скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Анализ информационной политики Российского государства

·           определение правил и условий функционирования национального рынка информационной продукции и услуг в новых экономических условиях, способствующих его интенсивному и равномерному развитию по всей территории страны и интеграции в мировой информационный рынок.

Практическая реализация государственной информационной политики во всех ее функциональных и временных аспектах требует развития информационного законодательства как системы взаимоувязанных правовых норм, базирующейся на конституционных принципах федеративного устройства российского государства (Конституция РФ, статьи 1, 5), разделения властей (там же, статьи 10, 11, 12), разграничения предметов ведения и полномочий (там же, статьи 71, 72, 73) и построения единой системы российского законодательства (там же, статья 76).

Информационное законодательство, включающее нормативные правовые акты, целиком посвященные вопросам правового регулирования в информационной сфере, и отдельные нормы по данному предмету в других нормативных правовых актах, является одновременно основным инструментом реализации и одной из основных областей формирования государственной информационной политики. В настоящее время уже принят и действует ряд базовых информационных законов – «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», и других. Однако в последнее время процесс формирования информационного законодательства существенно замедлился, хотя достаточноширокий круг правовых отношений в информационной сфере так и остается не урегулированным. Прежде всего, это касается права граждан на свободу получения информации, ответственности за непредоставление и сокрытие информации, за распространение недостоверной информации и диффамацию, порядка и условий использования информации ограниченного доступа, включая персональные данные, коммерческую, служебную и другие виды тайн, проблем информационного обеспечения формирования гражданского общества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развития средств массовой информации, массовой коммуникации и связи в условиях рыночной экономики, регулирования рынка информационной продукции и услуг и т.д.

Поэтому одной из первоочередных задач является разработка комплексной программы развития информационного законодательства, определяющей его состав и структуру, последовательность и временной график разработки и принятия специальных законодательных актов и отдельных правовых норм, регулирующих весь комплекс информационных отношений. Приоритеты данной программы должны видоизменяться по мере объективных изменений текущих приоритетов государственной информационной политики. В качестве перспективной задачи может быть поставлена задача создания единого Информационного кодекса Российской Федерации.

Задача реализации государственной информационной политики в соответствии с утвержденной концепцией и на основе действующего законодательства является задачей государственного управления, для практического решения которой необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, в системе органов государственной власти должна быть сформирована единая структура, функцией которой является проведение государственной информационной политики. Эта структура должна охватывать все ветви и уровни государственной власти и включать как специализированные органы власти, обеспечивающие регулирование информационной сферы, так и подразделения в иных органах власти, ответственные за информационные аспекты деятельности в сфере их компетенции.

Во-вторых, государственное управление информационной сферой должно быть планомерно обеспечено финансовыми и материальными ресурсами за счет бюджетного финансирования – естественно, исходя из реальных возможностей государства по статье расходов на государственное управление.

В-третьих, проведение государственной информационной политики должно координироваться из единого центра на уровне высшего руководства страны при персональной ответственности одного из высших должностных лиц государства за решение этой задачи.

К сожалению, в настоящее время не только ни одно из перечисленных выше условий в полном объеме не выполняется, но и на уровне высшего российского руководства проведение целенаправленной информационной политики не рассматривается в ряду первоочередных задач государственного управления. Подобное неадекватное отношение к информационной политике приводит к негативным последствиям, существенно отражающимся на всем ходе реформ в России.

Такое отношение государственной власти к информационной политике нуждается в скорейшем изменении. При этом следует учитывать прямую связь регулирования информационной сферы с комплексной проблемой реформирования системы государственного управления.

Настоятельная необходимость в реформе системы государственного управления России определяется тем, что существующая система оказывается неспособной реализовывать и жестко контролировать исполнение законодательных и нормативных актов, принимаемых высшими органами государственной власти, а также эффективно осуществлять оперативное управление теми областями социально-экономической жизни общества, которые частично или полностью находятся в сфере государственного регулирования. Существенную роль играет несоответствие методов и технологий государственного управления новым политическим и социально-экономическим условиям, опережающим по отношению к изменениям системы государственного управления процесс реформ.

Реформа системы государственного управления должна осуществляться на основе законодательного определения функций и задач всех элементов системы, приведения структуры государственного аппарата в полное соответствие этим функциям и задачам, законодательного закрепления прав и обязанностей государственных служащих и внедрения новых технологий государственного управления, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях.

Задачи формирования структуры органов государственной власти, ответственной за проведение государственной информационной политики, и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий во все сферы государственного управления (информатизации государственного управления), хотя по сути и являются организационно-технологическими, должны решаться как первоочередные задачи государственной информационной политики и реформы системы государственного управления. В современных условиях организационно-технологическое обеспечение не только определяет эффективность решения любой задачи государственного управления, но и в целом принципиальную возможность ее решения, особенно в информационной сфере.

Так как в настоящее время именно государственная власть является наиболее обеспеченным материальными и организационными ресурсами потребителем и источником информации, то организационно-технологическое совершенствование информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти является необходимым условием и первым важнейшим шагом к формированию общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единой системы национальных информационных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, а также эффективным стимулом к ускорению развития рынка информационной продукции и услуг. При этом необходимо учитывать тот факт, что по мере либерализации политических, экономических и социальных условий жизнедеятельности общества и государства информационное обеспечение системы органов государственной власти должно усложняться, а не упрощаться.

3.2 Необходимость информационной безопасности в условиях политического и идеологического плюрализма

В настоящее время ярко выражено отсутствие должного внимания к вопросу информационной безопасности в законопроектной работе. Проанализируем основные сложившиеся в теории и законодательстве подходы к решению вопроса информационной безопасности в России. Исследуя юридическую литературу и нормативные источники, мы установили, что в отношении информационной безопасности используется несколько ключевых понятий, на содержании которых необходимо остановиться. Прежде всего это термины «информационная безопасность», «безопасность информации», «защита информации». Все три термина несут самостоятельную смысловую нагрузку, употребляются в нормативных правовых актах, но не все получили юридическое определение. Этимологическая связь понятий безопасности и защиты очевидна. Это нашло отражение и в доктрине, и в законодательстве. Статья 1 Закона РФ от 05.03.1992 №2446–1 (ред. от 02.03.2007) «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закрепленное в период его действия в Федеральном законе от 04.07.1996 №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» определение информационной безопасности раскрывается как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан (ст. 2 Закона). Оба определения фактически предполагают наличие систем защиты, которые и гарантируют безопасность. Но определение информационной безопасности имеет два существенных недостатка. Во-первых, оно не отсылает нас к понятию «угроза», хотя эффективная защита требует обязательного соотнесения с существующими и предполагаемыми угрозами. Во-вторых, объектом защиты называется информационная сфера, то есть некая область отношений, тогда как, очевидно, защищаться должны права и интересы субъектов отношений в той или иной сфере.

Более адекватно понятие информационной безопасности раскрыто в Доктрине информационной безопасности РФ. Здесь это состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества, государства. Доктрина определяет, что относится к интересам личности, общества и государства. Кроме того, в этом документе названы все виды основных информационных угроз и их источники. Таким образом, внимание акцентируется не на защите данных, сведений, информации, а законных правах и интересах субъектов. При этом состояние защищенности предполагает выработку оптимального режима регулирования для сохранения баланса частных и публичных интересов.

Исходя из сказанного, защита информации, очевидно, может рассматриваться только как один из способов защиты прав и интересов субъектов в информационной сфере. Уместным будет применение двух относительно самостоятельных категорий: «охрана» и «защита». Охрана информации это установление ее общего правового режима, а защита – те меры, которые предпринимаются в случаях, когда субъективные права на информацию нарушены. Очевидно, все эти меры применимы только тогда, когда речь идет о закрытой информации. Но в законодательстве, что легко установить, термин «защита информации» употребляется в ином смысле, а именно как предотвращение утечки информации техническими и иными законными средствами. Это происходит не случайно, а в силу закрепления такого значения в ГОСТе 50922–96. «Защита информации». Соответственно, это деятельность, направленная на предотвращение неконтролируемого распространения защищаемой информации в результате ее разглашения, несанкционированного доступа к информации и получение защищаемой информации разведками, а также несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

В литературе, как и в законодательстве, употребляется не только термин «защита информации», но и «безопасность информации». Нельзя трактовать «безопасность информации» только как ее защищенность (защиту). Необходимо понимать этот термин как защищенные условия существования данных на всех этапах их жизненного цикла. Безопасность информации шире, чем защита, и связана с установлением определенных общих правил относительно информации как предмета общественных отношений.

Между тем этот термин имеет легальное определение. Под безопасностью информации (в данном случае речь идет об информации в государственной автоматической системе «Выборы») понимается состояние защищенности информации, находящейся в системе, от несанкционированного доступа к ней, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»). В результате мы должны заключить, что безопасность – это состояние информации в системе, а защита – деятельность, обеспечивающая данное состояние (защищенности). При осуществлении информационной деятельности защищенность информации, особенно в публично-правовых отношениях, является ключевым моментом. В значительной мере от степени защищенности зависит функциональность любой информационной системы, качество формируемого ресурса и даже вероятность фиксирования информации. Ведь блокировать движение информации можно еще на стадии документирования, когда определенные сведения намеренно не фиксируются, следовательно, не включаются в информационный ресурс. Не фиксируя сведения, субъект исключает определенную информацию из легального обращения. В результате снижается степень достоверности информации в системе в целом, поскольку любые данные ложатся в основу создания многих видов производной информации.

Одним из аспектов обеспечения информационной безопасности как составной части безопасности в целом является защита интересов человека от вредного и непредсказуемого влияния со стороны им же созданной технико-технологической субстанции. Это вызывает необходимость рассматривать интересы личности, общества и государства с комплексных позиций защиты от побочных (диссонансных) факторов влияния технологических и организационных систем. Информационная безопасность как одна из систем ограничения диссонансных процессов в обществе призвана не только сдерживать их отрицательное влияние на человека, но и поддерживать в стабильном состоянии общество и государство. В свою очередь государство и его общественные институты призваны обеспечить это сдерживание.

Информационная ситуация в стране в настоящее время является неблагоприятной и даже катастрофической. При этом необходимо отметить, что коммуникативная среда обитания, предназначенная для межличностного общения нормативно не обеспечена. Таким образом, видна необходимость нормативного закрепления права на защиту от информации, в частности и прежде всего от информации, травмирующей психику, и информации на «языке вражды».

Информационный аспект управления системой имеет чрезвычайное значение с точки зрения изучения действительного, а не мнимого состояния системы. Осведомительный вид информации о состоянии системы и среды должен быть в определенных форматах, индексах, в которых сфокусированы количественные показатели о работе структурных элементов. В этом случае точность измерения состояния системы будет наибольшей, а возможность манипулирования (в значении злоупотребления) информацией сведена к минимуму. Это особенно актуально для социальных систем, где дезинформация о работе систем может выглядеть правдоподобно, однако искривленное отражение нередко только углубляет кризисные явления. В практике борьбы с преступностью существовали целые исторические периоды, когда показатели не отражали истинную картину о действительном состоянии правонарушений. Как правило, такие периоды завершались очередными структурными переменами в правоохранительной сфере. Одним словом, обобщенные, наиболее индексированные показатели о состоянии системы дают наилучшую картину ее состояния. Это обстоятельство необходимо учитывать при организации управленческих процессов правового обеспечения информационной безопасности. Когда система только формируется, сделать процесс информирования более адекватным значительно легче, чем тогда, когда система управления уже будет создана.

С другой стороны, правовое регулирование информационной безопасности предполагает создание мощных аналитических структур. Дезинформирование, как и другие способы уменьшения информационной проницаемости среды, должно своевременно анализироваться. Уменьшение проницаемости среды может быть результатом воздействия на нее, сопротивления среды. На наш взгляд, исходя из уровня современной аналитики, информационные системы, в том числе автоматические, должны включать в себя индикаторы достоверности информации. Учитывая риск утраты обратной связи в системе или ее дефективности, анализ реакции среды должен позволять быстро устранять неконструктивные способы и средства воздействия. Сложность состоит в том, что в рассматриваемом случае реакцией среды является увеличение информационной непроницаемости, при этом среда может имитировать достоверность информации. Индикатором достоверности, таким образом, должен выступать информационно-аналитический механизм, действующий в точках сбора информации. Такими точками сбора, например, являются моменты представления информации для фиксирования (документирования) и включения ее в тот или иной информационный ресурс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.