скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Брак и семья в раннесредневековой Франции

Нечто аналогичное легко предположить по поводу отношения членов семейной ячейки к больным, немощным, старым. Известная «разомкнутость» семьи мешала возникновению внутри нее эмоционального климата, способного стимулировать должный уход за этими людьми. Соответственно не было необходимых условий и для интенсивного самосохранительного поведения.

Таким образом, своеобразие семейной организации в каролингскую эпоху накладывало свой отпечаток на демографическое поведение и определенным образом сказывалось на режиме воспроизводства населения.

Известный прогресс можно допустить лишь в области брачно-семейных отношений. К сказанному следовало бы добавить, что упорядочению этих отношений, вероятно, способствовала и социальная перестройка VIII—X вв. Становление сеньории, подъем в ней земледелия, упрочение земельных прав несвободного и полусвободного населения благоприятствовали укреплению семейных ячеек в среде трудящегося населения. Эти же факторы, прямо или косвенно, влияли и на упрочение патрилинейных родственных групп знати. Брачно-семейные структуры выступали, таким образом, в качестве одного из связующих звеньев социального и демографического развития.

 

Заключение

Исследованный материал позволяет сделать следующие выводы.

1. Представления о браке пережили в средневековой Франции глубокую метаморфозу. Вопреки распространенным суждениям вплоть до конца XIII в. модель моногамного церковного брака не приобрела монопольного положения. В умах людей сохранялось традиционное представление о возможности сосуществования разных видов супружеских союзов. Особенно глубоко эта концепция была укоренена в среде знати, но и другим социальным группам она не была чужда. Это накладывало глубокий отпечаток на матримониальное поведение.

Католическая церковь «признала» брак довольно поздно. В раннее средневековье среди христиан пользовались наибольшим распространением взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов св. Иеронимом (347—430 гг.) и папой Григорием Великим (530—604 гг.). Эти отцы церкви видели в любом браке прежде всего повторение «первородного греха», совершенного прародителями рода человеческого Адамом и Евой. Поэтому любые брачные союзы решительно осуждались, и подлинно достойными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака. Показательно, что эта точка зрения в определенной степени не утратила своего влияния и в наши дни: как известно, благодать священства в католической церкви даруется только людям, давшим обет безбрачия.

Однако уже во времена св. Иеронима существовала и иная трактовка установлений Священного Писания, касающихся брака. Она принадлежала Блаженному Августину, епискому Гиппонскому (354—430 гг.). Признавая превосходство девственников над женатыми, Августин утверждал тем не менее, что в законном супружестве половой акт превращается из смертного греха в грех простительный, важно лишь, чтобы соитие совершалось не ради наслаждения, но только с целью рождения себе подобных, часть которых, ведя праведную жизнь, могла бы впоследствии заменить в раю падших ангелов. Эта концепция Августина была официально одобрена церковью сравнительно поздно — в начале IX в. И только тогда церковный брак стал шире распространяться в народных массах.

2. Особенно специфичным было представление о браке в каролингский период. Моногамный брак не был тогда общепринят. Противопоставление супружеских отношений, реализуемых в рамках церковного союза и вне их, еще не стало обычным. До этого времени во Франции бытовали две матримониальные традиции — позднеантичная и древ негерманская. Ни одна из них не исключала одновременного существования двух-трех видов супружеских союзов. Они различались по своей престижности, но ни один из них не имел ничего общего с моногамным христианским браком. Знакомое нам понятие «брак» просто отсутствовало. Термином, который позднее служил для обозначения брака, называли в ту пору более или менее длительный супружеский половой союз, нередко сосуществовавший с какой-либо иной формой сожительства мужчин и женщин, также признанной в праве.

Не было тогда и привычного для нас понятия «семья». В среде простолюдинов домохозяйственные группы сплошь да рядом включали, помимо супругов и их детей, родственников отца (или матери), а также временных сожительниц главы дома и их детей. Частенько «одним домом» жило несколько супружеских пар, связанных общим предком. Особенно был заметен приоритет кровнородственных связей перед матримониальными в среде аристократии. В принадлежащих знати замках супруги жили вместе с многочисленной свитой, включавшей прежде всего кровных родственников. Церковь участвовала в процедуре бракосочетания, как правило, только тогда, когда дело касалось королевских семей. Но и в королевских семьях вплоть до VIII в. словом «жена» (uxor) могли назвать не только официальную супругу, но и других сожительниц короля. Браки же простолюдинов, да и многих знатных заключались по большей части без участия священника.

Супружеская жизнь начиналась сплошь да рядом вне и до церковного брака и во всяком случае не позднее 20 лет. Это обеспечивало высокую брачность, существенно превышавшую по своему уровню ту, которой соответствовала доля официальных церковных браков. Реальное число холостых людей брачного возраста даже среди мужчин имело своим верхним пределом 15-20% У крестьян и, по-видимому, было еще ниже у знати.

3. Естественным следствием этого было раннее начало детородного периода и очень высокая рождаемость. Однако до взрослого возраста доживала лишь часть детей: детская смертность даже в спокойные времена не опускалась ниже 55%. Объяснялось это не только материальными трудностями в жизни основной массы населения или же неразвитостью медицинских знаний. Не меньшее (если не большее) значение имело отсутствие в массовой картине мира установки на тщательное выхаживание детей. Небрежность в отношении к ним, парадоксальным образом уживаясь с материнской любовью, особенно гибельно сказывалась па судьбе новорожденных. Типичное для людей нового времени представление о детях как об «эпицентре» семейной жизни отсутствовало тогда полностью, так же как и новоевропейская концепция семьи в целом.

4. Внутрисемейные связи еще не вполне возобладали над кровнородственными. Возникавшая в результате «разомкнутость» семьи мешала возникновению внутри нее эмоционального климата, способного стимулировать выхаживание больных, немощных или старых. Из-за высокой детской смертности, значительной смертности матерей при родах и краткости жизни взрослых доля бездетных семей не опускалась в каролингское время ниже 20-30%. В результате естественный прирост, видимо, не превышал 0,1% в год. Минимальная для IX в. оценка численности населения Франции (в современных границах) составляла 3-5 млн. человек.

5. Христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание во Франции (как и в других западноевропейских странах) лишь в XII—XIII вв. Только в это время брак причисляется к основным христианским таинствам. В процедуру бракосочетания включается и церковное благословение. Однако для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается достаточно чуждой. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными.

6. В период подъема французского феодализма — в XI-XIII вв.— ситуация изменяется к лучшему. Брачность остается весьма высокой, в частности, в связи с тем, что наряду с распространяющимся церковным браком сохраняются свободные формы супружества. Несмотря на включение брака в число основных христианских таинств, он еще не стал органическим элементом принятой картины мира, не превратился у мирян в непререкаемый внутренний императив.

Примерно с середины XIV в. во Франции начался новый период средневековой истории. Бедствия, связанные с чумой, частыми недородами и войнами, привели к гибели 30—40% населения и обострили внутренний кризис общества. Именно к этому времени относится и перелом в воззрениях на брак. Моногамный христианский брак становится единственной признанной в общественном сознании формой супружества. Все иные его формы, хотя и не исчезают, рассматриваются как отклонения, заслуживающие осуждения.

Резко изменяется отношение к человеческой жизни. В период, когда смерть от болезни или на войне подстерегала всех и каждого, одной из основных ценностей становится здоровье. Сохранение собственного здоровья, выхаживание детей, борьба со старческими недугами занимают все большее место в помыслах людей разного социального и имущественного статуса.

В заключении хотелось бы отметить, что в демографической динамике средневековья можно увидеть не только сухой баланс числа рождений и смертей, но и исполненное внутреннего драматизма борьбу жизни и смерти.

 

Список использованных источников и литературы

Источники:

1.     Августин Аврелий. Исповедь. / Под ред. А.А. Столярова. – М.: Канон + , 1997. – 153 с.

2.     Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание его дочерям // Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV— XV веков. - М.: Наука, 1991. С.93-155.

3.     Кристина Пизанская. Книга о Граде Женском // Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV— XV веков. - М.: Наука, 1991. – С.156-180.

4.     Лирические песни бургундских поэтов и композиторов // Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV— XV веков. - М.: Наука, 1991. – С.1189-220.

5.     Памятники римского права: Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Под ред. Л.Л. Кофанова. – М.: Зерцало, 1998. – 287 с.

6.     «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV— XV веков. - М.: Наука, 1991. - 318 с.

7.     Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения. Часть I. Рождение и становление средневековой Европы. V—IX вв. — М.: Интерпракс, 1995. - 224 с. (Серия «Всемирная история и культура глазами современников и историков»).

8.     Тацит Корнелий . Анналы. Малые произведения. История. – М.: АСТ, Ладомир, 2003. – 992 с. (Серия: «Классическая мысль»).

9.     Тацит Корнелий . Сочинения в двух томах.- Л.: Наука, 1969. – Т.1. Анналы. – 816 с.

10.   Хрестоматия по истории средних веков. Под редакцией С. Д. Сказкина. - Том І. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. – 590 с.

11.   Хроника Фредегара. – М.: Академия, 2007. – 260 с.

12.   Эйнхард. Жизнь Карла Великого. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. – 304 с. (Серия: «Bibliotheca Ignatiana»).

Литература:

13.   Алексидзе А. Д. Мир греческого рыцарского романа. – Тбилиси: Картвели, 1979. – 170 с.

14.   Античная и средневековая идеология: сборник научных трудов. / Под. ред. М.А. Поляковской, В.Е. Майера. Свердловск: Гуманитарный университет, 1984. – 144 с.

15.   Бессмертный Ю. Л. К демографическому положению французской деревни IX в. // Советская этнография. - 1981. - № 2. С.74-79.

16.   Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции.— М.: Наука, 1991.— 240 с.

17.   Бессмертный Ю. Л. К вопросу о положении женщины во франкской деревне IX в. // Средние века. - 1981. - Вып. 44. – С.72-79.

18.   Бессмертный Ю. Л. Мир глазами знатной женщины IX в. // Художественный язык средневековья. - М.: Художественная литература, 1982. - С.83-107.

19.   Бессмертный Ю. Л. Об изучении массовых социально-культурных представлений каролингского времени // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М.: Наука, 1981. - С. 62-76.

20.   Бессмертный Ю. Л. Структура крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. - 1980. - Вып. 43. - С. 44-67.

21.   Блок М. Апология истории или ремесло историка. Пер. с фр. – М.:Наука, 1986. – 256 с.

22.   Блонин В. А. К вопросу о типологии крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. - 1988. - Вып. 51. – С.45-49.

23.   Блонин В. А. К изучению брачно-семейных представлений во франкском обществе VIII-IX вв. // Историческая демография докапиталистических обществ. – М.: Наука, 1979. - С. 77-89.

24.   Блонин В. А. К изучению динамики численности населения на территории Франции IX в. // Средние века. - 1984. - Вып. 47. – С.42-49.

25.   Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века. - СПб.: Евразия, 1997. – 468 с.

26.   Воронова Т.П. «Пятнадцать радостей брака» - французская рукопись XV в. из собрания Государственной публичной библиотеки в Ленинграде // «Пятнадцать радостей брака» и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. - М.: Наука, 1991. – С.328-335.

27.   Габдрахманов П. Ш. Демографическое развитие северофранцузского крестьянства в раннесредневековый период. - М.: Наука, 1988. - С. 55-69.

28.   Габдрахманов П. Ш. Семейные структуры крестьян Шампани IX в.: (По материалам реймсского полиптика) // Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. - М.: Наука, 1985. – С.177-193.

29.   Габдрахманов П. Ш. Структура крестьянской семьи на территории Северной Франции в VIII-XI вв. // Французский ежегодник. - 1987. - С.156-161.

30.   Гуревич А. Я. Большая семья в северо-западной Норвегии в раннее средневековье //Средние века. - 1956. - Вып. 8. – С.11-59.

31.   Дюби Ж. Почтенная матрона и плохо выданная замуж. Восприятие замужества в северной Франции около 1100 года. // Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1996. - С.236-251.

32.   Егер О. Всемирная история. В 4 т. Т. . Средние века / О. Егер. — 3-е изд. испр. и доп. — М.: ACT, Полигон, 2001. 608 с.

33.   Иванов К. А. Средневековый город и его обитатели. – М.: Наука, 1985. – 119 с.

34.   История средних веков. В 2 т. Т. I: Учеб. для вузов по спец. «История»/Л. М. Брагина, Е. В. Гутнова, С. П. Карпов и др.; Под ред. С. П. Карпова. — М.: Высш. шк., 2006. — 495 с.

35.   История Средних веков: От Карла Великого до Крестовых походов (768—1096 гг.) / Сост. М.М. Стасюлевич. — 3-е изд., испр. и доп. — М: ООО ACT, Полигон, 2001. — 688 с. — (Библиотека мировой истории).

36.   История Средних веков: От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476—768 гг.) / Сост. М.М. Стасюлевич. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ACT, Полигон, 2001. — 592 с. (Библиотека мировой истории).

37.   Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Здоровье, 1988. - 120 с.

38.   Культура и общественная жизнь в Средние века. / Под. ред. Л.С. Чиколини. – М.: Наука. – 1988. – 248 с.

39.   Культура и общество в Средние века и раннее Новое время. Методика и методология современных историко-антропологических и социокультурных исследований: Сб. аналит. и реф. обзоров / РАН. ИНИОН; Редкол.: А.Л. Ястребицкая и др. - М.: ИНИОН, 1998. – 299 с.

40.   Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного. Послесл. А.Я. Гуревича. М.: Прогресс-Академия, 1992 — 376 с.

41.   Неусыхин А. И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI—VIII вв. - М.: Наука, 1956. – 350 с.

42.   Осокин Н. А. История средних веков / Н. А. Осокин.— Минск: Харвест, 2003.— 672 с. — (Серия «Историческая библиотека»).

43.   Ронин В. К. Брачно-семейные представления в нарративных памятниках каролингского времени // Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. - М.: Наука, 1988. - С. 90-112.

44.   Серовайский Я. Д. Сообщество крестьян - держателей надела в Сен-Жерменском аббатстве: (К вопросу о структуре крестьянской семьи во франкской деревне IX в.) //Средние века. - 1985. - Вып. 48. – С.16-22.

45.   Федоровой Е.В. Императорский Рим в лицах. - Ростов-на-Дону: Владос, 1998. – 570 с.

46.   Филиппов И. С. Средиземноморская Франция в раннее средневековье. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 320 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.