Дипломная работа: Бухгалтерский учет и аудит продажи товаров торговой организации на примере ЗАО "Л.О.Т"
При проверке вопросов полноты оприходования товаров, аудитору необходимо произвести анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежат счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.).
Обращается внимание на правильность оформления этих первичных документов. В них обязательно должно быть указано: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика. Если в первичные документы внесены исправления, то они должны быть заверены подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты внесения исправления.
Далее аудитор проверяет полноту оприходования поступивших на склад товаров. Проверка проводится по первичным документам, а в случае необходимости проводится встречная проверка данных с данными предприятии, которое отгрузило товар.
При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.
Суммы, указанные в документах полученных от поставщиков товаров должны соответствовать суммам, отраженным в Книге покупок, а затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу должны сопоставляться с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.
При проверке правильности корреспонденции счетов аудитор проверяет, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.
Большое значение при выражении мнения о достоверности бухгалтерского учета и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС). Здесь следует помнить, что сумма НДС по приобретенным товарам подлежит зачету (возмещению) только тогда, когда организацией выполнены следующие условия законодательства: сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой, как в расчетных документах, так и в первичных учетных документах, а также в документах на основании которых проводились расчеты при бартерных сделках, предварительной оплате, расчетах с использованием векселей и зачете взаимных требований.
Особое внимание при проверке поступления товаров следует обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах.
В случаях, когда при приемке товаров выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка должна быть оформлена актами:
1) коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации (он составляется с участием представителя от транспортной организации);
2) приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.
Все акты должны быть составлены комиссией, которая создается по распоряжению руководителя.
Поэтому аудитор при проверке должен обратить внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.
В учете недостача по вине поставщика должна быть оформлена следующей бухгалтерской проводкой:
ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
76/2 «Расчеты по претензиям» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Без надлежащего оформления актов, претензии не могут быть предъявлены виновной стороне и не могут быть признаны действительными, а, следовательно, они не могут отражаться в учете за счет виновных лиц.
Зачастую возникают ошибки в учете при переоценке товарных ценностей. Поэтому при проведении аудита следует обратить внимание на правильность переоценки товаров, в результате которой изменяется их продажная цена и порядок переоформления документов по переоценке, и их отражения в бухгалтерском учете.
Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».
Особого внимания при проведении аудиторской проверки оприходования товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной торговле (магазинах, палатках, лотках). В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра, драгоценных камней и других ценных товаров, которые должны учитываться по количеству, цене и сумме.
При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.
Из большого числа разнообразных ошибок, которые выявляют аудиторы в ходе проверок операции связанных с поступлением и оприходованием товаров, к наиболее часто встречающимся относятся следующие:
- не проводится инвентаризация товаров;
- не заключается договор о материальной ответственности с кладовщиком;
- нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
- не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.
3.2 План и программа аудита
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Для успешного планирования аудита в области операций по приобретению и продаже товаров в розничной торговле:
- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;
- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
- определить ключевые по значимости области проверки;
- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
- составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
Знакомство с системой бухгалтерского учета ЗАО «Л.О.Т.» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:
- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета.
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции.
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров.
- порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета.
- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности.
- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок.
- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были.
Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, т.к. в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:
· Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления.
· Операции в учете зафиксированы в правильных суммах.
· Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета.
· Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности.
· Ограничена возможность появления злоупотреблений.
В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как «низкая» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.
Общий план аудита
В плане аудита товарных операций следует выделить задачи аудита поступления, выбытия, наличия товаров, прочих и расчетных операций, а также работы, связанные с изучением и оценкой системы внутреннего контроля (СВК) операций с товарами. В таблице 3.2 приведен общий план аудита ЗАО «Л.О.Т.», в котором указываются планируемые работы: Оценка системы внутреннего контроля операций с товарами, аудит поступления и наличия товаров, аудит выбытия товаров, аудит прочих товарных операций.
Таблица 3.2
Общий план аудита Проверяемый субъект ЗАО «Л.О.Т.» Аудиторская организация ООО «Аудит»
Планируемые работы | Период выполнения | Исполнитель | Документы аудитора |
Оценка системы внутреннего контроля операций с товарами | 01.11.08 15.11.08 | Черныш Константин Андреевич, Степанова Наталья Ивановна | |
Аудит поступления и наличия товаров | 16.11.08 20.11.08 | Черныш Константин Андреевич, Степанова Наталья Ивановна | |
Аудит выбытия товаров | 21.11.08 07.12.08 | Черныш Константин Андреевич, Степанова Наталья Ивановна | |
Аудит прочих товарных операций | 08.12.08 25.12.08 | Черныш Константин Андреевич, Степанова Наталья Ивановна |
Руководитель аудиторской организации (дата) (подпись)
Руководитель аудиторской проверки (дата) (подпись)
Аудитор (дата) (подпись)
Расчет уровня существенности, используемого в ходе аудиторской проверки, представлен в таблицах 3.3 и 3.4.
Таблица 3.3
Расчет базовых показателей, тыс. руб
Показатель | Предыдущий год на начало года (1) | Отчетный год на конец года (2) | Значение базового показателя ((1) + (2)) / 2 |
Чистая прибыль | 136 | 770 | 453 |
Выручка от реализации | 1177 | 2927 | 2052 |
Капитал и резервы | 544 | 1290 | 917 |
Сумма активов | 1307 | 3453 | 2380 |
Произведенные расходы | 2482 | 4395 | 3438,5 |
Таблица 3.4
Определение уровня существенности
Показатель | Значение базового показателя, тыс. руб. (1) | Критерии, % (2) | Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. (1) * (2) / 100 |
Чистая прибыль | 453 | 5 | 22,65 |
Выручка от реализации | 2052 | 2 | 41,04 |
Капитал и резервы | 917 | 10 | 91.7 |
Сумма активов | 2380 | 2 | 47,6 |
Произведенные расходы | 3438,5 | 2 | 68,77 |
Среднее арифметическое графы 4:
(22.65+41,04+91,7+47,6+68,77)/5=45,015
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(45,015-22,65)/45,015*100% = 49,68%.
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(91,7-45,015) / 45,015* 100% = 103,709874%.
Поскольку и в том, и в другом случае отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего является значительным, отбрасываются значения 22,65тыс. руб. и 91,7тыс. руб., и они не используются при дальнейшем усреднении. Новая средняя величина равна:
(41,04+47,6+68,77) / 3 = 52.47тыс. руб.
Полученная величина округляется до 52 тыс. руб. Различие до и после округления составляет:
(52.47-52) /52,47* 100% = 0,8957%.
Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 52 тыс. руб.
При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее:
1. Все учитываемые операции действительно имели место.
2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.
3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.
4. Операции правильно разнесены по счетам.
5. Операции регистрируются своевременно.
6. Операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу.
7. Бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом.
Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 70%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9