скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса "Физическая география материков и океанов"

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В настоящее время нет единой классификации таких программ, однако эта тематика рассматривалась во многих публикациях (Новенко Д.В. (2004) [23], Шульгина О.В. (2003) [32] и других).

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяют такие виды компьютерных программ (Рисунок 1).

1. Учебные (наставнические) программы – ориентированные на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвлённой программой. В ту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

2. Программы – тренажёры – предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. Контролирующие программы – предназначенные для контроля определённого уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (карты, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для творческой работы учащихся и студентов.

5. Имитационные и моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. Информационно – справочные программы – предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. Мультимедиа – учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ [27].

Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения?

Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяют возможности представления учебной информации. При этом значительная часть наглядных демонстрационных пособий и моделей (настенные плакаты, карты, слайды, видеофрагменты, анимационные схемы и пр.) можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и пр.) и при необходимости выводить на большой экран (Рисунок 2).

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучения строят в рамках личностноориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.

Среди сложностей применения компьютерных технологий можно выделить такие:

 - диспропорции в соотношении объёма получаемой и усвояемой информации, трудности ориентирования в информационном потоке;

 - необходимость индивидуализации и дифференциации обучения;

 - несопоставимость человеческого и компьютерного мышления;

 - определение путей сочетания с традиционными технологиями обучения и т.д.

Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно, преподавателями МПГУ совместно со специалистами Республиканского мультимедиа – центра разработана целая серия мультимедийных учебников по всем школьным курсам географии. В частности за 7 класс – это учебник по курсу «География материков и океанов» (Авторы учебного материала Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А.).

Создание специальных мультимедийных программ на базе стабильных учебников неизмеримо расширяет возможности обучения географии. Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в самых разнообразных формах, что делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся. Как показывает опыт, применение мультимедийных средств в обучении способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности учащихся.

Мультимедиа-учебник – это средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ (Рисунок 1) и, соответственно, целый ряд функций.

Во-первых, как и традиционный учебник, он осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета [7].

Благодаря мультимедиа – технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.

Кроме базового учебного материала, в мультимедиа-учебнике предусмотрены возможности для углубленного изучения географии по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнения практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет [23].

Другая важная функция мультимедиа-учебника – организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учёт результатов.

Ещё одна функция мультимедиа-учебника – контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок.

Благодаря сводной результирующей таблице выполняется корректирующая функция. Учитель имеет возможности отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей учащихся [27].

Таким образом, благодаря разнообразию выполняемых мультимедиа-учебниками функций, в практике школы их можно применять по нескольким направлениям (Рисунок 3).

Как видно из представленной схемы, возможности применения мультимедиа учебников велики, но методика их использования в процессе обучения географии пока недостаточно разработана [32].

Получив опыт работы с новыми информационными технологиями, будущий учитель сможет не только организовывать активную учебно-познавательную деятельность школьников, но и постоянно совершенствовать свои научные и методические знания. Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимым, так как почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнении творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами [7].


2.2 Использование рисунков и опорных иллюстративно-графических конспектов в процессе преподавания курса для его зрительного восприятия

География такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала.

Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой – либо объект, не наблюдая его своими глазами. Поэтому очень важно применение рисунка во время объяснения материала, его повторения, а также при опросе учащихся.

Рисунок можно показывать на плакате или предварительно нарисовать на классной доске (Рисунок 4), а ученики могут срисовывать его в тетрадь. В этом случае происходит непроизвольное запоминание явления, связанное с конкретной деятельностью школьника. Это всё способствует развитию географического мышления, особенно для тех учеников, у которых недостаточно развита речь. Мысли этих учеников опираются на наглядные образы, создаваемые рисунками [9]. Но показать всё тоже невозможно, да и не целесообразно. И поэтому изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) наиболее понятным для восприятия (Рисунок 5).

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опорных конспектов предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля [1].


Рисунок 4 – Пример изображения высоты солнца над горизонтом и времён года в Африке, нарисованного на классной доске (Громов, 1979) [9].

Рисунок 5 – Пример опорного конспекта (Бенькович, 1995) [1].

 

Опыт работы многих учителей показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала. Построение опорного конспекта осуществляется поэтапно, в соответствии с основными вопросами урока и в определённой последовательности:

 - отбор необходимых сведений в результате анализа карт, использования других источников информации – справочников, таблиц, диаграмм и т.п.

 - краткое обобщение переработанных материалов с последующим графическим воспроизведением в опорном конспекте [1].

Опорные сигналы вводятся учителем или предлагаются учащимися. Использование опорных конспектов предполагается на уроке – при объяснении учителем новой темы, либо при выполнении домашнего задания – для лучшего усвоения учеником заданной темы.

Овладев приёмами составления типовых опорных конспектов, ученики самостоятельно выполняют практические работы по описанию материков, природных зон, рек и т.п. [1].

Кроме того, использование опорных конспектов вносит в процесс обучения некий элемент игры, а игровые моменты, безусловно, активизируют интерес учащихся.

2.3 Использование игр (криптограмм и ребусов) для пробуждения интереса к предмету учащихся

В стремлении получить высокое качество знаний и пробудить интерес к предмету используют различные формы организации уроков. Одна из таких форм учебная игра, которую можно рассматривать как одну из моделей познавательной деятельности. Что, как не игра, может больше всего заинтересовать ребёнка, даже старшеклассника? Ведь дети есть дети, и они всегда предпочтут обычному уроку хорошую игру. Учебный материал в игре усваивается гораздо эффективнее, причём происходит это непринужденно, как бы само собой и не по требованию учителя, а по запросам игровой ситуации [28].

К игровым формам урока относят ролевые игры, игры-путешествия, учебные игры, игры-упражнения и т.д.

При наличии времени можно не ограничиваться уроком обобщающего повторения, а провести игру-конференцию участников комплексного исследования Швамбрании. Основные этапы ее подготовки заключаются в следующем.

Ученики становятся членами комплексной физико-географической экспедиции, цель которой — исследование неизвестного материка Швамбрании, открытой вечером 8 февраля 1914 г. отбывавшими в углу наказание героями Л. Кассиля «после вдумчивого и осязательного исследования недр своих носов». О географии материка известны следующие сведения: географическая карта (Рисунок 6), предположение о том, что Швамбрания «была землей вулканического происхождения», где, как уже упоминалось, в Кудыкиных горах «вышло сильное землетрясение и три вулкана извергнулись», а также приблизительные координаты расположения материка между 20° ю. ш. и 40° ю. ш. в Тихом океане в пределах западного полушария [18].

Затем формируются исследовательские экспедиции, можно составить группы по желанию учащихся. Численность группы не должна превышать десяти человек, в этом случае каждому достаётся конкретное поручение и свой определенный участок работы. В составе экспедиции ребята выбирают картографа, географа, геолога, климатолога, ботаника, зоолога и, конечно, начальника экспедиции. Возможно, какая-то группа введёт в свой состав гидролога, фотографа, художника – нет необходимости сдерживать фантазию и инициативу ребят. К заранее установленному сроку на итоговую конференцию каждая экспедиция предоставляет следующие материалы – физико-географическую характеристику материка (составленную по типовому плану его изучения), карты, отражающие результаты исследований, (необходимо оговорить, что размер карт должен позволять участникам конференции рассмотреть их, т.е. быть не меньше 1/4 ватманского листа, - поэтому лучше ограничиться изготовлением 2-3 карт, тематику которых участники выбирают самостоятельно; карты должны быть сделаны в одном масштабе); фотографии (т.е. рисунки) открытых животных, растений, возможны и другие материалы исследований, которые участники экспедиций сочтут достойными внимания участников конференции (образцы горных пород, археологические находки и т.п.) [18].

В определенный день участники «отправляются» в экспедицию к берегам, неизвестной Швамбрании, т.е. начинают самостоятельную творческую работу. Учителю же следует постоянно быть в курсе проводимых «исследований». Срок игры может быть различным, от двух недель до месяца. Все это время необходимо разными формами поддерживать внимание и интерес к игре. Так на специально выделенном стенде, где висит карта Швамбрании, можно систематически помещать «телеграфные сообщения» о проводимых исследованиях, которые по условиям игры присылают работающие в Швамбрании экспедиции (Рисунок 7).

Составляя план проведения итоговой конференции, учитель должен заранее познакомиться со всеми отчётами и отобрать темы выступлении, в которых важно избежать повторений.

Так, например, характеристику географического положения поручить какой-то одной экспедиции, а вот на обсуждение вынести вопросы о строении и полезных ископаемых материка, которые, как правило, по-разному решаются ребятами. Нужно обязательно разрешить задавать вопросы из зала, вообще организовать игру так, чтобы каждая экспедиция, по-хорошему, защищала результаты своих исследований, а не зачитывала их равнодушным слушателям. Опыт проведения игры показал, что учащимся замечательно удаются характеристики рельефа и строения природных зон и климата (Рисунки 8,9), они выдумывают «вновь открытых» эндемичных животных, растения, что позволяет придать игре межпредметный характер, например, организовать географо-биологическую экспедицию. Для того чтобы у читателя создалось более полное представление о содержании описанной игры, приведем фрагменты отчетов экспедиций: «...Ученые всего мира считают, что Австралия самый маленький материк (7,6 млн. км2), но на самом деле это Швамбрания, ее площадь 5,87 млн. км2». «Строение Швамбрании не просто, когда-то она входила в состав огромного материка Гондвана, а затем отделилась в результате поднятий и опусканий земной коры...». «…Животное овцекрокодил очень доверчивое и умное, мозг у него развит лучше, чем у дельфинов. Они способны выносить длительные засухи и продолжительные дожди. Имеют большое значение для жителей дают шерсть, молоко, мясо…». «…Птица даф обитает в Кудыкиных горах, главная е особенность в том, что, будучи взрослой, она остается похожей на птенца, так как покрыта серым пухом. Дафы не умеют летать и вынуждены карабкаться, цепляясь за камни и выступы пород. Питаются мясом, но основная их пища – яйца, которые дафы воруют с необычайным проворством. Пух их очень ценится в Швамбрании, поэтому птица на грани исчезновения и занесена в Красную книгу. Птица хитрая и в баснях швамбран выполняет ту же роль, что у нас лиса...» [18].

Условия игры часто требуют от учащегося самостоятельного анализа учебного материала и вычленения из него необходимых фактов и понятий, а также логических рассуждений, выводов и оценки ситуации [13].

Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали материал, на котором будет строиться учебная игра.

Многим учителям не хватает методических разработок по различным темам. Но разработка игр не представляет большой трудности, так как за основу можно взять любые широко известные игры (к примеру, такие как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай» и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.