256 с.
52. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Академический Проект, 2001. – 160 с.
53. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.-288 с.
54. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – 352 с.
55. Николаева Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001.
56. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте – М.: Педагогика, 1978.
57. Новоселова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – Москва – Воронеж, 2002. – 320 с.
58. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. / Под. ред. В.С. Мухиной. - М.: Прометей, 1989. - 228 с.
59. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 224с.
60. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 168 с.
61. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. - 152 с.
62. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979.
63. Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. – М.: Просвещение, 1970. – 136 с.
64. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.
65. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
66. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Пер. с англ. Н. Грозной. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
67. Попов В.Н. О формировании психического недоразвития в условиях специализированного Дома ребенка // Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков. Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград, 1989.
68. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграф сервис, 2003.-160 с.
69. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. – М.: Просвещение, 1990.
70. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологический портрет ребенка из детского дома. // Вы решили усыновить ребенка. – М.: Дрофа, 2001. – 288с.
71. Пропедевтика детских болезней / Под ред. А.А. Баранова. – М.: Медицина, 1998. – 336с.
72. Проселкова М.Е., Козловская Г.В., Башина В.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста // Журн. невропатологии и психиатрии. – 1995. - № 5.- с.52 58.
73. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под. ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1990. – с.8-150.
74. Развивающие игры с малышами до трех лет. / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240с.
75. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. –М.: «Академия», 2002.- 192 с.
76. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003.-160 с.
77. Разенкова Ю.А. Организация индивидуальной работы с детьми 1-го года жизни с отставанием в развитии в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1999. - № 6.
78. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. – 1998. - № 1, № 2.
79. Разенкова Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития // Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. М.: «Академия», 2001. – 400с.
80. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Дефектология. – 1998. - № 3.
81. Разенкова Ю.А., Фрухт Э.Л. Сравнительный анализ некоторых отечественных и зарубежных шкал развития младенцев. Дискуссионные аспекты, проблемы диагностического инструментария // Проблемы младенчества. – М., 1999. – 108-112.
82. Розенгард-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963.
83. Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 480 с.
84. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.
85. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Дефектология. – 1994. - № 1.
86. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно – педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология. – 2003.-№3.
87. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М.: Медицина, 1973. – 392 с.
88. Фрухт Э.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В., Доскин В.А. Сравнительный анализ шкал развития детей первого года жизни // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. – 1998. - № 2; с. 39 – 43.
89. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.:ВЛАДОС, 2004.-319 с.
90. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
91. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. – М.: «Академия», 2002. – 240 с.