скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий

Упражнение 2 «диалектика» в этом упражнении использовались такие социальные роли и профессии: милиционер, двонрник, мать троих детей (почему именно троих, не знаю, это был выбор подростков), санитар, директор школы. Каждый подросток очень усиленно искал положительные качества роли и профессии. Это радостный факт, значит не зря, мы проведи 7 предыдущих занятий. «Быть директором школы хорошо, потому что ты помогаешь многим детям получить знания» - сказала анна, однако «быть матерью троих детей плохо, потому что у тебя много детей» - констатировал Арсений, за что получил осуждение всей остальной группы, ведь «быть матерью троих детей хорошо, потому что у тебя большая семья, Потому что у тебя будет много внуков, потому что будет кому тебе помочь в старости» обсуждение было жарким, и «гуманизированное большинство» склоняло на свою сторону «несогласных.»

Упражнение 3 «волшебное зеркало» было скорее юмористической разрядкой после более сложного предыдущего упражнения, подростки увидели: олигархов, мисс мира, бизнесменов, счастливых семьянинов. Ни один не захотел увидеть безуспешное будущее, все были в своем будущем счастливы и востребованы.

Упражнение 4 «мои сильные стороны»

Желающих зачитать написанные слабые и сильные стороны было много, многие среди своих сильных черт выделили «толерантность, ценностное отношение к жизни», это приятно было слышать и видеть.

Упражнение 5 «соглашаюсь, не соглашаюсь» подростки легко «выпустили пар» и отчаянно соглашались, что «картошка растет на деревьях», и усиленно протестовали против того, что «арбуз сладкий». Каждый из выступающих защищал свою «точку зрения» как мог. Подростки были веселы и довольны.

Обсуждение занятия прошло легко и непринужденно, как в компании старых друзей, многие были довольны, веселы, вспомнили о «картошке», посмеялись. Прощаясь, я предупредила, что следующее занятие будет последним.

Занятие 9. Заключительное

Начиналось оно с упражнения, в котором каждый из участников делал подарок другому невербально, без помощи слов. Потом каждый из участников говорил какой подарок он получил. Девушкам чаще всего «дарили» цветы, Игорь подарил Елене воздушный шарик, правда угадать, что именно ей преподнесли она не смогла, в качестве подарка была предложена книга, получатель угадал, что ему подарили, были такие подарки как конфета, шоколадка. Этим упражнением участники остались довольны.После этого участники тренинга составили список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, которых придерживаются все члены семьи). И решают, какие заповеди их удовлетворяют, а какие нет. В итоге этот свод заповедей каждый подросток записывает в свой дневник и показывает дома своим родителям. В списке были такие заповеди: членам семьи нельзя ругаться между собой, нужно уважительно относиться друг другу, любить друг друга. Среди правил, подростки отметили поддержание чистоты в доме. Предложили такие семейные обычаи как совместные походы в лес, в кино. Это говорит о положительной динамике в отношениях к семейным ценностям.

Участникам было предложено ответить на вопросы: «какая тема, занятие, показалось вам наиболее интересной?», «какое открытие вы сделали в ходе занятий в группе?», «чтобы вы хотели добавить в программу?» и т.д.

Наиболее интересными для участников оказались темы «конфликты», «проблемы детей, проблемы родителей», «язык принятия, язык непринятия»

Девятиклассники предложили провести подобный тренинг через год. Высказали пожелание чтобы занятий было больше, предложили расширить список тем, например: я и мой младший брат (сестра), мои взаимоотношения в классе, повышение самооценки, и д.р.

Среди сделанных открытий хочется процитировать ответ Игоря: «я сделал открытие, что мои родители тоже люди, и им тоже нелегко, как и мне». Я думаю этот ответ в разной мере можно отнести ко всем участникам тренинга.

Никто из родителей на занятия не приходил, но в дневниках своих детей несколько человек сделали записи, в которых выразили нам благодарность за проведенные занятия и ознакомление их с методом «шести беспроигрышных шагов» Томаса Гордона.

Вывод: У подростков появились навыки взаимодействия в группе, они стала более терпимы к своим родителям, а родители к ним. Появились положительные сдвиги в их семейных отношениях. Некоторые впервые за долгое время смогли доверительно и дружески общаться со своими родителями и сверстниками. Так же можно отметить их более терпимое отношение к недостаткам других, и положительное устремление на собственное будущее.

Конспект занятий представлен в Приложении 1.

2.3   Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди старшеклассников

III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент), который проходил в январе 2009 г.

Цель контрольного эксперимента - исследование отношения старшеклассников к семье после занятий по программе Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»с группой старшеклассников 11 «а» класса (25 человек).

Задачи контрольного эксперимента:

- изучить взаимоотношения детей и родителей в семье после занятий по программе «Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;

- выявить отношения ребенка к миру после занятий по программе Тренинга Гуманистическое отношение к жизни»;

- проанализировать результаты исследования.

Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено повторное анкетирование старшеклассников. Был использован опросник М.Рокича, как на первом этапе исследования. Результаты опроса в 11 «а» классе были следующими: любовь 2,5, счастливая семейная жизнь – 3,6, счастье других – 5,5, терпимость - 6,5, широта взглядов – 5,3, чуткость – 4,6. эти цифры показывают нам, что ценности, выбранные нами в качестве основных, стали иметь более важное значение для подростков 11 «а» класса, которые поучаствовали в тренинге. Особенно сильно изменились позиции значимости у чуткости, счастье других.

Вывод: Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что после посещения группой старшеклассников (25 человек) занятий тренинга по программе Тренинга «Гуманистическое отношение к жизни» отношение старшеклассников к семье изменилось в позитивную сторону, такие черты как толерантность стали более выраженными, и подростки стали положительно направленными к собственному будущему.

Проведенный среди подростков тренинг расширил возможности понимания старшеклассниками своих родителей, помог выработать новые навыки взаимодействия старшеклассников со своими родителями. Раскрыл перед подростками понятия толерантности и гуманности.


Список используемой литературы:

1.            Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

2.            Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993 .- С.12-27.

3.            Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПБ: Питер, 2005

4.            Бабайцева В.К. Личностно- ориентированный тренинг.- М., 1997

5.            Басова Н.Ф., Основы социальной работы, М., 2003

6.            Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А., Основы современного гуманизма , М., 2002

7.            Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось-89», 1999.

8.            Гарин И. И. Воскрешение духа. М, 1992.

9.            Гармаев А. Психопатический круг. М., 2001

10.          Григорович Л.А. Педагогика и психология .- М: Гардарики, 2001 .- 480с.

11.          Гребенников И.В. Основы семейной жизни .– М.: Просвещение, 2005 .- С.57-72.

12.          Госпорьян А. Тенденции развития семии в России //Социальное обеспечение .- 2005 .- № 24 .- С.4-8

13.          Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий //Социологические исследования. - 2005. - № 6 .- С.31-36

14.          Долотина О.П. Родители и дети //Начальная школа. - 1994. - № 8. - С.70-75.

15.          Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002 .- 728с.

16.          Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер, 2001 .- 472с.

17.          Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание .- М: Академия, 1999 .- С.5-21.

18.          Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.

19.          Игры: обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского.- М., 1994

20.          Казьмин А. Теория интеллекта. Как выбирать президента. М., 2001.

21.          Ковалев С.В. Психология современной семьи .- М.: Просвещение, 1988 .- 312с.

22.          Кон И.С. Психология ранней юности .- М: Просвещение, 1989 .- 255с.

23.          Крайг Г. Психология развития .- СПб: Питер, 2000 .- 988с.

24.          Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Издательский центр «Академия», 1999

25.          ст. Купреевой О. Н. «Роль семьи в формировании психологически здоровой личности» 2005

26.          Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с,

27.          Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.

28.          Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. — М: Академия, 1998 .- 425с.

29.          Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002 .- 288с.

30.          Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога .- М.: Учебная литература, 1996 .- 415с

31.          Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга.- М, 1999

32.          Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов Д, 1996.

33.          Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология .- М.: Педагогика, 1993 .- 442с.

34.          Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева .- СПб: Питер, 2000 .- 622с.

35.          Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 304 с

36.          Пряжников Н. С. Право на нравственность. Этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999. №1.

37.          Райнпрехт X. Воспитание без огорчений .- М.: Просвещение, 1996 .- 270с.

38.          Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности . — М: Академия, 1994 .- 189с.

39.          Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

40.          Рэнд А. Концепция эгоизма. СПб., 1995.

41.          Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001

42.          Спичак С.Ф. Семья глазами психолога: сборник методик. – М: Академия, 1995. – 270с

43.          Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

44.          Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: «Генезис», 1999.

45.          Узденова Е.К. Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность .- М: Аспект Пресс, 2004 .- С.123-139.

46.          Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

47.          Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с

48.          Шакурова М.В.,Методика и технология работы социального педагога, М., 2001

49.          Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

50.          Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

51.          Я провожу тренинг. Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др. Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001.


Приложение 1

Программа тренинга:

Занятие 1. Знакомство

Цели. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений подростка родителей. Общая ориентация в проблемах семьи.

Содержание занятия

1. Ведущий знакомит подростков с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с родителями — стремление к сотрудничеству.

2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами с выбранным членом группы.

4. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своих родителей, предлагает подросткам ответить на ряд вопросов. Старшеклассники впервые обращаются к своим дневникам, о которых ведущий должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, ученики заполняют таблицу, где отвечают за себя и за своих родителей, оставляя место для реального ответа членов семью, который они получат уже дома.


Вопрос Ответ подростка Ответ за родителей Ответ родителей (домашнее задание)
1
2
3.
4.
5
6

Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.