Дипломная работа: Европейский Союз и Казахстан
Визиты Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г. свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений, как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе 1996 г. X. ван ден Брук акцентировал свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в экономической, но и в политической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо свидетельствует о стабильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС, притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.
В последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему товарооборота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия также останется главным торговым партнером Казахстана.
Главную статью казахстанского экспорта в Италию составляют рафинированная медь и ее сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта меди, специальных сплавов цинка.
Успешному продвижению торгово-экономических отношений между РК и Италией способствует казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В задачи Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содействия в развитии торговли, проведение ярмарок, выставок, семинаров.
Великобритания большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В свою очередь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений. Это объясняется тем, что Великобритания занимает ведущие позиции в мировой финансовой иерархии.
На сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров Республики. Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цветные и черные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, сталь, медь, удобрения. Казахстан импортирует машины, оборудование, бытовую технику, электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.
Сегодня можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по торгово-экономическому сотрудничеству (КБСТЭС), созданного на основе Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционными стали поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничества между РК и Великобританией.
На сегодняшний день не столь успешно развиваются отношения между Казахстаном и Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти отношения, так как Франция является одной из ведущих мировых держав.
Начиная с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции продукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также заметны объемы закупок косметической и парфюмерной промышленности.
Большой вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская Торговая палата, организованная в 1994 г.
Интенсификации торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание которого состоялось в феврале 1997 г.
Несмотря
на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между
Казахстаном и Европейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт
доступ на европейский рынок, который защищен антидемпинговыми пошлинами,
направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993
г. под давлением европейских производителей ферросилиция, заинтересованных в
запрете импорта ферросплавов из России и Казахстана. Но в октябре 2000 г.
Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.
В настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром" является единственным в Казахстане производителем ферросплавов и имеет все условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана. В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций[26].
В марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской стороны соответствующие материалы к официальному вопроснику Комиссии Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о состоянии вопроса по проведению антидемпингового расследования в отношении казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в отношении казахстанского ферросилиция.
На прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества Республика Казахстан – Европейский Союз" европейская сторона сообщила об отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта рыбной продукции.
По оценкам казахстанских экономистов, снятие антидемпинговой пошлины на ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран Европейского Союза.
Также существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС Казахстан был исключен из списка стран, экспортирующих икру и другую рыбную продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков, выявленных в ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер. Они были связаны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для импортируемой пищевой продукции, поскольку существует разница между казахстанскими и европейским стандартами. Также первоначально решение мотивировалось отсутствием законодательной базы для производства и реализации рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".
В апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казахстан экспертов Комиссии ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда республиканских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено положительное заключение ЕК по принятым казахстанской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции", "Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид продукции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению европейской стороны, в дальнейшем могут быть устранены с минимальными затратами под гарантию соответствующих казахстанских органов.
Во время повторной инспекции экспертами Комиссий Европейского Союза была отмечена необходимость гармонизации законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС. В частности, была отмечена актуальность разработки новой Инструкции по инспекторской проверке компетентными органами РК рыбоперерабатывающих предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, анализа продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.
В ходе инспекции было сказано, что с учетом результатов проверки КЕС будет подготовлен отчет, по итогам рассмотрения которого Постоянный ветеринарный комитет ЕС примет решение о включении РК в список стран-экспортеров рыбной продукции в ЕС. В целом, результаты проведенной в апреле 2000 г. инспекции Комиссии ЕС дали надежду на позитивное решение данного вопроса.
Казахстанская сторона прилагала все усилия, чтобы ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза были отменены. Так, МИД в ноябре 2000 г. направил в адрес представительства Комиссии Европейского Союза в Алматы ноту (исх. № 13/1961) с приложением письменных гарантий компетентных органов РК с извещением об устранении казахстанской стороной всех замечаний экспертов Еврокомиссии.
Как было отмечено, 14 декабря 2000 г. на втором заседании Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский Союз" представители Комиссии Евросоюза сообщили о возможном снятии запрета Казахстаном импорта рыбной продукции. В настоящее время Комиссия приняла решение о включении Казахстана в список стран, которым разрешен импорт икры и рыбной продукции в страны-члены Европейского Союза.
Существует и третья статья запрета торговли с Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением между правительством Республики Казахстан и Европейским объединением угля и стали о торговле определенными изделиями из стали от 15декабря 1999 г. в отношении казахстанской стали действуют квоты, установленные Комиссией Европейского Союза..
Соглашение по торговле определенными изделиями из стали вступило в силу с 1 января 2000 г. Данное Соглашение обеспечивает согласованные ограничения на экспорт сталепродуктов из Казахстана в Европейский Союз и включает протокол относительно законодательства Республики в области конкуренции, государственной помощи и защиты окружающей среды, стандарты которых должны отвечать требованиям, применяемым в Европейском Союзе. На этой основе была подготовлена платформа для полной либерализации торговли сталепродуктами.
По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта. |
Одной из
проблем во взаимоотношениях между РК и ЕС в 1995 г. была проблема применения
антидемпинговых мер по отношению к казахстанским предприятиям. По оценкам европейских
специалистов, во второй половине 90-х гг. складывающаяся геополитическая
ситуация побуждала Европейский Союз ограничивать масштабы действий, которые
могли бы
нанести ущерб его взаимоотношениям с Казахстаном. Последнее оказало свое
влияние на ход и результаты антидемпинговых расследований, возбужденных против
Казахстанских предприятий по жалобам компаний стран ЕС. Но в 1999 г. были
сделаны позитивные сдвиги. Так, например, прекращено антидемпинговое
расследование по вопросу об импорте в страны ЕС продукции
Усть-Каменгорского титаномагниевого комбината.
Таким образом, Европейский Союз занимает одно из главных мест во внешней торговле Казахстана. Ситуация, складывающаяся во внешнеторговом секторе Республики, свидетельствует о явном увеличении доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте страны. Следовательно, необходимы более активные действия по диверсификации как экспорта, так и импорта. Для улучшения условий торговли со странами Европейского Союза необходимо начать работу по заключению самостоятельных соглашений по ценообразованию и маркетингу. Эти меры приведут к усилению стабильности уже существующих торговых связей и выхода Казахстана на мировой рынок.
В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казахстаном и Европейским Союзом. Улучшению внешней торговли Республики Казахстан с Европейским Союзом также способствует признание Казахстана как страны с рыночной экономикой.
2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕСНа перекрестке XX и XXI столетий в отношениях между государствами все большую роль играют и будут играть экономические факторы. В контексте становления Республики! Казахстан как ключевого партнера европейских держав в регионе Центральной Азии важность углубления экономического взаимодействия для Казахстана очевидна. Прежде всего, это объясняется тем, что на сегодняшний день, как это было отмечено не раз, Европейский Союз является одним из главных экономических центров мира и наиболее продвинутым, торгово-экономическим интеграционным объединением.
Сегодня на
территории 15 стран-членов ЕС проживает 374,5 млн. человек. Совокупный валовой
национальный продукт - 5,5 трлн, американских долларов, т.е. больше, чем в США
(5,2 трлн.) Рост объемов реального ВВП в ЕС в 2000 г. составил 3,4% против 2,5%
в 1999 г. На территории Евросоюза сохранилась тенденция снижения инфляции,
уровень кото-7 рой в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. оставался на одинаковом уровне
- 1,8%. В 2000 г. экономика Европейского Союза значительно улучшила свои
показатели. По прогнозам экспертов ЕС, в 2001 г. экономический рост в
странах-членах Евросоюза составит 3,4% - рекордный уровень с 1989 г[27].
В ближайшие два года ожидается также дальнейший рост не менее 3% в год с
сокращением безработицы и госдефицита. Европейские эксперты полагают, что в
ближайшие годы уровень безработицы снизится, а финансовые показатели
улучшатся. Все это, по их мнению, будет способствовать укреплению единой европейской
монеты – евро. ЕС производит 31 % мировой продукции и обеспечивает 20% мировой
торговли. Занятость в странах ЕС в последние годы увеличивается в среднем на
0,9% ежегодно. Уровень безработицы на сегодняшний день в странах-членах ЕС
составляет 10,1% к гражданскому и экономически активному населению против 10,3%
в 1999 г. Бюджет ЕС на 1997 г. составлял 86,41 млн. евро. По прогнозам
Комиссии Европейского Союза, бюджет ЕС на 2006 г. будет составлять уже 105,23
млрд. евро. Все это произойдет за счет нового расширения Евросоюза на Восток. У
его порога
стоят в ожидании 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Мальта
и Кипр с общей численностью населения в 170 млн. человек и производством
валового внутреннего продукта на душу населения в пределах 25-70% от среднего
уровня в ЕС.
Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз существенно наращивает свой ресурсный потенциал (территорию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокупный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с единых внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособности расширенного Европейского Союза со вступлением каждой страны Центральной и Восточной Европы. Таким образом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Европейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов является, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.
Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой стороны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 европейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.
Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отчеканил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреплению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Такая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать также процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14