скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса "Физическая география материков и океанов"

Полученные в ходе игры знания, умения и навыки следует использовать при подготовке последующих игр.

Семиклассники уже довольно хорошо владеют навыками самостоятельной работы. Им характерна потребность в лидерстве, и если она не реализована, у ребёнка могут возникнуть проблемы эмоционального характера. В мотивации учащихся к игровой деятельности на первый план выдвигается желание проявить лидерские качества, реализовать себя в игре, особенно если традиционные формы организации урока не дают ребёнку такой возможности [13].

Курс географии 7 класса позволяет создавать яркие, эмоционально окрашенные образы природы материков и океанов, стран и народов. Отличительная особенность курса – рассмотрение особенностей многих единичных географических объектов. Эту задачу невозможно решить без умения учащихся делать обобщения. Переход при изучении от одного объекта к другому сопоставим с воображаемым «перемещением» учащихся по соответствующей территории.

Поэтому наиболее приемлемым вариантом учебной игры становится давно используемая на уроках географии в 7 классе игра-путешествие. Этот вид игры предполагает реализацию лидерских качеств. Кроме того, он позволяет сделать так, чтобы в течение учебного года в роли лидера побывали все учащиеся или, по крайней мере, их большинство [13].

Пример такой игры вы можете наблюдать в статье Г.Ф. Гавриловой, 1997 [6].

«Природные зоны мира (урок-путешествие) VII класс»

Материал курса даётся блочно, поэтому тема «Природные зоны мира» изучается в комплексе по всем материкам после темы «Атмосфера и климат Земли», что даёт учащимся целостное восприятие пройденного материала.

Цель урока: обобщение знаний учащихся о размещении и причинах смены природных комплексов на суше, умение их объяснить; умение анализировать содержание карт.

Оборудование: климатическая карта и карта природных зон мира, атласы, таблички с названиями всех природных зон, станций, инструктивные карточки.

Содержание урока

1. Объяснение хода урока-путешествия, краткое содержание заданий для каждой станции.

2. Путешествие по станциям.

3. Станция «Номенклатура». Подведение итогов.

Дать определение понятий: природная зона; природный комплекс; широтная зональность; высотная поясность; природный ландшафт; антропогенный ландшафт.

Станция «Карта»

1. Назвать и показать на карте природных зон мира природные зоны мира и одного из материков (по выбору).

2. В каком направлении располагаются зоны? Показать на карте. Причины смены природных зон на материке (по выбору учащегося).

3. Используя таблички с названиями природных зон, распределить их в последовательности на одном из материков (по выбору).

Из предложенного набора табличек с названием природных зон ученик выбирает и прикрепляет их на карте материка. Если позволяет время на уроке, то можно эту работу выполнить на карте всех материков, за исключением Антарктиды. Почему?

4. Используя инструктивную карточку (Зависимость растительности от климата), ответить на вопросы (любые 2 – 3 из предложенных). Сделать вывод.

5. Выбрать правильный ответ.

В чем проявляется приспособленность растений саванн к окружающей среде:

а) деревья искривленные, пригнувшиеся к земле, низкорослые;

б) деревья вечнозелёные, имеют широкие и жесткие листья;

в) в засушливый период травы выгорают, многие деревья сбрасывают листву.

Задание: сопоставить климатическую карту и карту природных зон.

1. По карте природных зон найти области, занятые экваториальными лесами.

2. Пользуясь ориентирами, мысленно перенести эти области на климатическую карту.

3.Выяснить для этих мест годовое количество осадков.

4. Определить средние температуры самого холодного и самого теплового месяцев.

5. По карте природных зон найти области, занятые саваннами.

6. Мысленно перенести эти области на климатическую карту.

7. Выяснить для этих областей годовое количество осадков и средние температуры.

8. Сравнить климатические условия обеих зон и сказать, чем вызвана смена растительности — изменением температуры или изменением условий увлажнения?

9. Найти области пустынь и полупустынь. Чем объясняется распространение здесь пустынь?

10. Найти сухие субтропические области, влажные. Выяснить количество осадков и температурные условия.

Станция «Природная зона»

Назвать природную зону:

1. «Лето короткое, прохладное. В местах, освобождающихся от снега и льда, растут кое-где лишайники» (арктическая пустыня).

2. «Здесь растут колючие кустарники, полынь. Родина кактусов, агав» (тропическая пустыня).

3. «В растительности преобладают дуб, бук, липа, орех» (широколиственные леса).

4. «Почвы черноземные, богатые перегноем и очень плодородные» (степь).

5. «Почвы бурые, растут полынь, саксаул, водятся верблюды, грызуны» (полупустыня и пустыня).

6. «Вечнозеленые леса разнообразны по видовому составу, многоярусны, цветут и плодоносят круглый год» (влажные экваториальные леса).

Итак, что определяет природную зону?

Станция «Заповедник»

Назвать и показать на карте заповедники и национальные парки на одном из материков (по выбору). С какой целью они созданы? (можно взять 2 – 3 материка).

Станция «Человек и природа»

Привести 2 – 3 примера благоприятного и неблагоприятного воздействия человека на природу в результате его хозяйственной деятельности.

В заключение урока делается обобщение, подводятся итоги, выставляются отметки.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует более успешному усвоению учащимися нового материала, повышению учебной мотивации, росту личности ребёнка, объективности самооценки, формированию навыков поведения в коллективе.

Также для лучшего усвоения материала учителя используют игры-упражнения это криптограммы, ребусы, кроссворды и т.д. (Рисунок 10). Например, при правильном заполнении Криптограммы 1 (Рисунок 11) получается один из вариантов названия южноамериканской сельвы.

Вопросы для заполнения Криптограммы 1:

1, 7, 9. Типичные представители животного мира южноамериканской сельвы.

2. «Белые муравьи».

3. Хищное животное из семейства кошачьих.

4. Пресмыкающиеся, которыми изобилует сельва.

5. Самая маленькая птица планеты.

6. Рыба – гроза обитателей вод.

8. Птица южноамериканской сельвы с непропорционально большим ярко окрашенным клювом.

10. Крокодил, обитающий в Южной Америке.

11, 13. Типичные представители растительности южноамериканской сельвы.

12. Дерево – каучуконос.

Ответы:

1. Муравьед.

2. Термиты.

3. Ягуар.

4. Змеи.

5. Колибри.

6. Пиранья.

7. Опоссум.

8. Тукан.

9. Тапир.

10. Кайман.

11. Лианы.

12. Гевея.

13. Фикус.

С помощью криптограмм можно «оживить» и активизировать процесс изучения наиболее, пожалуй, трудного (с точки зрения учащихся) аспекта в курсах географии 6 – 10 классов – узнавания и запоминания географических объектов и их расположения на карте [29].

Криптограммы также можно выполнять дома: составлять или заполнять их. Заполнение криптограмм поможет учащимся без больших усилий, в игровой форме, приобрести навыки самостоятельной работы.

2.4 Использование стихотворных произведений, художественной литературы и фольклора на уроке для большей заинтересованности учащихся и лучшего усвоения наиболее трудного материала

2.4.1 Стихотворные произведения

Большое значение для эмоционального воздействия на детей имеет использование на уроках географии стихов, умело подобранных отрывков из художественной литературы. Это не только создаёт положительный и эмоциональный настрой учеников, а также обеспечивает познавательную нагрузку. Стихи используются учителем на всех этапах урока:

 - при изучении нового материала;

 - при проверке домашнего задания;

 - в качестве эпиграфа к уроку;

 - для нравственного воспитания школьников.

Усвоение материалов и представление каких-либо процессов детям лучше предлагать в стихотворной форме.

Например, изучая тему «Природные зоны Африки», формируя представление о влажном экваториальном лесе:

Африка, Африка – материк чудес,

В Африке, в Африке есть чудо – лес.

В этом лесу невиданном – красота,

Днём и ночью там темнота,

И зимой и летом в нём теплота,

И мартышкам здесь лепота.

Крупный хищник там есть леопард,

И похож на него очень гепард.

А гориллы уж так вопят,

Что не будешь бананам рад.

И хотя в том лесу красота,

Не хотела бы в нём жить никогда [3].

Давая представление об Австралии можно использовать эти два стихотворения в качестве эпиграфа:

«Сон» Дмитрий Хмельницкий

Вы в Австралии бывали? Вы Австралию видали?

Неужели никогда вы не ездили туда?

А со мною так случилось: мне Австралия приснилась.

Вы послушайте сейчас мой коротенький рассказ:

«Я летел на вертолёте, а быть может самолёте,

Вдруг увидел из окна: подо мной лежит страна.

С парашютом я спустился и на суше очутился.

Осмотрелся – ни души, все дороги хороши.

Чтобы не замёрзнуть вдруг, я отправился на юг.

Только странно: чем южней – холодней и холодней.

Я увидел дивный лес: там деревья до небес,

И бутылки там растут, и лианы там и тут.

Очень странная страна – любит пошутить она:

Эти звери, погляди, носят сумки впереди.

Ну а этот, ради шутки, нос свой одолжил у утки.

Ну а это кто такой появился предо мной?

Это местный житель, страны сей долгожитель.

От него же я узнал, что в Австралию попал,

Что её Тасман открыл, Кук открытье закрепил» [20].

«Австралия» Геннадий Усов

Австралия – страна наоборот,

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненье,

Спасает юг от северной жары.

Столица не имеет населенья.

Австралия – страна наоборот.

Её исток – на лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия – страна наоборот [26].

Можно задать детям в качестве домашнего задания написать стихотворение:

«Австралия» О. Баранова

Австралия, Австралия, прекрасный материк,

Он многим очень нравится, хотя и невелик.

Растения, животные там редкие живут:

Бутылочное дерево, ехидна, кенгуру.

Акация зонтичная, коала, лирохвост,

А также страус эму и даже утконос.

Австралия прекрасна, прекрасен материк.

Он всем, кто его видел,

Любить его велит [10].

После прослушивания стихотворения его содержание можно обсудить с детьми.

2.4.2 Художественная литература

Также для содержательного и интересного проведения урока играет большую роль использование в преподавании дополнительной литературы. Причём трудно найти другой такой учебный предмет, при изучении которого необходима дополнительная литература больше, чем при изучении географии, потому что география как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать.

В художественной литературе есть множество ярких образных описаний природы, но отбираемое описание должно быть «географично», то есть раскрывать географическую специфику объекта.

В 7 классе, изучая течения в океане, можно привести пример того, как знание капитаном судна направления течений помогло решить важную задачу:

«Однажды из Гвинейского залива долго не могло выйти парусное судно мешало встречное течение. Капитан корабля, зная, что в заливе существует глубинное течение обратного направления, приказал выбросить в море на канате большой нагруженный ящик. Ящик опустился до невидимой подводной реки и, увлекаемый её течением, вывел судно из залива» [12].

В итоге надо сказать, что использование дополнительной литературы на уроке успешным будет лишь в том случае, если станет чётко продуманным звеном в общей системе работы учителя, если оно органично вливается в канву урока, если оно пробуждает у школьников потребность в чтении.


2.4.3 Фольклор на уроке географии

Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становился любой объект или явление окружающей жизни. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.

Природные условия территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, часто являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта (типов жилищ, видов одежды, способов и средств передвижения) и занятий населения. И в ряде пословиц и поговорок их житейский, практический смысл оказывается передан посредством описания характерных черт природы конкретной территории, что и позволяет привлечь их на отдельных уроках географии.

В курсе географии материков учащиеся неоднократно встречаются с характеристикой влажных экваториальных лесов: при изучении Африки говорят о гилеях. Южной Америки – о сельве и, наконец, при изучении Евразии – о джунглях. К моменту окончания третьей четверти они в целом четко представляют себе природную зону влажных экваториальных лесов, что позволяет предложить иной взгляд на природу азиатских джунглей – глазами живущих там людей.

«Только пальмы не теряют листьев». (Индийская). «Лиана взбирается ввысь только благодаря деревьям». (Вьетнамская). «Дернешь лиану – взбудоражишь весь лес». (Вьетнамская).

В пословицах ярко отражена хозяйственная деятельность населения, и разумное включение их в рассказ учителя может заметно его обогатить. Так, пословицы монгольского народа прежде всего повествуют о скотоводстве: «Счастье мужчины – беспредельная степь». «Без травы нет скота, без скота нет пищи». «Из 360 занятий самое почетное земледелие». (Китайская). «Прежде подумай о рисе – затем обо всем остальном»; «Все будет, коли рис есть». (Малайско-Индонезийские) [18].

Настоящая сокровищница мудрости – пословицы вьетнамского народа, и из всего их многообразия можно составить интересную для учителя географии подборку. Фольклор необычайно ярко показывает значение культуры риса для страны: «За одну чашку риса трижды обежишь поле». «Глубокая пахота – хороший рис». «Попасть, как мышь в кувшин с рисом». «При лишних деньгах рис гниет». «Рассыпал корзину риса – дополна ее не соберешь». «Рис молотить болен, ком молотить здоров» (ком – хрустящий жареный рис).

К числу наиболее сложных для усвоения тем в курсе географии материков и океанов справедливо относят изучение свойств и закономерностей географической оболочки. Безусловно, с помощью одних пословиц методическую задачу организации усвоения этой темы не решить, но их привлечение позволит учащимся уяснить практический смысл изучаемого, понять, что многие сложные законы развития природы были давно осознаны народами и свято соблюдались ими. Так, пословицы вполне ясно отражают понимание естественности и неотвратимости последовательной смены природных явлений, т. е. ритмичности процессов, происходящих в географической оболочке [18].

«После прилива всегда бывает отлив». (Японская).

«Солнце не навек скрывается за облаками». (Ассирийская).

«Ночью Солнце не появится вместо Луны». (Азербайджанская).

«В полночь день не загорается». (Осетинская).

Также издавна были осознаны целостность, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов и явлений природы.

«Не будет воды, не будет и травы». (Таджикская).

«На небе нет туч – не пойдет дождь». (Китайская).

«Роса не дождь, но тоже полезна». (Грузинская).

«Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун». (Вьетнамская).

«Океан не пренебрегает и малыми речками». (Японская).

Даже наиболее сложную для усвоения географическую закономерность – круговорот веществ – можно проиллюстрировать несколькими пословицами:

«С ветром пришло и на ветер уйдет». (Русская)      .

«И пыль может образовать горы». (Японская).

«И огромная гора из пылинок собралась». (Корейская).

«Даже море меняет место». (Осетинские).

Народные пословицы учат считаться с реальными возможностями влияния человека на природу: «Заря занимается без пения петуха» (Арабская) и с иронией отзываются о тех, кто не признает пределов такого влияния, а порой и вмешательства: «Солнечный диск решетом не закрыть» (Арабская); «Веером не защитить поля от солнца» (Китайская); «Ветры дуют не так, как хотят корабли» (Арабская). Пословицы проповедуют разумное отношение к природе: «И море разливной ложкой черпай», т.е. нет неиссякаемого в природе (Дагестанская).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.