скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование познавательного интереса к истории у младших школьников как условие перехода к систематическому изучению исторического содержания

В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы. На пер вое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания.

Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных. Все чаще при обучении истории применяется психология, причем как педагогическая, так и историческая, в целях углубленного и осмысленного познания истории.


ГЛАВА III. Формирование начальных знаний по истории

3.1. Роль и место исторических знаний в системе развивающего

обучения

 

В последнее время неоднократно предпринимаются попытки ввести в начальную школу пропедевтический курс истории.

Трудно и чрезвычайно ответственно сделать учебную книгу по истории, тем более для младших школьников. Ведь помимо максимальной достоверности здесь нужен особый язык - язык-описание, то есть это должен быть язык художественной и научно-популярной литературы. При этом материал необходимо располагать в определенной историко-хронологической последовательности. И хотя, к сожалению, Н.М. Карамзина для детей еще не нашлось - это не причина отлучать младших школьников от начальных знаний родной истории. Нужно помнить, что предлагая детям изучать историю с 5-го класса, мы наносим непоправимый ущерб их общему развитию, который нельзя восполнить разрозненными, отрывочными знаниями, до недавнего времени преподносимыми детям на уроках чтения. Сейчас положение изменилось. История, в том или ином виде, входит в число предметов начальной школы. А в системе Л.В. Занкова история, в целях обогащения содержания начального образования школьников, их ориентации во времени и в пространстве, выделена в самостоятельный учебный предмет. В продолжение разработки усовершенствования системы в 1996-97 учебном году для учащихся третьих занковских классов, в которых преподается курс “История России в рассказах для детей”, издан учебник-хрестоматия “Твоя Россия”.

Он составлен в строгом соответствии с программой работы занковских классов, отражает принятую в системе Л.В. Занкова логику формирования начальных знаний по истории как в их непосредственном значении, так и в решении проблемы обучения и развития младших школьников (интеллектуального, нравственного, эстетического).

Учебник-хрестоматия в хронологической последовательности раскрывает детям все периоды нашей истории - с древних времен до современности, используя отрывки художественной и научно-популярной литературы, а также историческую документалистику. Здесь вы найдете исторические очерки и лекции К.Ушинского, Н.Бунакова, Н.Карамзина, В.Соловьева, А.Ишимовой, Н.Головина; произведения современных писателей: С.Алексеева, А.Гессен, Л.Обуховой, О.Тихомирова, Н.Эйдельмана; стихи А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, А.Ахматовой; письма мальчика Онфима из далекого Новгорода, Е.Дашковой из петровской России, нашего современника П.Капицы и, конечно, документы. Но учебник- хрестоматия богат не только текстовыми материалами, здесь много рисунков, портретов, скульптурно-архитектурных иллюстраций, которые естественно вписываются в словесный ряд, не осложняя его, а расширяя и дополняя.

Вопросы-задания, адресованные детям, составлены с расчетом на формирование не столько репродуктивных, сколько продуктивных знаний, на структурирование как образных, так и словесно-логических компонентов мышления младших школьников. Такие вопросы-задания подводят детей к самостоятельным умозаключениям, решениям, содействуют укреплению личностной определенности и духовной свободы.

Значимость курса родной истории для младших школьников подтверждена многолетним опытом его преподавания в классах, работающих по системе Л.В. Занкова (в соединении курса со всеми дидактическими принципами и специфичными педагогическими свойствами этой системы).

Актуальность курса обусловлена решением задачи гуманизации образования, интенсификации развития учащихся независимо от того, в какой системе они обучаются.

Курсы истории в системе Л.В. Занкова и созданные для учебно-методические пособия - в частности, учебник-хрестоматия “Твоя Россия” - преемственно выводят на все дальнейшие курсы, обозначенные в программах по истории для основного звена. Они являются реальной основой как для приобретения структурно более обобщенных и отвлеченных знаний, так и для последующего расширения объема самих знаний.

Учебник-хрестоматия “Твоя Россия” рассмотрен Федеральным экспертным советом по общему образованию МО ПО РФ. При положительной оценке в заключении совета отмечено: “Учебник-хрестоматия представляет большие возможности для воспитания личности граждански активной, мыслящей, любящей родную страну...” Принцип работы, предложенный авторами ребенку, обеспечивает не только приобретение знаний, но и высокий уровень развития, самостоятельность мышления...”

 

3.2. Структура пропедевтического курса по истории для начальной

школы

 

Мы, конечно, знаем, что история - это рассказ, повествование о чем-либо. Ты часто слышишь и говоришь: “Вот какая приключилась со мной история”. Но есть еще и особая - наука история. Начиная знакомство с ней, прежде всего нужно уточнить, что это - наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей.

Но как узнать о том, что было очень давно, если об этом не помнят ни бабушки и дедушки, ни даже прабабушки и прадедушки?

Что такое история? Что такое родная история? Зачем ее изучают? Как мы узнаем о жизни людей в прошлом? На эти вопросы помогут тебе ответить уже первые страницы нашей книги.

“...История в некотором смысле есть священная книга народов: ... завет предков к потомству, дополнения, изъяснение настоящего и пример будущего.” Николай Карамзин, писатель-историк

“...В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсти и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками - и сотрутся с лица земли города и заводы, рассыплются плотины, и мрак опустится на ночную землю. Великое свойство прогрессивного человека - не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шел впереди.” Рудольф Итс, писатель

“...Прошлое должно служить современности! Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам народа.” Дмитрий Лихачев, ученый, историк литературы

Самый известный из русских летописцев - Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, живший во второй половине XI - начале XII века. Нестор начал составлять летопись, будучи уже известным писателем. Он решил, кроме летописи - описания событий год за годом, - дать обширное историко-географическое введение к ней: о славянских племенах, возникновении Русского государства, о первых князьях. Введение начиналось словами: “Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть”. Позднее все произведение Нестора - и введение, и сама летопись - стало называться “Повесть временных лет”.

Подлинный текст Нестора дошел до нас только в отрывках. Он искажен позднейшими переделками, вставками и дополнениями. И все же мы можем приблизительно восстановить облик этого замечательного исторического труда.

Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий... Даже имя Нестора стало нарицательным для обозначения летописца.

История семи чудес света древнего мира и сейчас вызывает восхищение. Дальнейшая история человека показывает, что его творениям - чудесам света - нет числа. С некоторыми из них тебя знакомят страницы Всемирной истории.

Как возникали цифры? (из истории Индии)

Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в индии тысячу лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это - десятичная система, построенная на основе десятки.

Еще раньше, в древние времена, когда человек хотел показать, сколько у него овец или коз, он насыпал в мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков.

Затем человек научился использовать символы для разных единиц счета. Он рисовал черточку или другую отметку для любого предмета, который он считал, но у него по-прежнему не было слов, чтобы обозначить цифры. Позднее человек начал считать с помощью пальцев на руке. Так как у нас 10 пальцев на руках, это привело к использованию цифры 10 в системах счета.

В Древней Руси в качестве цифр использовались буквы с особым значком над ними (титло).

В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие - 60, третьи - 20, 2, 5, 8. Система исчисления, которую ввели в Древнем Риме, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века.

Кто изобрел бумагу? (из истории Китая)

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Древние славяне. Расселение, занятия, обычаи

Ты уже знаешь, что из Библии с давних пор люди получали многие сведения, в том числе и о своем прошлом. В библейской истории о Великом потопе рассказано, как они расселились на земле.

Потоп. Ноев ковчег

Прошло немало столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю...

Господь увидел, что велико развращение людей на земле и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: “Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их”.

Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: “Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою”.

Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег (большой корабль)...

Долго строился ковчег. Ной сделал все, что повелел ему Бог, и ковчег был готов. Господь сказал Ною: “Войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною... И всякого скота возьми по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли”.

Ной поступил так, как Господь повелел ему...

Через семь дней начался ливень и не прекращался сорок дней и сорок ночей... Наводнение было таким сильным, что скрылись все высокие горы и все, что имело дыхание жизни на суше, умерло...

Через сто пятьдесят дней кончилось наводнение, и вода стала постепенно убывать. Ковчег Ноя остановился на горе Арарат. Через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, исчезла ли вода. Ворон, вылетев, отлетал и возвращался назад.

Потом Ной выпустил голубя. Но голубь не нашел места покоя для своих ног и возвратился к нему в ковчег, так как вода была еще на поверхности всей земли. Через семь дней Ной опять выпустил голубя из ковчега. Вечером голубь возвратился к нему, держа в клюве свежий масличный лист. Так Ной узнал, что вода сошла с земли.

Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже больше не возвратился к нему. Тогда Ной открыл крышу ковчега и увидел, что поверхность земли высохла. Бог сказал Ною: “Выйди из ковчега ты, жена твоя, сыновья и их жены; выведи с собою всех животных, которые с тобою... и пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются...”

А вот как о расселении на земле рассказано  в летописи Нестора

...После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна - Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне - болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город и назвали его Новгородом.

Так разошелся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте, со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили, как звери.

3.3. Система методов обучения на уроке истории в начальной

школе

Время, в которое мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепкость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Необходимо пройти самостоятельно нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности, то есть каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать.

Один из важнейших моментов становления личности, и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания, то есть осознания себя как члена общества, осознания своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности.

Что же такое личность? Личность - это не просто конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, а человек, рассматриваемый с точки зрения его общественной значимости, как член общества.

Человек лишь постепенно формируется как личность. С момента рождения он включается в существенную систему общественных отношений, всегда находится в определенных взаимоотношениях с другими людьми.

На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к происходящим событиям. У него появляются собственные моральные требования к себе и окружающим, собственные оценки.

Предмет истории имеет главной своей целью формирование у детей мировоззрения, т.е. помогает увидеть жизнь как нечто целое и найти значение каждой составной ее части. Видеть, что все окружающее нас взаимозависимо и составляет одно целое, значит разобраться в вопросах жизни.

Это вечное стремление человека к познанию мира идет дальше: это поиск самой жизни - лучшей, а не худшей, поиск жизненной цели, а не пустоты, поиск чего-то, что дает надежду, а не отчаяние.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.