скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование познавательного интереса к истории у младших школьников как условие перехода к систематическому изучению исторического содержания

Важным достижением этого периода явилось введение элементарного курса русской истории в гимназиях, включение истории в учебный план школ повышенного типа, разработка основных начал методики начального обучения истории.

В 1902 г. Министерство просвещения перенесло элементарный курс истории в 1-2 классы гимназии, и историю стали преподавать во всех классах. Развитие преподавания истории в младших классах гимназий шло путем расширения начального курса отечественной истории. Скромный элементарный курс, рассчитанный на один учебный год, стал трехлетним начальным курсом русской истории. Только в начальных народных школах преподавание истории не изменилось.

Накануне 1917 г. группа прогрессивных педагогов-методистов объединились вокруг редакции сборника “Вопросы преподавания истории”, которая была создана исторической комиссией учебного отдела Московского Общества распространения технических знаний (ОРТЗ). Авторы статей ставили ряд новых вопросов содержания и методов обучения истории младших школьников.13

Дореволюционные методисты выступали за широкое включение в начальное обучение истории местного материала, который должен был облегчить усвоение важнейших событий истории страны. Большинство методических рекомендаций о построении курсов начального обучения было дано с учетом возрастных особенностей детей, материал подбирался яркий, контрастный и доступный для младших школьников.

Особое значение в дореволюционном методическом наследии придается содержательности исторического материала и художественным формам его изложения. Рекомендованные дореволюционными педагогами методы преподавания (беседы, работа с картинами, исторические экскурсии, использование художественной литературы и простейших источников и другое) составляют существенный вклад в разработку методики начального обучения.

2.2. Элементарный уровень изучения исторического содержания в

начальной школе в советский период

Октябрьская революция ликвидировала старую систему народного образования и положила начало строительства советской школы, доступной трудящимся на всех ее ступенях. В 1920 г. Наркомпрос опубликовал первые программы школы 1 ступени (с пятилетним сроком обучения), по которым вместо истории вводился целый цикл общественно-исторических предметов: родиноведение, обществоведение и история, с увеличением учебного времени на их изучение.14 Предлагалось впервые три года вести беседы по родиноведению с привлечение исторических сведений, а на четвертом и пятом годах обучения изучать историю русской культуры.15

Программы ставили новые задачи: показать закономерность социалистической революции, советского строя и свободной жизни трудящихся; создать представление об историческом процессе. Из этих задач следовало, что не история царей, а история народа, его труд и борьба за лучшую жизнь должны стать содержанием начального обучения истории.

Постепенно изменялась и методика преподавания. На уроках учителя много рассказывали, проводили оживленные беседы, материалом которых служили непосредственные наблюдения учащихся за окружающей жизнью. Проводились экскурсии к историческим местам, на фабрики и заводы, изготовлялись простейшие наглядные пособия.

В 1921 г. была разработана “Программа по обществоведению для семилетней школы”.16 Начальная школа стала четырехлетней, с 5-го класса начиналась школа второй ступени. Новый предмет обществоведение — был призван объединить все общественные науки в школе (историю культуры, политэкономию, историю социализма) и установить более прочные связи с современностью.

Материал обществоведения был сложен для младших школьников. Например, ученики 9-10-летнего возраста должны были изучать такие вопросы как происхождение человека, первобытный коммунизм, развитие семьи и т.п. Большие трудности в реализации этой программы возникали и из-за отсутствия учебников и учебных пособий. Некоторые учителя сосредоточили свое внимание на местной истории (изучение завода, села). Все это создавало крайнюю пестроту в начальном обучении истории.

Окончательная ликвидация дореволюционной системы преподавания истории в начальной школе произошла в связи с введением комплексных программ.17 Основные положения программы первой ступени были разделены на три группы знаний: природа и человек, труд, общество. При таком построении программ учебный материал составлялся на основе изучения местного края и связывался с сезонными картинами природы и труда людей. Исторический же материал привлекался для лучшего понимания современности. Комплексные программы отвергли предметное преподавание, считая его традицией старой школы. Все это привело к отказу от стабильных учебников. Понадобилось периодическое обновление содержания обучения, что привело к выпуску журналов-учебников, краевых учебников18. Изменялись методы обучения. Главное внимание было обращено на самостоятельную работу учащихся. Основными методами преподавания стали выделять трудовой, наглядный, экскурсионный и метод драматизации.19

В 1930 г. вышел закон об обязательном всеобщем начальном обучении; 16 мая 1934 г. Совнарком СССР и Центральный Комитет ВКП (б) приняли постановление “О преподавании гражданской истории в школах СССР”, 9 июня 1934 г. ЦК партии и СНК СССР приняли решение о введении в начальных классах элементарного курса истории СССР.20

В целях привлечения высококвалифицированных ученых к созданию учебников был объявлен конкурс на учебники истории и создана комиссия. В августе 1937 г. жюри Всесоюзной правительственной комиссии утвердило в качестве стабильного учебника краткий курс истории СССР под редакцией профессора А.В.Шестакова.21 Это был первый советский учебник элементарного курса истории для начальной школы. Авторы дали изложение исторических событий в хронологической последовательности, описали исторические явления, дали характеристику историческим деятелям и перечень основных исторических дат. Это был элементарный курс, охватывающий историю нашей страны от первобытного общества до 30-х годов XX века.

Важной задачей методики было облегчить работу учителей и учащихся с новым учебником. В журналах и методических сборниках печатались статьи и разработки уроков, отдельных тем и целого курса. В 1940 г. вышло обстоятельное исследование по методике начального обучения истории И.В. Гиттис, где обосновывалось применение многообразных приемов работы с историческим материалом и подчеркивалось значение формирования у младших школьников живых и образных представлений о конкретных исторических фактах.22

Первые годы преподавания элементарного курса истории СССР в 3 и 4 классах вскрыли недостатки программы и учебника в первую очередь сложность предлагаемого материала, особенно для учащихся 3-го класса. В начале 40-х годов была организована работа по подготовке более доступного детям исторического материала начального обучении, которая была прервана в годы Великой Отечественной войны.

Опыт преподавания начального курса истории показал, что младшим школьникам необходима подготовка к изучению истории как отдельного учебного предмета, то есть историческая пропедевтика. Чтобы учащиеся 4 класса могли успешно овладеть определенной системой начальных сведений по истории, в предшествующих классах детям надо дать простейшие общественно-исторические представления и понятия в доступной форме. Таким образом, в начальной школе появилась историческая пропедевтика — объяснительное чтение исторического материала. В 1945 г. были изданы книги для чтения в каждом классе начальной школы — Родная речь.23

Введение объяснительного чтения вызывало необходимость методической разработки общественно-исторического материала в начальных классах. В.Г. Карцов в опубликованной в 1947 г. книге уделил много внимания вопросам создания ярких исторических образов, представлений и понятий при изучении младшими школьниками элементарного курса.24 Автор выдвинул положение, что различный тематический материал имеет и свои особые образы, и приемы работы с ними.25

Значительное место в начальном обучении истории стала играть наглядность. В 1948 г. была выпущена первая серия настенных картин по истории для начальной школы. Составители (А.Г. Карцов и Д.Н. Никифоров) отобрали картины, отражающие различные исторические события до 1905 г. В 1950 г. вышла вторая серия картин с отражением событий 1905 г. до победы над фашистской Германией. Была издана и серия исторических карт для начальной школы.

В 1951 г. была издана книга Г.А. Глудмана “Уроки объяснительного чтения исторических статей в 3 классе”, где автор основное внимание сосредоточил на разработке уроков, которые давались по единой системе. В книге было дано несколько полезных приложений: планирование чтения исторического материала, краткий словарь исторических терминов, указатель детской литературы для внеклассного чтения.26

Начальный курс истории в 4 классе оставался сложным. Программа курса была сокращена, но содержание учебника оставалось прежним. Объем учебника возрастал и достиг (в издании 1955 г.) 288 страниц. Необходимо было существенно перестроить обучение истории в 4 классе путем отказа от элементарного курса истории СССР и замены его эпизодическим, в котором рассматривались лишь выдающиеся события и явления истории страны, доступные детям младшего школьного возраста, показывающие последовательно наиболее существенные изменения в жизни народа, изложены в сюжетной форме или в форме картин.

Объем учебного материала, вследствие нового подхода к отбору материала, уменьшался, что создало основу для изложения материала в яркой, занимательной форме. В 1956 г. была издана новая книга “История СССР. Учебная книга для 4 класса”. С.П. Алексеева и В.Г. Карцова, которая представляла эпизодический курс истории. Книга была хорошо иллюстрирована, имела продуманную систему заданий. В помощь учителям был издан ряд методических пособий для 4 класса.27

В связи с переходом на восьмилетнее обязательное образование был разработан учебный план, по которому в 4 классе намечалось изучение эпизодических рассказов из истории СССР как отдельного учебного предмета.28 Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О некоторых изменениях в преподавании истории в школах” от 8 октября 1959 г. было определено, что в 4 классе изучаются эпизодические рассказы из истории СССР, в 5-6 классах — элементарный курс истории древнего мира и средних веков, в 7-8 классах — элементарный курс истории СССР, в 9-11 классах — систематические курсы СССР, новой и новейшей истории зарубежных стран.29

Таким образом, постепенно совершенствовалась определенная система исторического образования, где, взаимно дополняя друг друга, следуют три ступени: пропедевтика (начальное обучение истории - общественно-исторический материал объяснительного чтения в 1-3 классах и эпизодические рассказы из истории СССР в 4 классе); элементарные курсы всеобщей истории и истории СССР в 5-8 классах; систематические курсы истории СССР, новой и новейшей истории зарубежных стран, обществоведения.

Министерство просвещения РСФСР в 1960 г. объявило конкурс на лучший учебник по истории для 4-10 классов. В 1961 г. жюри конкурса присудило вторую премию Т.С. Голубевой и Л.С. Геллерштейну — авторам книги Рассказы по истории СССР для 4 классов”. В 1965 г. учителя начальной школы впервые получили поурочное пособие к курсу эпизодических рассказов.30

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы” ограничило начальное обучение 1-3 классами31. С 4-го класса устанавливалось систематическое изучение основ наук. Преподавать отдельные учебные дисциплины должны были учителя-предметники.

Впервые в 1970 г. в 4 классах преподавать историю начали учителя-историки, а в 1971 г. в школах была введена новая программа эпизодических рассказов из истории СССР и стабильный учебник, написанный по этой программе.32

Г.Г. Герасимова в своем методическом пособии для учителей предприняла попытку обобщить опыт преподавания истории в 4 классах.33 В книге сформулированы образовательно-воспитательные задачи курса, сформулированы требования к уроку истории в 4 классе, раскрыты условия успешного усвоения курса младшими школьниками, организации их самостоятельной познавательной деятельности на уроках.34

С установлением советской власти начали происходить изменения в системе школьного образования. Советский период характеризуется появлением исторической пропедевтики, как первой системы исторического образования в нашей стране. Этот курс стали преподавать учителя-историки. С появлением единого учебника и методического пособия для учителей данный курс стал постоянным, просуществовавшим до конца 80-х годов.

2.3. Современное состояние проблемы преподавания исторической

пропедевтики в начальной школе

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в 90-е гг. началось введение обязательного (основного) девятилетнего образования. Школа стала переходить с линейной на концентрическую структуру образования. Первый концентр составляла основная школа (5 —  классы), второй — полная средняя школа (10—11 классы). В первом концентре стали вводить изучение отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней на основе цивилизационного подхода. Стратегия образования предусматривала сначала изучение истории России в контексте всемирной истории, а в дальнейшем создание единого курса под названием «Россия и мир».

Во втором концентре вводились курсы «История России с
древнейших времен до наших дней», «Основные вехи истории
человечества», «История мировых цивилизаций». Для повторения и углубления на более высоком теоретическом уровне ранее изученного предполагалось изучение модульных и интегрированных курсов. В настоящее время все более ощущается необходимость создания историко-обществоведческих курсов, построенных по проблемному принципу.

Идея концентров не является новой. В XIX в. немецкими методистами была предложена система на основе так называемой теории «трех ступеней». На первой ступени предлагали изучать биографический материал, персонифицировать историю. На второй ступени изучалась история отдельных народов на основе этнографического и культурологического материала. На третьем этапе учащиеся уже знакомились целостно с событийной историей.

В начале 60-х гг. в нашей стране существовала по сути дела концентрическая система. На первом этапе предполагалось
изучать эпизодические рассказы только на основе описания
фактов. На втором этапе обучения вводился элементарный курс
истории с древности до наших дней с раскрытием причинно-
следственных связей. В выпускных классах вводились систематические курсы, которые изучались на базе социологических и философских обобщений.

Преимущества концентрической системы очевидны: молодежь после основной школы получала целостное, хотя и элементарное, представление об историческом процессе, при отборе материала учитывались возрастные особенности детей, все разделы истории имели почти одинаковое количество времени для усвоения. Зато линейная система имеет достоинства, которые являются недостатками концентрической: хронологическая последовательность курсов, учащиеся получают наиболее полное и законченное представление о периодах истории, экономия учебного времени из-за отсутствия повторов, поддержание устойчивого интереса к предмету за счет новизны материала.

В 90-е гг. решили отказаться от традиционных для России программ и ввести по западному образцу Госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования количественные критерии оценки качества обучения. Во временном Госстандарте излагаются основные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. В пояснительной записке определяются цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое человечества) и основные системные характеристики объекта (историческое время,пространство, движение).

Стандарт содержит обязательный минимум по истории, т.е. базовое содержание. Знания, вошедшие в эту часть, должно быть общепринятыми с точки зрения их образовательной ценности. Базовое содержание истории фиксируется с такой степенью детализации, которая бы исключала или сводила к минимуму возможность его произвольного толкования. Стандарт должен учитывать возможности массовой школы, но и должен оставлять возможность создавать на его основе любые программы. Обязательный минимум — это то ядро, которое необходимо усвоить любому ученику.

В то же время в стандарте заложен и базовый компонент тот минимум знаний, который должен дать учитель. Базовое содержание шире и глубже по сравнению с минимальным требуемым уровнем усвоения. В стандарте необходимы такие требования к минимальному уровню подготовки. В этом разделе представлены умения, причем полностью и в соответствии их последовательностью освоения. Технология проверочных работ в стандарте содержит типовые задания для проверки, критериально-ориентированные тесты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.