скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Греческая традиция в погребальном культе Боспора

Образы вазовой живописи на сосудах, связанных с погребальным культом, имеют космогонический и космологический смысл, воплотившийся в мифе. Среди них нет случайных, каждый из них выполняет соответствующую ему функцию. Так, изображение водоплавающей птицы символизирует душу умершего, миксантропических чудовищ – посланцев загробного мира, растительная символика вводит в круг земледельческо-хтонических культов, брачная зеркало, веер, ритуальные повязки - говорит о брачной зрелости, о готовности к священному браку за гробом, о брачной зрелости «жениха» говорят изображения палестрического инвентаря. Храмовая символика вводит нас в область сакрального, Мировое древо организует пространство и объединяет миры живых и мертвых.

Изображение обрядов посвящений, таинств почиталось у эллинов самым приличным и достойным украшением для ваз, используемых при погребении. Так выражалось стремление освободить умершего от груза земной жизни, от злого духа, который якобы сопровождал умершего от колыбели до могилы. И в то же время сюжеты росписи должны были являться свидетельством того, что умерший посвящен в таинство и удостоен вечного блаженства в потустороннем мире. Дионисийская и элевсинская символика говорит о посвящении покойного в таинства жизни и смерти и регенерирующей функции Матери-земли. Изображения Афродиты и ее фиаса уготовляют священный брак по ту сторону жизни. Сцены сражений: троянского цикла, гераномахии, амазономахии и т.п., воплощают идею вечной борьбы жизни и смерти, в которой ни одна из этих сил не может победить окончательно.

Мы видим стремление древних не допустить дисгармонии, вносимой в этот мир смертью. Это можно сказать и в отношении намогильных памятников – кургана ли, надгробной ли стелы с эпитафией или рельефным изображением идеализированного умершего. Памятник всегда является рубежом между «этим» и «иным» мирами, охраняет погребение от разрушения и осквернения, является своего рода храмом, герооном усопшему.

Наши умозаключения о взгляде древних греков на природу смерти гипотетичны, но несомненно то, что эти представления были естественны и органичны для человека античного общества.


Список литературы

I. Архивные материалы:

1.         Яковенко Э.В. Скифы на Боспоре (греко-скифские отношения в VII-III вв. до н.э.). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Рукопись. – Чернигов, 1985. - Архив КГИКЗ. – УДК 930. 26. – «06/04».

II. Литература

1.         Акимова Л.И. К проблеме «геометрического» мифа: шахматный орнамент // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения – 1985). – Ч. 2. - М., 1988.- С. 60-97.

2.         Алексеева Е.М. Культы Горгиппии // СА М., 1986. - № 4. – С.т34-52.

3.         Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Спб, 1998.

4.         Апулей. Золотой осел. – М., 1990.

5.         Арсеньева Т.М. Погребальный обряд // АГСП - М., 1984. - С.т222-224.

6.         Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. - М., 1961.

7.         Блаватский В.Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья (IV в. до н. э. – III в. до н. э.) // СА - № 4. – М., 1964. – С. 25-35.

8.         Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья античной эпохи. - М., 1947.

9.         Блаватский В.Д. О происхождении боспорских склепов с уступчатыми перекрытиями // СА, XXIV. - М., 1955. - С. 29-53.

10.      Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора.- М., 1964.

11.      Болтунова А.И. Надгробная эпиграмма жены Дия // История и культура античного мира. – М., 1977. – С. 23-28.

12.      Бунин Д.С. К вопросу о хтонических элементах в культе Афродиты на Боспоре // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Материалы международной научной конференции. – Ч. 1. – Спб., 2001. – С. 127-131.

13.      Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – С. 308-318.

14.      Виноградов Ю.Г. Полис в Северном Причерноморье // Античная Греция. – М., 1983. – Т.I. – С. 336-420.

15.      Гайдукевич В.Ф. Некрополи некоторых боспорских городов // МИА, 69.- М., 1959. - С. 154-238.

16.      Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство. - М., 1949.

17.      Геродот. История // Скифы. Хрестоматия. М., 1992. – С. 38-84.

18.      Гомер. Илиада. – М., 1985.

19.      Гомер. Одиссея. – М., 1985.

20.      Грач Н.Л. Некрополь Нимфея. - Спб., 1999.- с. 328.

21.      Грейвс Р. Мифы древней Греции. - М., 1992.

22.      Дамасский Николай. Свод странных обычаев // Скифы. Хрестоматия. – М., 1992. – С. 108-109.

23.      Денисова В.И. Коропластика Боспора. - Л., 1981.

24.      Еврипид. Алкеста // Еврипид. Трагедии. Т.I. – М., 1980. – С. 5-58.

25.      Ельницкий Л.А. Из истории эллинистических культов в Северном Причерноморье (Дионис-Сабазий) // СА – VIII – М., 1946. – С. 97-112.

26.      Зинько Е.А. К семантике образов рельефа из «Старшего» Трехбратнего кургана // Проблемы археологии и истории Боспора. Тезисы докладов конференции. – Керчь, 1996. – С. 34-36.

27.      Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. - Л., 1953.

28.      Иванова А.П. Скульптура и живопись Боспора.- Киев, 1961

29.      Иллариошкина Е.Н. Боги и герои греческих мифов в боспорской гипсопластике // Боспор Киммерийский. На перекрестье греческого и варварского миров (античность – средневековье). - Керчь, 2000. - С. 69-70.

30.      Кастанаян Е.Г. Грунтовые некрополи боспорских городов V-IV вв. до н. э. и местные их особенности // МИА – Вып. 69. - М. - Л., 1959. - С. 257-295.

31.      Кастанаян Е.Г. Обряд тризны в боспорских курганах // СА - XIV.- М., 1990.- С. 124-138.

32.      Капошина С.И. Некрополь в районе поселка им. Войкова близ Керчи // МИА – Вып. 69. - М.-Л., 1959. - С.108-153.

33.      Кобылина М.М. Античная скульптура Северного Причерноморья. - М., 1972.

34.      Кобылина М.М. Терракотовые статуэтки Фанагории // САИ. – Вып. Г. 1-11. – Ч. IV. - Терракотовые статуэтки. Придонье и Таманский полуостров. – С. 20-29.

35.      Кобылина М.М. Саркофаги и надгробия // АГСП – М., 1984.- С. 224-225.

36.      Кобылина М.М. Скульптура Боспора // МИА Вып. 19. - М.-Л., 1951. - С. 171-188.

37.      Кобылина М.М. Религия и культы //АГСП – М., 1984. – С.220-222.

38.      Коровина А.К. Раскопки некрополя Тирамбы (1966 – 1970) // Сообщения ГМИИ им. А.С. Пушкина. - Вып. 8. - М., 1987. - С. 3-70.

39.      Корпус боспорских надписей / Ред. Струве В.В. – М.-Л., 1965.

40.      Корпусова В.Н. Некрополь Золотое (К этнокультурной истории европейского Боспора). - Киев, 1983.

41.      Кошеленко Г.А. Боспорский вариант мифа о гибели гигантов // ДБ - № 2. - М., 1999. - С. 147-160.

42.      Кругликова И.Т. Религиозные представления сельского населения Боспора // КСИА УССР - Вып.124. - М., 1970. - С. 3-11.

43.      Крыкин С.М. Новые терракоты всадников из Фанагории // КСИА УССР - Вып. 191. - М., 1987. - С. 57-59.

44.      Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. - Киев, 1977. - С. 96-119.

45.      Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

46.      Кучеревская Н.Л. Классические образы и местное влияние в скульптуре Боспора // Проблемы истории и археологии Украины. Тезисы докладов науч. конф. – Харьков, 1999. – С. 38-39.

47.      Кучеревская Н.Л. Опыт реставрации памятников Керченского лапидария // Пантикапей – Боспор – Керчь – 26 веков древней столице. Материалы международной конференции. – Керчь, 2000. – С. 68-70.

48.      Кучеревская Н.Л., Кузин В.В. Реставрация росписи склепа из системы грунтового некрополя Пантикапея // Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам’яток. Матеріали III Міжнародно науково-практичної конференції. – Київ, 2002 (в друку).

49.      Лазенкова Л.М. Изобразительные воплощения античных мифов в росписи краснофигурных ваз из коллекции Керченского Государственного историко-культурного заповедника. // Пантикапей – Боспор Керчь – 26 веков древней столице. – Керчь, 2000. - С. 71-75.

50.      Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.

51.      Лосев А.Ф. Афродита // МНМ - М., 2000. - Т. 1. - С. 132-135.

52.      Лосев А.Ф. Дионис // МНМ - М., 2000. - Т. 1. - С. 380-382.

53.      Лосев А.Ф. Персефона // МНМ – М., 2000. Т. 2. - С. 305.

54.      Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. О структуре скифского пантеона // История и культура античного мира. – М., 1977. - С. 118-121.

55.      Марченко И.Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. – М., 1977. – С. 121-126.

56.      Масленников А.А. Население Боспорского государства (VI - II вв. до н. э.). - М., 1981.

57.      Масленников А.А. Варвары, греки и Боспор Киммерийский до Геродота и при нем // ДБ - № 4. - М., 2001. - С. 291-323.

58.      Матковская Т.А. Камень, изливающий немую скорбь. - М., 2000.

59.      Матковская Т.А. Композиционное применение архитектурных элементов и растительного декора в надгробиях Европейского Боспора (II в. до Р.Х.- II в. н.э.) // АИБ – III. – Керчь, 1999. – С. 113-120.

60.      Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. – М., 1991. – С. 52-53.

61.      Мельпомена в Пантикапее. Керчь театральная. / Ред. Федосеев Н.Ф.- Керчь, 2001.

62.      Менар Р. Мифология в древнем и современном искусстве. – М., 2001.

63.      Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М., 1992.

64.      Молева Н.В. Антропоморфные памятники из некрополя Нимфея. // Боспорский город Нимфей: новые исследования и материалы, и вопросы изучения античних городов Северного Причерноморья. - Спб., 1999. – 55-58.

65.      Молева Н.В. Антропоморфные изваяния в погребальном обряде на Боспоре // 175 лет Керченскому музею древностей. Материалы международной конференции. – Керчь, 2001. – С. 52-54.

66.      Молева Н.В. Собака в религиозных представлениях боспорян // Боспорское царство как историко-культурный феномен. Материалы научной конференции. – Спб, 1998. – С. 60-62.

67.      Молок Д.Ю. Черты имплицитной мифологии в надгробиях греческой классики // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения - 1985). - Ч. 2. - М., 1988.- С. 147-156.

68.      Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII – III вв. до н. э.). – М., 1991.

69.      Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения (Орфические гимны и комментарии) / Ред. Шапошников А. – М., 2001.

70.      Панайотова К.М. Погребальный обряд в некрополях греческих колоний на берегу Черного моря Болгарии в эллинистическую эпоху // Скифия и Боспор. Археологические материалы к конференции памяти академика М.И. Ростовцева. – Новочеркасск, 1989. – С. 64-65.

71.      Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Симферополь, 1994. – с. 120.

72.      Платон. Федон // Платон. Диалоги / Пер. В.Н.Карпова. Ред. Р.В.Светлова, В.Л.Селиверстова. – Спб., 2000. – С. 203-296.

73.      Плутарх. Застольные беседы. – Л., 1990.

74.      Пругло В.И. Терракотовые статуэтки всадников на Боспоре // История и культура античного мира. - М., 1977. – С. 177-182.

75.      Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. – М., 1985.

76.      Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. – Спб., 1914.

77.      Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. – М., 1925.

78.      Русяева А.С. К интерпретации известнякового рельефа из Трехбратнего кургана на Боспоре // Боспор Киммерийский. На перекрестье греческого и варварского миров. – Керчь, 2000. С. 130-134.

79.      Русяева А.С., Зубарь В.М. Боспор Киммерийский: история и культура. – Николаев, 1998.

80.      Ручинская О.А. Религиозные обряды и празднества в общественной жизни античных городов Северного Причерноморья// Древности, 1994. Харьков, 1994. С. 73-86.

81.      Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.

82.      Савостина Е.А. Миф и культ героя // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения – 1985). – Ч. 2. – М., 1988. – С. 98-115.

83.      Савостина Е.А. Тема надгробной стелы из Трехбратнего кургана в контексте античного мифа // Историко-археологический альманах. – Армавир-Москва, 1995. - №1. – С.110-119.

84.      Сапрыкин С.Ю. Культ Деметры в Боспорском царстве в VI-IV вв. до н.э.: (К вопросу о содержании обрядов земледельческих богинь на Боспоре) // Из истории античного общества. – Горький, 1983. – С 59-71.

85.      Селиванова Л.Л. Аполлоновы лебеди (К семантике образа в религиозных представлениях античности) // Из истории античного общества – Горький, 1983.– С. 363-397. (М., 1998)

86.      Силантьева Л.Ф. Некрополь Нимфея // МИА Вып. 69. - М.-Л., 1959. С. 3-107.

87.      Силантьева Л.Ф. Терракоты Пантикапея // САИ – Вып. Г. 1-11. – Ч. III. - Терракотовые статуэтки. Пантикапей. – М., 1974. – С. 5-107.

88.      Сокольский Н.И. Античные саркофаги // САИ – Г1-11. – М., 1977.

89.      Сокольский Н.И. Святилище Афродиты в Кепах // СА– М., 1964. - №4. – С.101-118.

90.      Соломоник Э.И. Из истории религиозной жизни в северопонтийских городах позднеантичного времени // ВДИ - М., 1973. - 1. – С. 55-77.

91.      Сорокина Н.П. Тузлинский некрополь. М., 1957.

92.      Сорокина Н.П., Сударев Н.И. Предметы связанные с культами и магией из погребений кепского некрополя VI-II вв. до н. э. // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства. Материалы международной научной конференции. – Ч.1. – Спб., 2001. С. 133-139.

93.      Сударев Н.И. Культ Аполлона Врача на Боспоре и некоторые вопросы греческой колонизации // ДБ - № 2. – М., 1999. – С. 213-231.

94.      Тахо-Годи А.А. Античная мифология. М., 1989.

95.      Тахо-Годи А.А. Аид // МНМ – М., 2000. Т. 1. – С. 51-52.

96.      Тахо-Годи А.А. Деметра // МНМ - М., 2000. – Т. 1. - С. 364-366.

97.      Тахо-Годи А.А. Тартар // МНМ - М., 2000. - Т. 2. - С. 495-496.

98.      Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1976.

99.      Толстиков В.П. Святилище на акрополе Пантикапея // ВДИ – М., 1987. - № 1. – С. 88-114.

100.    Толстой И.И. Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. – М.-Л., 1953.

101.    Топоров В.Н. Мейлах М.Б. Круг // МНМ Т. 2. – М., 2000. – С. 18-19.

102.    Топоров В.Н. Древо мировое // МНМ. – Т. 1. – М., 2000. – С. 398-406.

103.    Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988. – С. 99.

104.    Тохтасьев С.Р. Апатур. История боспорского святилища Афродиты Урании // ВДИ – М., 1986. - № 2. – С. 138-145.

105.    Тохтасьев С.Р. Боспорская легенда об Афродите Апатурос // ВДИ – М., 1983. - № 2. – С. 111-117.

106.    Федосеев Н.Ф. Еще раз о переправе через Боспор Киммерийский // АИБ - III. – Керчь, 1999. – С. 61-102.

107.    Финогенова С.И. Миф о Дионисе (по вазовым рисункам VI-V вв. до н. э.) // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения - 1985) – М., 1988. – С. 126-139.

108.    Фомина Т.А. Дионисийская символика на вазах керченского стиля (пелики) // Жизнь мифа в античности (Випперовские чтения - 1985) – М., 1988. – С. 46-91.

109.    Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978.

110.    Фрэзер Д. Золотая ветвь. – М., 1986.

111.    Харитон. Повесть о любви Херея и Каллирои // Греческий роман. – М., 1988. – С. 20-166.


* Справедливости ради надо отметить, что работу над этой книгой вел целый коллектив авторов, в т. ч. и сотрудники Керченского музея.

* В таинствах могли принимать участие все, даже рабы, но говорить о том, что происходило, было запрещено, поэтому сведений о них не сохранилось.

* Сводку исследований по истории и предполагаемому местонахождению святилища Апатур см.: [103; 38-145].

** Афродита Пандемос – покровительница земледелия, Афродита Порна считалась покровительницей гетер.

*** Библиографию по этому вопросу см.: [104;.111-112].

* Такой тип изображения характерен прежде всего для Деметры либо Коры. Появление Афродиты в виде протомы, начиная с IV-IIIв. до н. э., также подчеркивает ее близость к земле и земледельческим культам.

* Как известно, в основании мифо-эпичес­кой традиции лежит истина реального факта, скрытая за вымыслом и раство­ренная в нем.

* Дионис как хтонический бог почитался в Дель­фах, где, по преданию, находилась его могила. Раз в два года, на третий, во время зимнего солнцеворота, в пору самых коротких дней, в честь Диониса здесь совершались праздники – триэрии. На них жен­щины ночью с факелами в руках в вакхическом экстазе громко звали Дио­ниса, который был растерзан титанами и должен был воскреснуть и вер­нуться на землю из подземного цар­ства [106;.127].

* См.: [30; 271-273].

* Не ясен вопрос, кто являлся носителем обряда в античности. Скорее всего, по аналогии с современной традицией, это были посторонние люди (не близкие родственники), которые добровольно брали на себя организацию похорон и соблюдение ритуала.

* Охранительная сила игл и булавок известна с древнейших времен и до настоящего времени.

** В 1934 году при раскопках некрополя Пантикапея в могиле была открыта бронзовая гидрия с жженым прахом, покрытая прозрачной тканью и украшенная гирляндой живых цветов, которые рассыпались в прах на глазах исследователей [86; 21].

*  В античной традиции собаки постоянные спутники богини Гекаты.

* Как известно, древние иранцы не погребали умерших, дабы не осквернять землю. Николай Дамасский сообщает, что колхи покойников не погребают, а вешают на деревьях [22; 42]. В обычае сооружения скифских курганов можно усматривать иранское влияние: погребенный занимает промежуточное положение между землей и дневной поверхностью.

* Конь не играл большой роли в Греции ни в сельском хозяйстве в силу природных условий, ни в военном деле, т.к. основу ополчения составляли гоплиты – тяжеловооруженная пехота. В эпоху эллинизма в античном мире конь играет важную роль в погребальном культе. Александр Македонский в своем подражании персидским обычаям даже похоронил своего любимого коня Буцефала с человеческими почестями. В Северном Причерноморье известны захоронения коней, сопровождающие варварские погребения представителей знати.

* В греческом языке не существовало специального термина для обозначения  саркофага. Слово «саркофаг» стало применяться в смысле «гроб» только в римское время. Оно означает «плотоядный» и ранее употреблялось как эпитет по отношению к каменным гробам определенного рода. Это объясняется тем, что каменные ящики способствовали быстрому разложению трупа.

* Создание орнаментальных мотивов – меандр, овы, шахматный орнамент – относится еще к крито-микенской эпохе, они получают тотальное распространение в росписи геометрического и ориентализирующего стилей и остаются в качестве смыслового сакрализующего фона в росписи ваз до конца античного периода.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.