скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ объема и структуры услуг, предоставляемых ООО "Сибирь-Алтай"

Свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести этот сектор на коммерческий принцип платности услуг был бы искусственным и они не дали бы желаемый эффект.

Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают в отличие от чистых общественных услуг следующими альтернативными свойствами:

·           Индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

·           Исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения какого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.

Немало услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг.

Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально-культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей.

Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристические, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их определенную социальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг.

Таким образом, проблема классификации сферы услуг остается нерешенной. Поэтому для выработки комплексного показателя обеспеченности населения услугами может быть принята следующая классификация: материально-бытовые услуги; торговля и общественное питание; рекреационные услуги и туризм; деловые услуги; финансово-кредитные услуги; социально-культурные услуги; коммунальные услуги; система связи и коммуникации; транспортные услуги.

Следует подчеркнуть, что подавляющая доля услуг имеет смешанную направленность, так как социальная значимость этих услуг несомненна, а поэтому вопрос о классификации услуг является одним из основных методологических вопросов, требующих решения для развития сферы сервиса на мировом уровне. В настоящее время в России действует следующая классификация услуг:

·           Бытовые услуги

·           Услуги пассажирского транспорта

·           Услуги связи

·           Жилищно-коммунальные услуги

·           Услуги учреждений культуры

·           Туристские услуги и услуги средств размещения

·           Услуги физической культуры и спорта

·           Медицинские, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги

·           Услуги правового характера

·           Услуги банков

·           Услуги в системе образования

·           Услуги торговли общественного питания, услуги рынков

·           Прочие услуги

При этом развитие сферы услуг за последнее десятилетие показывает, что наряду со спадами присутствуют подъемы как в количественном, так и в структурном отношении.

Остановимся более подробно на туристских услугах.

Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

• средства размещения туристов (гостиницы и др.);

• объекты общественного питания;

• средства транспорта, обслуживающего туристов;

•объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

• организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88–95% общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые объекты, которые регулярно или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Объекты общественного питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число международных туристов в мире увеличилось с 25 млн. чел. в 1950 г. до 715 млн. чел. в 2002 г., т.е. возросло в 29 раз, что составляет около 7% среднегодового прироста за этот период и что намного выше темпов роста мировой экономики. При этом на долю международных туристов приходится около трети мирового туристского рынка, большую часть которого составляет внутренний туризм. Именно на его развитие сделали ставку многие страны в процессе выхода из кризиса. Расходы населения мира на туризм в настоящее время, по данным ВТО и МВФ, оценивают в сумме около 550 млрд. долл. или по 90 долл. на душу населения, что образует около 8% мирового экспорта товаров и услуг.

Доходы от международного туризма в расчете на одного жителя в 2002 г. составили в Китае – 15 долл., в США – 320 долл., в Италии – 550 долл., во Франции – 630 долл., в Испании – 1000 долл. В России же – немногим более 40 долларов.

Массовость туризма как внутреннего, так и иностранного вовлекает в него все больше любителей активного и спортивного отдыха. От городской жизни люди стремятся в экзотические уголки земли для общения с дикой природой. Экологический и охотничий туризм в мире за последние годы приносит около десятой части доходов туристского бизнеса. О масштабах этой сферы услуг в мире говорит такой факт: в обслуживании туристов занято свыше 100 млн. ее работников. Для многих стран туризм обеспечивает до 10% их годовых доходов.

Развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: он обеспечивает приток иностранной валюты, помогает решать локальные проблемы занятости, стимулирует развитие транспортной сети и инфраструктуры региона, рекреационного потенциала и т.д. Однако бурное развитие этой сферы услуг обостряет противоречие между его масштабами и наносимым ущербом: происходит определенное сокращение для местного населения продовольственных ресурсов, запасов воды, загрязняется окружающая среда. Вот почему при оптимизации развития этой сферы необходимы учет мирового опыта, использование современных методов защиты окружающей среды и других мер сбалансированности экономики. Словом, требуются осмысление всего лучшего, что накоплено мировой практикой в этой области, выявление имеющихся ресурсов и упорядочение нормативной и юридической базы развития туризма.

Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как полагают специалисты ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Развитие именно этого туризма в нашей стране сдерживается рядом факторов, среди которых наибольшее влияние оказывают следующие:

·           недостаточность рекламы и правдивой информации;

·           сложность получения российских виз гражданам иностранных государств;

·           неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса с современным уровнем комфорта;

·           невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;

·           несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

И все же в последнее время развитию туризма в нашей стране уделяется все больше внимания. В частности, постановлением Правительства РФ за №177 от 11. 03.1996 г. принята Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а до этого в 1992 г. принят Закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и издано распоряжение Правительства РФ от 11.07.02 г. 954-р «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года». В названных документах сформулированы правовые основы создания рынка туристских услуг и регулирования отношений при путешествиях по стране и рациональному использованию имеющихся соответствующих ресурсов российского туристского комплекса. В результате в бюджеты разных уровней поступает ежегодно более 6 млрд. руб. налоговых сборов от туризма, которые направляются на развитие в регионах современного конкурентоспособного туристского комплекса для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных услугах и повышение их качества.

Российский туристский комплекс различает такие формы туризма:

·           внутренний (в пределах Российской Федерации) для лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

·           выездной (в другую страну) для лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

·           въездной (в пределах нашей страны) для лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Для обслуживания путешествующих граждан в туристском комплексе страны объединяются предприятия и организации, оказывающие гостиничные, а также массу иных услуг (обеспечение транспортом и связью, организация посещений спортивных мероприятий, спектаклей, концертов, обмен валюты, юридическое и медицинское обслуживание, предоставление гидов и переводчиков и многое другое).

Классификацию туристских услуг согласно ГОСТ Р 50690–2000 можно представить следующим образом:

Туристские услуги, оказываемые потребителям организациями или индивидуальными предпринимателями, включают:

·           услуги туроператора по организации внутреннего туризма;

·           услуги туроператора по организации выездного туризма;

·           услуги туроператора по организации въездного туризма;

·           услуги турагента;

·           отдельные услуги туроператора и турагента;

·           услуги при самодеятельном туризме;

·           экскурсионные услуги.

Туры подразделяют на:

·           оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом и / или лечением на курорте);

·           познавательные (туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях);

·           профессионально – деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок; с выступлениями с лекциями, концертами; с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания);

·           спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охотой и пр., а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях);

·           религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с посещением святых мест);

·           туры с другими целями.

Отдельные услуги туроператора и турагента могут включать:

·           услуги по организации проживания туристов;

·           услуги по организации питания туристов;

·           услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта;

·           услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий;

·           услуги гидов – переводчиков.

Услуги при самодеятельном туризме могут включать:

·           предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.