скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Международно-правовой механизм эксплуатации углеводородных месторождений

Япония выдвигает в отношении России необоснованные и провокационные территориальные претензии на архипелаги Дёмина, Лисьи и Шишки, остров Айвазовского, Анучина, Грига, Дальний, Девятый Вал, Зелёный, Итуруп, Кунашир, Полонского, Рифовый, Сигнальный, Сторожевой, Танфильева, Шикотан и Юрий, скалу Кира, Парус, Пещерную, Свечу, Удивительную и Чайку, акватория которых чрезвычайно богата и минеральными, и живыми ресурсами. Мы считаем, что Россия выдвигает обоснованные с точки зрения международного права, морской геологии, геофизики, истории, океанографии и океанологии территориальные претензии в отношении трёх секторов континентального шельфа в пределах Северного Ледовитого океана вне пределов исключительной экономической зоны РФ.

В одних случаях в отношении континентальных шельфов РФ и сопредельных государств имеют место международные договоры о делимитации, и величина приграничных пространств являются бесспорной. В других случаях в отношении континентальных шельфов РФ и сопредельных государств необходимо заключить международные договоры о делимитации, а величина приграничных пространств является бесспорной или оспариваемой. Для установления внешнего предела подводной окраины материка вне пределов исключительной экономической зоны РФ, необходимо удовлетворительное решение Комиссии ООН по границам континентального шельфа.

Поэтому является целесообразной большая активность РФ в области морских научных исследований, и международного сотрудничества в области делимитации континентальных шельфов РФ и сопредельных государств, и установления внешнего предела подводной окраины Евразии.

При делимитации континентальных шельфов приморских государств с противолежащими побережьями устанавливается внешние пределы подводных окраин материков (объектом делимитации здесь выступает спорный «внешний» район), при делимитации континентальных шельфов приморских государств со смежными побережьями - обычно нет (объектом делимитации здесь выступает спорный «боковой» район). В целях разфаничения континентальных шельфов приморских государств и установлении внешних пределов подводных окраин материков принимаются во внимание различные сведения морской геологии и океанографии[10].

При делимитации континентальных шельфов приморских государств последовательно применяется триада принципов, а именно: соглашения, особых обстоятельств и линии равного отстояния/срединной линии. Принцип соглашения предполагает всестороннюю оценку субъективных обстоятельств (например, политических и хозяйственных), принцип особых обстоятельств — объективных обстоятельств (например, исторических и океанографических). При делимитации континентальных шельфов применяются математические / топографические методы (например, визуального конструирования линий [по топографическим ориентирам], геометрического конструирования линий [на топографической карте], проведения меридианов, проведение перпендикуляров, использования координат, линий и ориентиров навигационных карт, использование координат, линий и ориентиров карт территории). Поэтому необходимо отметить, что принцип равного отстояния / срединной линии является результатом исторического развития методов делимитации[11].

По мнению А.Н. Вылегжанина, значение особых обстоятельств в делимитации приморских пространств определяется наличием специфических условий, при наличии которых применение «общего правила» имеет следствием несправедливое решение (например, геологические и океанографические особенности, исторические основания, особенности миграции живых ресурсов, специфические оборонные и хозяйственные интересы, и экологические характеристики). Особые обстоятельства, в соответствии с нормами и принципами международного морского права, подлежат учёту в процессе правового регулирования конкретных международных морских отношений[12]. «Механическое» применение принципа равного отстояния / срединной линии при наличии специфических условий делимитации имеет следствием несправедливое решение. Поэтому принцип особых обстоятельств находятся в основе справедливого применения норм международного морского права и урегулирования территориальных споров, хотя и не является синонимом принципа справедливости / справедливого урегулирования споров[13].

Необходимо отметить, что, во-первых, принцип применения линии равного отстояния / срединной линии имеет приоритет при делимитации территориальных морей сопредельных государств, во-вторых, основой для применения принципа равного отстояния / срединной линии при делимитации континентальных шельфов сопредельных государств является международный договор, в-третьих, линия равного отстояния и срединная линия не образуют тождество (первая является биссектрисой / перпендикуляром берегов, вторая примерно следует середине спорного района)[14].

С технической точки зрения, делимитация морских пространств Канады и Дании с островками и скалами является неоднозначной. Неизвестно, в какой мере и степени допустимо применения вместо «нормальных» прямых исходных линий при делимитации морских пространств на основе принципа линии равного отстояния / срединной линии? С океанографической точки зрения, координаты долготы и широты объектов в навигационных картах не всегда совпадают, потому что приморские государства иногда признают неодинаковые сведения геодезии. Система координат долготы и широты является математической моделью земного эллипсоида. Известно, что экваториальный диаметр равен примерно 100.34 % полярного диаметра. Центр сферы находится в плоскости, которая образует на поверхности сферы «большой круг» (меридианы и экватор). Расстояние курсом «прямо» - это самое короткое расстояние на поверхности сферы, но Земля - эллипсоид, и самое короткое расстояние на Земле - геодезическое. Здесь нельзя построить две параллельные линии, потому что геодезическая линия не имеет параллельной линии, меридианы пересекаются в полюсах, а параллельной линии большого круга является линия меньшего круга[15].

Метод строгого следования равному отстоянию применяется для делимитации континентальных шельфов приморских государств с противолежащими побережьями при отсутствии особых обстоятельств и ровном рельефе местности, метод следования модифицированному равному отстоянию - при высокой концентрации островков и поворотных моментов. Бразилия и Уругвай, Гвинеи-Бисау и Сенегал имеют выровненное смежное побережье, что образует условия для применения метода срединной линии. Аргентина и Чили, Кения и Танзания, Колумбия и Панама имеют выровненное смежное побережье, что образует условия для применения метода меридианов и параллелей. «Закрытая зона» и смежное побережье образуют условия для применения метода «коридора». Нередко побережья островков и скал образуют анклавы и полуанклавы, однако, иногда игнорируется. Австралия и Франция, Великобритания и Ирландия, Дания и Исландия взаимно заявляют о претензиях на установление внешних пределов подводных окраин материков вне пределов исключительных экономических зон, а государства-архипелаги - на суверенитет в исторических акваториях[16].

По мнению Г.Г. Шинкарецкой, делимитация морских пространств — это определение в соответствии с нормами и принципами международного права границ акваторий, на которые приморские государства распространяют суверенитет или суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов. Основным методом и принципом делимитации морских пространств является соглашение. Принципом делимитации является справедливость, а целью делимитации - справедливое решение[17]. Согласно Э.П. Свиридову, делимитация континентальных шельфов — это определение (установление) в соответствии с принципами международного морского права направления (прохождения) границ районов континентальных шельфов («боковых» и «внешних»), которые имманентно принадлежат заинтересованным приморским государствам и являются акваториями распространения суверенных прав в целях разведки и разработки природных ресурсов[18].

Необходимо отметить, что анализ § 18 — § 20, § 44 акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 20 February 1969 (Case Concerning North Sea Continental Shelf, Federal Republic of Germany v. Denmark & Federal Republic of Germany v. Netherlands)»[19], § 44, § 50, § 109, § ПО акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 24 February 1982 (Case Concerning Continental Shelf, Tunisia v. Libyan Arab Jamahiriya)»[20], § 26, § 45, § 46 акта применения норм международного права «United Nations International Court of Justice Judgement of 03 June 1985 (Case Concerning Continental Shelf, Libyan Arab Jamahiriya v. Malta)»[21], и § 78, § 79 акта применения норм международного права «Decision of Arbitration of 30 June 1977, 14 March 1978 (Case Concerning North Sea Continental Shelf, United Kingdom v. France)»[22], позволяет сделать вывод о том, что в решениях Арбитража и Международного Суда ООН по делам о делимитации континентальных шельфов сведения морской геологии имеют приоритет над сведениями океанографии. В основе решений находится концепция «естественного продолжения», и в актах применения норм международного права отмечается, что применение «концепции справедливой доли» имеет следствием несправедливое решение, а именно: присуждение одним приморским государствам части естественных продолжений других приморских государств. Поэтому принцип равного отстояния / срединной линии не является ни обязательным, ни привилегированным для делимитации континентальных шельфов.

Согласно выводам специалистов Комиссии ООН по международному праву, в качестве доказательств в обычном праве следует рассматривать дипломатическую корреспонденцию, международные договоры, мнения национальных юридических советников, национальное законодательство, практику международных организаций, решения международных судов и решения национальных судов. Необходимо согласиться с мнением о том, что решения Арбитража и Международного суда ООН по делам о делимитации континентальных шельфов следует рассматривать в качестве источников международного права, способных влиять на развитие международного морского права, норм и принципов делимитации акватории Земли[23].

Концепт исключительной экономической зоны и концепт континентального шельфа имеют и аналогичный генезис (благоприятные условия для развития концепта континентального шельфа являются причиной возникновения концепта исключительной экономической зоны), и аналогичное назначение (функциональное назначение, то есть обеспечение хозяйственных интересов приморских государств). Водный столб исключительной экономической зоны и водный столб над континентальным шельфом имеют статус Открытого моря. Морские научные и ресурсные исследования, охрана окружающей среды, обустройство эксплуатация МНГС на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне имеют аналогичные правовые режимы. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф имеют различный территориальный предел, состав частей, и правовой режим прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Наличие рыболовных зон приморских государств отсутствие исключительных экономических зон восполняет, но отсутствие континентальных шельфов — нет[24].

По мнению специалистов по международному морскому праву, ликвидация концепта континентального шельфа трансформирует Открытое море в пределах исключительных экономических зон в территориальные моря, шириной в 200 морских миль; «исключительность» заключается здесь в исключительности права хозяйствовать и допустить хозяйствовать, а «экономичность» - в функциональности прав приморских государств[25].

1.2 Управление эксплуатацией углеводородных месторождений: понятие и функции

Нет сомнений в том, что уровень добычи будет повышаться. Из недр территории РФ в год извлекаются полезные ископаемые на сумму 95 - 105 млрд. $. Предприятия ТЭК России обеспечивает более 30 % доходов федерального бюджета, более 30 % ВВП. На экспорт поставляется более 33 % извлекаемого из недр территории РФ природного газа (углеводородные ресурсы составляют более 40 % экспорта). Однако, в структуре неизвлекаемого флюида в России около 70 % не добывается по причине технологической старости промыслового оборудования. Вследствие аварий трубопроводов на территории РФ в год на грунт поступает 15 - 20 млн. тонн нефти (около 5 - 7 % российской добычи), что эквивалентно 2-3 млрд. $. Таким образом, ТЭК России является основным и, одновременно, довольно экстенсивным сектором экономики РФ.[26]

Известно, что акватория РФ составляет более 6 млн. км2, территория РФ - более 17 млн. км2. Недра 67 % акватории РФ и 35 % территории РФ являются перспективными на открытие углеводородных залежей[27]. Морские геологи ведут поисково-разведочные работы во внутренних водах РСФСР, в территориальных водах РСФСР и на континентальном шельфе РСФСР с середины XX века. Залежи арктической и субарктической акватории РФ образуют 80 % потенциальных извлекаемых запасов углеводородного флюида недр России. Потенциальные извлекаемые запасы углеводородного флюида акватории РФ оцениваются в 100 млрд. тонн условного топлива (то есть 15.5 млрд. тонн нефти и 84.5 трлн. м3 природного газа).[28]

Освоение углеводородных месторождений на Баренцевом море требует развитие трубопроводного транспорта, строительство завода СПГ и НПЗ в Архангельской и Мурманской области. Величина потенциальных извлекаемых запасов углеводородного флюида в Западносибирском бассейне, включая Карское море, не имеет аналогов на территории РФ, и занимает II место в мире (на I месте - бассейн Персидского залива, извлекаемые запасы нефтяного флюида здесь составляют 94 млрд. тонн). Однако если интенсивно и нерационально осваивать нефтяные залежи, не осваивать залежи газового конденсата, глубокие и сложнопостроенные залежи, не проводить поисково-разведочные работы на акватории РФ и территории РФ, то через 10-15 лет в России наступит непреодолимый спад нефтегазодобычи. В начале XXI века более 10 тыс. скважин являются нерентабельными[29].

На акватории Восточной Арктики морские геологи открыли 10 осадочных бассейнов площадью 1 млн. км2 (здесь залежи природного газа образуют около 30 % мировых извлекаемых запасов). Потенциальные извлекаемые запасы моря Лаптевых, Баренцева, Восточно-Сибирского, Карского и Чукотского моря оцениваются в 11 - 24 млрд. тонн нефти и 25.5 - 57 трлн. м3 природного газа, Берингова и Охотского моря - в 3.5 - 8.5 млрд. тонн нефти и 3 -6.5 трлн. м3 природного газа. Прогнозные ресурсы акватории Магадана оцениваются в 10 млрд. тонн условного топлива[30].

Освоению морских трансграничных ресурсов сопутствуют социальные, экономические и экологические проблемы (например, изменение численности живых ресурсов, несовпадение границ исключительных экономических зон и природных комплексов, отсутствие расчётных моделей распределения и численности живых ресурсов). Управление морскими трансграничными ресурсами во внутренних морских водах РФ и территориальном море РФ - пишет В.А. Корзун, - следует считать предметом ведения приморских субъектов РФ, в исключительной экономической зоне РФ предметом совместного ведения РФ и приморских субъектов РФ, в Открытом море предметом ведения РФ.[31] По мнению М.А. Васильева, К.В. Павлова, прибрежную зону РФ - то есть 20 морских миль, - следует включить в приморские административные районы, а континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ - в приморские субъекты РФ.

Нам представляется, что, с хозяйственной точки зрения, такая научная гипотеза имеет право на существование, однако с юридической точки зрения, она не соответствует Конституции РФ. Например, п. 3 Положения о свободной экономической зоне «Сахалин» (СЭЗ Сахалин), утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 26 июня 1991 года 359, в соответствии с которым «Свободной экономической зоной «Сахалин» является территория в административных границах Сахалинской области вместе с включаемыми в неё районами континентального шельфа и экономической зоны СССР»[32], не соответствует ч. 1 ст. 67 Конституции РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.