скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Европейский Союз и Казахстан

Укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе имеет важное значение, так как основной целью внешней по­литики Казахстана является формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации разрабо­танной Президентом Н.А.Назарбаевым Стратегии становле­ния и развития Казахстана как суверенного государства.

Исходя из стратегической направленности внешнеполи­тического курса Республики Казахстан на развитие и укрепление равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами мира, можно говорить о большом значении развития сотрудничества с Европой. Одним из долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан является Европейский Союз. Перспективность и необходимость! развития отношений с ЕС для Казахстана определяется ролью и местом этого Союза в европейской и мировой политике. ЕС на сегодняшний день - один из трех сильнейших центров в мире, наряду с США и Японией, развитых во всех областях. Кроме того, ЕС стремится к тому, чтобы стать политическим объединением. В скором времени Европейский Союз будет говорить от имени всей Европы в отношениях с государства­ми других регионов. Европейский Союз заявил о своей твер­дой решимости поддерживать связи с Казахстаном и с учетом его потребностей разработал программу по оказанию содействия Казахстану в построении демократии и рыночной экономики. Предпринимаемые ЕС усилия по оказанию содейст­вия Казахстану включают также и техническую помощь по линии программы ТАСИС.

В этой связи особый интерес для Республики Казахстан представляет сотрудничество с Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС. Вообще идея разработки программы ТАСИС возникла на заседании Европейского Совета в Дублине (июль 1990 г.) и Риме (декабрь 1999 г.), на которых было приня­то решение поддержать руководство бывшего Советского Сою­за в его усилиях по проведению экономической реформы и оживлению экономики, имевших большое значение для укреп­ления мира и стабильности в Европе и во всем мире.

Было постановлено, что такая поддержка по линии ЕС бу­дет оказываться в рамках программы технического содейст­вия по отдельным приоритетным секторам. Это послужило отправной точкой программы ТАСИС. Исходя из этой прин­ципиальной посылки, в июле 1991 г. Совет принял Постанов­ление (ЕЭС, Евратом) № 2157/91, в котором определяется правовая основа и механизмы реализации программы ТАСИС на 1991-1992 гг. С декабря 1991 г. начался период неопреде­ленности по реализации программы, связанный с распадом СССР и возникновением Новых независимых государств, но важность сохранения темпов процесса реформ оставалась во внимании ЕС. Поэтому на 1992 г. были разработаны про­граммы для каждого независимого государства с учетом их особых приоритетов и целей проведения реформ.

После провозглашения независимости РК, а именно 11 февраля 1992 г. между Комиссией ЕС и 12 Новыми независи­мыми государствами был подписан Протокол, обеспечиваю­щий институционные механизмы технического сотрудниче­ства, финансируемого ЕС. И уже 1 апреля 1992 г. между Ко­миссией ЕС и правительством Казахстана был подписан "Меморандум о финансировании", что явилось началом реализации программы ТАСИС в Казахстане. В том же месяце было создано Координационное бюро ТАСИС в Казахстане. Официальные дипломатические отношения между Республи­кой Казахстан и Европейским Союзом были установлены в сентябре 1992 г. Таким образом, программа ТАСИС в Казах­стане начала свою деятельность несколько раньше, чем были установлены дипломатические отношения между сторонами.

В системе международных отношений программа ТАСИС Европейского Союза занимает одно из главных положений. Программа является частью более широкой международной деятельности, в которой участвуют многие страны и между­народные организации, чьи усилия направлены на поддержку перехода к рыночной экономике и демократическому устрой­ству в странах бывшего Советского Союза.

ТАСИС (TACIS - Technical Assistance to the Common­wealth of Independent States) - программа технической помощи  Новым независимым государствам, разработанная Европейским Союзом, в целях содействия развитию гармоничных ту прочных экономических и политических связей между ЕС н;| этими странами-партнерами. Цель программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, осно­ванных на политических свободах и экономическом процве­тании. ТАСИС идет к этой цели путем предоставления субси­дий (безвозмездного финансирования) для передачи "ноу-хау", оказывая поддержку процессу перехода к рыночной , экономике и демократическому обществу.

В более широком контексте ТАСИС - основной инстру­мент ЕС, облегчающий претворение в жизнь Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписанного между Евросоюзом и Казахстаном 23 января 1995 г. и вступившего в силу с 1 июля 1999 г. Важно отметить, что программа ТАСИС  представляет собой не прямое, а опосредованное безвозмездное финансирование мероприятий со стороны Европейского. Союза[37].

Оказание технической помощи - одно из важных направ­лений экономического сотрудничества Республики Казахстан с Европейским Союзом. Предоставляемая в рамках программы ТАСИС, она охватывает все основные секторы экономики и социальные сферы республики и открывает Казахстану доступ к накопленному европейскими странами опыту и знаниям.

Для реализации программы ТАСИС в Казахстане были выработаны специальные механизмы. Так, в соответствии с процедурой ТАСИС был назначен национальный координатор, который от имени правительства стран” осуществляет координацию программы ТАСИС. Национальный координа­тор курирует программу технического содействия и обеспечивает эффективное участие нашего правительства в опреде­лении приоритетных программ, их реализации и оценке полу­ченных результатов. В мае 1992 г. постановлением кабинета министров РК национальным координатором от РК по про­грамме ТАСИС был назначен Б.И.Изтлеуов. С января 1995 г. эти обязанности были возложены на первого заместителя премьер-министра Н.А.Исингарина. Заместителем нацио­нального координатора ТАСИС был назначен министр эко­номики А.Тлеубердин. С мая 1996 г. функции национального координатора выполнял министр экономики О.Е.Шукеев. По­том национальным координатором по программе ТАСИС был назначен У.Джандосов. В настоящее время национальным координатором от Республики по программе ТАСИС является министр экономики и торговли Ж.А.Кулекеев.

Организацию работ по реализации программы ТАСИС в Республике осуществляет Координационное бюро, созданное по соглашению Комиссии Европейского Союза и правительства Казахстана. Главная задача Координационного бюро яв­ляется определение приоритетов сотрудничества между сто­ронами, а также сбор информации и оценка запросов в отно­шении финансирования. Оно также координирует осуществ­ление проектов на национальном уровне и оказывает содействие в контроле за ходом работ по проектам программы ТАСИС в Казахстане. Координационное бюро является авто­номной структурой, не входящей ни в какие административ­ные органы и действующее непосредственно под началом на­ционального координатора. Национальный координатор и Координационное бюро играют ключевую роль, представляя собой те организационные рамки, в которых развивается сотрудничество между Европейским Союзом и Республикой Казахстан.

Программа ТАСИС сотрудничает с правительством Ка­захстана и практически со всеми важными отраслями народ­ного хозяйства страны, это, прежде всего, министерства и ве­домства, ассоциации, крупные банки, в том числе Националь­ный Банк РК, академии, университеты. Координационное бю­ро тесно сотрудничает с представительством Комиссии Евро­пейского Союза, официальное открытие которого состоялось в апреле 1994 г.

Повседневное управление осуществляется назначаемым правительством директором, которому помогают приглашен­ные для этого консультанты. Консультанты действуют в ка­честве связующего звена и канала информации между прави­тельством Республики Казахстан и Комиссией Европейского Союза. Сегодня можно сказать, что с развитием управленче­ских структур в рамках программы эти функции в большей степени исполняются стороной Казахстана.

Основными целями программы ТАСИС в Республике Ка­захстан являются  следующие:

-           оказание экспертных услуг и передача

-           практического опыта с целью подготовки местных кадров и развития

-           "ноу-хау", необходимых для проведения экономических реформ;

-           содействие созданию условий, благоприятных для част­ных инвестиций и

-           развития частного сектора.

Направление разносторонней деятельности программы ТАСИС в Казахстане определяется планом, именуемым Индикативной программой (ИП), согласованной Европейским Союзом и Казахстаном. Индикативная программа разрабо­танная сроком на четыре года (до 1996 г. ИП охватывала пе­риод в три года), является основным инструментом, регули­рующим выполнение программы ТАСИС в Казахстане. Ин­дикативная программа представляет собой документ, в кото­ром указаны все приоритетные направления деятельности Ев­ропейского Союза в рамках программы ТАСИС.

До разработки первой Индикативной программы в рамках программы ТАСИС на 1991 г. была разработана поддержка инициативам, относящимся к трем областям: распределение продовольствия, подготовка кадров и энергетика. В рамках первого раздела, а именно в распределении продовольствия ЕС - ТАСИС оказывал поддержку правительству в реоргани­зации и модернизации сельскохозяйственных предприятий, производящих продовольствие. В области подготовки кадров было оказано содействие в усилиях Казахстана, направлен­ных на решение таких вопросов, как реорганизация органов государственного управления и оказание поддержки в соци­альном секторе и в секторе образования. Третья область сотрудничества, энергетика, была направлена на оказание со­действия в сбережении электроэнергии и повышенной эффек­тивности использования электроэнергии в промышленности, в сфере торговли и в быту.

В рамках программы ТАСИС на 1991 г. общая безвоз­мездная помощь Казахстану составила 7,73 млн. ЭКЮ.[38]

В соответствии с программой ТАСИС в Казахстане на 1992 г. приоритетными областями сотрудничества были оп­ределены следующие:  консультирование правительства (раз­работка налоговой политики, оценка капиталовложений в го­сударственный сектор, структура центральной и местной власти); производство и распределение продовольствия (институционная поддержка в выработке политики и организации статистических   служб,   помощь  кооперативам   и   частным предприятиям,   занятым   в   распределении   продовольствия, поддержка мелких частных фермеров); энергетика (консуль­тирование правительства, организация Центра энергетики и управление его работой, исследование ресурсов углеводоро­дов Казахстана); поддержка предприятий (анализ финансово­го сектора, центр деловых связей, осуществление стратегии приватизации, подготовка банкиров); развитие людских ре­сурсов (реформа государственной администрации, реформа высшего образования, администрация Президента). Помимо этого, было оказано содействие в определении политики в об­ласти транспорта, выработке законодательства и подготовке кадров.

 Общая сумма ассигнований в рамках программы ТАСИС на 1992 г. составила 20,6 млн. ЭКЮ.

Для Казахстана первая Индикативная программа была разработана на период 1993-1995 гг. Данная Индикативная программа предусматривала концентрацию содействия в од­ном ключевом секторе и двух приоритетных секторах. Клю­чевым сектором были выявлены реорганизация и развитие предприятий. Другими приоритетными секторами были опре­делены следующие: 1) производство, переработка и распреде­ление продовольствия и 2) развитие людских ресурсов.

В центре внимания технического содействия в рамках программы ТАСИС на 1993-1995 гг. были определены реор­ганизация и развитие предприятий. В период с 1993 г. по 1995 г. Европейский Союз оказывал поддержку в приватизации и реконструкции предприятий, в создании условий для разви­тия малых и средних предприятий (МСП), в совершенствова­нии и модернизации финансовых услуг. Вслед за выполнени­ем программы массовой приватизации (ПМП) целью содейст­вия приватизации и реорганизации, в первую очередь, являлось осуществление ПМП на местах, на уровне предприятий. Что касается МСП, особое внимание уделялось расширению действий, проводимых под эгидой Центра деловых связей. ТАСИС также содействовала деятельности по оценке и раз­работке плана действий, направленных на реформу финансо­вого сектора, прежде всего, были поддержаны действия, на­правленные на развитие современных финансовых учрежде­ний. Такая деятельность также включала поддержку реорга­низации сектора коммерческих банков.

Помимо ключевого сектора, поддержка в период действия ИП в 1993-1995 гг. была оказана двум другим приоритетным секторам: производство, переработка и распределение продовольствия и развитие людских ресурсов. В данных секторах программа ТАСИС на 1993-1995 гг. преследовала две основные цели: во-первых, укрепление правительственной про­
граммы административных и политических реформ и, во вторых, повышение и модернизация производства и распреде­ления сельскохозяйственной продукции. Что касается админи­стративных и политических реформ, основной задачей явля­лось преодоление проблем, возникших в связи с осуществле­нием программы сельскохозяйственных реформ. В области
производства и распределения сельскохозяйственной продукции стратегия заключалась в модернизации сектора, включая рационализацию животноводства, и содействии производству современного оборудования и материалов для сельского хозяйства, адаптированных для частного фермерства[39].

Для повышения отдачи от программы содействие было сконцентрировано в северном полюсе страны, включающем следующие области: Восточный Казахстан, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская, Северный Казахстан, Тургай-ская, Уральская, Целиноградская, часть Актюбинской и Кара­гандинской областей.

В области развития людских ресурсов подготовка профессионалов в государственной администрации охватывала обучение управленческим навыкам путем широкого распростра­нения подборок материалов в различных учреждениях Рес­публики. В этом контексте также затрагивались навыки в об­ласти финансового учета и банков. Была расширена реоргани­зация системы образования, получившая поддержку еще по программе 1992 года. Главная задача состояла в укреплении и адаптации программ в области экономики. Большое внимание уделялось пересмотру учебных программ и переподготовке преподавателей. Также была продолжена поддержка государ­ственной администрации, которая была начата в соответствии с программой ТАСИС 1992 г. Содействие включало в себя деятельность в области консультирования правительства, за­конодательства и охватывало другие соответствующие госу­дарственные учреждения, а также помощь в разработке зако­нодательства, необходимого для внедрения и регулирования рыночной экономики.

Общий объем ассигнований на период 1993-1995 гг. составил 43 млн. ЭКЮ, из них по 14 млн. было выделено в 1993 г. и 1994 г. и 15 млн. ЭКЮ - в 1995 г.

Вторая Индикативная программа для Казахстана была разработана на период 1996-1999 гг. и включала проекты, на­целенные на оказание поддержки в проведении структурных и институциональных реформ, помощи сельскому хозяйству и развитию агропромышленного сектора, а также базовой ин­фраструктуры, включая энергетику, транспорт и телекомму­никации в качестве приоритетных сфер. За период 1996-1999 гг. было выполнено большое количество интересных, а глав­ное, полезных проектов в рамках программы ТАСИС. Неко­торые из проектов уже завершены и имеют практические ре­зультаты своей деятельности, другие продолжают работать и выполнять поставленные задачи.

Казахстану был выделен индикативный бюджет на период 1996-1999 гг. в размере 57 млн. ЭКЮ, в том числе на 1996 г. и 1998 г. ассигнований не было выделено, на 1997 г. было выделено 24 млн. ЭКЮ, на 1999 г. - 33 млн. ЭКЮ"

В 2000 г. Европейский Союз и Казахстан разработали и со­гласовали новую Индикативную программу для Казахстана на 2000-2003 гг. Новая Индикативная Программа разбита на два периода определения проектов: 2001-2002 гг. и 2003-2004 гг. Целью ИП является определение рамок, стратегических на­правлений и правил оказания технического содействия Казах­стану по программе ТАСИС на 2000-2003 гг. В соответствии с новой Индикативной программой для Казахстана, это содей­ствие сосредоточено на трех основных элементах;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.