скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий

- Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

- Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

- Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

- В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... , а не нравится...

- Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

- Доброго волшебника я попросил бы о... А злого попросил бы о... Почему?

- В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?

Далее при обмене ответами на вопросы, занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их семьи. Ведущий, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т.д. назывались в группе чаще всего.

6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов родителей. Старшеклассник должен задать каждому родителю имеющиеся у него вопросы, записать ответы и сравнить их с теми, которые он предполагал.

Занятие 2 «уважение».

Цель: знакомство с понятием «уважение», сплочение группы в процессе групповой работы. Формирование уважения к окружающему миру и к себе.

Упражнение 1 «я горжусь»

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».

Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждая результаты упражнения, ведущий вводит понятие самоуважения (самопринятия).

Упражнение 2 . «Волшебное зеркало».

Группе нужно посмотреть в него, постараться увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение 3 «Подумай»

Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.).


Занятие 3 Конфликты

Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

Содержание занятия

1. При обсуждении домашнего задания стоит обсудить те сложности, которые возникали при формулировании я-сообщений. Хороший результат может дать проигрывание ситуации (в виде ролевой игры), когда по утверждению какого-либо участника группы я-сообщение неэффективно. Типичная ошибка для многих начинающих передача ты-сообщений, предваряемых выражением чувств и потому создающих иллюзию я-сообщений.

2. Обозначив тему занятия, можно начать с того, что спросить участников: «Какие ассоциации возникают у вас при слове „конфликт"?»; С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?»

3. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться подростку, общаясь с родителями. Если к этому моменту в группе накоплено уже достаточно информации о конфликтных ситуациях в ходе всех предыдущих занятий, то ведущий может подвести итоги и ввести три категории поведения в конфликте: «выиграть—проиграть», «проиграть-выиграть» и «выиграть—выиграть». Задача участников группы — найти примеры своих конфликтов на каждую категорию. Как правило, труднее всего удается найти примеры для категории «выиграть—выиграть».

Зачастую старшеклассники принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда родители отстаивают свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Тренер также может объяснить различия в понятиях «повод» и «причина» конфликта и пояснить это на примерах.

4. Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из подростков, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.

5. Ведущий знакомит группу с шестью шагами беспроигрышного метода решения конфликтов по Томасу Гордону.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых старшеклассники должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.

Шаги Цели

Шаг 1

Распознавание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Шаг 2

Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Шаг 3

Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Шаг 4

Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Шаг 5

Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения

Шаг 6

Контроль и оценка его результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

5. Обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов. Ведущий задает участникам вопросы: «Что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?», «Как вы пытаетесь облегчить свои переживания?», «Какие привычные способы используют они и их близкие?» Совместно с группой ведущий выходит на тему о четырех основных сферах переработки конфликтов: тело, воображение, деятельность и контакты. Участники группы часто приходят к выводу о том, что привычные способы переработки конфликтов далеко не всегда являются лучшими.

6. Домашнее задание: рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций. Можно также предложить ребенку нарисовать рисунок на тему «Конфликт в нашей семье»; спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное и какое поощрение (какая награда) наиболее желаема. Записать это в тетрадь.

Занятие 4 «сплоченность и доверие группы»

Упражнение №1. Приветствие. «Поздоровайся локтями». 10 мин.

Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

1.Попросите участников встать в круг.

2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:

•каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

•каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

•каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;

•каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).

3.Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

4.Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение №2. Оценка сплоченности группы. «Считаем до двадцати». 10-20 мин.

1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

3. Если игра никак не ладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста.

4. Игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.

На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему


Занятие 5 Толерантность: что это?

Цель: ознакомить подростков с понятием «толерантность»; дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать понятия многоаспектность «толерантность».

Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана.

Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске

Процедура проведения. Предлагаю поделиться на группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включите в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. На доске вы видите определения толерантности. Выберите нужное. Я вас слушаю. Ответьте на мои следующие вопросы:

Что отличает каждое определение?

Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений

Какое определение наиболее удачно?

Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? Спасибо за ответы.

Рефлексия занятия: Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность».

Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

Это была вводная часть, а сейчас наши упражнения.

Упражнение 1 «Самопрезентация».

Цель: способствовать развитию знаний о других членах группы.

Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается по очереди (по кругу) сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе:

• имя;

• место учебы;

• две лучшие черты своего характера.

А также рассказать интересный эпизод или запоминающееся событие из своей жизни.

Ведущий и другие члены группы могут задавать представляющемуся участнику дополнительные вопросы.

Комментарии. Норму задавания вопросов лучше ввести ведущему личным примером. Задавая открытые вопросы, ведущий демонстрирует представляющемуся участнику заинтересованность получаемой информации и помогает ему более полно раскрыться.

Упражнение 2 «Путанка».

Цель: осознать, как можно выйти из путиковой ситуации с закрытыми глазами.

Все встают в круг. Тренер дает задание: «Закройте глаза». Ждет, когда все закроют глаза, затем говорит «Поднимите руки вверх под углом 45 градусов и идите в центр круга навстречу друг другу». Затем: «Идите и возьмите в каждую свою руку -руку другого». Тренер ждет, участники выполняют задание, иногда помогает им найти руки. В результате получается запутанная масса людей. А затем следует последняя команда: «Не размыкая рук, не открывая глаз и не говоря ни слова, надо распутаться, то есть встать в ровный круг, держась за руки».

Упражнение 3 «Запоминание позы»

Цель: развивает наблюдательность по отношению к другим членам группы, побуждая обращать внимание на внешние облик.

Участники произвольно располагаются в пространстве и занимают любые позы. Водящий внимательно смотрит и пытается запомнить эти позы, затем выходит за дверь. Тем временем, каждый меняет какую то деталь положения. Водящий возвращается и пытается воспроизвести позу каждого. Иногда при выполнении участники объединяются на подгруппы.

Упражнение 4 «Эмоция».

Цель: развивает выразительность поведения у участников.

Инструкция: «Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Те, кто получит карточки, прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».

В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказать свои мнения относительно изображенного состояния, затем называет его. В ходе обсуждения нередко высказываются идеи о том, какие состояния распознаются с трудом, что может способствовать их пониманию. Каждый раз после того, как состояние вызвано (например, радость), можно спросить, прежде всего, у тех, кто дал правильный ответ, потом и у остальных участников группы, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. Такое обсуждение дает возможность сформировать «банк» тех невербальных проявлений, на которые можно ориентироваться, определяя состояние человека.

Упражнение 5 «Чем мы похожи».

Цель: расширить представления учащихся о чертах сходства друг с другом.

Я приглашу в круг одного из вас на основе какого-либо воображаемого сходства с собой. Например: Лена, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос или мы одного роста. Лена выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не окажутся в кругу. Итак, начинаем. Все верно, молодцы.

Упражнение 6 «Комплименты».

Цель: способствовать развитию положительного отношения друг к другу.

Придумайте, пожалуйста, комплименты друг для друга. Я бросаю мяч одному из вас и говорю комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Вы правильно поняли? Молодцы. Все верно. Важно, чтобы комплимент был сказан каждому участнику. Спасибо за выполненные задания.

Релаксация: «Импульс».

Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Попрощайтесь друг с другом пожатием руки. Сначала я слабо сожму левую руку справа стоящему. Затем другой получив прощальный импульс, передает его следующему и так далее. Начинаем. Молодцы.

Прощание: До свидания.

Занятие 6 «понимание членов группы, доверие в группе»

Упражнение №1. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия». 10 мин.

Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.