Дипломная работа: Организация и совершенствование работы коммерческого предприятия
Проанализируем анализ динамики реализации товаров и прибыли.
Таблица 21
Анализ динамики реализации товаров и прибыли
Показатели | 2003 г. | 2004 г. | Изменения | |
Абсолют. | Относит. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Розничный товарооборот, тыс.руб. | 41487,25 | 43666,5 | 2179,30 | 105,25 |
Полная себестоимость, тыс.руб. | 41140,02 | 43263,22 | +2123,20 | 105,16 |
Прибыль от реализации, тыс.руб. | 347,23 | 403,28 | +56,05 | 116,14 |
Если сравнивать итоги изменения объема реализации товаров показывает, что при увеличении объема реализации товаров на 2179,30 тыс. руб., или на 105,25%, полная себестоимость выросла на 5,16%. Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации по отношению к 2003 г. на 56,05 тыс. руб., или на 16,14%.
На изменение суммы прибыли от реализации товаров могут оказать влияние изменение объема и структуры реализованных товаров, ее полной себестоимости.
Между изменением объема товарооборота и размером получаемой прибыли существует прямо пропорциональная зависимость при реализации рентабельных товаров и обратная зависимость при увеличении убыточных.
∆Р1=РО х (К2-К1) (4)
Коэффициент изменения объема товарооборота
Kl = 43666,5/ 41487,25 = 1,0525.
Коэффициент изменения объема товарооборота по полной себестоимости.
К2= 43666,5 / 41140,02 = 1,0614
∆Р1 = 347,23 х (1,0614 - 1)= 21,32 тыс. руб.
Вследствие увеличения товарооборота, прибыли было получено на 21,32 тыс. руб. больше.
На прибыль от реализации товаров значительное влияние оказывает изменение структуры товарооборота. Это можно определить по формуле 5:
∆Р2=Ро х (К1-К2) (5)
∆Р2= 347,23 х (1,0525 - 1,0614) = -3,09 тыс. руб.
Изменение структуры товарооборота привело к снижению прибыли на 3.09 тыс. руб.
Влияние изменения уровня затрат на 1 рубль реализованных товаров на прибыль определим по формуле:
∆P3=ТО1 х (So/ТОo - S1/ТО1) (6)
∆Рз = 43666,5 х [(41140,02 / 41487,25) –(43263,22 / 43666,5)] = 34.93 тыс. руб.
Снижение затрат привело к росту прибыли на 34,93 тыс. руб.
Рост прибыли произошел за счет изменения структуры товарооборота.
Не менее важным показателем эффективности деятельности торгового предприятия является балансовая прибыль.
В табл.22 представлены все основные виды доходов и расходов магазина, а также балансовая прибыль.
Таблица 22
Анализ прибыли и рентабельности
Показатель | 2003 г. | 2004 г. | Отклонения | ||||
к 2003 г. | к ТО, % | ||||||
Абсолют. | Относит. | 2003 г. | 2004 г. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Розничный товарооборот, тыс.руб. | 41487,25 | 43666,5 | 2179,3 | 105,25 | - | - | |
Валовой доход, тыс. руб. | 1371,81 | 1533,30 | 161,49 | 111,77 | 3,31 | 3,51 | |
Прибыль от | 347,23 | 403,28 | 56,05 | 116,14 | 0,84 | 0,92 | |
реализации, тыс. руб. | |||||||
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
347,23 | 403,28 | 56,05 | 116,14 | 0,84 | 0,92 | |
Коэффициент рентабельности продаж по прибыли | 0,25 | 0,26 | 0,01 | 104,00 | - | - | |
Уровень рентабельности предприятия, % | 0,008 | 0,009 | 0,001 | 112,5 | - | - | |
Уровень рентабельности торговых предприятий определяют отношением балансовой прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте.
Из данных табл. 22 следует: уровень рентабельности продаж вырос на 4%, уровень рентабельности предприятия вырос на 12,5%.
В 2003 г.уровень прибыли составлял в товарообороте 0,84%, в 2004 г. -0,92%, т.е. наблюдается рост на 0,08%.
2.6 Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине
Схема торгово-технологического процесса в магазине представлена на рис. 6.
Поставка товара | Разгрузка товара | Приемка товара по количеству и качеству | ||||||||
Хранение товара |
Подготовка товара к продаже | Размещение и выкладка товара к продаже | Продажа товара | |||||||
Рис.6. Торгово-технологический процесс в магазине
Поставка товара.
В магазин товар поступает транспортом поставщика. Основными документами, на основании которых поступают товары, являются: счет-фактура, товарно-транспортные накладные и торгово-закупочные акты. В зависимости от особенности товаров к товарно-транспортным накладным или счетам-фактурам могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественные удостоверения, сертификаты, справки о результатах лабораторных анализов).
Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры.
В счет-фактуре указывается:
- порядковый номер;
- наименование и регистрационный номер поставщика;
- наименование получателя товаров;
- стоимость (цена) товара;
- сумма НДС;
- дата предоставления документа.
Заключает договора на поставку продукции ООО «Брэнд», магазин только осуществляет заказ товаров.
Разгрузка товара
При разгрузке машины преобладает ручной труд.
Приемка товара по количеству и качеству
Приемка товаров по количеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Приемка заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Если товар поступил в магазин без сопроводительных документов, то его просто помещают на хранение, не составляя акта.
Приемку товаров по количеству проводят сразу же по мере разгрузки. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку приостанавливают, товар помещают на временное хранение и сообщают об этом директору магазина.
Приемка товаров по качеству осуществляется в соответствии с правилами, содержащимися в инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
В магазине приемку по качеству проводит и товаровед. Товаровед отбирает из партии образцов и оценивает по органолептическим показателям.
После приемки размещают товар в торговый зал.
Хранение товара
За правильное хранение товара отвечает товаровед. Для обеспечения сохранности товаров производят следующие мероприятия:
а) организационные – заключаются в определении ответственных за хранение товаров, порядка сдачи помещения вневедомственной охране, разработка противопожарных мер;
б) технические мероприятия предусматривают обеспечение помещения необходимым оборудованием, инвентарем, инструментом для хранения товаров, определение условий и режима хранения, контроля за их соблюдение;
в) санитарно-гигиенические мероприятия – это организация санитарного надзора за хранением товаров и принятия профилактических мер, предотвращающих убыль и потери товаров.
Товары хранятся в специальном помещении на поддонах и стеллажах. Товар размещают по видам, группам, сортом.
Это позволяет своевременно и правильно учитывать движение товаров за соблюдением сроков продажи и хранение.
Также в магазине ведется работа с тарой. Тара поступает многооборотная и одноразовая. По многооборотной таре ведется учет, ответственность за ее сохранность несет материально ответственное лицо. Принимается тара по количеству, качеству и цене. В магазине имеется специальное помещение для ее хранения, где ее еще раз проверяют на целостность, а затем укладывают на хранение. Ящики штабелируются, картонныe коробки разбираются, укладываются в пачки по десять штук и перевязываются. Мешки после высвобождения из них товара очищаются от остатков товара путем встряхивания. Тара хранится в сухих закрытых помещениях без особых условий хранения.
После того, как тара на тарном складе скапливается в достаточном количестве, ее отправляют поставщику или производителю продукции - это происходит с многооборотной тарой. Одноразовая тара подлежит утилизации.
Подготовка товара к продаже.
Перед подачей в торговый зал товары подготавливаются к продаже. Подготовкой товара занимаются продавцы. Она включает в себя следующие операции:
- фасовка товаров;
- придание товару товарного вида.
Товаровед магазина осуществляет проверку наличия сертификатов, качественных удостоверений, накладных, счетов-фактур, затем идентификация их с поступившей партией товара. Процесс подготовки товаров к продаже завершается написанием ценника.
Размещение и выкладка товара к продаже
При выкладке и размещении товара необходимо соблюдать следующие принципы.
- Постоянство места – позволяет покупателям и продавцам хорошо ориентироваться в торговом зале или отделе и быстро находить необходимый товар.
- Товарное соседство – это расположение товаров по одинаковому температурному режиму.
Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей.
Продажа товаров
Процесс продажи товаров - это совокупность операций, выполняемых работниками магазина во время обслуживания покупателей. Наиболее типичными составными элементами процесса обслуживания покупателей при продаже товаров являются следующие:
- встреча и выявление спроса покупателей - это первый и весьма важный момент обслуживания. В любом случае необходимые условия хорошей встречи покупателей - привлекательная витрина, удобный вход в помещение, хороший внешний вид торгового зала, выкладка и размещение товара, чистота помещения, приветливое, внимательное, предупредительное отношение. Спрос выявляется и уточняется в разговоре с покупателями. Продавцу необходимо тактично и умело выяснить, какой товар и для чего нужен покупателю;
- предложение и показ. Предложение, показ, помощь в выборе товара - элементы, тесно связанные между собой, поэтому успех их в первую очередь зависит от выкладки и выставки товаров в торговом зале;
- упаковка и вручение покупки.
В магазине применяется один вид продажи – через прилавок, что включает выполнение следующих операции:
- предложение и показ товаров;
-проведение технических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием;
- расчетные операции;
- упаковка и выдача покупок.
Все эти операции выполняются на рабочем месте продавцом.
2.7 Анализ закупок и организации сбыта товаров
Прежде чем заказать товар, бухгалтер составляет недельный план поставок и отдает его для дальнейшего исполнения товароведу.
На основании недельного плана поставок товаровед составляет заявку на товар. Заявка содержит следующие реквизиты:
- наименование и количество товара;
- итоговое количество;
- примечание;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8