скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий

Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников. Для этой цели мы использовали опросник М. Рокича «ценностные ориентации», основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 1. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов, где средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Мы выделили основными следующие ценности: любовь, счастливая семейная жизнь, счастье других, терпимость, широта взглядов, чуткость именно на них мы будем обращать внимание, оценивая результаты исследования.

Средний балл по каждой из предложенных ценностей ни у одной из них не составил больше 4,6. самыми «популярными» терминальными ценностями оказались: любовь (4,6), свобода (6,8), счастливая семейная жизнь (7), ответственность (7,5), наличие хороших и верных друзей (7,6). Среди инструментальных ценностей среди первых были выбраны: независимость (6), широта взглядов (7), воспитанность (7,3), жизнерадостность (7,7), честность (7,8).

Среди выбранных нами в качестве главных ценностей, «места» распределились так: любовь - 4,6, счастливая семейная жизнь - 7, счастье других - 15, терпимость - 9,3, широта взглядов - 7, чуткость - 10,75.

Что означает, что в списке ценностей в среднем по группе, большая часть этих ценностей находятся не на первых местах.


2.2     Содержание работы по повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников

II этап Формирующий, который проходил с ноября 2009 по декабрь 2009 г.

Цель формирующего эксперимента – провести коррекцию уровня гуманистических качеств в позитивную сторону.

Задачи формирующего эксперимента:

- разработать программу Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни»;

- провести в период с ноября по декабрь 2009 учебного года девять занятий по программе тренинга «гуманистическое отношение подростка к окружающему миру» с группой подростков, учащихся 11 «а» класса

Группа составила 25 человек: 19 девушек, 6 юношей

Цель программы способствовать установлению и развитию позитивного отношения подростка к гуманистическим качествам, сформировать некоторые из них.

Программа тренинга «гуманистическое отношение подростка к окружающему миру»:

Занятие 1. Знакомство.

Цели: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка. Общая ориентация в проблемах семьи.

Занятие 2 «уважение».

Цель: знакомство с понятием «уважение», сплочение группы в процессе групповой работы. Формирование уважения к окружающему миру и к себе.

Занятие 3 Конфликты

Цели: определение способов разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону).

Занятие 4 «сплоченность членов группы»

Цели: сплочение группы в процессе работы, оценка сплоченности коллектива.

Занятие 5 Толерантность: что это?

Цель: ознакомить подростков с понятием «толерантность»; дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать понятия многоаспектность «толерантность».

Занятие 6 «понимание членов группы, доверие в группе»

Цели: формирование доверительных отношений в группе, положительного отношения к окружающему миру.

Занятие 7 «познакомить участников с основными чертами толерантности»

Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Занятие 8 «чего я хочу?»

Цель: развитие способности к самоопределению жизненных целей и определение необходимых качеств для их достижения.

Занятие 9. Заключительное

Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

Основные блоки программы: информационный и развивающий.

Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.

Развивающий блок программы состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия подростка с родителями, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознании.

Занятия по программе тренинга проводились один раз в неделю, длительность занятия составляла 2-3 часа. В каждом занятии было одно психогимнастическое упражнение, одно-два задания для работы в группах или в парах, домашнее задание, обсуждение предыдущего домашнего задания. В программе тренинга упражнения строились по остроте проблематики от более простых к более сложным.

Тренинг включал в себя комплекс психогимнастических упражнений, они выполнялись в самом начале занятий, в качестве «разминки», они были направлены на развитие группового взаимодействия, для развития обратной связи между участниками группы. В программе тренинга были использованы игровые приемы, работа в парах, работа в группах и микрогруппах, домашние задания. Каждый из старшеклассников вел свой собственный дневник на занятиях и дома. Их обсуждение происходило на последующих занятиях.

Занятие 1 – знакомство

Мы раскрываем участниками цели и задачи нашего тренинга. Говорим о сложностях взаимоотношений между родителями и детьми.

Каждый из участников говорит свое имя и то, чего бы хотел узнать и чего боится в нашем тренинге. Ответы были различны, в основном говорили, что хотели бы лучше узнать себя и своих родителей, некоторые говорили, что ничего не боятся, некоторые говорили, что боятся своей скованности и стеснения. Молодой человек Игорь сказал, что боится, что после тренинга будет не лучше, а хуже.

Психогимнастическое упражнение – встать и поменяться местами друг с другом. Это упражнение участники выполнили без затруднений, но были несколько скованы.

Мы говорим подросткам о необходимости ведения дневников занятий. Некоторые говорят , что вести дневники они не будут, мотивируя это тем, что они «уже взрослые, что вести дневник», что «нет времени даже на себя, а на дневник тем более» и т.д. в результате мы находим компромисс в том, что домашние задания выполнять они будут письменно, а остальные записи делать туда по мере появления свободного времени.

Участники получают задание на дом. Задают вопросы по его выполнению. Мы прощаемся, подростки расходятся.

Занятие 2 «уважение»

Занятие начинается с обсуждения фразы: «Действительно уверенный в себе человек относится к себе с уважением».Участникам предлагается закрыть глаза, представить себе лист бумаги, мысленно написать на нем слова «Я горжусь тем, что я...», а затем закончить это предложение с использованием различных вариантов. Обсуждение результатов прошло легко, все показали очень «взрослое» отношение к понятию гордости. И все показали, что гордятся они тем, что «я человек», что я» живу в России», что я «личность»

Упражнение волшебное зеркало было боле сложным для участников тренинга, хоть они и были знакомы довольно давно, но выделить сильные стороны друг друга, им было непросто. Однако каждый выделил свои сильные стороны очень легко.

Упражнение 3 «Подумай» Подросткам предлагается подумать над вопросом: «Бывает ли так, что человека не за что уважать?» В результате обсуждения делается вывод, что мнение о том, что некоторых людей не за что уважать, является неверным. В каждом человеке есть «светлая» сторона, хотя она в данной ситуации может и не проявляться. Далее подростки выбирают одного из участников и пытаются фантазировать о том, какие неизвестные им качества, за которые можно уважать, данный подросток проявляет дома или где-то в другом месте (в экстремальной ситуации и пр.). Обсуждение было очень жарким, сразу открылись многие стороны характера подростков, которые были тщательно скрыты от других. Что для некоторых было сильным качеством, другим казалось слабостью. Были предложены ситуации, содержащие таких «персонажей» как: милиционер, алкоголик, вор, пожарный, спасатель, рыбак.

В конце занятия мы подвели итог, с которым были согласны все, что порой наши слабости оказываются силой и наоборот, и что каждый человек достоин уважения, просто необходимо «увидеть» его сильные стороны.

Занятие 3 «конфликты»

Каждый из участников говорит, какие ассоциации возникают у него, при слове конфликт (цвет, событие, животное). Были такие ответы: гроза, красный цвет, черный цвет, взрыв; девятиклассник Андрей сказал, что у него возникает ассоциация – стадо бегущих слонов.

Мы знакомим подростков с методом «шести беспроигрышных шагов Т.Гордона», рассказываем о природе конфликтов и способах их разрешения на основе этого метода.

Происходит обмен ответами на вопросы: «что происходит с вами, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?», «как вы пытаетесь облегчить свои переживания?». Мы получили такие ответы: в конфликтной ситуации я чувствую себя неуютно, я стремлюсь поскорее забыть о конфликте, стараюсь выйти из конфликта победителем и д.р.

После этого занятия все подростки сказали, что будут стараться применять эти знания в повседневной жизни и в отношениях с родителями. В своем домашнем задании они рассказали родителям об этом методе.

После этого занятия одна девушка Александра поделилась с нами, что первый раз за последние полгода (она ученица одиннадцатого класса) она смогла спокойно поговорить со своей матерью.

Многие из участников тренинга, к концу программы стали говорить, что у них начинают улучшаться отношения с семьей, некоторые начали совершать совместные прогулки со своими родителями.

Занятие 4 «сплоченность и доверие группы»

Упражнение №1. Приветствие. «Поздоровайся локтями». Приветствие прошло очень весело и оживленно, группа заметно стала сплоченней и появилась непринужденная атмосфера.

Это занятие было короче, чем предыдущее, учитывая сложность прошлого занятия.

В основной части занятия мы побеседовали о том, произошли ли какие-то изменения в жизни участников группы, многие высказались, что изменения происходят. Ирина сказала, что она начинает чувствовать чувство стыда, за некоторые свои поступки и мысли, которые были «недостаточно толерантыми по отношению к другим».

Атмосфера была очень доброжелательная, все делились своими ожиданиями относительно следующих занятий.

Упражнение №2. Оценка сплоченности группы. «Считаем до двадцати». Это упражнение выполнить полностью и без ошибок так и не удалось. Участники весело смеялись, и, несмотря на ошибки, можно считать, что это упражнение удалось.

В конце я поблагодарила всех, участники поблагодарили друг друга и меня и мы попрощались до следующей встречи.

Занятие 5 Толерантность: что это?

Упражнение 1 «Самопрезентация».

Участвовали все, прошло очень легко и непринужденно, после нашей второй встречи, каждый участник легко смог назвать свои лучшие качества, потому что мы их уже проговаривали. Вопросы участникам задавали разные начиная от: «есть ли у тебя домашние животные» заканчивая «веришь ли ты в настоящую любовь». На последний вопрос были положительные ответы.

Упражнение 2 «Путанка».

Прошло сумбурно, но к концу упражнений участники вошли в ритм и выполняли безошибочно. Естественно все сопровождалось громким смехом.

Упражнение 3 «Запоминание позы»

Тоже прошло гладко, всем побыть ведущими не удалось, но Анна и Игорь, которым удалось побыть в этой роли, были очень довольны. Запомнить все позы и повторить ни одному из них не удалось, но они приложили много усилий, чтобы это сделать.

Упражнение 4 «Эмоция».

Многие захотели показать эмоции группе, это было очень трогательно и смешно, все эмоции угаданы и все довольны. Группа уговорила меня показать им несколько эмоций. Мне очень понравилось.

упражнение 5 «Чем мы похожи» группа легко наделяла разных людей сходствами, воображаемыми и реальными. Были версии, что Игорь похож на Настю, тем, что «у них обоих широкая душа». А Анна похожа на Ирину тем, что они обе «красотки». Участвовали все.

упражнение 6 «Комплименты». Прошло в быстром темпе, множество комплиментов было сказано от души, а не было выдумано. Участники несколько раз просили продолжить упражнение, когда я хотела его закончить. Каждый поучаствовал по два три раза в этом упражнении.

После релаксации мы попрощались, высказали свои ощущения, к счастью, у всех они были положительными.

Занятие 6 «понимание членов группы, доверие в группе»

К 6 занятию в нашей группе уже была прекрасная, дружеская атмосфера, подростки, без стеснения обнимали другу друга при встрече, хотя, не виделись они всего пару часов, после окончания уроков.

Упражнение №1. Уважительное отношение к другим. «Круг доверия».

В центре возникла толкотня, но, помня мои инструкции, что нужно быть аккуратными и постараться не оставить у себя и других синяков, участники были обходительно, особенно мальчики, пожалуй, они очень боялись ударить девушек, случайным движением. По окончании упражнения, все участники высказались, что им было очень сложно и страшно его проходить. Это говорит о высоком уровне сплоченности групп

Упражнение №2. «Картина» на спине». Это упражнение основано на умении прислушиваться к своим чувствам и понимать чувства другого. Наши участники писала на спине слова, была договоренность, что сложные слова мы писать не будем, однако, слова длиной 5-6 букв (любовь, жизнь, солнце и д.р.) подростки угадывали очень легко, и мы решили усложнить и писать предложения или строки из песен. Это задание оказалось сложнее выполнить испытуемым, но все остались довольны, особенно когда художник и картина поменялись местами. Обсуждение этого упражнения заняло долгое время, некоторые жаловались, что им на спину слишком слабо нажимали, девушка Настя сказала, что ей нажимали слишком сильно и от этого» спина чесалась». Но недовольных этим упражнением не было.

Упражнение №3. «Тест на доверие». Выполнение этого упражнения так же порадовало меня и удивило участников, группа показала высокий уровень доверия. Таких, кто бы вставал на дальнем расстоянии от стула не было. Кроме стула использовались ваза, кошелек, свою кандидатуру в качестве «скульптуры» предложил Игорь, но и к нему участники подходили достаточно близко, несмотря на то, что их глаза были закрыты.

В завершении занятия мы тепло попрощались, вспомнили, как в первом занятии подростки были скептически настроены, и отметили, что перемена климата в группе очень заметна.

Занятие 7 «познакомить участников с основными чертами толерантности»

Подростки внимательно слушали рассказ о толерантности, обсуждение было довольно вялым, думаю, здесь сказалось неожиданность лекционной части тренинга, подростки уже привыкли упражнениям, а не просто сидеть и слушать.

Упражнение 1 «Перед вами две дороги выбирайте». Подростки смогли отличить толерантное поведение от интолерантного и осудить его.

Упражнение 2 «Сказочка о счастье». Не вызвало трудностей, две команды смогли легко выделить черты толерантной личности и интолерантной личности.

По окончании занятия я предложила высказаться, высказались почти все, что это занятие было самым сложным и теперь, как сказала Настя «мир вокруг уже не будет прежним», потому что мы будем смотреть на него «через призму толерантности». Мы попрощались, я пообещала, что следующие занятия будут уже не так сложны.

Занятие 8 «чего я хочу?»

Упражнение 1 «подари улыбку» первое упражнение подростки, помня предыдущее сложное занятие, приняли очень радостно, улыбались друг другу и были раскрепощены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.