скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Европейский Союз и Казахстан

- Поддержка институциональной, законодательной и административной реформ;

- Поддержка частного сектора и содействие экономическому развитию;

-           Охрана окружающей среды и управление природными ре­сурсами.

Первый раздел Индикативной программы предусматрива­ет оказание поддержки казахстанским властям в усовершен­ствовании реформ в правовых, административных, исполнительных и образовательных органах, а также оказание под­держки развитию гражданского общества с более сильной структурой неправительственных организаций и ассоциаций.

Вторая область сотрудничества направлена на повышение уровня развития экономики путем укрепления частного секто­ра в Казахстане, улучшения инвестиционного климата в Рес­публике, совершенствования правовой и регламентирующей базы, поддержки малых и средних предприятий. Особое вни­мание уделено вопросам занятости населения посредством предоставления обучения и переквалификации населения.

Третий раздел предусматривает определение мер по за­медлению процесса ухудшения экологической ситуации, а за­тем ее стабилизации в рамках Плана действий национальной экологической программы, разработанной Министерством экологии и природных ресурсов РК.

Предоставление технической помощи в рамках Индика­тивной программы на 2000-2003 гг. будет осуществляться по­средством передачи ноу-хау и опыта ЕС при поддержке евро­пейских консалтинговых компаний, координации совместных усилий по выполнению программы между всеми участниками. Одним из новых и интересных инструментов Индикативной   программы   является   осуществление   инвестиционных проектов в рамках программы ТАСИС. Инвестиционное финансирование будет носить ограниченный характер, и направляться в приоритетные сектора, такие как: выполнение программ трансграничного сотрудничества, сфера погранич­ной инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса и развитие экологической инфраструктуры[40].

Общий   объем   ассигнований,   выделенных   программой  ТАСИС на период 2000-2003 гг., составляет 25 млн. евро.

Всего же с 1991 г. по 2003 г. Европейский Союз в рамках программы ТАСИС выделил Республике Казахстан 121 млн. евро, причем 96 млн. евро было ассигновано в период с 1991 г. по 2000 г. Основная часть бюджета ТАСИС используется по Программе действий. Более 50 % фондов ТАСИС для Ка­захстана используется для перехода к рыночной экономике.

Анализ деятельности программы ТАСИС в Казахстане за период с 1992 г. по 2003 г. показывает, что она, в основном, охватывает такие ключевые секторы экономической, общест­венно - политической жизни Республики, как поддержка ин­ституциональных,  правовых  и  административных  реформ, обучение, энергетика, транспорт, окружающая среда и ядер­ная безопасность. Поддержка ТАСИС в Казахстане направле­на, прежде всего, на осуществление подготовки служб госу­дарственного управления, поддержку подхода к проведению административных реформ, экономическому и институцио­нальному развитию Казахстана.

В рамках программы ТАСИС на сегодняшний день было выполнено большое количество проектов. Завершен проект по разработке налоговой политики. В сотрудничестве с экс­пертами ТАСИС был подготовлен проект гражданского ко­декса. Одним из примеров такой поддержки является разра­ботка программы "Магистр Делового Администрирования" в КИМЭПе. В 2000 г. завершилась двухгодичная программа ТАСИС по обучению студентов Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Казахстана. В рамках программы ТЕМПУС, направленной на поддержку реформи­рования высшего образования, ЕС в 1999 г. выделил 1,7 млн. ЭКЮ различным проектам в Казахстане. Согласно результа­там конкурса ТАСИС - ТЕМПУС 1999 г., было отобраны четыре проекта. Достигнуты договоренности о создании казахстанско-европейского юридического центра, информационно­го бюро программы ТЕМПУС при Министерстве образования и науки РК. В рамках программы в Алматы создан Центр де­ловых связей, с помощью которого осуществляются практические контакты между предприятиями ЕС и РК.

Вопросы   окружающей   среды   и   обеспечения   ядерной безопасности также являются приоритетным направлением программы ТАСИС. Министерство экологии и природных ре­сурсов разработало Национальный план действий по экологии (НПДЭ). Одна из целей Индикативной программы на 2000-2003 гг. заключается в том, чтобы помочь Казахстану реализовать эти задачи. Также появляется возможность выделения финансовой и технической помощи на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.  Будет поддержана программа по очистке воздуха Алматы, выведе­нию из эксплуатации реактора БМ-350 в Актау. Последний проект планируется выполнить к 2001 г., его стоимость составляет 2 млн. ЭКЮ.

Помимо национальных программ, в рамках ТАСИС вы­полняются и межгосударственные региональные программы, такие как ИНОГЕЙТ и ТРАСЕКА. ИНОГЕЙТ (Межгосударственная программа транспортировки нефти и газа в Европу) нацелен на формирование системы доставки углеводородов из Центральной Азии в Европу и оказание помощи по восста­новлению   и   модернизации   существующих   региональных нефтяных и газовых транспортных систем. Принципиально эта программа начала свое существование еще в   1997 г. Стоимость программы за период более четырех лет составила 50 млн. евро. Программа ИНОГЕЙТ имеет непосредственное отношение к Казахстану, ведь наша страна не только является ведущим производителем нефти, но ее территория использу­ется также для транзита нефти.

ТРАСЕКА    (Транспортный    коридор    "Европа-Кавказ-Азия") представляет собой программу, направленную на раз­витие транспортной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Выполнение программы было начато в 1993 г. и за ее счет было профинансировано 33 исследований, свя­занных с предоставлением технической помощи, и трина­дцать инвестиционных проектов по восстановлению инфра­структуры. Выполнение программы имеет существенное по­литическое значение для Казахстана, поскольку она способствует созданию двустороннего коридора из Европы в Цен­тральную Азию через Черное море. Этот маршрут должен стать самым быстрым и дешевым из Европы на Кавказ и в Центральную Азию, что немаловажно для Казахстана как важного звена транзита при восстановлении значения Вели­кого шелкового пути.

Таким образом, можно сделать несколько выводов относи­тельно функционирования программы ТАСИС в Казахстане.

Сотрудничеству с Европейским Союзом в рамках про­граммы ТАСИС отводится особое место. Поддержание отно­шений Республики с ЕС является одним из приоритетных на­правлений во внешней политике РК

ТАСИС создает все условия для развития инвестиционно­го климата, экономического роста и политической стабильности, а также для развития торговли, необходимые для эконо­мической реорганизации и модернизации Казахстана.

Правительство страны приветствует интеграционные про­цессы, происходящие в Европе, и пытается использовать дан­ный пример, укрепляя сотрудничество с Европейским Сою­зом в рамках программы ТАСИС.

Говоря о недостатках деятельности программы, можно выделить отчасти трудность в координации многообразных и разнонаправленных программ и в осуществлении мониторин­га непрерывности их реализации. Выступая на расширенной коллегии Министерства иностранных дел 11 сентября 1996 г., Президент РК Н.А.Назарбаев уже тогда отметил, что "еще одно важное направление - работа с Европейским Союзом, проявляющим искреннюю заинтересованность в сотрудниче­стве с Казахстаном. Наши же ведомства или не понимают смысла этого сотрудничества, или намеренно уходят от него. Неэффективно работает программа ТАСИС..."

Однако в условиях глобализации и интеграции делается более целесообразным развитие сотрудничества Республики Казахстан и Европейского Союза в рамках программы ТАСИС.


Объем ежегодных ассигнований по программе ТАСИС для Казахстана по секторам в 1991-1998 гг. (в млн. евро)[41]

Сектор 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Всего
Ядерная безо­пасность и ох­рана окружаю­щей среды 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Реорганизация государствен­ных предприя­тий и развитие частного сек­тора 0 6,54 6,3 6,3 5,9 0 7,2 0 32,24
Реформа систе­мы государст­венного управ­ления, социаль­ной сферы и образования 4,87 1,4 3,15 1,8 2,9 0 3 0 17,12
Сельское хозяйство 2,16 3,06 3,15 3,15 3 0 2,4 0 16,92
Энергетика 0,7 3,2 0 0 0 0 1,4 0 53
Транспорт 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Консультатив­ное содействие по вопросам управления и программа поддержки ма­лых проектов 0 6,4 0 1,63 0 0 5 0 3,03
Связь 0 0 0 0 0 0 2,8 0 2,8
Специализиро­ванные про­граммы 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Прочие 0 0 1,4 1,12 3,2 0 2,2 0 74>2
Всего 7,73 20,6 14 14 15 0 24 0 95,33

Заключение

Какие бы процессы в мире не происходили, Европа была, есть и будет центром мирового развития. Поэтому Республи­ке Казахстан следует активизировать свои партнерские отно­шения с Европой, брать все положительное из процесса евро­пейской интеграции. Это, прежде всего, касается заинтересо­ванных министерств Республики.

Население Республики Казахстан имеет скудное пред­ставление о Европейском Союзе, в особенности о процессе европейской интеграции.

Между тем, если руководители центрально-азиатских го­сударств хотят начать процесс интеграции в этом регионе по примеру Европы, они должны содействовать созданию усло­вий для того, чтобы народы Центральной Азии более подроб­но знали, что из себя представляет европейская интеграция. В этих целях речь может идти о создании института Европей­ского Союза в Центральной Азии, который имел бы научно-исследовательский характер и содействовал бы сближению Центральной Азии и Европы.

После распада СССР Европейский Союз заявил о своей твердой решимости поддерживать связи с Казахстаном и раз­работал программу по оказанию содействия Казахстану в по­строении демократического общества и рыночной экономики.

Дипломатические отношения между Республикой Казах­стан и Европейским Союзом установлены в 1992 г[42].

В январе 1994 г. Посол РК в Королевстве Бельгия Кырбасов A.M. вручил Председателю Европейского Совета верительные грамоты в качестве Главы Представительства РК при ЕС.

В ноябре 1994 г. в Алматы открыто Представительство Ев­ропейской Комиссии (ЕК). Первым главой Представительства ЕК в Казахстане стал господин Р.Кремер.

Главной целью установления этих отношений Казахстана с ЕС является развитие политического и экономического со­трудничества со странами Западной Европы, установление равноправного партнерства с европейским сообществом и ин­теграция Казахстана в европейское экономическое сообщество.

Кроме того, преследовались следующие цели:

- Расширение торговли со странами ЕС на равной и взаимо­выгодной основе, предоставление режима наибольшего благо­приятствования в торговле, доступ к мировому рынку. Следу­ет отметить, что в последние годы удельный вес ЕС в общем объеме товарооборота Казахстана составил около 27 %.

- Привлечение инвестиций стран ЕС. В настоящее время доля прямых инвестиций стран ЕС составляет примерно 23 % от общего объема инвестиций в казахстанскую экономику. Основными инвесторами среди стран ЕС являются Велико­британия (12,6%), Нидерланды (2,6%), Германия (2%), Ита­лия (1,7%).

- Наконец, наличие в Казахстане богатых разведанных и потенциальных запасов углеводородов, а также его стратеги­ческая роль в регионе определяют всевозрастающую роль Ка­захстана в качестве поставщика энергетических ресурсов для стран ЕС, что требует создания условий, при которых освое­ние этих месторождений отвечало бы интересам Казахстана и способствовало развитию других отраслей экономики Рес­публики. Сотрудничество со странами ЕС также способствует развитию в Республике мощностей по переработке сырья, сельскохозяйственного производства, созданию общих кре­дитных рынков.

В настоящее время Правительством РК осуществляется ряд инициатив по переводу двусторонних отношений со странами ЕС в плоскость стратегического партнерства с учетом лидер­ства Казахстана в центрально-азиатском регионе и его места в мировой геополитике и экономике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.